Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правительством РФ вводятся новые индексы изменения размера платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2017 год

ИНДЕКСЫ

ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ВНОСИМОЙ ГРАЖДАНАМИ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ

УСЛУГИ В СРЕДНЕМ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2017 ГОД

 

(процентов)

 

Субъект Российской Федерации Средний индекс по субъекту Российской Федерации на первое полугодие 2017 г. Средний индекс по субъекту Российской Федерации на второе полугодие 2017 г.
1. Республика Адыгея   3,4
2. Республика Алтай   3,5
3. Республика Башкортостан   5,8
4. Республика Бурятия   3,5
5. Республика Дагестан   3,3
6. Республика Ингушетия   3,6
7. Кабардино-Балкарская Республика   3,3

 

25. Краснодарский край    

 

С 1 января 2017 года повышающий коэффициент к нормативам потребления коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирных домах, помещения которых не оснащены приборами учета используемых коммунальных услуг, увеличивается до 1,5

(Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 603)

 

Правительством РФ вводятся новые индексы изменения размера платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2017 год

Индексы на 2017 год установлены дифференцированно на периоды с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря. При этом в первом периоде предусмотрено нулевое значение индекса.

(Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2015 N 2182-р)

1.1.3. Коммунальные услуги, оказанные на ОДН

 

До издания Постановления N 603 управляющих МКД интересовали два нюанса, связанные с платежами за услуги на ОДН:

- убытки в виде оплаты сверхнормативного расхода коммунальных ресурсов на ОДН;

- предстоящее с 2017 г. включение платы за коммунальные услуги на ОДН в плату за содержание жилого помещения.

Первый вопрос управляющие решали на практике разными методами, зачастую рискованными. Что изменилось с середины 2016 г.?

 

Сверхнормативный расход ресурса на ОДН

 

Согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг в редакции, действовавшей до 30.06.2016, в общем случае распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в МКД принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний ОПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения.

При наличии такого решения весь объем коммунального ресурса на ОДН оплачивается потребителями, при отсутствии решения стоимость сверхнормативного объема потребления на ОДН является убытком управляющего МКД.

При этом согласно абз. 4 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг изложенные правила не действовали в отношении РСО, являющейся исполнителем коммунальных услуг. РСО была вправе выставлять к оплате потребителям сверхнормативный ОДН в полном объеме.

Управляющие МКД выработали несколько подходов, чтобы избежать убытков в виде сверхнормативного ОДН.

1. УК включали в договор управления условие об обязанности собственников помещений оплачивать сверхнормативный ОДН, проект договора управления одобрялся на общем собрании в установленном порядке. Контролирующие органы, а также арбитры считают такой подход незаконным. В частности, в Постановлениях АС ЗСО от 16.02.2016 N Ф04-29288/2015 по делу N А75-4228/2015, АС ПО от 01.02.2016 N Ф06-4493/2015 по делу N А49-648/2015 (Определением ВС РФ от 29.04.2016 N 306-КГ16-4695 отказано в передаче дела на рассмотрение в Судебную коллегию ВС РФ) изложена точка зрения, согласно которой вопрос об оплате потребителями сверхнормативного ОДН должен быть вынесен на повестку дня отдельно и особо рассмотрен на общем собрании. Протокол общего собрания должен содержать решение по данному вопросу в формулировке п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг. Голосования в целом за договор управления, в котором содержится спорное условие, недостаточно для возникновения правовых последствий.

В настоящее время подобных решений немного, однако, представляется, данная позиция может получить широкое распространение, как случилось с вопросом об одностороннем повышении управляющим МКД размера платы за содержание жилого помещения в отсутствие специального решения общего собрания. Суды единодушны: условие в договоре управления о праве УК индексировать размер платы не дает права делать это, если собрание не одобряло конкретный размер платы (Постановления АС ВСО от 23.08.2016 N Ф02-4360/2016 по делу N А33-2661/2016, АС ЗСО от 13.04.2016 N Ф04-951/2016 по делу N А75-10618/2015).

2. Порой такое нужное для управляющего МКД решение удавалось пролоббировать лишь на условиях распределения сверхнормативного объема ресурса на ОДН пропорционально числу квартир, а не площади помещений. Однако данное решение не соответствует закону, поэтому не влечет правовых последствий (см. Определение ВС РФ от 13.09.2016 N 304-КГ16-12122).

3. В отсутствие утвержденных надлежащим образом нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН и решения о полной оплате потребителями сверхнормативного расхода ресурса на ОДН управляющие полагали, что они вправе выставлять потребителям к уплате всю сумму фактически поставленного в дом коммунального ресурса на ОДН. Но есть примеры арбитражной практики с противоположными выводами (Постановления АС ПО от 07.07.2015 N Ф06-24971/2015 по делу N А72-14963/2014, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по делу N А72-2527/2015, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 06.04.2015 по делу N 11-3696/2015).

4. По обоюдному согласию РСО и управляющего МКД письменный договор ресурсоснабжения не заключался, управляющий считал себя не приступившим к предоставлению коммунальных услуг (см. п. п. 14, 15 Правил предоставления коммунальных услуг), а исполнителем коммунальных услуг становилась РСО, которая имела право выставить потребителям весь объем потребления коммунального ресурса на ОДН (в том числе сверхнормативный). Нередко по жалобам потребителей надзорные органы в суде доказывали неправомерность выставления сверхнормативного ОДН потребителям в подобных ситуациях по причине того, что при наличии в доме УК (ГСЖ) как способа управления именно управляющий выступает исполнителем коммунальных услуг, между ним и РСО складываются фактические договорные отношения. С 30.06.2016 данный вариант утратил смысл, так как теперь независимо от способа управления домом и лица, выступающего исполнителем коммунальных услуг (см. абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг в новой редакции), сверхнормативный расход коммунального ресурса на ОДН может быть предъявлен потребителям к оплате только при наличии решения общего собрания собственников помещений.

Кроме того, модель прямых договоров между собственниками помещений и РСО в таком виде, как она может быть реализована с 30.06.2016 по настоящее время (в отсутствие изменений в ЖК РФ), совсем не решает проблему убытков управляющего МКД в виде сверхнормативного ОДН, напротив, предполагает гарантированное возложение их на УК (ГСЖ, ЖК) (см. подраздел 1.2).

Всех без исключения управляющих МКД волнует такой вопрос: за счет каких средств оплачивать стоимость сверхнормативного расхода ресурсов на ОДН? В Письме N 28483-АЧ/04 (п. 3) представители Минстроя дали ответ: возмещение исполнителям коммунальных услуг выпадающих доходов осуществляется за счет средств, получаемых ими в качестве платы за соответствующие оказываемые услуги. Данная фраза вызвала бурное обсуждение в профессиональном сообществе, однако никакого решения она в себе не несет, не позволяет возмещать убытки за счет особого платежа потребителей, а фактически предлагает покрывать убытки по деятельности по управлению МКД от выручки по данному виду деятельности.

 

Включение платы за коммунальные услуги на ОДН

в плату за содержание жилого помещения с 2017 года

 

Согласно п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в плату за содержание жилого помещения включена плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД. Данное положение начнет применяться с 01.01.2017 (ч. 9 ст. 12 Закона N 176-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ). Нельзя исключать, что названный срок будет вновь сдвинут.

Обратите внимание на то, что в 2016 г. приведенные нормы были скорректированы: из них исключено упоминание о плате за тепловую энергию, потребляемую при содержании общего имущества. Это вполне справедливо, так как плата за отопление на ОДН не выделяется из общей суммы платы. Одновременно особо сказано о плате за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества. В настоящее время (с 01.06.2013) норматив водоотведения на ОДН не утверждается, в отсутствие приборов учета сточных вод ни потребители не платят за водоотведение на ОДН, ни управляющие МКД не рассчитываются по данной статье с РСО. Причем это спорный момент: выгодная для управляющих МКД позиция поддержана Верховным Судом (Определение от 14.12.2015 по делу N 307-ЭС15-11367, А42-2217/2014).

В соответствии с актуальной на момент подготовки книги в печать редакцией нормативно-правовых актов (например, ч. 10 ст. 12 Закона N 176-ФЗ) при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов на ОДН их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на ОДН, установленный субъектом РФ по состоянию на 01.11.2016. Поскольку норматив водоотведения на ОДН на данную дату не предусмотрен, взимать плату с потребителей нельзя (см. Определение ВС РФ от 17.04.2015 N 310-ЭС14-5955 по делу N А36-733/2014).

Дополнительно отметим ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ, согласно которой плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, включается в плату за содержание жилого помещения при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества. Эта возможность определяется в порядке, установленном Правительством РФ. На момент подготовки книги к печати такой документ не был обнародован. Можно предположить, что если вода, потребляемая в целях содержания общего имущества, не отводится через общедомовую систему канализации, взимание платы за водоотведение в составе платы за содержание жилого помещения неправомерно.

Обратим внимание на то, что в силу ч. 10 ст. 12 Закона N 176-ФЗ для первоначального включения рассматриваемых расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД. Нужно ли голосование по поводу размера платы в данной части в дальнейшем?

С одной стороны, общее правило (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ) гласит, что размер платы устанавливается (изменяется) только по решению общего собрания собственников помещений на основании предложений УК. В этом состоит отличие размера платы за жилое помещение от размера платы за коммунальные услуги, который предопределяется тарифом и объемом потребления и не подлежит согласованию с потребителями, а на управляющего возлагается обязанность лишь заранее уведомить потребителя об изменении тарифа и норматива потребления (ч. 13 ст. 155 ЖК РФ).

С другой стороны, согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, предусмотренным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Кстати, в силу п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг (в действующей редакции) при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для населения.

Известно, что тарифы регулярно повышаются, причем в разное время года, аналогично и нормативы потребления могут быть пересмотрены. Означает ли это, что по каждому такому случаю управляющий МКД будет вынужден инициировать общее собрание собственников помещений для принятия решения об изменении размера платы за содержание жилого помещения? Будет ли он вправе начислять плату с учетом обновленных тарифов и нормативов потребления, если собственники помещений, допустим, проголосовали против повышения? Можно ли установить размер расходов на оплату коммунальных ресурсов на ОДН выше утвержденных нормативов потребления?

Полагаем, что ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ противоречит общему правилу (ч. 7 той же статьи). В такой ситуации приоритет отдается специальной норме - ч. 9.2. Нарушения прав потребителей не происходит, поскольку и ранее (до переноса платы за коммунальные ресурсы на ОДН в состав платы за содержание жилого помещения) платеж в общем случае был ограничен нормативом потребления. Вместе с тем очевидно, что у контролеров может быть противоположное мнение по этому поводу. Надеемся, что по данному спорному вопросу появятся разъяснения Минстроя или будет сформирована позиция судебных органов, не ущемляющая права управляющих МКД.

Кстати, из указанной нормы следует, что норматив потребления предопределяет размер расходов граждан только в случае, если им предоставляется минимальный перечень необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ. К примеру, если собственники помещений решат установить дополнительное оборудование, обеспечивающее комфорт и безопасность в большей степени, у управляющего есть все основания вынести на общее собрание вопрос об увеличении размера платы за содержание жилого помещения на размер расходов на оплату тех или иных коммунальных ресурсов, необходимых для содержания нового оборудования. Банальный пример - установка оборудования системы контроля доступа на придомовую территорию, которое потребляет электроэнергию.

Если же управляющий обеспечивает выполнение стандартного набора обязательных работ и услуг, то фактически ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ запрещает даже по решению общего собрания повышать размер платы за содержание жилого помещения в данной части. Однако это вовсе не означает, что невозможно по согласованию с собственниками помещений увеличить размер платы в целом, чтобы он покрыл расходы на сверхнормативный ОДН. Но вот формулировка типа "расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых для содержания общего имущества, определяются по фактическому потреблению ресурсов на ОДН согласно показаниям ОПУ" (аналог решения по вопросу о полном распределении сверхнормативного ОДН между потребителями, о котором сказано в п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг), вероятнее всего, не соответствует закону.

Особо следует сказать об отведении сточных бытовых вод. После принятия Постановления N 603 проблема необходимости оплаты управляющим МКД водоотведения на ОДН вновь может стать актуальной. Дело в том, что в пп. "в" п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, который содержит расчетную формулу, применяемую при отсутствии ОПУ, была сделана оговорка: формула применяется при расчете объема коммунального ресурса, за исключением сточных бытовых вод. Фактически в нормативном правовом акте отсутствует особый порядок расчета платы за водоотведение в отсутствие ОПУ. Это обстоятельство, а также совокупность положений Правил предоставления коммунальных услуг позволили Минстрою решить, что определение объема водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, необходимо производить, исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в многоквартирный дом. Объемы холодной и горячей воды, предоставленные в многоквартирный дом, определяются в соответствии с п. 21 Правил N 124 (п. 5 Письма N 28483-АЧ/04). Фактически это означает возврат к суммированию показаний ОПУ горячей и холодной воды для определения объема водоотведения и возникновению убытков у управляющего МКД, если, конечно, не будут внесены изменения в правила определения нормативов потребления в части водоотведения на ОДН.

Кстати, поправками, внесенными Постановлением N 603 в Правила заключения договоров ресурсоснабжения, подготовлена почва для перевода платы за коммунальные услуги на ОДН в состав платы за содержание жилого помещения. В частности, теперь в нормативном документе упоминается договор ресурсоснабжения, согласно которому приобретаются коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества.

С точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения существенных изменений изменение структуры платы не принесет. Бухгалтеру будет необходимо перенастроить аналитический учет по счетам 20 и 90. Виды затрат для целей налогообложения не изменятся: стоимость коммунальных ресурсов, потребляемых для содержания общего имущества, останется материальными затратами. Также неизменной должна остаться ситуация со стоимостью сверхнормативного расхода коммунальных ресурсов на ОДН. Это расходы, которые управляющий обязан нести в соответствии с законом, они являются неотъемлемой составляющей деятельности по управлению МКД. Тот факт, что он не может перевыставить понесенные расходы потребителям, не позволяет говорить о безвозмездной передаче данного объема ресурса, о неиспользовании его в деятельности, облагаемой НДС (если таковая осуществляется).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...