Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа.

Апреля

Тема: Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности

Предпосылки и основание развития личности: индивидные свойства человека, совместная деятельность, образ жизни. Ориентации исследования развития личности: биогенетическая, социогенетическая и персоногенетическая ориентации.

Представление о формировании личности в концепции А.Н. Леонтьева («первое» и «второе» рождение личности). Представления А.В. Петровского о «рождении» и развитии личности. Культурно-историческая концепция развития личности. Понятия социальной ситуации развития, возрастных новообразований, ведущей деятельности и «зоны ближайшего развития» в концепции Л.С. Выготского. Периодизация развития личности Д.Б. Эльконина. Этапы формирования личности в онтогенезе по работам Л.И. Божович.

Три грани социализации личности: социализация как индивидуализация, социализация как интимизация, социализация как «производство внутреннего плана сознания».

Среда и наследственность в развитии личности. Сущность и виды развития в толковании различных школ психологии. Натуральные и культурные ряды развития личности в онтогенезе (Л.С.Выготский). Концепция двойной детерминации развития личности.

Основания периодизации развития: биогенетические, социогенетические, персоногенетические концепции. Эволюционные и кризисные формы развития и их роль в становлении личности.

Биогенетическая периодизация развития человека. Концепция развития ребенка С.Холла: закон рекапитуляции; фазы развития личности. Психосексуальное развитие.

Социогенетическая периодизация развития человека. Когнитивная ориентация. Основные положения концепции развития морального сознания. Разработка представлений о периодизации развития личности в социальной психологии (А.В. Петровский).

Персоногенетическая периодизация развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона: эпигенетический принцип развития. Положение о психосоциальной идентичности личности как критерия ее зрелости. Роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности.

Жизненный путь человека как история индивидуальности (Б.Г. Ананьев). Влияние жизненного пути человека на личность.

Движущие силы развития личности. Принцип саморазвития деятельности как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии. Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития. (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Положение Узнадзе о функциональной тенденции как источнике саморазвития личности. Выделение функций потребностей, их характеристика и экспериментальное исследование (Потребность во впечатлениях Л.И. Божович), потребности в общении (М.И. Лисина). Перспективы изучения механизмов саморазвития деятельности (В.А. Петровский).

Психологические критерии зрелой личности. Зрелость личности и личностный застой.

 

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, - СПб., 2001.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Смысл, 2001.

3. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.

4. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

5. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2009.

6. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 

 

 


Апреля

Тема: Психологическая защита и совладание - механизмы овладения поведением

Теория механизмов психологической защиты. Технология выявления психологической защиты. Типология личности по Келлерману-Плутчику согласно использованию защитного механизма.

Различные подходы к исследованию стратегий преодоления трудностей. Теория стресса и копинга Р. Лазаруса. Представление о копинг-ресурсах С. Фолькмана: ресурсы личности, ресурсы социальной среды. Особенности копинг-стратегий у людей разного возраста, разного пола, различных типов личности.

Литература

1. Психологическая защита: направления и методы: учебное пособие / Т. В. Маликова [и др.]. - СПб.: Речь, 2008. - 231 с.

2. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / ред. Л. А. Михайлов. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.

3. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.

4. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

5. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

6. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - СПб.: Питер, 2008.

7. Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.

 

 


Апреля

Тема: Личностный выбор, свобода и ответственность.

Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа.

Проблема психологических механизмов самодетерминации и свобода человека. Дилемма свободы-детерминизма применительно к поведению человека. Основные подходы к проблеме личностного выбора, свободы и ответственности в зарубежной и отечественной психологии. Узловые аспекты проблемы свободы и самодетерминации: трансценденция, разрывы детерминации, осознание, инструментальные ресурсы свободы, ценностная основа свободы.

Проблема воли. Личность как субъект регуляции активности, поведения, деятельности. Личностный смысл активности. Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. Волевые процессы и свойства личности. Личность в критической ситуации. Ассертивность личности и уверенное поведение. Подход к волевой регуляции В.А.Иванникова.

Смысловые образования в структуре личности. Представление о смысловых образованиях. Источники смыслов: потребности и личностные ценности человека. Соотношение смысловых образований и сферы значений и понятий. Проблема развития личностных смыслов в жизни человека. Функции смысловых образований. Уровни и виды смысловых образований по Б.С. Братусю. Потребность в смысле жизни.

 

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Смысл, 2001.

2. Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2011.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. - М.: Смысл: Академия, 2005.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007.

5. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.

6. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

7. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2009.

8. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Литература

1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

2. Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2011.

3. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.

4. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

5. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2009.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2008.

7. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...