Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сосед, живущий с тобой в одном городе. 2 глава




﴿ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ ﴾

«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных» [438].

Поэтому целая группа из числа толкователей Корана сказали, что фразу «…только от богобоязненных…» следует понимать как «…только от единобожников…» [439].

2 ― Приказ придерживаться богобоязненности, обращённый к верующим.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ ﴾

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха» [440].

Здесь приказ придерживаться богобоязненности обращен к тем людям, которые уже придерживаются единобожия и оставили многобожие.

В данном случае под «богобоязненностью» имеется в виду «совершение деяний покорности перед Аллахом на основе света от Аллаха и оставление ослушания Аллаха на основе света от Аллаха».

«Бойтесь Аллаха» ― то есть: совершайте обязательные религиозные предписания и оставляйте совершение запретных деяний; отдаляйтесь от того, что может вызвать гнев Аллаха и Его наказание.

Этот вид богобоязненности имеет различные ступени, наивысшая из которых: оставление того, в чём нет греха, из-за боязни попасть в то, в чём есть грех. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рабу Аллаха не достичь такого положения, когда будет он одним из богобоязненных, пока раб этот не откажется от того, в чём нет беды, из опасения перед тем, что (может) принести беду» [441].

3 ― Приказ придерживаться богобоязненности, обращённый к тем, кто уже придерживается богобоязненности.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ اتَّقِ اللَّهَ ﴾

«О Пророк! Бойся Аллаха» [442].

Если кому-то из людей приказывается делать то, что он уже делает, то смысл приказа в том, чтобы этот человек еще прочнее утвердился в этом деле.

Например, Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ آمِنُواْ بِاللّهِ ﴾

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха» [443].

То есть: о те, которые уверовали, укрепитесь в своей вере и доводите её до совершенства.

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был…» — это обращение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к верующим людям.

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был…» — бойся Аллаха во всех местах и во все времена. Совершай деяния покорности и сторонись запретных деяний.

Тальк ибн Хабиб[444], да помилует его Аллах, сказал: «Богобоязненность (такуа) – это подчинение Аллаху на основе света от Аллаха, надеясь на награду Аллаха, и оставление ослушания Аллаха на основе света от Аллаха, боясь наказания Аллаха» [445].

Однажды, один человек спросил Абу Хурейру, да будет доволен им Аллах, о богобоязненности, а Абу Хурейра ответил ему: «Ты когда-нибудь ступал по дороге с колючками?» Тот ответил: «Да», на что Абу Хурейра сказал: «А как ты шёл по ней?» Тот человек ответил: «Видя колючку, я обходил её стороной или перешагивал через неё, или сокращал шаг, чтобы не наступить на неё». Тогда Абу Хурейра сказал: «Это и есть богобоязненность!» [446]

Похожий ответ передают от Ка‘ба аль-Ахбара, когда он отвечал на вопрос ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах[447]. А известный поэт ибн аль-Му‘тазз[448] сказал:

خل الذنوب صغيرها *** وكبيرها ذاك التقى

واصنع كماش فوق أرض *** الشوك يحذر ما يرى

لا تحقرن صغـيرة *** إن الجبال من الحصى

«Оставь грехи малые и большие. Это и есть богобоязненность!

Поступай подобно идущему по колючей земле, остерегаясь того, что он видит.

Не относись пренебрежительно к малым грехам, ибо горы состоят из мелких камешков» [449].

Следовательно, богобоязненность заключается в том, что человек боится последствий ослушания Аллаха, боится Аллаха, совершая что-то и оставляя что-то.

Богобоязненность связана с временами и местами, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был…». В какое бы время и в каком бы месте не находился раб Аллаха, непременно там возникнет необходимость либо выполнить приказ Аллаха, либо оставить то, что Он запретил.

Завещание о богобоязненности – это самое великое завещание. Аллах Всевышний сказал:


 

﴿ وَلَقَدْ وَصَّيْنَا الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ مِن قَبْلِكُمْ وَإِيَّاكُمْ أَنِ اتَّقُواْ اللّهَ ﴾

«Мы завещали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха» [450].

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, часто завещали друг другу придерживаться богобоязненности, ибо знали смысл этого великого завещания.

«Вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное…» — ведь, поистине дурные деяния удаляются посредством совершения благих деяний. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَأَقِمِ الصَّلاَةَ طَرَفَيِ النَّهَارِ وَزُلَفًا مِّنَ اللَّيْلِ إِنَّ الْحَسَنَاتِ يُذْهِبْنَ السَّيِّئَاتِ ﴾

«Совершай молитву в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» [451].

Передают со слов ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что в своё время один человек поцеловал постороннюю женщину, а потом явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обо всём рассказал ему, после чего Аллах ниспослал аят, в котором было сказано:

﴿ وَأَقِمِ الصَّلاَةَ طَرَفَيِ النَّهَارِ وَزُلَفًا مِّنَ اللَّيْلِ إِنَّ الْحَسَنَاتِ يُذْهِبْنَ السَّيِّئَاتِ ﴾

«Совершай молитву в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» [452].

Тогда этот человек спросил: «О посланник Аллаха, это касается только меня?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это — для всех членов моей общины» [453].

Сообщается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл один человек, сказавший ему: «О посланник Аллаха, поистине, я нарушил одно из установлений религии, так подвергни же меня тому, чего требует Книга Аллаха». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Присутствовал ли ты на молитве вместе с нами?» Он сказал: «Да», - и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах уже простил тебе твой грех» [454].

Это указывает на то, что верующий обязан просить прощения у Аллаха за свои скверные деяния и стремиться удалить их путём совершения благих деяний. Если человек совершает благие деяния, то Аллах стирает по причине этого его дурные деяния. Однако любое благое деяние не может удалить любое скверное деяние. Если человек совершил великое прегрешение, то стереть его может только великое благодеяние.

В хадисе говорится о том, что человек, случайно или по ошибке произнесший слово многобожия (ширка), например, поклявшийся Каабой или своими родителями, в качестве искупления должен произнести слова «Ля иляха илля Ллах» (нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) [455]. Ведь, клятва не Аллахом – это многобожие (ширк), а искупление многобожия заключается в единобожии (таухиде). Поистине, произнесение фразы «Ля иляха илля Ллах» (нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) – это великое благодеяние.

«…и придерживайся в отношениях с людьми наилучших нравов…» — то есть: относись наилучшим образом к верующим людям, и придерживайся справедливости в отношениях с неверующими людьми.

Слово «наилучшие нравы» разъяснялось по-разному. Среди имеющихся разъяснений были следующие:

· Наилучшие нравы заключаются в том, что человек отдаёт наилучшее людям и не причиняет им никаких обид;

· Наилучшие нравы заключаются в том, что человек относится к людям наилучшим образом, даже если они причиняют ему обиды.

Во многих хадисах говорится о необходимости придерживаться в отношениях с людьми наилучших нравов и о достоинстве этого. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Одними из самых любимых для меня людей и самых близких ко мне в Судный День будут люди, обладающие наилучшими нравами» [456].

А также: «Поистине, к наилучшим из вас относятся обладающие наилучшими нравственными качествами» [457].

А также: «С помощью своего хорошего нрава верующий человек может достичь степени много постящихся и много совершающих молитвы» [458].

Если человек придерживается наилучших нравов, то это является подчинением Аллаху Всевышнему. А если он делает это постоянно, подчиняясь Аллаху, то получается, что он постоянно находится в поклонении.

Иногда благие нравы могут быть присущи человеку с рождения, а иногда – он перевоспитывает себя, приобретая их в знак покорности Аллаху. Второй получает более великую награду чем тот, кто придерживается благих нравов с рождения, ибо второй прилагает более значительные усилия. Ведь, ученые говорят: «Если два человека совершает нечто приказанное шари‘атом, то более великую награду получает тот из них, кому пришлось приложить больше усилий».

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Что же касается награды за ‘умру [459], то она будет соответствовать твоим затратам или твоим трудам» [460].

В данном случае речь идёт об обязательном религиозном предписании, которое приказано выполнить человеку. Награда человека будет зависеть от того, сколько усилий ему пришлось приложить при выполнении этого обязательного предписания.

Что же касается желательных религиозных предписаний, то их это не касается. Поэтому в хадисе сказано: «Читающий Коран и знающий его наизусть будет с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран постоянно, испытывая при этом затруднения, полагается двойная награда [461]» [462].

Девятнадцатый хадис

19 ― Сообщается со слов Абу-ль-‘Аббаса ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, который сказал: «Однажды я находился позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: ″О мальчик, я научу тебя нескольким словам: храни Аллаха, и Он будет хранить тебя, храни Аллаха, и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предписано тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предписано тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли″» [463].

А в другой версии сказано: «Храни Аллаха, и ты обнаружишь Его перед собой, стремись узнать Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде. Знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, и знай также, что помощь (приходит) после терпения, радость - после скорби, а облегчение - после тягот» [464].

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

Это – величайшее наставление из наставлений избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился с этим наставлением к своему двоюродному брату ‘Абдуллаху ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом. Это наставление содержит в себе указание на добро мирской жизни и жизни Последней.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал свой завет со слов: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам…». В этих словах проявление любви учителя к ученику, старшего к младшему.

«…я научу тебя нескольким словам…» — то есть: я дам тебе несколько советов, так послушай же!

«…храни Аллаха, и Он будет хранить тебя…» — то есть: соблюдай Его права на тебя, которые бывают двух видов:

· Права, которые обязательно нужно соблюдать;

· Права, которые соблюдать желательно.

«…храни Аллаха…» — то есть: соблюдай все Его права, как обязательные из них, так и желательные.

Если человек выполняет обязательные религиозные предписания и совершает желательные деяния, то он считается хранящим Аллаха. Если человек выполняет обязательные религиозные предписания и отдаляется от запретного, то он считается хранящим Аллаха. Следовательно, существует две степени:

1 ― Если единобожник выполняет веления Аллаха и сторонится того, что Он запретил, то он считается хранящим Аллаха, хотя есть степень выше его степени.

2 ― Если человек, помимо вышесказанного, совершает еще и желательные деяния, то он считается более усердно хранящим Аллаха.

«…храни Аллаха, и Он будет хранить тебя…» — Аллах Всевышний охраняет рабов и это явление бывает двух степеней:

1 ― Аллах оберегает мирскую жизнь человека.

Аллах Всевышний дарует человеку здоровье, удовлетворяет его нужды, касающиеся пропитания, расширяет его удел, хранит его семью и детей, и так далее.

Если человек выполняет права Аллаха и сторонится того, что Он запретил, то ему обещано то, что Аллах Всевышний будет давать ему всё полезное для его мирской жизни.

2 ― Аллах оберегает религию человека.

Эта степень выше и величественнее для верующих людей, познавших Аллаха, нежели первая степень. Аллах Всевышний оберегает сердце человека от сомнений, а органы человека – от страстей. Сердце человека бывает связано с Господом, человек любит своего Господа, стремится к Нему, возвращается к Нему после совершения греха.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне [465]! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (навафиль) [466], пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его, и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла”» [467].

Человек более всего нуждается в том, чтобы Аллах оберегал его религию. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, очень часто просил Аллаха, чтобы Тот сохранил его от смут и сохранил его сердце на истине. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О, Переворачивающий сердца, укрепи моё сердце на Твоей религии» [468].

А также: «О, Изменяющий сердца, укрепи моё сердце в покорности Тебе» [469].

Принося клятву, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: «Нет, клянусь Тем, Кто переворачивает сердца!» [470]

Человек более всего нуждается в том, чтобы Аллах оберегал его религию. Он может быть испытан некоторыми недостатками в своей религии или сомнениями, которые приходят к нему друг за другом. Это случается из-за того, что сам человек допускает упущения в выполнении прав Аллаха Всевышнего. Если у человека появляются какие-то недостатки в религии, то это только по причине того, что он сам нарушает права Аллаха. Аллах Всевышний может наказать его тем, что человека одолеет беспечность, или человек лишится своего знания. Человека может постигнуть сомнение, а он не будет знать, как справиться с ним, как оттолкнуть его. Если у человека появляются какие-то недостатки в религии, то он может быть наказан тем, что придёт сомнение и одолеет его. Как сказал об этом Всевышний:

﴿ فَلَمَّا زَاغُوا أَزَاغَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ ﴾

«Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца» [471].

А также:

﴿ نَسُواْ اللّهَ فَنَسِيَهُمْ ﴾

«Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению» [472].

А также:

﴿ فَأَمَّا الَّذِينَ في قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاء الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاء تَأْوِيلِهِ ﴾

«Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за не совсем ясными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования» [473].

А также:

﴿ إِنْ هِيَ إِلاَّ فِتْنَتُكَ تُضِلُّ بِهَا مَن تَشَاء وَتَهْدِي مَن تَشَاء ﴾

«Воистину, это является всего лишь Твоим искушением, посредством которого Ты вводишь в заблуждение, кого пожелаешь, и ведешь прямым путем, кого пожелаешь» [474].

Эти и многие другие аяты указывают на то, что человек может быть оставлен без помощи Аллаха, а ужаснее всего то, если это случится в его религии.

Раб Аллаха обязан стремиться наилучшим образом к тому, чтобы хранить права Аллаха, выполняя Его веления. Если раб Аллаха упустил что-то обязательное, то пусть попросит у Аллаха прощения, вернётся к покорности и поспешит совершить что-либо благое вслед за дурным поступком, и, быть может, ему будет прощено.

Сохранение Аллахом религии человека важнее для человека, чем то, что Аллах оберегает его мирскую жизнь. Поэтому Аллах Всевышний сказал:

﴿ فَبِمَا نَقْضِهِم مِّيثَاقَهُمْ لَعنَّاهُمْ وَجَعَلْنَا قُلُوبَهُمْ قَاسِيَةً يُحَرِّفُونَ الْكَلِمَ عَن مَّوَاضِعِهِ وَنَسُواْ حَظًّا مِّمَّا ذُكِّرُواْ بِهِ وَلاَ تَزَالُ تَطَّلِعُ عَلَىَ خَآئِنَةٍ مِّنْهُمْ إِلاَّ قَلِيلاً مِّنْهُمُ فَاعْفُ عَنْهُمْ وَاصْفَحْ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ (13) وَمِنَ الَّذِينَ قَالُواْ إِنَّا نَصَارَى أَخَذْنَا مِيثَاقَهُمْ فَنَسُواْ حَظًّا مِّمَّا ذُكِّرُواْ بِهِ فَأَغْرَيْنَا بَيْنَهُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاء إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَسَوْفَ يُنَبِّئُهُمُ اللّهُ بِمَا كَانُواْ يَصْنَعُونَ ﴾

«За то, что они (иудеи) нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова (Торы), меняя их местами, и забыли часть из того, чему их научили. Ты всегда будешь обнаруживать их измену, за исключением некоторых из них. Прости же их и будь великодушен, ведь Аллах любит творящих добро. Мы также взяли завет с тех, которые сказали (о себе): "Мы - христиане". Они забыли часть из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними (взаимную) вражду и ненависть до Дня воскресения. А затем Аллах поведает им о том, что они совершали (в мирской жизни) » [475].

«Они забыли часть из того, что им напомнили…» ― то есть: оставили часть из того, что им было велено. Они оставили это намеренно, зная об этом, и были наказаны разобщенностью.

«…и тогда Мы возбудили между ними (взаимную) вражду и ненависть до Дня воскресения…» ― это одно из наказаний, которым Аллах Всевышний наказывает рабов, когда они сознательно оставляют то, чем Он их обязал.

«…храни Аллаха, и ты обнаружишь Его перед собой…» — если ты будешь хранить Аллаха, выполняя Его права и остерегаясь запретного, то ты обнаружишь, как Он всегда выполняет твои просьбы. Ты обнаружишь, что Он всегда будет рядом, будет давать тебе то, что ты просишь. Как сказано в хадисе о приближенных Аллаха, приводимом выше: «Если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его».

«Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху…» — это в соответствии со словами Всевышнего:

﴿ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ﴾

«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи» [476].

В этом указание на необходимость обращения с просьбами только к Аллаху, что делится на две степени:

1 ― Обязательная степень ― в тех вопросах, в которых может помочь только Аллах, человек обязательно должен обращаться с просьбами о помощи только к Нему. Обращение с мольбами к кому-то, помимо Аллаха, является многобожием (ширком).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...