Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как особого вида деятельности




 

Авторский коллектив, составивший учебник «Основы социальной работы» (ред. П.Д. Павленок, 2002 г.), отмечает: «Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить»[8]. Социальная работа – это вид профессиональной деятельности, цель которой состоит в проведении социальных преобразований в обществе в целом и в его отдельных группах.

Социальная деятельность представляет собой целостную систему и, как и любая другая, имеет свою структуру. Компоненты этой системы могут быть представлены в виде следующей схемы:

Цель
Схема 1.1.

 
 

 


Объектами социальной работы являются различные группы населения, трудовые коллективы, организации, отдельные люди, нуждающиеся в социальной защите: например, старики и пенсионеры (в современной России – до 35 млн. чел.); инвалиды и тяжелобольные (свыше 6 млн. чел., из них детей – более 500 тыс. чел); дети, оставшиеся без попечения взрослых и т.д.

Субъекты социальной работы – люди и организации (федеральные, республиканские, региональные, местные органы и учреждения социальной защиты населения, негосударственные и коммерческие учреждения социального профиля, социальные работники разных уровней в том числе и работающие на общественных началах), ведущие ее и ею управляющие (в России – до 5 млн. чел.).

Содержание социальной работы вытекает из ее функций: информационной, связанной со сбором информации об объекте; диагностической, целью которой является оценка объема, вида, форм, физических, временных и экономических затрат, необходимых для оказания помощи; прогностической, направленной на формирование социальных ожиданий, перспективное планирование и накопление необходимых ресурсов; организационной, предполагающей рациональное распределение имеющихся в распоряжении ресурсов (не только экономических, но и духовных, социально-политических и др.); психолого-педагогической, предполагающей активизацию психотерапевтических и педагогических ресурсов для изменения положения нуждающихся в помощи и т.д.

Дополнительно к обозначенным выше можно выделить предупредительно-профилактическую (или социально-терапевтическую), правозащитную, коммуникативную, социально-медицинскую и рекламно-пропагандистскую функции, суть которых понятна уже исходя из их названия.

Средствами социальной работы являются предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели социально направленной деятельности.

Методы социальной работы представляют собой систематизированный свод правил, последовательности действий, позволяющие реализовать ее цель.

Цель социальной работы – оптимизация жизни объекта (человека или социальной группы), что достигается на основе идеального представления об объекте после того, как социальный работник выполнит планируемые действия по оказанию помощи.

Из приведенной схемы отчетливо видно, что социальные работники не только оказывают непосредственную социальную помощь, но и участвуют в планировании, анализе, реализации, оценке и совершенствовании социальной политики. Они осуществляют деятельность в разных секторах социальной жизни, используя при этом различные методологические и методические подходы.

Социальная работа имеет пять аспектов, каждый из которых, хотя и может анализироваться отдельно, но все же составляет часть единого целого:

1. Географический аспект. Здесь имеется в виду, что деятельность социальных служб осуществляется в рамках определенных границ: учреждения, страны, административной единицы и др.

2. Политический аспект. Политическая система, функционирующая в каждой стране, обладает своеобразием и достаточно жестко влияет на условия осуществления практической деятельности социальных служб.

3. Социально-экономический аспект прежде всего подразумевает активность, направленная на достижение определенных условий жизни, на выдвижение в престижные слои стратификационной системы общества, а следовательно, и на более выгодные позиции в трудовой деятельности, в удовлетворении потребностей в здравоохранения, образовании и социальном обслуживании. При этом в общественном сознании имеют место различные представления о справедливом распределении имеющихся социально-экономических ресурсов, что в значительной степени влияет на уровень социального согласия.

4. Культурный аспект, включает традиции, убеждения, социальные надежды, ожидания и уровни культурного развития отдельных социальных единиц: индивидов, семей, социальных групп. Особенности социального зависят от того, насколько выражены в данном общественном сознании дискриминационные тенденции, которые, в конечном счете, наносят ущерб существованию общества.

5. Духовный аспект. Система духовных ценностей, существующая в любом обществе в любом обществе, должна быть принята во внимание. При этом учету подлежат не только ценностные установки клиента, но и, что не менее важно, ценностные установки самого социального работника. Однако в социальной работе методологическим по характеру моментом является не столько поиск различий в ценностным системах, сколько поиск того, что объединяет духовные устремления людей. В духовной истории человечества этико-нормативное ядро, базовые нравственные программы различных культур, религий и философий в основном совпадают. Если акцентировать внимание на личности, например, транслирующей духовные ценности, то мы сталкиваемся с разнообразием субъектов (здесь и христианский Бог, и мусульманский Аллах, и легендарный учитель Будда, и философский разум …). Когда же исследуется духовная суть того, что пытаются донести «мессии», какие этические цели они преследуют, то мы, безусловно, обратим внимание на удивительное однообразие. Философские и религиозные идеи разделяют людей, моральные законы объединяют их[9].

Указанные пять аспектов обеспечивают связанность и последовательность работы социальных работников (осуществляется она в крупных или мелких масштабах, на глобальном или местном уровнях), укрепляют солидарность и повышают духовную и социальную энергию тех, кто присоединяется к делу защиты прав человека, создают предпосылки институциализации социальной работы. При этом следует иметь в виду, что постепенно социальные работники отказываются от доминирующей позиции своеобразных «адвокатов бедноты и обездоленных». Они стремятся гармонизировать общество (кстати, иногда даже экономически вполне благополучное, но имеющее ряд весьма сложных социальных проблем), положительно влиять на систему межличностных и групповых отношений.

В ряде стран и обществ они стремятся придать своей деятельности политический характер и активно защищают интересы отдельных лиц и групп (например, национальных меньшинств). Зачастую социальные работники вынуждены выступать в качестве посредников между людьми и государством или другими органами, отстаивать справедливость и обеспечивать защиту в случаях, когда принятые государством меры в интересах всего общества угрожают правам и свободам отдельных лиц или групп (к примеру, при разлучении ребенка с родителями; отказе в помощи; при помещении пожилых людей или инвалидов в соответствующие учреждения или при решении жилищных конфликтов, которые приводят к тому, что человек становится бездомным).

Изменение положения и возможностей социальных служб в современном обществе неизбежно оказывает значимое влияние на методы социальной работы. Например, с середины восьмидесятых годов классические методы социальной работы (связанные преимущественно с индивидуальной помощью) были дополнены групповой терапией, работой в общине и другими подходами: психологическими и техническими приемами. Успешно развивались и диагностические технологии, базирующиеся не только на опыте деятельности самих социальных служб, но и адаптировавшие диагностический арсенал медицины, психологии, социологии.

Развитие общества, расширение «поля деятельности» социальных служб потребовало значительного усиления правовой, психологической и терапевтической подготовки социальных работников и социальных педагогов. Классические, опробованные многовековой практикой методы социальной помощи уже не могут обеспечить все разнообразие деятельности современного социального работника и социальных служб.

Квалификация социального работника должна позволять ему делать проблемный анализ социума, улицы, изучать повседневную жизнь клиента и его действий в ближайшем окружении, наряду с использованием приемов психолого-терапевтического плана организовывать методы целенаправленной кооперации клиентов в открытых системах с различными партнерами (от группы самопомощи до органов коммунальной политики) и на различных уровнях: к примеру, методы семейной терапии, основанные на теоретических концепциях психоанализа, системного подхода, коммуникативного учения и др.

Для решения этих задач в западных специальных высших школах социальной работы предпочтение стали отдавать формам и методам групповой работы, групповой терапии и работе в общине. К началу семидесятых годов удельный вес социальной групповой работы в профессиональной деятельности социальных работников и социальных педагогов составлял только 15%, а доля работы в общине была еще меньше – лишь 11%, в то время как индивидуальная социальная помощь составляла 3/4 объема всей работы. По отзывам некоторых источников [3; 9; 15; 22] ситуация постепенно изменяется. В практике обучения социальных работников классические методы органично сочетаются с новыми.

При этом в практике групповой социальной работы было принято различать группы по определенным признакам: по характеру членов группы, например по возрасту (детские группы, группы пожилых), по полу (женские или мужские группы), по социальным критериям (группы матерей, группы обучающихся и т. п.); по характеру проблемы, что служит критерием для групповой терапии и касается всех членов групп (например, группы психически больных, группы риска, заслуживающих наказание; группы детей из неполных семей, группы вдов и т. п.); по виду программы (например, дискуссионные группы, группы мастеровых, спортивные группы и т. п.); по целевой направленности групп (например, группы, ориентированные на образование, трудовые и политические группы, досуговые группы и т. п.). Участие в группах, как правило, предусматривается на добровольных началах, кроме групп осужденных в тюрьме, участие в которых для их членов обязательно.

В практической деятельности используются и другие критерии для групп, например, формальные или неформальные группы, временные или долгосрочные, гомогенные или гетерогенные. Кроме того, группа может быть определена и по количеству ее членов, по характеру контактов участников (дружественные, противоборствующие), по структуре (ролевая система или подгруппы), системе принятых правил и норм, по функциям, целям и задачам и т. п. Социальная групповая работа как форма и метод социальной деятельности широко используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта, для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. При этом признается, что для компетентного использования этого метода требуется особая, целенаправленная профессиональная подготовка специалиста[10].

В связи с некоторым улучшением социально-демографических условий в западном мире наблюдается определенный рост продолжительности жизни и, соответственно, усиление внимания в процессе подготовки специалистов к проблемам работы в среде пожилых людей. Пожилые в большей степени подвержены резким изменениям физической и социальной среды, чем молодые, они более чувствительны к холоду и жаре, чаще живут в худших жилищных условиях, оказываемая им медицинская помощь часто отличается низким качеством. Компетентность социального работника в этом случае должна позволить ему вмешательство в следующие пять областей: информация пожилых людей о развивающихся при старении внутренних процессах, об источниках социальной поддержки и др.; влияние на жизненный стиль пожилых – пропаганда физической, интеллектуальной и духовной активности, правильного питания и гигиены; облегчить негативные состояния пожилых людей в соматическом, экономическом, психологическом (эмоционально-интеллектуальном), социальном и др. планах; воздействовать на окружающую пожилых людей среду, в том числе на социально-политические процессы, по возможности сдерживая негативное влияние социальных, экономических и политических факторов на функционирование и благополучие пожилых; активизацию способностей к самопомощи, что достигается путем обучения пожилых необходимым знаниям в области самонаблюдения для раннего выявления заболевания и применения приемов самопомощи. Результаты геронтологического ухода заключаются в общем смысле в успешном управлении изменениями, наступающими в позднем периоде жизни, эмоциональном благополучии, обретении новых навыков и ролей, новых отношений и способностей, жизненных установок. Все это настоятельно требует углубленной подготовки специалистов по указанным направлениям.

В советскую пору некоторые функции социальной работы выполнялись организациями, находящимися в ведении четырех Министерств – Образования, Здравоохранения, Соцобеспечения и Внутренних дел. Определенные функции брали на себя комсомол, профсоюзы, а также ряд общественных организаций (например, Всесоюзное общество инвалидов). Вся эта система государственной и общественной поддержки была разобщенной и финансировалась по остаточному принципу, что существенно снижало ее эффективность.

Социальная работа в виде специального социального института за рубежом существует не одно десятилетие, но в отечественный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Госкомвуза квалификационная характеристика «Специалист по социальной работе» была введена только в 1991г. Дело в том, что последнее десятилетие минувшего века было ознаменовано принципиальными по характеру изменениями в социальных отношениях, политике, экономике, культуре страны. В 1990-е годы быстрыми темпами развивается сфера социальных услуг в рамках Минтруда РФ. Минобразования РФ вводит должность социального педагога в общеобразовательной школе и в специальных учебных заведениях для детей-инвалидов, а Министерство здравоохранения РФ – социального работника в клинических учреждениях. Именно в ответ на эти изменения и были учреждены новые вузовские образовательные программы по специальности 03.02 – «Социальная работа», направленные на подготовку специалистов в области социальной работы с различными группами населения.

Эта мера оказалась очень кстати, поскольку в условиях реформирования, становления рыночных отношений десятки миллионов людей стали нуждаться в социальной помощи. После пережитых страной социально-экономических кризисов отмечается увеличение количества обездоленных масс населения, демографические процессы увеличили количество пенсионеров, растет число неполных семей, ухудшается социально-экономическое положение многодетных семей, инвалидов, растет преступность, наркомания, токсикомания, инвалидность, бездомность, безработица и т.д. Люди, столкнувшись с социального, экономического, духовного порядка проблемами, часто сами не могут их решить. Для этого и нужны социальные работники и вся система социальной защиты. В условиях ухудшающегося социально-экономического положения основной массы населения это требует максимально динамичного ее развития.

 

Динамика парадигм

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...