Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап первый. Различение звуковл-р изолированно, в слогах и словах. Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков л — р




ЭТАП ПЕРВЫЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВЛ-Р ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков Л — Р

Возьми картинки-символы звуков Л и Р из Приложения 1. Внимательно послушай
и запомни, как гудит корабль (Л) и рычит мотор самолета (Р).

Обрати внимание на характер звучания (когда говорим Р, язык дрожит; когда гово­рим Л, язык не дрожит).

Показывая поочередно на разные картинки-символы, громко, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 6-8 раз.

Дифференциация звуков Л — Р в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

При затруднениях следует использовать в качестве зрительной опоры картинки-сим­волы из Приложения 1 или так называемые жестовые символы (на звук Р язык дрожит, делаем мелкие вибрирующие движения кистью правой руки; на звук Л язык не дрожит, делаем плавное движение рукой справа налево).


ла-ра ло-ро лу-ру лы-ры


ра-ла ро-ло ру-лу ры-лы


ла-ра-ла ло-ро-ло лу-ру-лу лы-ры-лы


ра-ла-ра ро-ло-ро ру-лу-ру ры-лы-ры


Дифференциация звуков Л — Р в прямых слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

ла-ро                         ру-ла                         лу-ры-ла                    ро-лы-ру

лу-ры                        ры-ло                        лы-ра-лу                    рэ-лу-ро

лы-ра                        ра-лы                        лэ-ро-ла                     ра-лу-ры

лэ-ро                         ло-ра-лы                   ры-лу-ро                    ру-лы-рэ

Дифференциация звуков Л — Р в словах. Формирование навыков звукового анализа

Возьми картинки со звуками Л и Р в названиях из Приложений 14 и 15, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков Л и Р из Приложения 1. Бери по од­ной картинке и клади рядом с подходящим символом, называя звук Л или Р, который спрятался в каждом слове.

Дифференциация звуков Л — Р

в самостоятельно образованных сочетаниях слов.

Развитие навыков словоизменения

Разложи картинки объектов из Приложений 14 и 15 и мальчика с девочкой из При­ложения 2. Представь, что мальчика зовут Рома, а девочку Лора и у них есть некото­рые изображенные объекты. Выбери 8-10 картинок и расскажи, что есть у Ромы и Лоры.

Например: У Ромы и Лоры есть свекла и помидоры.

Дифференциация звуков Л — Р в словах с подобным звучанием

Глядя на картинки-символы из Приложения 1, назови один из двух звуков Л илиР, спрятавшийся в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.

Лучи — ручьи.                                       Плуг — пруд.

Руки — лунки.                                       Брошка — блохи.

Лоза — роза.                                          Ждал — дар.

Рамка — лавка.                                    Колонны — короны.


Шуруп — тулуп. Челка — терка. Костер — котел. Гроза — глаза. Полка — корка. Мелкий — мерка.


Балка — сварка. Пар — упал.

 Икра — игла. Крошка — плошка Рыбка — улыбка. Укрыть — уплыть.


Дифференциация звуков Л — Р в словах, отличающихся одним звуком

Повтори за взрослым пары похожих слов, которые отличаются только одним зву­ком. Затем, прослушав первое слово, мысленно замени в нем звук Л на Р или наоборот. Значение незнакомых слов уточни.

 В случаях затруднений необходимо послушать каждое слово из пары и, глядя на кар­тинки-символы, назвать содержащийся в нем звук Л или Р.

Лак — рак. Розы — лозы. Рука — Лука. Пир — пил. Блошка — брошка. Свалка — сварка. Телка — терка. Пров — плов.

Рама — лама. Лов — ров. Ложки — рожки. Ложь — рожь. Жар — жал. Игра — игла. Стар — стал. Жар — жал.

Рама — лама.                                         Лак — рак.

Лов — ров.                                              Розы — лозы.

Ложки — рожки.                                     Рука — Лука.

Ложь — рожь.                                         Пир — пил.

Жар —жал.                                              Блошка — брошка.

Игра — игла.                                           Свалка — сварка.

Стар —стал.                                            Телка —терка.

Жар — жал.                                             Пров — плов.

Дифференциация звуков Л — Р в разных словах словосочетания

Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза. Глядя на картинки-символы из При­ложения 1, назови звук Л или Р, который спрятался в каждом слове.

Первый класс. Махровое полотенце. Концертный зал. Пограничная полоса. Кра­сивые глаза. Розовое мыло. Спелый виноград. Озеро Байкал. Жаркий полдень. Ровные столбы. Прозрачное стекло. Голубая рубашка. Городская площадь. Белый георгин. Веселый праздник. Родное слово. Крутой склон. Пологая крыша.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в одном слове

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори слова по 3—4 вместе в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Акварель, апрель, верблюд, вертолет, глухарь, грелка, журнал, зрители, играли, иллюстрация, календарь, карусели, кресло, кролики, ларек, лекарство, леопард, лесорубы, люстра, маляры, мармелад, орел, прыгалки, прялка, рельсы, ролики, роль, рояль, рулет, руль, рыболов, слесарь, словарь, спортзал, стрелка, тарелка.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВЛ-Р В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в предложениях, составленных по опорным словам

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Используя пары слов, составь о детях предложения.

Например: Лара долго переключала телевизор с программы на программу и никак не могла найти передачу о верблюдах.

Зеркало — смотрела. Тарелка — приготовила. Вертолет — играл. Мармелад — попросил. Стрела — пролетела. Зрители — кресло. Грелка — лекарство. Маляр — спортзал. Леопард — перепрыгнул. Ныряли — соревновались. Лекарство — по­пробовала. Телевизор — переключала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...