Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития позитивизма на российской почве




НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ

(4 часа)

Лекция 3

1. Особенности развития позитивизма на российской почве.

2. Органицистское направление.

Лекция 4

3. Географическое направление.

4. Социологическая концепция Н.Я. Данилевского.

Особенности развития позитивизма на российской почве

 

Позитивизм в России был первым большим и влиятельным учением с момента основания социологии до начала ХХ столетия. Он дал отечественной и мировой науке много крупных имен, внесших ценный вклад в теорию и методологию обществоведения.

Главная сила идей О. Конта состояла в отказе от теологии и метафизики. Тем самым:

1) создавался особый настрой на поиски новых путей и средств в изучении общества;

2) вселялась надежда на отыскание для человечества пути к благоденствию.

Основным пафосом интеллектуальной жизни России была вера в науку, в возможность разрешения общественных вопросов, средствами научного знания. Все это делало новое учение в глазах русской публики наиболее адекватным духовной атмосфере времени.

К моменту зарождения на Западе позитивистского учения в России была уже хорошо подготовленная почва для его восприятия:

– здесь сложилась сильная собственная традиция изучения общественно-исторических событий в русле критической школы русской историографии, опиравшейся на идеи Татищева, Болтина и др. Глава этой школы М.Т. Качановский уже в 1809 г. развивал идею трех стадий истории человечества;

– в самом начале XIX века в русле антикрепостнических настроений зарождается русский либерализм;

– некоторые русские люди 30-40-х годов хорошо знали западную литературу, регулярно следили за прессой, свободно ориентировались в европейских событиях. Они отмечали общность умонастроений французского и русского обществ, но при этом видели огромные трудности, которые стояли на пути общественного движения в России.

Содержание нового учения проникало и через естественно-научную литературу, поскольку среди ученых-естествоиспытателей было много приверженцев позитивистской доктрины. Знакомство с позитивизмом расширялось и благодаря большому интересу в России к теориям социалистов-утопистов (особенно к произведениям Сен-Симона).

Первый обстоятельный очерк развития общественных наук в Европе был опубликован в России в 1845 г. Валерианом Николаевичем Майковым (сотрудником Г.В. Белинского) в связи с обсуждением вопроса о законах, управляющих социальными процессами.

!!! В статье не употребляется термин «социология»; ему соответствуют:

– «философия общества»,

– «общая наука о социальных явлениях»,

– «общественная философия».

 

О новой науке – ей предстоит направлять действие общественных сил по пути достижения порядка и прогресса.

Особенности позитивизма в России:

– с самого начала своего появления был представлен в виде нескольких вариантов.

Но – одни были близки к религиозным течениям,

– другие – стояли на противоположных позициях, тяготея к марксизму.

В этом разнообразии оттенков получала отражение реальная картина общественной жизни и общественного сознания в стране, составляющих ту объективную основу, на которой происходила трансформация учения позитивизма на начальном этапе его эволюции.

Что привлекало в позитивизм:

– созвучность интеллектуальным поискам русской студенческой молодежи, стремящейся бороться с идеологической реакцией и архаическими формами деятельности

– приемы мышления,

– его способность с помощью новых методов преодолеть идеализм

В Московском университете к концу 19 века сложилась блестящая плеяда выдающихся ученых-позитивистов:

Н.В. Бугаев,

Ю.С. Гамбаров,

В.А. Гольцев,

И.И. Иванюков,

В.Ф. Миллер,

С.А. Муромцев,

К.А. Тимирязев и др.

Возникавшие в русле позитивизма подходы составили основу для образования крупных самостоятельных направлений в русской социологии:

натуралистическое направление – органицисты П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин;

географическое – выдвигавшее в качестве главного в социологии метод географического детерминизма – А.П. Щапов, Л.И. Мечников;

субъективная школа – П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, С.Н. Кривенко.

Каждое из них претендовало на первенство предлагаемого ими метода.

Более того, были и такие ученые, которые не примкнули ни к одному из этих направлений и разрабатывали свои оригинальные концепции:

этико-социологическая концепция Н.И. Кареева (кроме того, был основателем русской школы философии истории;

генетическая социология М.М. Ковалевского (разработал кроме того основы плюрализма в методологии социологии).

 

Термин «социология» стал появляться на страницах российских изданий в 1850-е годы в значении «философия истории, разработанная на научной почве».

 

В целом позитивистская социология в России – явление самобытное, весьма разноликое, нередко смешанное с другими течениями, – прошла в своем развитии несколько этапов. Созданные российскими позитивистами теории отличаются большим разнообразием решаемых задач и оригинальностью подходов.

 

Натуралистический подход к обществу был характерен для социологической науки на раннем этапе ее формирования, когда в условиях бурного развития и успехов естествознания, особенно биологии, она стремилась широко использовать в обоснование своего предмета не только многочисленные материалы и обширные данные по самым различным сферам природной жизни, но и богатый арсенал естественно-научных методов. Считалось, что такой подход позволит поставить социальное знание и саму социологию на почву строгой научности.

Социологический натурализм (термин введен Н.И. Кареевым) не ограничивается в социальных науках лишь органицизмом, в широком плане он включает все попытки связать напрямую общественную жизнь с природной средой и понять ее с помощью естественных сил.

В качестве методов познания выступали прямые аналогии природа – общество и научные средства, используемые естествознанием.

С этой точки зрения к социологическому натурализму относится и географическое направление – школа географического детерминизма, сложившаяся в России к последней трети XIX века. Под влиянием географического детерминизма формировалась концепция Л.И. Мечникова.

Эта школа в русской социально мысли сложилась из попыток обосновать своеобразие культурно-исторического развития народов, опираясь на географические факторы: климат, почву, систему рек и др.

Географическое направление в России имело свои особенности, новые идеи и не было однозначным.

 

Среди современных ученых-социологов нет однозначной классификации социологических направлений в России.

Так, в рамках академической социологии профессор Владимир Павлович Култыгин отмечает, что в ранней российской социологии были представлены почти все основные направления так называемых «школ одного фактора», кроме расово-антропологической.

Это – механицизм, органицизм, юридическая социология, социогеография, психологическое направление, плюралистическая социология (М.М. Ковалевский), социология П.А. Сорокина.

Механицизм

Распространение механистического направления в мировой и отечественной социологии второй половины века было связано с огромными успехами физических и вообще естественных наук, их влиянием на общественное мнение. Прогрессивно настроенные обществоведы стремились найти социальные закономерности, которые были бы столь же убедительно доказаны научно и столь же применимы для решения практических вопросов общественной жизни. Он в свое время сыграл весьма заметную роль в секуляризации [ лат. – «светский» – освобождение от церковного влияния ] социального знания, освобождении его от излишней идеологизации, мифологизации и мистицизма.

Самым первым русским социологом, активно работавшим и в России, и в Европе, был Александр Иванович Стронин (1827-1889).

Он разрабатывал метод аналогий в социологии. Наиболее известны его книги «История и метод» (1869), «Политика как наука» (1872), «история общественности» (1886), «Природа и люди» (1896)..

Он окончил историко-филологический факультет Киевского университета, работал учителем, занимался революционной деятельностью.

Почему его концепцию можно отнести к механистическому направлению?

Он считал, что структура общества пирамидальна, поскольку для наиболее удачного рассечения пробегаемой среды, согласно законам механики, требуется, чтобы тело было обращено в сторону движения своей наименьшей поверхностью, а для сообщения движущемуся телу наименьшего сопротивления и для достижения наиболее заостренной поверхности геометрия не знает иных фигур, кроме пирамиды или конуса. Вместе с тем без широкого и стабильного основания нет, по законам физики, устойчивости предмета.

Детально проанализировав вертикальное строение общества, Стронин выделяет в нем и горизонтальную структуру, носящую круговой характер. Круговая горизонтальная структура объясняется им тем обстоятельством, что смещение центра тяжести на периферию грозит нарушением равновесия.

В его социологическом учении объединены географический и исторический типы мышления.

Согласно его круговой концепции общества один индивид может одновременно входить в состав нескольких социальных союзов. Союзы, социальные группы и составляют при этом общественные концентрические круги – семью, общину, государство.

 

В русле механицизма разрабатывали концепции социальной механики Николай Воронов («Основы социологии», 1909), Евгений Сперанский, Евгений Спекторский. Л. Винярский предпринял попытку сформулировать математико-функциональную «чистую социологию».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...