Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отложить достижение результата




Целый ряд травмирующих ситуаций связан с невозможностью из-за неблагоприятных обстоятельств получить желаемое сразу, сейчас, немедленно. Если осознать упорядоченность целей, то напряжение может ослабиться. Когда разумно проведен анализ иерархии целей и средств, тогда неблагоприятные обстоятельства могут восприниматься как отсрочка исполнения желаний а неприятности — как побочные события и случайные эпизоды на пути к их воплощению.

Здесь требуется умение откладывать решение проблем до времени, пока не возникнут условия для их решения. Такого рода позиция требует известной гибкости, она помогает найти в себе силы и отложить сиюминутное исполнение желаемого. В этом случае человек способен пережить временные неудовольствия на длинном и трудном пути к вожделенным целям. При этом, аргументируя отсрочку исполнения желаний, необходимо учитывать связь возможной величины этой отсрочки с культурным уровнем человека. Обнаружено, что далекие цели плохо сохраняют сипу стимула у лиц с низким уровнем развития. Чем ниже уровень культуры, тем сильнее воздействие сиюминутной цели.

 61

Для облегчения систематизации своих целей и желаний можно предложить человеку составить список того, что могло бы доставить ему удовольствие. В этот список целесообразно включить и самые простые, достижимые цели, и самые трудные и дорогие. Когда человек видит перед собой перечень того, что можно реализовать немедленно (улучшая тем самым свое самочувствие), и того, что трудно, но очень хочется, достижение чего должно быть отложено, тогда он становится более готовым к планированию и пролонгированным усилиям для достижения результатов.

Повышение самооценки       

Общайтесь с  людьми так, как будто они на самом деле такие, какими они хотели бы быть, и вы поможете, им стать такими.

Гете

Совершив поступок, неприемлемый для себя, и осознавая, что этот поступок будет всеми осужден, не находя себе оправдания, человек мучается от угрызений совести, чувства вины. Эти переживания могут сопровождаться резким снижением самооценки, формируется представление об утрате права на хорошее отношение окружающих: «Кто меня такого будет любить?» На фоне сниженной самооценки человек неадекватно, обостренно воспринимает реакцию окружающих на свои поступки, что, в свою очередь, ведет к конфликтам, разрыву отношений с людьми, чувству одиночества от потери эмоционального контакта. Возникает состояние дискомфорта, которое характеризуется не только ухудшением настроения, отрицательными эмоциями, но и сужением сферы общения. Если кто-то подрывает наше самолюбие, то сила полученного шока подчас отрезает нас от жизни на длительный срок.

Образуется порочный круг: изолированность усиливает психологическую напряженность, которая ослабляет контакты, что, в свою очередь, усиливает изоляцию, доходящую до ощущения полной непригодности к нормальному общению. Убеждение в собственной неполноценности очень опасно — формируется уничижительная позиция: «Если я такой плохой, то уж от „этого" хуже не стану». Отсюда — один шаг до хулиганства, жестокости, агрессивности. Порочный круг можно разорвать, если человеку удастся осознать меру вины, взвешенно соотнести ее со значимостью поступков других людей.

Для повышения самооценки человека, попавшего в трудную ситуацию, целесообразно его похвалить, поднять в собственных глазах и во мнении окружающих. Аналогичную роль может сыграть и какое-либо вознаграждение. И наоборот, упреки даже за фактически допущенные ошибки деморализуют человека, вселяют в него неуверенность в своих силах. Он начинает относится к неудачам как к неизбежности. Следствия подобной деморализации могут проявиться в ожесточении, равнодушии, унынии. От этого напряженность возрастает еще больше. Поэтому и следует доверять человеку, обращаться с ним как с достойным — такой подход способствует его совершенствованию.

Эту позицию пропагандирует известный психолог Франкл. Он доказывает, что, принимая человека таким, какой он есть, мы делаем, его хуже, принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он стать еще только может. Если убедить человека в том, что он уже тот, каким он должен стать, то он освобождается от

62

бремени выбора ориентиров и свободнее развивается. При получении своевременной поддержки защита, связанная со страхом осуждения, слабеет, человек становится доступнее как самокритике, так и внешней критике, что дает ему силы преодолеть свои недостатки.

Повышать самооценку целесообразно до такого уровня, когда у человека возникает уверенность в том, что уж кто-кто, а он-то сможет справиться с данной травмирующей ситуацией. Страдающим от своего несовершенства полезно иметь в виду, что не всегда надо тратить усилия на избавление от всех своих недостатков, но все свои достоинства следует развивать. Однажды, посмотрев тренировку наших футболистов, знаменитый Пеле сказал, что знает, почему русские играют так плохо — тренировки посвящены устранению недостатков, а надо развивать достоинства. По мнению этого футболиста, у него и его товарищей масса недостатков, но мало кто их замечает, потому что то, что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, а те недостатки, что остались, — лишь продолжение их достоинств. Нельзя все делать одинаково хорошо, если не делать все посредственно.

Другими словами, нормализация самооценки может быть достигнута по-разному. Магистральный путь управления и самоуправления идет через переоценку ценностей и упорядочение иерархии приоритетов. Поэтому изменение масштабов травмирующего события в общей шкале жизненных планов способствует улучшению самочувствия и адаптации к среде. Большую роль здесь играет трансформация жестких и немедленных требований в предпочтение. При этом жизненные стандарты не снижаются, но реализация задач может быть отложена. Когда желаемое недостижимо, то нет нужды считать, что все потеряно. Это создает необходимые условия для преодоления внутреннего сопротивления, восстановления работоспособности и возможности наслаждаться. Тогда меняются способы реакции на трудности. Вместо типичных для неудачников: «Если бы только...», «Да, но...», нужно сказать себе: «Спасибо, что хотя бы...», «Хорошо, что удалось продвинуться до...».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...