Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона». Изображение природы через мастерство художественного слова. (с. 163-164)




В рассказе «Мещерская сторона» автор описывает один из многих уголков необъятной России, тем самым показывая, какую красоту, какое естественное красочное наполнение остается незамеченным людскому глазу.
Даже обычный дождь благодаря философскому тонкому взгляду Паустовского перестает быть обычным природным явлением, приобретая некую очаровывающую силу и магические свойства. Он становится живим существом, своей мелодичностью звучанья и благодатной влагой дополняя первозданность природы.
Даже такие обыденные на первый взгляд вещи как пение птиц и шум листвы, преображаются у Паустовского в необыкновенное симфоническое действо. Лирика, которой щедро наполнена повесть, воспринимается скорее как стихотворение, что говорит о непревзойденном литературном даре автора.
Паустовский не преследует цели алчного использования красот Мещерского края, он просит разрешение у самой природы любоваться ею, и воспевать ее. На своем примере, автор показывает нам как нужно любить природу, ведь именно в ней заложены те истоки духовных ценностей, которые делают человека внутренне богатым.

Билет 16

1.Сатира. Гипербола. Гротеск. Ирония.

Сатира – это резкое осмеяние отрицательных явлений, общественных пороков, недостатков. Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на преувеличении каких-либо особенностей изображаемого явления.

Гротеск – чрезмерное преувеличение, придающее герою или явлению фантастический, уродливо-комический характер, сочетание реального и фантастического.

Ирония – скрытая насмешка, при которой высказывание противоречит тому, что подразумевается.

Л.Н. Толстой «Детство». Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадание – важнейшее нравственное качество в понимании писателя.

Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи — «Современнике» — появилась его повесть «Детство», в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка.

Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны...».

Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Отношение Николеньки к Иленьке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

 

Билет 17

  1. М. Горький. «Легенда о Данко». (с. 83-90). Художественная идея легенды. Отрывок наизусть (с. 87)

Рассказ "Старуха Изергиль" - романтическое произведение.
Признаки романтического произведения: Яркие образы; Необычная обстановка, особая роль пейзажа; Яркость, метафоричность языка. Автор помогает нам понять истоки превращения весёлых, сильных и смелых людей в слабых, тихих и робких, создавая романтический пейзаж.


Люди в гневе обрушились на Данко, потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его.
В сердце Данко вскипает негодование, "но от жалости к людям оно погасло". Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко.

Имя Данко связано с однокоренными словами дань, дам, дающий. В легенде важнейшие слова гордого человека "Что я сделаю для людей?". Его образ перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие муки ради блага людей.

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест.
Герой М. Горького вносит в жизнь идеи любви и самоотверженности. Он стремиться пробудить в людях истинно человеческие качества, которые под влиянием страха побеждены в них. Однако подвиг Данко - его утверждение нового отношения к жизни, человеку - так по-настоящему и не был понят соплеменниками, забывшими о своём спасителе. Осторожный человек наступил на гордое сердце ногой, и оно, рассыпавшись в искры, угасло.
Горький осуждает трусливых людей, лишённых подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Они утратили человеческое достоинство, стали смиренными, терпеливыми, осторожными.

 

Отрывок наизусть:

- Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал,
освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света
его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же,
изумленные, стали как камни.
- Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа
горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно
качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали
быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.

2. Л.Н. Толстой. «Севастополь в декабре месяце». Ратный подвиг русского солдата. (с.333-354)

«Севастопольские рассказы» — цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым в 1855 году. Рассказы описывают оборону Севастополя. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны.

Впервые известный писатель находился в действующей армии и из её рядов сообщал о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом.

Достоверность и точность изображения жизни осаждённого города были обеспечены не только писательским мастерством автора, но прежде всего тем, что Толстой с ноября 1854 по август 1855 находился в Севастополе и его окрестностях, дежурил в течение полутора месяцев на батарее на Четвёртом бастионе под артиллерийскими обстрелами, участвовал в сражении на Чёрной речке и в боях во время последнего штурма города.
Севастополь в декабре месяце
В первой части Толстой использует второе лицо (на это указывает употребление местоимения «Вы»). Обзор города был взят на основе прибытия в Севастополь Толстого в ноябре 1854 года. Рассказчик принимает читателя (вас); читателю показывается временная больница. Здесь расположено много раненых солдат, с ампутированными конечностями, «одних на койках, большей частью на полу». Там читатель ведёт переговоры с ранеными, испытывает страдания и муки войны. Затем он посещает место, где офицеры и солдаты на обеде слушают фантастические истории о четвёртом бастионе, который вызывает необходимость посетить читателю этот бастион. Толстой приводит читателя к четвёртому бастиону, где он садится в беседу с тогдашним командиром в нескольких метрах от позиций противника. Будучи убежденным в силе города, солдат испытывает любовь к своей стране и осознает свою непоколебимую волю к борьбе, заставляя читателя вернуться в город. Толстой также использует рассказ «Севастополь в декабре месяце» для того, чтобы настроить читателя на чтения рассказов «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года».

 

Билет 18

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...