Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обратите внимание на то, что сочинение должно быть логически завершено, начало и конец текста должны быть связаны, текст должен быть расчленен на абзацы. В конце сочинения следует сделать вывод.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  • Прочитайте текст медленно, вдумчиво, осознанно. Говорит ли вам о чём-нибудь фамилия автора текста?
  • Сформулируйте (кратко!) тему: о чём (о ком) этот текст? Запишите тему. Например: текст о милосердии, о бережном отношении к природе, о роли книги в жизни человека. Если текст имеет заглавие, определите, каково соответствие (прямое, переносное, опосредованное) заглавия теме.
  • Изучите графическое оформление текста: количество абзацев и их объём. Особое внимание обратите на слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом.
  • Определите главное в каждой микротеме (в абзаце), обратив внимание на ключевые слова (как правило, это повторяющиеся слова).
  • Определите для себя функциональный стиль и тип речи текста.

Структура сочинения-рассуждения

1. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Постарайтесь, опираясь на содержание текста, какой-то конкретный случай, рассмотренный в тексте, вписать выделенную вами проблему в ряд «вечных» проблем. Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только данный конкретный факт (или факты), но и многие подобные (типичные) случаи. Формулируйте проблему общо. Например: проблема нравственного выбора человека; проблема смысла жизни; проблема взаимоотношений людей; проблема истинной доброты; нравственного выбора человека; милосердия; отцов и детей.
Сформулировать проблему можно в виде вопроса (вопросов):
Какова роль литературы в жизни общества? Что значит быть современным? Что является главным в жизни человека: духовное или материальное? Кто за нас решит экологические проблемы?
Можно сформулировать проблему одним словом или словосочетанием (проблема чего). Например: проблема войны и мира.
Многие учащиеся испытывают трудности при написании начала сочинения. Можно начать его с формулировки проблемы. Например:
Какова роль литературы в духовном становлении человека? Над этой серьёзной проблемой размышляет лауреат Нобелевской премии И.Бродский.
Д.С.Лихачёв уделяет внимание философской проблеме, актуальной во все времена: в чём смысл человеческого бытия?
Текст В.Солоухина заставил меня задуматься над сложной философской проблемой поиска смысла жизни.
С. Львов, известный публицист и лингвист, коснулся острой проблемы, которая сегодня активно обсуждается в обществе: что значит быть современным?
В.Солоухин размышляет над проблемой, которая волнует каждого из нас: как сохранить этот мир для будущих поколений?
В.Песков приглашает нас к серьёзному разговору о бережном отношении человека к природе.

Прокомментируйте сформулированную проблему исходного текста.

Что значит «прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста»? «Комментировать» означает «объяснять, пояснять».
Прокомментировать – значит выбрать из текста эпизоды, примеры, цитаты, которые помогают раскрыть проблему текста, и пересказать своими словами. Проблемы могут быть:

· свободно интерпретированы;

· представлены при изложении собственной точки зрения;

· процитированы (при этом должны быть использованы небольшие цитаты из предложенного текста).

Иначе говоря, комментарий – это выборочный пересказ своими словами исходного текста (допускается выборочное цитирование), подтверждающий, что в тексте рассматривается именно эта проблема.

Сформулируйте позицию автора.

Если проблема текста –это вопрос, то авторская позиция – ответ на этот вопрос. В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражена четко, повествование ведется от первого лица. Поскольку особенностью публицистического стиля является передача информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), можно предположить, что в тексте могут быть языковые средства: оценочные слова, риторические фигуры и другие, передающие авторскую позицию.
В тексте художественного стиля при узнавании авторской позиции обратите внимание на лексику и фразеологию, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Распространенной ошибкой является отождествление автора и рассказчика в художественной литературе. Выявить авторскую позицию в тексте художественного стиля помогут вам средства выразительности.

Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Свое мнение вы должны высказать корректно. Возможные варианты:


Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…
Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что…
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Кажется спорной мысль автора о том, что…
Текст (ф.и.о. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны… с другой стороны…
Нельзя не заметить авторскую позицию в использованных оценочных словах, сравнительных оборотах, риторических восклицаниях и т.п.
С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…
Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…
Интересна позиция автора в том, что…
Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…
Аргументация – это приведение доказательств, примеров, объяснений для обоснования какой-либо мысли перед слушателями, читателями или собеседниками. Аргументы должны быть правдивыми, доступными, понятными, убедительными, опираться на авторитетные источники.
В качестве доказательства в сочинении можно использовать примеры из художественной литературы; факты, события из личной жизни и жизни окружающих, ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений.
Аргументы надо приводить в системе (конечный аргумент должен быть самым сильным).

Обратите внимание на то, что сочинение должно быть логически завершено, начало и конец текста должны быть связаны, текст должен быть расчленен на абзацы. В конце сочинения следует сделать вывод.

Варианты начала текста:

· Формулировка проблемы исходного текста в виде вопроса (вопросов).

· Изречения известных писателей, ученых, деятелей искусства, имеющие отношение к проблеме текста.

· Сообщение сведений об авторе текста (если он известен вам) и определение места проблемы в его творчестве.

· Использование небольшой цитаты из предложенного текста, где четко обозначена проблема.

· Использование назывного предложения и приема умолчания.

В начале сочинения обязательно назовите имя, фамилию автора.

Не начинайте сочинение со слов: В своем тексте автор…

Прочитайте черновой вариант работы. Части сочинения должны иметь определенное логическое расположение, четкий порядок следования. Предложения в тексте должны быть связаны по смыслу и грамматически (с помощью последовательной, т.е. цепной, или параллельной связи). Помните: один из признаков текста – его завершенность. Подведите итог сказанному, но не повторяйтесь. В качестве обобщения можно использовать афоризмы, пословицы и поговорки.

ЗАДАНИЕ: напишите сочинение по тексту «Счастливая семья - мечта или реальность?»

 

Ни для кого не секрет, что Россия сегодня проходит через очень нелегкие кризисные ситуации как в области экономики, культуры, образования, так и во многих других областях. Однако, вопреки рейтингу внимания, оказываемого этим проблемам, самым опасным и, пожалуй, самым трудноразрешимым из этих кризисов является кризис семьи.

Самым опасным? Возможно, последствия этого кризиса не так очевидны как падение биржевых показателей, но и проблемы, с ним приходящие, не так поверхностны, как проблемы финансовые. Ведь именно в крепкой, теплой семье мы проходим лучшую школу дружбы, уважения, заботы о ближнем, умения поставить интересы другого человека выше собственных, именно в семье я обретаю все те качества, которые определяют мою способность быть настоящим гражданином и патриотом своей страны. И если, по тем или иным причинам, семья не справляется с этой задачей - своей главной задачей, то ребенок, выросший в такой семье, относится к обществу скорее как потребитель, чем как хозяин, рдеющий о его благополучии. Тогда становится совершенно очевидно, почему нагрубить учителю, разрисовать автобусную остановку, стянуть то, что "плохо лежит", обмануть или оскорбить кого-то просто так, ради забавы, стало нормой поведения современной молодежи, частью молодежной культуры. А культуру поменять - не перчатки сменить. Поэтому эти же проблемы, хотя и в более завуалированной, "цивилизованной" форме, подросток приносит впоследствии в мир политики, бизнеса, культуры, спорта. Постепенно, они начинают определять нормы поведения и общения, и то, что когда-то было ненормально и порицаемо, становится естественным.

Самым трудноразрешимым? Для того чтобы разрешить проблему, важно найти ее причину. Представьте, что вы живете в провинции, у каждого из жителей которой, включая вас самих, по четыре пальца на руках и ногах. Как вы думаете, легко ли вам будет догадаться, что их должно быть пять? Почти невозможно! Аналогично обстоит дело и в отношении проблем семьи. Мы видим, что такие явления, как терроризм, наркомания, половая распущенность, распространяются все шире и шире, и, в панике, пытаясь сделать хоть что-то, ведем войны против террористов и их союзников, сажаем в тюрьмы наркоторговцев и стараемся придумать лекарство от СПИДа. Мы используем все силы и средства на то, чтобы разрешать нескончаемые проблемы, возникающие в обществе, и часто не замечаем, что настоящая причина этих проблем находится внутри нас самих, в наших семьях. А ведь найти настоящую причину проблему - это 50% успеха в решении этой проблемы.

Школа в решении этой проблемы, к сожалению, не лучший помощник. На уроках по химии и истории, физике и литературе можно обрести академические знания, но есть ли предмет, на котором учат дружить? На каком из этих уроков объясняют, как отличить любовь от влюбленности, или что такое хорошо, а что такое плохо - как поступать в ситуациях нравственного выбора. Кто подскажет, как разрешить конфликт с родителями или разобраться, для чего же я живу на белом свете? А ведь именно ответы на эти вопросы определяют, буду я счастлив в жизни или нет. Потому что если я не умею быть настоящим другом, то не важно, как много я знаю или как хорошо я умею зарабатывать деньги, рано или поздно я окажусь один - у меня не останется ни одного настоящего друга. Если я не умею корректно строить отношения с противоположным полом, то эти отношения могут принести целый ряд проблем, таких, как разбитое сердце, неспособность доверять, аборты, СПИД и другие. Так, один непродуманный поступок может разрушить то удивительное счастье, о котором мечтает каждый из нас.

Стоит задуматься лишь на минуту и становится ясно, что все самое драгоценное в нашей жизни связано с семьей. Однако, по статистике, в Москве распадается более половины заключаемых браков. Даже среди семей, которых эта трагедия не коснулась, очень трудно найти такую, которая могла бы во всем стать моделью для подражания. Кризис семьи на лицо. Кризис очень непростой. Но выйти из него можно и нужно. У каждого из нас есть потенциал создать удивительную, крепкую семью, которая станет источником нашего счастья и благополучия в обществе. Ключ от этого счастья в руках у каждого.

Иван Человеков

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...