Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отмирание демографических кланов




Элитарные

посвящаю

Кланы

ЭЛИТАРНЫЕ КЛАНЫ

Штрихи к портретам

 

штрихи к портретам

2010 IFECAS

 


СОДЕРЖАНИЕ Использованная литература

Абашин С. Н. Зарождение и современное состояние

среднеазиатских национализмов // сайт «Центральная Азия» -

www.centrsia.org, 9 мая 2005 г.

Абрамзон С.М. Формы родо-племенной организации у кочевни-

ков Средней Азии // Труды Института этнографии. Т. XIV, 1951.

C. 152-156.

Абрамзон С.М. Формы родоплеменной организации в патриар-

хальной семье у кочевников Средней Азии // Краткие сообщения

Института этнографии. В. 28, 1957. С. 32-34.

Абхазский архив. ХХ век. В. 1. Сост. С.З. Лакоба, Ю.Д. Анча-

Часть первая. КЛАН бадзе. М., 2003 – 179 с. С. 42.

Антонов А.И., Медков В. М. Социология семьи. (Учебное посо-

Проблемы типологии.................................................................15 бие). М., МГУ, 1996. С. 75-76.

Бир-ата - традиционный клан.....................................................22 Авторханов А. Империя Кремля. Советский тип колониализма.

Отмирание демографических кланов.........................................29 Вильнюс, 1990. С. 48, 54 и др.

Этнос и кланы...........................................................................38 Арифханова З.Х. Роль махалли в возрождении национальных

Исчезновение или адаптация.....................................................51 традиций узбекского народа // Общественные науки в Узбекиста-

не, Ташкент, 1998, N 7.

Арифханова З.Х. Семейная обрядность узбеков Ташкента на ру-

Часть вторая. ЭЛИТА беже двух тысячелетий: постсоветские трансформации // Среднеаз-

таский этнографический сборник. В. V. К 100-летию со дня рожде-

Номенклатурный клан................................................................59 ния Ольги Александровны Сухаревой. М., Наука, 2006. С. 95-107.

Колониальная элита...................................................................84 Афанасьев М.Н. Клиентелла в России: вчера и сегодня // По-

Вопросы генеалогий туркменской элиты....................................94 литические исследования, 1994, N 1. С. 121-126.

Глоссарий Ахвледиани О.М. К вопросу антропологии коренного населе-

ния Аджарской АССР. Батуми, 1957. С. 430.

Батыров Ш. Проблемы малых городов // Туркменская искра,

11 февраля 1986. С. 2.

Бахиа С.И. Абхазская «абипара» - патронимия. (Грузино-

абхазские этнографические параллели). Тбилиси, «Мецниереба»,

АН Грузинской ССР, Институт истории, археологии и этнографии

им. И.А. Джавахишвили, 1986. – 84 с.

Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.,

«Русские словари», 2002. С. 360.

Брусина О.И. «Родовое начало» в обычном праве коче-

вого населения и практика косвенного управления в Турке-

стане // Право в зеркале жизни. Исследования по юриди-

ческой антропологии. М., «Стратегия», 2006. С. 174-189.

 


Брюллова-Шаскольская Н. Пережитки древних форм семьи и Догонадзе И.Д. Семейные династии. М., 2004.

брака у туркмен // Известия Средазкомстариса. В. III, Ташкент, Елистратов В.С. Словарь русского арго (материалы 1980 -

1928. С. 218. 1990-х гг.). М., «Азбуковник», «Русские словари», 2000. С. 36-37.

Бутинов Н.А. Община, семья, род // Советская этнография, N Инал-Ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Су-

2, 1968. С. 93. хуми, «Алашара», 1976. С. 200.

Бушков В.И., Микульский Д. В. История гражданской войны в Кадыров Ш. Из истории естественного воспроизводства населе-

Таджикистане. (Этно-социальные процессы и политическая борьба, ния в Туркмении // ИАН ТССР, сон, N 5, 1981. С. 24-28.

1922-1995).М.,ИнститутэтнологиииантропологииРАН,1996.С.12. Кадыров Ш., Е. Кубасова. О занятости женщин-туркменок в

Веллеков Ч. О болезнях нашего студенчества // Туркменская промышленности // ИАН ТССР, сон, N 5, 1982. С. 49-55.

искра, 24 марта 1926 г. N 68 (401). С. 1. Кадыров Ш. Х. Народонаселение Туркменистана: история и со-

Вишневский А.Г. Идеологизированная демография // Вестник временность. (Вопросы и результаты изучения). Ашхабад, Ылым,

АН СССР, 1991, N 10. С. 15-16. 1986. - 125 с.

Власть элиты в современной России. Сб. ст. Под ред. А.В. Кадыров Ш.X. Из истории социально-демографических обсле-

Дуки. СПб., РАН, 2003 – 416 с. дований традиционного репродуктивного поведения в Туркмени-

Влияние колонизации на формирование политической культуры. стане и соседних с ним регионах // ИАН ТССР, сон 1988, N 4. С.

// Африка. Особенности политической культуры. 1999. С. 28-30. 21-35.

Вся королевская рать // Независимая газета, 21 октября, 2002. Кадыров Ш. О некоторых аспектах социального самочувствия

Губанов Л.С. Этническая элита: специфика и особенности женщин-туркменок // ИАН ТССР, сон, 1989, N 4. С. 90-92.

функционирования в условиях трансформации российского обще- Кадыров Ш.X., В. Е. Радзинский. Некоторые вопросы демогра-

ства (на примере Карачаево-Черкесской республики). Автореферат фии Туркменистана // ИАН Туркменистана, серия общественных

дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог. наук. Новочеркасск, 2007. наук, N 1. 1989 (Дискуссии и обсуждения). С. 21-26.

Галиев А.Б. и др. Межнациональные отношения в Казахстане: Кадыров Ш.Х., Антонов А. И., Радзинский В.Е. Здоровье мно-

этнический аспект кадровой политики. Алматы, 1994. годетной семьи. Ашхабад, «Туркменистан», 1990.

Глумсков Д. Узбекский рецидив... или узбекская свобода // Кадыров Ш.Х. В защиту традиций // СССР: демографический

Эксперт-Казахстан, 10 (36) 23 мая 2005. диагноз. М., Прогресс, 1990. С. 562-563.

Гутнов Ф.Х. Генеалогические предания осетин. Орджоникидзе, Кадыров Ш. Рифы и мифы русификации. «Туркмены» (альма-

1989. нах), 1997, N 2. С. 3-21.

Давлетов Д. Туркменский аул в конце XIX — начале XX Кадыров Ш.Х., Медков В.М. Семья, репродуктивное поведение,

века. Ч. 1. Развитие товарно-денежных отношений в ау- демографическая политика // Мы и наши планы. М., 1987.

лах Закаспийской области, Ашхабад, Ылым, 1977. - 224 с. Кадыров Ш.Х. Самосожжения // Российско-Туркменский Исто-

Джавахадзе Н. Родство и родственные отношения в закрытых рический Словарь. Том 1. Bergen, Budoni Hus, 2001. С. 256.

этнических обществах // Полиэтническое общество и конфликт. Кадыров Ш. Нация племен. М., ИА РАН, 2004.

Тбилиси. Институт мира, демократии и развития, 1998. С. 167-192. Кадыров Шохрат. Русский иллюстрированный словарь быта

Джикиев А. Семья и брак у туркмен юго-восточного побережья туркменских народов в ХХ веке. М., 2008.

Каспийского моря в XIX-XX вв. // ИАН ТССР, 1958, N 2. С. 62-68. Камкия Б.А. К вопросу об источниках обычного права (на мате-

Джикиев А., Мурадов И. О пережитках большесемейных общин риалах Абхазии) // Право в зеркале жизни. Исследования по юри-

приатрекских туркмен в начале XX в. // Материалы по историче- дической антропологии. М., «Стратегия», 2006. С. 134-141.

ской этнографии туркмен. Сб. ст. Ашхабад, Ылым, 1987. С. 47-54. Кандауров А.Н. Патриархальная домашняя община и общинные

Джумагулов А. Семья и брак у киргизов Чуйской долины. Фрун- дома ягнобцев // Труды Института этнографии. Т. III. В. 1. М.,

зе, 1960. С. 16-18. 1940.

6 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 7

 


Караев Б.С. Политический анализ: проблемы теории и ме- Мошкова В.Г. Племенные «голи» в туркменских коврах // Со-

тодологии (Опыт исследования современного центральноазиат- ветская этнография, 1946, N 1. С. 158.

ского общества). М., Институт молодежи, Гуманитарный фонд, Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание (социо-

1994. психологический анализ). М., Российская академия управления,

Кармин А.С. Культурология. Изд. 5-е. СПб, 2009. С. 74-76. Институт государственной кадровой политики и социального

Карпов Г. И. Племенной и родовой состав туркмен. Полторацк управления, 1992.

(Ашхабад). ТССР, Народный Комиссариат внутренних дел Тур- Нарзикулов Р. Двуликий Янус в сердце Азии: некоторые

кменской Советской Социалистической Республики, 1925; IV, 8 итоги 70-летнего развития среднеазиатских республик в составе

с., 9 таблиц. СССР // Восток, 1991, N 5. С. 121.

Карпов Г.И. Калым и его социальные корни // Туркменоведе- Народное образование в СССР. Редакторы: Галкин П. Д., Ку-

ние, N 2-3, февраль-март 1930. С. 29-33. ликов П. И., Устюжанин Д. Л. М., Изд. Академии пед. наук, 1957.

Кениг В. Скотводческое хозяйство у текинцев Ахала во вто- С. 711-715.

рой половине XIX в. // Труды Института истории, археоло- Население мира: Демографический справочник. Сост. В.А. Бо-

гии и этнографии АН ТССР, серия этнографическая, том VI. рисов. М., «Мысль», 1989. С.10.

Ашхабад,1962. С. 244-261. Независимый Туркменистан: 10 славных лет эпохи великого

Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков. По материалам конца Туркменбаши. Ашхабад, 2002. С. 138-139.

XIX – начала ХХ века // Труды Института Этнографии, М, 1959. Овезбердыев K. Семейные отношения у туркмен Мервско-

Том 44. го оазиса в конце XIX — начале XX в. // Исследования по

Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов этнографии туркмен. Ашхабад, Туркменистан, 1965. С. 100-

Средней Азии и Казахстана. Л., Наука, 1969. – 240 с. 133.

Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-гази Овезов Д.M. К вопросу о родовом строе у геоклен. // ИАН

хана хивинского. М-Л., АН МСССР, 1958. ТССР, сон, 1960, N. 4. С. 86-88.

Косвен М.О. Распад родового строя у удмуртов // Ученые за- Отырба А. Дальше падать некуда, пора подниматься! // Новый

писки НИИ народов советского Востока. В. II, М., 1931. день, 13 марта 2009. (Сухуми). С. 2.

Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963. С. Отырба А. Абхазия: народ и власть – параллельные миры //

97-98. Новый день, 27 марта 2009. С. 1-2.

Крюков М.В. О соотношении родовой и патронимической (кла- Пальванова Б. Эмансипация мусульманки. Опыт раскрепоще-

новой) организации // Советская этнография, N 6, 1967. С. 87. ния женщины Советского Востока. М., Наука, 1982. – 304 с.

Краскова В. С. Кремлевские кланы. М., Современный литера- Пилия В. Почему А.Т. Отырба отказался от по-

тор, 1999. - 416 с. ста первого секретаря Абхазского Обкома пар-

Масанов Н.Э. Казахская политическая и интеллектуальная тии? // Республика Абхазия. N 82, 25-26 июля 2006 г. С. 2.

элита: клановая принадлежность и внутриэтническое соперниче- Планирование семьи и национальные традиции // Отв. ред.

ство // Вестник Евразии, 1996, N 1. С. 46-61. Антонов А.И., Кадыров Ш.Х., Цуладзе Г.Б. М., 1988.

Меликашвили Г.А. К вопросу о возникновении классового Плеханов В.П. Основные элементы сельского хозяйства за

общества и государства в Грузии. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.). трехлетие 1925-1927 года // Бюллетень ЦСУ Туркменской Со-

С. 198. юзной ССР, 12, январь 1928 г. С. 29-43.

Мировая экономика и международные отношения, 1992, N 2. Полиэтническое общество и конфликт. Тбилиси, Институт

С. 63-64. мира, демократии и развития, 1998. – 286 с.

Михайлов Ф.А. Туземцы Закаспийской области и их жизнь: Потемкин Ю.В. Модернизация и кризис социальных отно-

этнографический очерк. Асхабад, 1900. шений // Новое и старое в Африканском мире. Противоречия

8 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 9

 


социально-политической модернизации. Материалы 8-й конфе- Торяева Ш.М., Гинтер Е. К., Ревазов А. А., Гарканцева Р. Ф.,

ренции африканистов. М., 2000. С.11, 13. Сотникова Е. Н., Бобкова Е. А. Медико-генетическое изучение на-

Преображенский П.Ф. Разложение родового строя и феодаль- селения Туркмении // Генетика, 1985. Т. 21, N 6. С. 1042.

ный процесс у туркмен-йомудов. (Результаты обследования Сред- Харламов В. Папа Назарбаев. Президент Казахстана на пред-

неазиатской экспедиции РАНИОН 1928/29 г.) // Этнография, стоящих выборах может быть раздавлен не оппозицией, а соб-

1930. N. 4. С. 11-28. ственной семьей // Независимая газета, 26 апреля, 2005.

Прокофьева Ю.В. Институализация политической элиты в со- Хлюпин В.Н. Большая семья Нурсултана Назарбаева. Полити-

временной России (Региональный аспект). Автореферат дисс. на ческая элита современного Казахастана. М., ИАПИ, 1998.

соиск. уч. ст. канд. социолог. наук. Саратов, 2004. С. 16-18. Фейгин М. Чужая война // Новый мир, 1998, N 3. С. 126.

Ротарь И. Таджикская и чеченская смуты: сравнительный ана- Чвырь Л.А. О структуре таджикского этноса (Научная и народ-

лиз двух конфликтов // Независимая газета, 1997, 15 мая. ная точка зрения) // Расы и народы. Современные этнические и

Седякин. Внимание выдвиженцам // Туркменская искра, 5 расовые проблемы. Ежегодник. В. 27. 2001. М., Наука, 2001. С.

апреля 1926 г. N 78 (411). С. 3. 10.

Серебрякова М.Н. Семья и семейная обрядность в турецкой Чижова Н.Н. Генеалогия крестьянского рода XVIII-XIX вв.

деревне (новейшее время). М., «Наука», Главная редакция Восточ- Тверь, 2004.

ной литературы, 1979 - 167 с. Чуркин А.А. Тема и мотивы семьи в «семенной хронике» С.Т.

Скворцова Е. Брать много в долг не хочу (интервью с прези- Аксакова // Русская литература,N 1, 2009. С. 141.

дентом Республики Абхазия С.В. Багапшем // Собеседник, N 15, Язлыев Ч. Динамика племенной организации мургабских

22-28 апреля 2009. С. 6. туркмен на рубеже XIX-XX веков // Этнические процессы и

Смагамбетова Б.Д. Родоплеменной фактор в системе «руково- хозяйство туркмен концы XIX - начала XX веков. Сб. научных тр.

дитель – подчиненный» // Социологические исследования, 1998, Ашхабад. Минвуз ТССР. 1982. С. 85-100.

N 3. С. 20-23.

Смирнов В. Религия + деньги: кто поднял восстание в Анди- Иностранные издания

жане? (Интервью с Вячеславом Смирновым, директором НИИ Alieva Leila and Torjensen Stina. The insignificance of clan in

политической социологии) // Русский журнал, 25 мае 2005 г. Azerbaijan and Kazakhstan. Norwegian Institute of International Affairs

(Беседовал Владимир Голышев). and the University of Oxford, Centrer of National and International

Сокова З.Н. Идейно-политические ориентации африканского Studies (Baku) and Committee on Azerbaijan¨s Integration in Europe.

чиновничества // Африка: особенности политической культуры. (Manus). 2009.

Ученые записки Института Африки РАН. В. 12, М., 1999. С. 121- Bllix Erik Schytte. Karasjokslekter. Katrasjok, DAVVI, 1988.-613 p.

129. Lemarchand Rene. Political clientelism and Ethnicity in Tropical Africa.

Сухарева О.А. Традиции семейно-родственных браков у наро- Competing Solidarities in Nation-Building // The Americal Political

дов Средней Азии // Семья и семейные обряды у народов Сред- Science Review, Vol. 66, Ussue 1 (Mar., 1972). P. 68-90.

ней Азии и Казахстана. М., 1978. Firth R. We, the Tikopia. London, 1938. P. 344-372. Lemarchand

Табейкин А. Семейный подбор кадров в Ашхабаде // Правда, Rene & Keith Legg. Political Clientelism and Development. A

6 января 1938. С. 2. Preleminary Analysis // Comparative Politics, Vol. 4, No. 2 (Jan.,

Ташбаева Т.Х. Современная неразделенная семья в Узбекиста- 1972). P. 149-178.

не: история и эволюция // // Среднеазиатский этнографический Irons, William George. Yomut family organization and inclusive

сборник. В. V. К 100-летию со дня рождения Ольги Александров- fitness // Proceedings of the International Meetings on «Variability and

ны Сухаревой. М., Наука, 2006. С. 209-216. Behavioral Evolution». Rome: Accademia Nazionale dei Lincei, 1986.

Тодуа З. Азербайджанский пасьянс. М., КОН-Лига Пресс, 2001. P. 227-236.

10 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 11

 


Kadyrov Sh.Kh. Some questions on the study of the Turkmen family.

Central Asian Survey (1993), 12 (3). Р. 393-400.

Kadyrov Sh. Demographic development in the Central Asian region

of the USSR // Acta universitis Carolinae, Geographica XXV, 2, 1990.

Р. 29-36.

Lewytzkyj Borys und Mьller Kurt. Sowjetische Kurzbiographien.

Hamburg, 1964. Lowie R.H. Primitive Society, culture and Ethnology,

New York, 1924. P. 229.

Murdock G.P. Social structure, New York, 1949. P. 66, 75.

Palacky F. Geschichte von Bohmen B. 1, 2. Aufl., Prag, 1844.

Sadikov. ”New or traditional?” ”Clans”, regional gruppings and state

in Post-Soviet Azerbaijan. Berliner Osteuropa info, 2004. No. 21.

Shatz E. Modern clans politics: The power of ”blood” in Kazakhstan

and beyond. Jackson School publications in international studies.

(Seattle: University of Washington Press, 2004).

Starr S.F. Clans, authoritarian rulers, and parlament in Central Asia.

Washington D.C., Upsala: Central Asia-Caucasus Institute and Silk

Road Studies Programm, 2006.

Stein Adolf, Aarsth Olav. Kautokeinoslekter. Oslo, 1992. - 471 s.

Strшmstad Alf, Fors Kristian. Slekter i indre Finnmark: de eldste

generasjoner. Hvalstad: A. Strшmstad, 2006. – 704 s.

Teige Ola. Elite I Chritianias. Sosiale og politiske nettverk 1680-

1750. Faculty of Humanitaries, Universitet I Oslo, 2008. – 310 s.

12 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 13

 


Шохрат Кадыров. Элитарные кланы. Штрихи к портретам. Часть первая. КЛАН

Илл., схемы, табл. Глоссарий. (Электронная версия специаль-

но для агентства «Регнум», январь 2010).

Проблемы типологии

Рецензент: доктор истор. наук, профессор, руководитель Центра

цивилизационных и региональных исследований Института Афри- Клановедение элит – малоразработанная тема в социологии,

ки РАН, И.В. Следзевский. в центре внимания которой неформальные корпорации родствен-

ников и роль родственных связей в воспроизводстве и удержании

Ответ. редактор: канд. истор. наук, старший научный сотрудник властных позиций в обществе. Это сфера смежных с историей

Института этнологии и антропологии РАН, О.И. Брусина. социологических исследований. С одной стороны, она опирает-

ся на историю вообще и этнологию в частности, с другой – на

Элитные кланы существуют столько же, сколько есть человек, другими слова- политологию, конкретную социологию и демографию. В рамках

ми, их существование имманентно и закономерно. Как институт они не выми- 1

рают, а постоянно адаптируются к новым условиям. С одной стороны, дружба клановедения политология изучает патронимии элит; а в рам-

между родственниками естественна и понятна, так же как и понятна их взаимо- ках демографии – влияние размеров и состава семьи на ее по-

помощь. В этом нет ничего неэтичного или аморального, напротив, такие союзы ложение в клане, размеров клана на его положение в местном

и взаимоотношения приветствуются у любого народа. С другой стороны, рас- обществе; через этнологию – земляческие, родовые, этниче-

ширение функций такой структуры, когда ее патроны садятся на ключевые го-

сударственные должности, равносильно созданию параллельного легитимного ские кланы; история изучает родословные (генеалогии) кланов.

управления обществом и государством прежде всего в своих клановых интересах. Обо всем этом пойдет речь ниже. Но задачи нашего пионер-

В книге исследован вопрос о социальной природе, метагенетике и демографии ного очерка ограничены. Это скорее междициплинарное эссе,

элитарных кланов Туркменистана, Азербайджана, Казахстана, Грузии, Абхазии, а нежели готовое стройное научное исследование. В нем намече-

также для сравнения – Норвегии и других стран Европы. В приложении - уникаль-

ный туркменский материал о генеалогиях старых и новых элит, биографии «патро- ны лишь контуры кланологии как специфического мультидисци-

нов - клиентов». Среди иллюстраций – редкие фото из личных архивов. Рекомен- плинарного направления в науке. При этом главное внимание

дуется для политиков, ученых, студентов, экспертов международных организаций, уделено метагенетической природе элитарного клана, в ко-

дипломатов, журналистов. Книгу можно приобрести в Москве в книжном киоске тором над прочими формами и принципами сплочения группы

магазина «Восточная коллекция» в Институте востоковедения РАН, а также заказав

главенствует идея кровного родства в конкретной группе людей.

по телефону (Москва: код 007 495 + 9657007).

Забегая вперед, отметим, что, по сути, эти родственные связи

играют второстепенную роль в формировании группы. Человек

© Shokhrat Kadyrov. Clans of Elites. Moscow, 2010, IFECAS.

может иметь десятки и сотни родственников, но не иметь клана,

The book discusses meta-genetics of elite clans of Turkmenistan, Azerbaijan,

Kazakhstan, Georgia, Abkhazia, and, for comparative analyses, of Norway т.е. не вступать с ними в социальные отношения, при которых

and some other European countries. Appendix consists of a unique Turkmen родственные отношения становятся дополнительным, иногда

material on genealogy of old and new elites, as well as “patrons - clients» и самодовлеющим фактором укрепления социальной группы.

biographies. Illustrations include rare photos from personal archives. The book

is recommended for politicians, academics, students, experts from international 1 Считается, что термин «патронимия», как организация родства в се-

organizations, diplomats, and journalists. мейной родственной группе по линии отца не совсем полно отражает ва-

риации кланов. Вместо учета родства по отцовской линии история знает

Фото на обложке: доктор исторических наук Онжик Мусаев целут руку и матрилинейную систему отсчета родственных отношений, например, у

президенту Туркменистана С. Ниязову-туркменбаши. полинезийцев и северо-западных индейцев (см.: Бутинов. 1968. С. 93).

Тем не менее, в большинстве случаев пост-родовая форма представ-

ляла собой главенство партриарха-отца. Это особенно четко видно из

ISBN 82-99932-0-7

определения членов патронимий как «детей одного отца» в среднеазиат-

ском регионе: у казахов – ата баласы, у киргизов – бир аталык балдары,

у туркменов – бир ата.

 


Однако именно это родство и отличает клан вообще и элитар- вень сплоченности метагенетической неформальной корпорации.

ный клан в частности, от остальных неформальных институтов. Несмотря на то, что мы уже много знаем о кланах и элите, объ -

Кланы и в традиционном, и в современном обществах ти- ект нашего изучения - элитарный клан - до сих пор не имеет

пологизируются на элитарные и не элитарные (т.е. демографи- четкого определения. Известно, что такое клан, и что такое эли-

ческие). Что такое элита и клан? Как соотносятся эти понятия? та, но все еще идут споры о том, можно ли называть элитарные

- также одна из тем данной книги. В книге встречается понятие семейства примитивным и даже оскорбительным словом «клан».

«демографический клан». Он отличается от «традиционного» Существует несколько вариантов, в которых раскрывается та или

тем, что в нем может быть много побочной родни, но (из-за вы- иная ипостась феномена элитарного клана.

сокой детской смертности) мало детей. Есть и другие отличия, Цели клана можно назвать эгоцентристскими: обогащение и

например, современные многодетные кланы являются частью защита своих членов, самовоспроизводство демографическое и

городского населения, в то время как традиционные сохраняют- социального статуса, а также расширение влияния на общество

ся в нетронутом виде исключительно в сельской местности. Де- и государство. В современных научных и околонаучных публика-

мографические кланы есть продолжение традиционных, но уже циях под элитарным кланом нередко понимают не просто группу

в современных условиях. По ходу знакомства с книгой читатель родственников, имеющих общее дело, не только неформальную,

узнает о т.н. номинально-традиционной многодетной семье, чем но еще и тайную (непрозрачную), построенную в форме паутины,

она отличается от традиционной и что ее сближает с семьей со- с многоуровневыми связями и размытыми внешними границами

временной. структуру1. Теоретически, члены такой организации не имеют об-

Элита и клан имеют сходство по тяготению к самовоспроизвод- щего хозяйства, могут жить в разных местах, служить в разных

ству своих членов с определенными культурными или социально учреждения, но они родственники и потому почти безоговорочно

статусным признаками, а также по наличию (и даже преоблада- помогают друг другу. На языке советского слэнга быть «клановым

нию) в структуре внутренних связей особого типа неродственных человеком» означало «иметь блат», т.е. иметь где-либо большие

отношений «патрон - клиент». Оба института формируются изби- 2

связи, знакомства.

рательно и стремятся к династийности. И если клан изначально

В книге часто используется словосочетание «метагенетический

- это родня, то и элитарный клан также включает в себя, помимо

клан». В нем, при первом приближении, присутствует оттенок тав-

патрона и клиентов, еще и их семьи. В этом главная причина, по-

чему даже социализированные (искусственные) негенетические тологии. Однако клан как собрание родственников и клан как со-

корпорации с преобладанием неродственных клиентов-партнеров брание генетических родственников - не одно и то же. Клан вклю-

нередко же именуются кланом, т.е. организацией, в структуре ко- чает в себя и родственников по боковым линиям, родственников

торой важное место занимает «генетическое» ядро – родствен- жены и саму жену, искусственно породненных, усыновленных и

ники - прямые наследники или долевые хозяева собственности удочеренных членов клана. Отсюда возникает необходимость в

патрона корпорации и его партнеров-клиентов. употреблении термина «метагенетический клан», который по-

Русское слово «клан» (от кельтского clann) означат род или нимается нами как устойчивое сообщество прямых, непрямых и

группу родственников, мини-род, объединенный хозяйственными условных, номинальных родственников.

узами. Кстати, исконно русские понятия «род», «родинка», «ро- Мы отделяем понятие метагенетический клан, с одной стороны,

жать» показывают нам, что первоначально понятие «родина» от чисто социальных корпораций неформального происхождения

было связано не с территорией, а с кровным родством, т.е. при- (духовных, экономических, политических, земляческих), а с другой

надлежностью человека к клану. (при нарушении экзогамии) - от генетического клана, в котором нет

В широком смысле – это не только и столько родственники, а строгих запретов на брачные связи между родственниками.

люди, солидарные в решении различных проблем2. Такие группы

называются кланом (родней), чтобы подчеркнуть высокий уро- 1 Прокофьева Ю.В. 2004. С. 16-18.

2 Возможно, от немецкого арготического platt – свой, заслуживаю-

2 Большой иллюстрированный словарь, 2002. С. 360. щий доверия. См.: Елистратов В.С. 2000. С. 36-37.

16 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 17

 


освещают новые аспекты функционирования и развития обще-

ства, служат базой для типологизации кланов и понимания их

роли в структуре общественных отношений.

* * *

Рождение и воспитание детей – главная функция институ-

та семьи. В жизни собственно клана дети почти не принимают

участия до тех пор, пока не достигнут брачного возраста. Тем не

менее, большое число детей является первой ступенькой к фи-

лиации брачной пары в самостоятельную патронимию и затем в

отдельный клан путем консолидации вокруг такой семьи других

родственников. Исторически первым условием, предпосылкой

превращения семьи в клан за счет внутренних ресурсов, не при-

бегая к помощи извне, является многодетность родителей. Боль-

шая многопоколенная неразделенная семья является звеном в

перерастании традиционной семьи в элитарное семейство.

Исторически патронимия возникала в древности из-за необхо-

На фото: коллективное приготовление праздничной пищи в Северном

димости оформления права собственности родителей на детей.

Туркменистане. Слово «газаны бир» в туркменском языке означает

Можно предполагать, что начало этому было положено неолити-

«семья», а в буквальном переводе - «люди, едящие из одного котла».

ческой революцией. Она, как известно, ознаменовала переход от

1960-е гг. Архив Г.П. Васильевой.

присваивающего к производящему хозяйству и вызвала бурный

рост численности населения (первый «демографический взрыв»).

Метагенетические группировки в политической и других сферах

В результате, внутри родовых общин кристаллизовались патрони-

жизни общества и государства нельзя недооценивать, ибо, по на-

мии, жизнеспособность которых во многом определялась их много-

шему убеждению, кланы, элиты, элитарные кланы невозможно уни-

детностью. Детей следовало бы считать одним из первых объектов

чтожить. С ними нужно не столько бороться, сколько считать- ся

1 частной собственности древнего человека. Институт семьи – это,

и даже легитемировать, передав им часть функций государства.

прежде всего, право на родительство и патронирование, основан-

Именно в результате незавершенности процесса институализации

ное на праве отцовства и табу для женщин, огранивающих их сек-

характерной особенностью современных элитарных кланов явля-

суальные и репродуктивные отношения только одним мужчиной.

ется параллельное использование клиентальных и персоналист-

2 Таким образом, возникло право мужчины не только на детей, но и

ских сетей, которые зачастую вытесняют формальные институты.

на эксклюзивное владение женщиной (женщинами при полигинии).

А начинать следует с того, что учитывать патронимии при про-

ведении (во всяком случае) выборочных переписей населения, Родственники, дети, внуки, невестки и другая родня – это пер-

проводить собирание материалов для исследования кланов эли- вые клиенты патрона клана. Через многодетность расширялась

ты как сложившейся, так и потенциальной. Не случайно, значи- первичная ячейка клана во главе с патриархом, для нее наиболее

тельную часть данной книги составляют схемы родства кланов характерна традиция уважения, послушания, подчинения этому

нового и новейшего времени, а также биографии их членов. патриарху со стороны его же сородичей, соседей, общества в

Эти материалы, дополненные новыми источниками, открывают целом. При прочих равных условиях у многодетной семьи всегда

возможность ретроспективного изучения клановой жизни элит, больше предпосылок и мотивации стать кланом, чем у малодет-

ной. Они состоят не столько в числе метагенетических родствен-

1 По этой теме см.: Камкия Б.А. 2006. С. 134-141.; Брусина О.И. ников, сколько в том, что многодетная семья, особенно в городе,

2006. С. 174-189. не получает достаточной помощи. Она вынуждена искать свои

2 Прокофьева Ю.В. 2004. С. 16.

18 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 19

 


особые способы существования и конкурирования с малодетны- нем может осуществляться как путем полигинии (многоженства),

ми семьями. Причем в тех случаях, когда малодетная семья про- так и вне брака, посредством внебрачных половых контактов,

бивается вверх по социальной лестнице быстрее, она становится в условиях, когда многоженство морально осуждается или за-

«заложницей» окружения многодетных родственников, которые прещено законом. Однако эта специальная тема «благородных

обращаются к малодетному, социально более мобильному, па- любовниц и их друзей» и возникающих при этом неформальных

трону за помощью и, в свою очередь, расплачиваются за эту по- патронажно-клиентальных связей не входит в круг нашего иссле-

мощь всевозможными услугами. дования. Напомним только, что внебрачные связи это не только

Чувствоколлективизма,вырастающеенаклановойсолидарно- вопрос удовлетворения человеком своих естественных желаний,

сти, забота старших о младших и подчинение младших старшим, но и попытка решения проблемы дополнительного доминирова-

патриархальные традиции, уважение к предкам, взаимовыручка ния (патронирования), и не обязательно мужчины, но и женщины

и взаимопомощь, коммуникабельность и приспособляемость к над мужчиной. Этим, кстати, также отличаются демографические

жизненным трудностям развиты в многодетной семье сильнее, кланы от традиционных, в которых, с одной стороны, прелюбо-

чем в малодетной. Последняя больше ориентирована на внеш- деяние жестко карается, но санкционирована полигиния (реже

нюю помощь государственных институтов, чем на внутренние полиандрия).

клановые ресурсы. Отмеченные выше качества многодетной се-

мьи играют не главную, но важную роль для развития кланов и На фотогравюре: представитель высшей элиты туркменов-ахалтеке

их сплоченность. Именно многодетная семья воспитывает в че- Махтумкули-хан. Конец XIX века.

ловеке знание своей родословной, ближних и дальних родствен-

ников, понимание структуры отношений и роли большой родни.

На этот счет у многих народов существует богатая терминоло-

гия1. Именно для таких семей характерны шумные торжества и

прочие коллективные церемониалы, на которые несколько раз в

году собираются сотни представителей родственных семей2.

Втрадиционномобществеглавноеусловиепревращенияпатро-

нимии в элитарное семейство – не дети, а взрослые, обладающие

определенным статусом боковые родственники и свойственники.

Войти с ними в связь можно по-разному, в том числе и путем бра-

косочетания своих детей. И чем больше детей, тем больше таких

родственников. Не случайно в традиционной системе кланового

родства огромную роль играет институт свекра-свекрови, если по-

норвежски, – свигеря-свигерины, т. е. брата невесты-мужа или се-

стрыневесты-мужа.Причем встароевремяэтоттерминвНорвегии

покрывал значительное большее число родственников – ближай-

ших, после жены или мужа, представителей породненных кланов.

Другими словами, клан - это, как правило, не одно семей-

ство, а альянс (брачный), как минимум, двух семей. Более того,

в отдельных случаях, укрепление клана и позиций патрона в

1 Кадыров Ш. 2008.

2 Арифханова З.Х. 2006. С. 104-105.

20 Шохрат Кадыров Элитарные кланы. Штрихи к портретам 21

 


линии). К членам клана принадлежат родственники духовные, мо-

Бир-ата - традиционный клан лочные, родня крестного отца (кавор - арм., натлия – адж.), усы-

новленные и удочеренные дети и т.п. У таджиков в патронимию

включаются не только живущие, но и умершие родственники муж-

Бир-ата - традиционный клан

чин и их жен с целью определения общего предка семей, состав-

ляющих клан3. В Аджарии искусственное родство приравнивалось

Кланы явление универсальное. Их можно найти в самых раз- к кровному и на таких родственников распространялось правило

личных типах обществ и ареалах мира. Сильные позиции сохра- экзогамии вплоть до седьмого колена. Это не отменяло градации

няют кланы мультимиллионеров в США, Бразилии, Аргентине, из- на главных и второстепенных членов патронимии. В Осетии чело-

древле известны братства Черногории (Монтенегро), в прошлом на века, рожденного от побочной жены номылус или кумаяг называ-

Руси большое влияние имела семейно-родственная группа под на- ли специальным термином кавдасард. Номылус обычно рожала

званием вервь. Нечто аналогичное у туркменов называлось гарын- ребенка в хлеву. «Гостя» клана определяли именем фарсаглаг

дашлар (букв. единоутробники или соутробники) объединенные в («примыкающий», «сторонний человек»)4.

структуру бир-ата - типичный традиционный клан, состоящий из Издревле культура клана-семьи развивалась с оглядкой на

малых патриархальных семей - патронимий (машгала). Бир-ата у референтную для клана родовую группу. Выделение патрони-

туркменов предсталяла собой группу родственников (гарындаш- мии из рода исторически было заявкой супружеской пары стать

лыр) одного предка до 3-5 поколений. Такая структура нередко но- новым родом. Так, по старотуркменским представлениям род –

сила имя этого предка (ата). Численность членов бир-ата достигала это тоже семья, только большая, а по современным – семья есть

200 человек, но обычно составляла 40-60. В состав бир-ата входи- маленький род. Авторитет семьи в родовой группе определялся

ли и разорившиеся родственники, а также рабы. Селились компак- прежде всего ее размерами. Такова же была природа авторитета

тно аулом - бир-ата оба. При этом семьи жили на расстоянии друг рода в племени, а племени - в составе этноса. Традиционная се-

от друга. Отделившийся сын менял тамгу для клеймления скота, мья идентифицирует себя с родом и, одновременно, находится к

она была модифицированным вариантом отцовской тамги. Бир- нему в оппозиции, конкурируя с ним за право называться родом.

ата входили в самое мелкое этническое подразделение тире. Из Поэтому семья в традиционном обществе ориентируется на мак-

тире состояли уруги, из уругов - та

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...