Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджет прямых материальных затрат




Прямые затраты на сырье и материалы - это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт.

Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж.

В бюджете прямых затрат на материалы определяются период закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое надобно приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные стоимость, получают бюджет закупки материалов.
Материальные оборотные ресурсы можно разделить на основные и вспомогательные. Основные материалы могут, как обслуживать производственные потребности, так и использоваться на стадии отгрузки и сбыта (например, тара). В этой связи при бюджетном планировании разделяют плановые величины материальных оборотных средств, относящихся, к стадии производства и стадии сбыта, и лишь далее определяют совокупную потребность в разрезе отдельных видов продукции. Основные материалы, обслуживающие производственные потребности, включаются в бюджет прямых затрат на материалы. Основные материалы, используемые, на стадии отгрузки и, сбыта, включаются в бюджет коммерческих расходов.

В ряде случаев экономически невыгодно учитывать и планировать расход материалов, приходящийся на каждый вид продукции.

Примерами подобных затрат являются топливо и ГСМ транспортных служб, производственный инвентарь, затраты материалов на ремонт здания заводоуправления и т.п. Такие материалы считаются вспомогательными, которые делятся на:

относящиеся к косвенным (общепроизводетвенным) расходам;

относящиеся к постоянным (общехозяйственным и общим коммерческим) расходам.

Косвенные расходы (топливо и ГСМ транспортных служб, производственный инвентарь и т.п.) включаются в бюджет общепроизводственных расходов. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией плановой базе распределения общепроизводственных расходов в части вспомогательных материалов (пропорционально заработной плате производственных рабочих, количеству часов отработанного времени и т.д.). Как правило, за базу распределения принимается тот показатель, на основе которого происходило распределение общепроизводственных расходов в прошлом бюджетном периоде.

Вспомогательные материалы, относящиеся к общехозяйственным расходам (например, материалы на ремонт здания заводоуправления), включаются в бюджет управленческих расходов. Вспомогательные материалы, относящиеся к общим коммерческим расходам (например, представительские расходы руководства организации), включаются в бюджет коммерческих расходов. Большая часть вспомогательных материалов в части постоянных расходов рассчитывается на основе сметного планирования по центрам финансовой ответственности.

На отечественных предприятиях существуют два основных метода составления бюджета прямых затрат на материалы:
нормативный метод;

аналитический метод.

Нормативный метод является наиболее точным, обоснованным, но сообща с тем довольно трудоемким. Суть данного метода содержится в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность на бюджетный срок.

Практика показывает, что на малых предприятиях, как правило, отсутствует система нормирования материалов. В данном случае быть может использование аналитического метода. По сравнению с нормативным методом он существенно проще в практическом применении, однако, дает более грубую оценку потребности в материальных затратах. Суть данного метода содержится в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода на планируемый бюджетный срок. Затем эти нормы расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах.

Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы. Как и в случае с дебиторской задолженностью, существует временной лаг между моментом совершения покупки и моментом реальной оплаты материальных ресурсов. Например, если поставщики устанавливают средний срок погашения задолженности 30 дней и политика организации - не пользоваться скидкой (если таковая предоставляется), а оплачивать задолженность в конце этого периода, то разрыв между покупкой и платежом - 1 месяц.
По строке "Итого финансовых выплат" должны быть приведены данные о количестве финансовых средств, которые будут выплачены в конкретном периоде. В правом столбце должны быть приведены данные о сумме выплат за покупки материалов, произведенных в конкретном периоде. В нижней строке таблицы рекомендуется фиксировать состояние кредиторской задолженности на конец каждого периода, определяемой по формуле: Кредиторская задолженность = Кредиторская задолженность на начало периода + Сумма закупок за срок Сумма оплаты за срок (1.1.2.)

Данный бюджет составляют отделы снабжения и экономический сразу после разработки производственной программы для определения потребности предприятия в сырье и материалах. Прямые затраты на материалы входят в состав конечного продукта. Бюджет прямых затрат на материалы показывают потребность в материальных ресурсах, которую удовлетворяют путем закупок. Объем закупок зависит от предполагаемого использования материальных ресурсов, а также от уровня запасов. Формула для вычисления объема закупок имеет вид:

Объем закупок = Запасы на начало расчетного периода + Объем потребления - Запасы на конец расчетного периода (1.1.1.)
Данные о запасах сырья и материалов автоматически поступают из бюджета производства и бюджета запасов на предстоящий квартал. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.
Правильно составленный бюджет затрат на материалы дает вероятность четкого взаимодействия между производством и отделом снабжения, а также позволяет удерживать величину запасов на приемлемом для предприятия уровне.
Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпочитают цельный протокол.

67. Бюджет прямых затрат на оплату труда: содержание, порядок построения и инструменты анализа.

Назначение бюджета прямых затрат на оплату труда – определить прямые затраты на зарплату и социальные отчисления основного производственного персонала. Бюджет включает график погашения кредиторской задолженности по оплате труда. Согласно нормативным документам социальные отчисления (отчисления на социальные нужды) включают в себя единый социальный налог (ЕСН), страховые взносы в Пенсионный фонд на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, а также страховые взносы в Фонд социального страхования (ФСС) на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала. Очень важно на каждом предприятии предусмотреть деление заработной платы основного производственного персонала на переменную и постоянную составляющую. Постоянная часть (фиксированная часть оплаты) представляет собой гарантированный минимум оплаты труда, а сумма переменной части (сдельная часть оплаты) зависит от объемов выработки рабочего. Если есть задолженность по оплате труда, то должен быть установлен график ее погашения. Следующий раздел плана расходов — бюджет общепроизводственных накладных расходов. Этот бюджет отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда. Данные расходы включают в себя переменную и постоянную части. Переменная часть планируется исходя из потребностей производства. Переменная величина представляет собой норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих. Одновременно в эти расходы включают ряд стандартных статей затрат в виде амортизации и аренды производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату производственного времени и т. д. Общепроизводственные постоянные расходы появляются в момент начала производства и не зависят от времени заботы цеха. Управленческие постоянные расходы возникают независимо от того, производит и продает предприятие продукцию или нет.

В числе плановых затрат отдельно нужно рассмотреть бюджет управленческих расходов. В состав этих расходов входят те затраты, которые непосредственно не связаны с производством и сбытом продукции. Речь идет о следующих расходах:
затраты на содержание отдела кадров, юридического отдела, отдела АСУ, отдела труда и заработной платы, отдела маркетинга, отдела сбыта, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи и проценты за пользование займами, относящиеся на себестоимость и т. д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер. Переменная часть затрат, если они имеют место, планируются в процентах к объему продаж. Удельный вес прочих расходов в структуре всех затрат составляет на уровне не более 10—12%. Перечисленные бюджеты отражаются по следующим группам в Отчете о прибылях и убытках — производственная себестоимость реализации продукции, работ, услуг;
коммерческие расходы;
управленческие расходы. Полученные плановые показатели анализируются за 2—3 предшествующих периода и проверяется их обоснованность. Отклонение каждого из показателей в динамике должно иметь объяснение причин происшедшего на основе тщательной проверки всех расчетов.

Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на базе произ­водственном программы. Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость едини­цы продукции, а затем полученную трудоемкость выпуска умножают на стоимость 1 чел.-ч. (т. е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (видам работ, участ­кам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты.

68. Бюджет производства: содержание, порядок построения и методология анализа.

Бюджет производства

Для сбалансированности потребностей рынка и возможностей предприятия формируется бюджет производства, учитывающий портфель заказов, производственные мощности и ресурсы. При формировании плана производства, как составной части общего бюджета предприятия, рассчитывается производственная программа, определяется выпуск побочной продукции, планируются складские запасы с учетом нормативов, рассчитывается потребность в материальных ресурсах пропорционально объему производства, определяется фонд заработной платы основных производственных рабочих.

Производственная программа представляет собой план выпуска валовой и товарной продукции в натуральном выражении на планируемый период с разбивкой по календарным периодам (квартал, месяц) и обеспечивает построение скоординированных календарных планов для цехов основного и вспомогательного производства, обеспечивающих служб.

Бюджет производства формируется на основе представленного алгоритма расчета производственной программы и является результатом согласования следующих целей:

· полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;

· потребность в продукции для внутреннего использования;

· максимально возможная загрузка оборудования;

· учет ресурсных возможностей.

Рассчитывая программу производства на предстоящий период, предприятия учитывают следующие бизнес-прогнозы и справочники:

· Контракты с покупателями по основной и прочей деятельности определяют потребность рынка;

· Постоянные затраты на производство формируют потребность в производстве продукции для внутреннего использования;

· Производственные нормы, указанные в Спецификациях, устанавливают необходимые ресурсы на основе рецептур производства продукции и определяют выпуск полуфабрикатов и побочной продукции;

· Складские запасы формируют нормативный прирост продукции для обеспечения страхового запаса и устанавливают сверхнормативные запасы;

· Незавершенное производство используется для выпуска продукции, находящейся в незавершенном производстве на начало года;

· Маршруты определяют приоритетность производственного оборудования и максимальные мощности по выпуску продукции;

· Контракты с поставщиками предложения и возможные ограничения по расходным компонентам и продуктам, в случаях использования их для перепродажи.

Планово-учетной единицей при составлении производственной программы является продукт (полупродукт), выпускающийся на производственной установке с определенной рецептурой производства. Уровень детализации зависит от прогнозирования потребительского спроса на продукцию и периода планирования. Составляя производственный план, специалисты производственного отдела должны учитывать следующие моменты:

· количество изделий, которое требуется произвести в каждый период времени;

· необходимый уровень материально-производственных запасов с учетом срока хранения;

· потребность в производственных ресурсах в каждый период времени;

· наличие необходимых ресурсов.

Разработанный производственный план должен в максимальной мере удовлетворять рыночный спрос, не предполагая при этом выхода за рамки имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Для этого потребуется определить, какие ресурсы необходимы для удовлетворения спроса на рынке, сравнить их с имеющимися и предлагаемыми ресурсами. В случаях невыполнения установленных заказов покупателей, необходимо определить и проанализировать полученные ограничения.

При составлении бюджета проводится анализ полученных расчетных показателей и оценка краткосрочных планов производства продукции, способствующие принятию оптимальных управленческих решений. Анализ планируемой производственно-хозяйственной деятельности может проводиться на основе следующих индикаторов.

Коэффициенты, характеризующие эффективность производства и реализации продукции:

· коэффициент ритмичности характеризует равномерность выпуска продукции в соответствии с предполагаемым спросом;

· коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения плановой отгрузки к прогнозному спросу;

· коэффициент выполнения договорных обязательств проводится в разрезе продукции и отдельных договоров;

· коэффициент использования производственной мощности;

· среднегодовая выработка продукции;

· удельный вес новой продукции.

Качественное планирование программы производства напрямую зависит от прогнозирования потребностей и согласования их с возможностями предприятия и непосредственно влияет на составление операционных и финансовых бюджетов.

69. Бюджет коммерческих расходов: содержание и порядок построения.

Бюджет коммерческих расходов предназначен для более точного определения затрат на мероприятия по стимулированию сбыта. Планирование издержек текущего характера, связанных с реализацией продукции и маркетинговой деятельностью, является важной функцией управления и необходимым условием при формировании общего бюджета. В зависимости от организации процесса бюджетирования и детализации системы планирования, расходы на продажу могут планироваться как в натуральных и стоимостных величинах, так и в процентном отношении от объема отгрузки. При составлении бюджета коммерческих расходов определяются затраты, обеспечивающие своевременность и полноту отгрузки продукции и продвижение ее на рынке в прогнозном периоде. Коммерческие расходы включают: расходы по доставке продукции (транспортировке), заработную плату персонала, занятого сбытом, комиссионные посредникам, а также премиальные собственную персоналу, занятому сбытом, издержки на вспомогательные упаковочные материалы, маркетинговые исследования, рекламу и продвижение продукции на рынке. В зависимости расходов от объёмов продаж разделяются условно-постоянные коммерческие расходы и условно-переменные коммерческие расходы. Переменные коммерческие расходы рассчитываются только после формирования бюджета продаж, определяющего ассортимент и количество реализуемой продукции, устанавливающего предполагаемых контрагентов, стоимость и условия платежа. Как правило, планирование прогнозного спроса потребителей и формирование прогноза расходов на продажу осуществляется коммерческой службой, которая соотносит расходы с объемом продаж, и классифицирует соответствующие затраты по следующим критериям: • транспортные услуги и экспедирование грузов; • аренда складских помещений и транспортных средств; • рекламные и маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение продаж и завоевание рынков сбыта; • расходы, связанные с упаковкой, складированием и хранением продукции; • расходы структурных подразделений, занимающиеся коммерческой деятельностью; •расходы на содержание транспортных средств; • страхование имущества; • таможенные процедуры и комиссионные на экспорт. Качественное планирование, анализ и обоснование затрат с целью получения максимальной выгоды осуществляется ответственными исполнителями, заинтересованными в увеличении продаж, оптимизации расходов на сбыт и выполнении бюджетных показателей. Приоритетность в управлении коммерческими расходами и мотивация менеджеров устанавливается руководством предприятия согласно принятой на предприятии маркетинговой политики и положений по премированию. В российской практике применяются три подхода к планированию коммерческих расходов: • В виде определённого процента от объёма продаж; • По принципу «планирование от достигнутого»; • По принципу конкурентного паритета.

Формирование бюджета коммерческих расходов

Планирование издержек текущего характера, связанных с реализацией продукции и маркетинговой деятельностью, является важной функцией управления и необходимым условием при формировании общего бюджета.

При составлении бюджета коммерческих расходов определяются затраты, обеспечивающие своевременность и полноту отгрузки продукции и продвижение ее на рынке в прогнозном периоде.

В зависимости от организации процесса бюджетирования и детализации системы планирования, расходы на продаж умогут планироваться как в натуральных и стоимостных величинах, так и в процентном отношении от объема отгрузки.

Коммерческие расходы подразделяются на:

· переменные издержки, зависимые от объема продаж конкретного продукта, региона, или в целом отгрузки товаров по предприятию, и рассчитанные на основании установленного процента в прогнозе "Коммерческие нормируемые затраты";

· условно-постоянные издержки, связанные с осуществлением коммерческой деятельности и распределяемые на продукты согласно установленной учетной политики.

Переменные коммерческие расходы рассчитываются только после формирования бюджета продаж, определяющего ассортимент и количество реализуемой продукции, устанавливающего предполагаемых контрагентов, стоимость и условия платежа.

Как правило, планирование прогнозного спроса потребителей и формирование прогноза расходов на продажу осуществляется коммерческой службой, которая соотносит расходы с объемом продаж, и классифицирует соответствующие затраты по следующим критериям:

· транспортные услуги и экспедирование грузов;

· аренда складских помещений и транспортных средств;

· рекламные и маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение продаж и завоевание рынков сбыта;

· расходы, связанные с упаковкой, складированием и хранением продукции;

· расходы структурных подразделений, занимающиеся коммерческой деятельностью;

· расходы на содержание транспортных средств;

· страхование имущества;

· таможенные процедуры и комиссионные на экспорт.

Качественное планирование, анализ и обоснование затрат с целью получения максимальной выгоды осуществляется ответственными исполнителями, заинтересованными в увеличении продаж, оптимизации расходов на сбыт и выполнении бюджетных показателей. Приоритетность в управлении коммерческими расходами и мотивация менеджеров устанавливается руководством предприятия согласно принятой на предприятии маркетинговой политики и положений по премированию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...