Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Европейский банк реконструкции и развития




Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - это международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР являются 40 стран - все европейские (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, Европейский экономический союз (ЕЭС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), а также ряд стран Восточной Европы.

Членами ЕБРР помимо европейских стран могут быть все члены МВФ.

На 1 января 1994 г. акционерами ЕБРР являлись 57 стран, а также ЕЭС и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитет ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между Правительством Великобритании и Северной Ирландии с одной стороны и ЕБРР с другой, которое было подписано после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.

Соглашение об учреждении ЕБРР было подготовлено быстро. Это событие явилось результатом нескольких совещаний экспертов по подготовке текста Соглашения и трех встреч представителей стран-членов в Париже 15 - 16 января, 8 - 11 марта и 9 апреля 1991 г., а также личного участия будущего президента ЕБРР Жака Аттали. Подобная оперативность при создании международного финансового института объясняется тем, что в происшедшие в 80-х гг. в странах Центральной и Восточной Европы политические, социальные и экономические перемены привели к экономической и политической перестройке, а также к падению производства и внешней торговли, расстройству финансовой сферы, ухудшению уровня жизни, социальным и национальным конфликтам в регионе. Это превратило страны Центральной и Восточной Европы (вместе с бывшим СССР) в опасных соседей, которые не только не вписывались в процесс европейской интеграции, но и могли его осложнить и замедлить.

Учреждение же нового финансового института было необходимо не только для оказания финансовой помощи странам Центральной и Восточной Европы, но и для укрепления интеграционных процессов на континенте. Создание ЕБРР, по мнению его учредителей, должно было стать основанием единой европейской структуры, которая в перспективе должна привести к созданию конфедерации. Необходимо было интегрировать сотрудничество со странами Запада в рамки общего экономического пространства с помощью административных, финансовых и культурных инфраструктур.

Географическая близость всех европейских стран поставила общие региональные задачи борьбы с загрязнением окружающей среды (например, с загрязнением Балтийского моря или Дуная), создания общеевропейских систем энергетики и телекоммуникации. Решение этих проблем требовало финансирования из единого крупного международного центра, которым и должен был стать ЕБРР.

Создание ЕБРР как первого международного финансового института (МФИ), в котором США не будут играть доминирующую роль, желательно для стран Европейского сообщества с позиций поднятия их статуса в формировании глобальной и региональной экономической политики, для повышения роли Европы в расстановке сил между тремя мировыми центрами соперничества - США, Европой и Японией.

В конце 80-х гг. бывший СССР находился в изоляции от крупнейших МФИ. Вопрос вступления в МВФ и ЕБРР оставался достаточно проблематичным, а острая необходимость использования финансового и технического содействия со стороны международных финансовых организаций ощущалась все больше.

Страны Центральной и Восточной Европы связывали свои надежды по эффективному проведению экономических реформ с МВФ и МБРР, членами которых они уже состояли, однако у этих МФИ не было опыта содействия странам, находящимся в переходной ситуации. Кроме того, данные организации не могли сконцентрировать всю свою деятельность на странах одного региона.

Особенностью ЕБРР явилось то, что вся его деятельность на территории направлялась на развитие концепции одновременного проведения политических и экономических реформ в странах Восточной Европы.

При предоставлении финансовой помощи позиция ЕБРР базируется на оценке результатов и качества демократических преобразований, идущих в этих странах. Политические условия демократизации, выставляемые ЕБРР, не встречают возражений со стороны правительств стран заемщиков, поскольку совпадают с их национальными идеями и планами экономических и политических реформ.

При выработке текста Соглашения и некоторых принципов деятельности ЕБРР использовался опыт практической работы ведущих международных финансовых институтов, например МВФ, а также региональных банков развития.

Цель ЕБРР - помочь странам Восточной Европы избавиться от последствий централизованного управления экономикой, содействовать экономическим реформам, трансформировать экономику, в которой промышленность и сельское хозяйство малоэффективны и энергоемки, используются устаревшие и неэффективные методы управления, инфраструктура явно устарела, а окружающая среда находится на грани экологической катастрофы. ЕБРР должен способствовать переходу к рыночному управлению экономикой, при котором цены регулируются рыночным механизмом, а интересы потребителей защищены разумными и постоянно действующими экономическими мерами.

В круг интересов и обязательств ЕБРР входят: поддержка и развитие региональной интеграции; концентрация средств и усилий на тех странах, где развиваются частная собственность, инициатива, предпринимательство; финансирование через приватизацию потенциально конкурентоспособных предприятий государственного сектора, проведение их реконструкции в целях повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Банк также может и должен предоставлять кредиты под реконструкцию объектов инфраструктуры, включая программы защиты окружающей среды.

ЕБРР имеет трехступенчатую структуру управления с Советом управляющих, Советом директоров и Президентом (рис. 6.1). Совет управляющих - высший распорядительный орган ЕБРР - включает по два представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка. На ежегодном заседании Совет избирает одного из управляющих в качестве председателя. Все полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета, который решает принципиальные вопросы его деятельности. Часть полномочий - в интересах повышения эффективности работы - ЕБРР может делегировать Совету директоров. Однако Совет управляющих сохраняет полноту полномочий по любым вопросам, делегированным или порученным Совету директоров. При этом исключительной компетенцией Совета управляющих является решение следующих вопросов (рис. 6.2):

· 1) прием новых членов ЕБРР, определение условий их приема, приостановка членства в банке;

· 2) избрание директоров и президента ЕБРР, установление размера вознаграждения директоров и заместителей директоров, а также других условий договора с президентом;

· 3) увеличение или уменьшение разрешенного к выпуску уставного капитала ЕБРР;

· 4) предоставление полномочий на заключение генеральных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями;

· 5) утверждение (после рассмотрения аудиторского отчета) общего баланса и счета прибылей и убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли, принятие решения об окончательном прекращении деятельности ЕБРР и о распределении его активов;

· 6) внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР, принятие решений по апелляции, связанным с толкованием Соглашения или с его применением Советом директоров.

Совет управляющих проводит ежегодное заседание (а также другие заседания) по своему усмотрению или по просьбе Совета директоров, по требованию не менее пяти членов ЕБРР или членов, на долю которых приходится не менее ¼ от общего количества голосов ⅔ управляющих составляют кворум на любом заседании Совета при условии, что такое большинство представляет не менее ⅔ от общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР.

Совет директоров - главный исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных ему Советом управляющих (см. рис. 4).

 

 

Рисунок 4 - Структура управления ЕБРР

 

В их числе - подготовка работы Совета управляющих; определение в рамках указаний Совета управляющих политики и принятие решении в отношении предоставляемых кредитов, гарантий, инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов, оказания технической помощи и прочих операций ЕБРР; предоставление проверенной аудиторами отчетности за финансовый год на утверждение Совета управляющих на ежегодном заседании; утверждение бюджета ЕБРР.

Совет директоров состоит из 23 членов: 11 директоров избираются управляющими от стран-членов ЕС, ЕИБ; 4 директора - от стран Центральной и Восточной Европы, имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 директора - от остальных европейских стран; 4 директора - от неевропейских стран.

Директора переизбираются каждые три года. Для наличия кворума на заседании Совета директоров необходимо простое большинство, но не мене ⅔ общего количества голосов членов ЕБРР. Число голосов каждого члена равно количеству акций, на которые он подписался.

 


Рисунок 5 - Основные полномочия Совета управляющих ЕБРР


Рисунок 6 - Основные полномочия совета директоров ЕБРР

Заместители директоров имеют право голоса, когда они замещают своих директоров. Для принятия решения в руководящих органах ЕБРР необходимо простое большинство голосов (более ½ от общего числа). Некоторые вопросы требуют специального большинства (⅔ или 85 %) голосов, на которые имеют право члены, участвующие в голосовании.

Президент ЕБРР избирается на четыре года Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, представляющих не менее половины от общего числа голосов. Президент ЕБРР управляет его текущей деятельностью под руководством Совета директоров. Он не принимает участия в голосовании, но в тех случаях, когда голоса разделяются поровну, имеет право решающего голоса; может участвовать в заседаниях Совета управляющих, председательствует на Совете директоров.

Формирование ресурсов ЕБРР

Первоначальный разрешенный к выпуску акционерный капитал ЕБРР в 10 млрд экю делится на 1 млн акций с номиналом 10 000 экю, подписаться на которые могут только члены банка. Первоначальный акционерный капитал ЕБРР делится на оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию. Первоначальная сумма оплачиваемых акций составляет 3 млрд экю, или 30 % разрешенного к выпуску акционерного капитала, 70 % - неоплаченные, которые могут быть востребованы, когда это необходимо для оплаты обязательств ЕБРР. Кроме того, 125 акций не подлежат распределению между членами ЕБРР.

Доля основных учредителей в структуре капитала ЕБРР представлена на рис. 6.4.

 

Рисунок 7 - Структура основных стран-акционеров в уставном капитале ЕБРР

Страны - члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51 %, страны Центральной и Восточной Европы - 13 %, остальные европейские страны -11%, неевропейские страны - 24 %. Наибольшими долями в капитале располагают США (10 %), Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония (по 8,5 %). Размер уставного капитала пересматривается не реже чем раз в пять лет.

Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов (см. рис. 6.5). Обычные ресурсы включают: 1) разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию; 2) привлеченные заемные средства; 3) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал; 4) прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на рыночных условиях странам на реализацию рентабельных проектов развития.


Рисунок 8 - Структура кредитных ресурсов ЕБРР

Специальные фонды включают средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций и ресурсов специальных фондов. Первые два открытых специальных фонда были созданы в апреле 1992 г. в рамках Балтийской инвестиционной программы, принятой министрами экономики и финансов северных стран (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции). ЕБРР осуществляет управление ими. Один из них предназначен для кредитования технического сотрудничества и используется для подготовки инвестиционных проектов, а другой - для осуществления инвестиций в акционерные капиталы и кредитования проектов. Другим странам и многосторонним организациям предложено вносить средства в эти фонды. Закупки товаров и услуг за счет средств фондов носят открытый характер. Средства специальных фондов используются, как правило, для льготного кредитования низкорентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи.

Большую часть привлеченных средств ЕБРР, как и другие международные банковские организации, заимствуют на мировых рынках капиталов по льготным процентным ставкам.

Принципы деятельности ЕБРР, т.е. условия и направления проводимых банком операций, записаны в Соглашении об учреждении ЕБРР. Во всех операциях банк руководствуется здоровыми банковскими принципами.

Операции ЕБРР обеспечивают финансирование конкретных проектов, инвестиционных программ, а также технического содействия. ЕБРР не допускает непропорционального использования своих ресурсов в пользу какой-либо страны-члена.

В области инвестиционного поведения ЕБРР осуществляет финансирование коммерческое и так называемое в целях развития (последнее не строится на принципах коммерческого отбора). Банк выделяет на проект не более 35 % от его общей стоимости, но не менее $ 5 млн. Он имеет более высокую процентную ставку по сравнению с другими МФИ.

До предоставления какого-либо займа, гарантии или инвестиции в акционерный капитал заявитель обязан дать соответствующее предложение, а президент банка - письменное заключение относительно этого предложения в Совет директоров (с рекомендациями на основе исследования, выполненного сотрудниками банка).

ЕБРР не предоставляет финансирования и не оказывает никаких услуг, если заявитель имеет возможность получить их из других источников и па разумных (по мнению банка) условиях.

В случае предоставления прямого займа, заемщик получает от банка разрешение использовать средства только по мере необходимости.

ЕБРР стремится к периодическому обновлению своих фондов путем продажи инвестиций частным инвесторам (если возможно осуществлять такие операции на удовлетворительных условиях). Под понятием "инвестиции" в ЕБРР понимаются кредиты, гарантии, участие в акционерном капитале.

При инвестировании в индивидуальные предприятия ЕБРР осуществляет финансирование на принципах, которые считаются приемлемыми с учетом потребностей предприятия, банковского риска, а также условий, получаемых обычно частными инвесторами при аналогичном финансировании.

ЕБРР не устанавливает ограничений на приобретение товаров и услуг из любой страны за счет средств какого-либо займа, инвестиций пли другого финансирования. Во всех соответствующих случаях банк предоставляет свои займы и осуществляет другие операции на условиях международных торгов.

ЕБРР принимает необходимые меры для того, чтобы средства от какого-либо займа, предоставленного или гарантированного банком, пли займа, в котором банк принял участие, либо от участия банка в акционерном капитале использовались только в установленных целях.

Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР

В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования (см. рис. 6.6):

· предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;

· инвестирование в капитал;

· гарантирование размещенных ценных бумаг;

· облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах;

· размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;

· предоставление займов (включая совместное финансирование) под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранительные программы) и оказание технического содействия.

ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием.

В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес. Особое значение придается сфере приватизации.

ЕБРР сочетает консультативные услуги, направленные на разработку общей стратегии и программ развития финансового сектора, с целевыми инвестициями в учреждения, способные выполнять функции банков в условиях свободной рыночной экономики. В то же время он проводит приватизацию банков и содействует укреплению частных банков, а также созданию новых институтов с помощью инвестиций и технического сотрудничества. Во многих странах банк занимается вопросами кредитования мелких и средних предприятий, которые не могут получить средства от более крупных иностранных банков или инвесторов.

 

 

Рисунок 9 - Схема кредитно-инвестиционной политики ЕБРР

Мелкие и средние предприятия в некоторых странах Центральной и Восточной Европы также могут воспользоваться рядом агентских кредитных линий, поддерживаемых ЕБРР с участием международных и местных банков. Агентские линии были разработаны для улучшения банковского обслуживания мелких и средних предприятий, привлечения международных кредитных ресурсов, содействия производству и создания рабочих мест за счет расширения существующих или создания новых предприятий-заемщиков.

Энергетика

ЕБРР осуществляет проекты, связанные с модернизацией действующих энергетических мощностей и рационализацией использования энергии потребителями. Осуществление этих проектов связано с реформами в области ценообразования, направленными на скорейшее приближение внутренних цен на энергоносители и электроэнергию к ценам мировых рынков.

Телекоммуникации

В этой области ЕБРР поддерживает инициативы государственного и частного секторов, которые содействуют или приводят к расширению ассортимента услуг и организационным реформам. Главным приоритетом является укрепление структуры государственной сети телекоммуникаций, обеспечивающей предоставление базовых услуг путем установки и эксплуатации современных телекоммуникационных систем.

Транспорт

Здесь ЕБРР уделяет первоочередное внимание проектам, способствующим повышению эффективности перевозок грузов и пассажиров, интеграции Центральной и Восточной Европы с соседями как на Западе, так и на Востоке, а также вносящим вклад в оздоровление окружающей среды. ЕБРР поддерживает сбалансированное развитие транспорта. Особое значение придается проектам, связанным с развитием транспортного машиностроения.

Агробизнес

В данной сфере ЕБРР направляет основные усилия на кредитование строительства современных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, развитие инфраструктуры сбыта и распределение продовольствия.

В частности, банк работает над проектами создания оптовых рынков в ряде стран.

Приватизация

Содействие ее ускорению является одной из первоочередных задач в стратегии ЕБРР. В число мероприятий по приватизации включается не только передача действующих государственных предприятий в частную собственность, но и структурная перестройка и модернизация действующих предприятий государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования, а также создание частных предприятий.

Поскольку ЕБРР работает напрямую с конечными пользователями его финансовых ресурсов (компаниями, реализующими проекты) без гарантий правительств, он несет значительные проектные, страховые и иные риски.

Это ставит банк в достаточно жесткие условия, заставляя крайне скрупулезно оценивать и отбирать проекты, выстраивать нестандартную архитектуру финансирования, обеспечивать непрерывный мониторинг проектов и придирчивый надзор за ходом их реализации.

Ориентируясь на коммерчески жизнеспособные проекты, ЕББР последовательно старается не конкурировать с частными кредитными и инвестиционными институтами. Соответственно он вынужден поддерживать далеко не самые привлекательные проекты (с точки зрения рентабельности, сроков окупаемости и других показателей).

Поскольку одной из главных задач ЕБРР является содействие развитию малого и среднего бизнеса, он целенаправленно проводит линию на децентрализацию своих операций. Для этого создается сеть финансовых посредников, в качестве которых выступают местные коммерческие банки, фонды и т.д. Для работы с малыми и средними предприятиями банк использует кредитные линии, гарантии, фонды поддержки малых и средних предприятий, региональные венчурные фонды и т.д.

В целях снижения рисков ЕБРР требует от своих клиентов необходимого страхового покрытия рисков. Вместе с тем среди его условий нет требования страхования от политических рисков и риска неконвертируемости местной валюты.

В дополнение к страхованию ЕБРР требует от финансируемых им компаний обеспечивать кредит активами проекта, к которым могут относиться: закладная на недвижимое имущество (земля, сооружения, здания); закладная на движимое имущество (машины и оборудование, другие производственные активы); переуступка выручки компании в твердой и внутренней валютах; залог акций компании; переуступка прав компании на получение страхового возмещения и т.д.

Расходы, которые несет банк в связи с подготовкой проекта для его финансирования (детальная оценка ТЭО и его доработка в случае необходимости, подготовка нужной документации), могут быть достаточно высокими, в связи с чем он требует от компаний, представляющих проекты, их компенсации.

Кредитная маржа (т.е. превышение базовой рыночной ставки - обычно ЛИБОР) ЕБРР отражает как риски, связанные с конкретной страной, так и коммерческие риски, оцениваемые на момент заключения кредитного соглашения. В ряде соглашений предусмотрена процедура периодического пересмотра кредитной маржи с учетом меняющихся рисков по стране и коммерческих (плавающая процентная ставка). Условия кредитования в полной мере соответствуют стратегическим целям, сформулированным в мандате, выданном Банку при его создании. Срочность кредитов составляет от 5 до 10 лет. При этом предусматривается льготный срок погашения (как правило, на период инвестиционной деятельности до вывода объекта на проектную мощность). Погашение основной суммы производится равными долями каждые полгода. При кредитовании инфраструктурных проектов в государственном секторе в исключительных случаях могут устанавливаться более длительные сроки погашения (до 15 лет).

Кредиты являются основным инструментом проектного финансирования в деятельности ЕБРР. Что касается инвестирования в акционерный капитал и гарантий, то на них в совокупности приходится менее ¼ выданных финансовых обязательств ЕБРР.

Условия инвестирования в конкретный проект зависят от рисков, потенциальной доходности проекта, а также характеристик организации, являющейся каналом инвестирования (например, совместное предприятие). Поскольку капитал банка ограничен, ЕБРР не стремится к долгосрочному инвестированию или приобретению контрольного пакета акций предприятий, или взятию на себя прямой ответственности за управление ими.

Нередко банк использует одновременно инвестирование и кредитование применительно к одному объекту финансирования, что способствует снижению общих рисков по проекту.

Взаимоотношения ЕБРР с Россией

СССР был одним из учредителей ЕБРР в 1990 г. Его доля в первоначальном акционерном капитале этой организации составляла 6 % (600 млн экю, или $ 720 млн). После распада СССР Россия стала членом ЕБРР.

В конце 1991 г. в России была принята программа радикальных экономических реформ, предусматривающая жесткие стабилизационные меры, либерализацию цен, быстрый переход к рыночной экономике. Проведение этой программы резко осложнилось существованием единого рублевого и экономического пространства, растущим социальным напряжением, разгорающимися конфликтами. В связи с нестабильностью и непредсказуемостью политического, экономического и социального положения в стране Совет директоров ЕБРР решил не принимать долгосрочной стратегии относительно нее. В отношении бывшего СССР 4 сентября был утвержден краткосрочный план действий, который включал:

· - рассмотрение жизненно важных аспектов процесса перехода к рыночной экономике;

· - операции банка с упором на техническое содействие в сочетании с предоставлением кредитов и инвестиций в акционерные капиталы для создания предприятий частного сектора и инфраструктуры, способствующей развитию рыночной экономики;

· - обеспечение тесного сотрудничества с МВФ, МБРР и его группой, ЕС, ОЭСР;

· - применение сбалансированного подхода к предоставлению помощи органам власти различного уровня и различных географических регионов;

· - концентрацию операций банка в таких сферах, где он может наиболее эффективно использовать свои ресурсы;

· - сохранение гибкой и открытой программы банка с тем, чтобы ее быстро адаптировать к меняющейся обстановке.

Кроме того, в краткосрочной программе действий были определены следующие приоритетные области.

Приватизация и предпринимательство

ЕБРР предполагает поддерживать приватизацию и развитие предпринимательства путем консультаций и подготовки кадров, т.е. оказывая техническое содействие, распространяемое на ряд государственных предприятий, правительство, местные и муниципальные органы власти. ЕБРР организует курсы по обучению специалистов, которые возьмут на себя управление процессом приватизации.

Конкретной операцией банка была разработка программы приватизации московского муниципалитета. Соответствующее соглашение было подписано 24 мая 1991 г. Банк выработал рекомендации по методам приватизации и определил сектор и предприятия, подлежащие ей на первом этапе. Рассматривались вопросы законодательной политики, был составлен перечень предприятий, подлежащих приватизации в первую очередь. На это ЕБРР выделил 1230 тыс. экю.

Кроме того, 22 октября 1991 г. ЕБРР подписал Соглашение о приватизации с муниципалитетом Санкт-Петербурга, по которому он также будет выступать в качестве ведущего консультанта. Программа содействия включает общие консультации, разработку опытно-показательной программы приватизации, создание информационной базы данных и центра иностранных инвесторов. На эти цели ЕБРР направил 914 тыс. экю.

Было одобрено решение по техническому содействию в организации международной школы менеджмента и приватизации, включая подготовку кадров, разработку учебных программ и оказание материальной и технической помощи, на что ЕБРР выделил 1000 тыс. экю.

Финансовый сектор

Содействие ЕБРР финансовому сектору сосредоточено на коммерческой банковской деятельности, рынках ценных бумаг и страховании. Принято решение оказать помощь в создании международной школы финансового и банковского дела для подготовки специалистов во всех основных областях коммерческой банковской деятельности, для работы в Центральном банке, в области страхования и на рынке ценных бумаг, на что выделено 230 тыс. экю.

Энергетика

Операции ЕБРР в этом секторе соответствуют Европейской энергетической хартии. Упор делается на проекты и программы, которые позволяют немедленно получать доходы в свободно конвертируемой валюте и касаются важнейших аспектов безопасности.

Программа технического содействия в области энергетики нацелена главным образом на совершенствование управления производством и распределением, а также на обеспечение соблюдения экологических норм и стандартов безопасности при эксплуатации атомных электростанций.

Помимо представительств в Москве ЕБРР имеет региональных представителей в Санкт-Петербурге, Волгограде и Владивостоке. Он также осуществляет деятельность почти в 60 % регионов РФ. В связи с относительной ограниченностью ресурсов основное внимание уделяется регионам Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара и Владивостока.

Основываясь на анализе финансовой и технической деятельности ЕБРР на территории бывшего СССР, можно сделать вывод, что усилия банка были направлены на предоставление незначительного количества кредитов и технической помощи, а не на инвестиции в акционерные капиталы и предоставление гарантий.

Руководство банка понимает, что для подъема экономики России и других независимых государств бывшего Союза необходимы крупные финансовые вложения. Однако направление средств может и должно осуществляться только при условии конкретно разработанного механизма их эффективного использования.

Европейским банком реконструкции и развития в тесном сотрудничестве с правительствами стран Большой семерки и некоторых других стран был создан фонд для оказания помощи индивидуальным предпринимателям и предприятиям малого бизнеса в частном секторе РФ (Программа России по малому бизнесу). Для практического осуществления данной программы предполагалось использовать потенциал российских банков. На первом этапе из существовавших в тот период времени более чем 2000 коммерческих банков в результате анализа укрупненных показателей их деятельности было выбрано около 200. Затем, после детального изучения основных форм финансовой отчетности оставшихся банков, список претендентов был сокращен до 40. Кредитные соглашения ЕБРР подписал всего с 12 банками (в это число попало только 2 банка, расположенные за Уралом).

Целевой характер средств данного фонда предопределил необходимость чет-коп идентификации субъектов кредитования. В рамках данной программы следует выделить подпрограммы микрокредитования и кредитования малого бизнеса.

Подпрограмма микрокредитования

Кредиты предоставляются небольшим частным предприятиям, имеющим не более 30 сотрудников, частным предприятиям, занимающимся торговой или производственной деятельностью, а также работающим в сфере услуг. Не принимаются заявки от предприятий, занимающихся производством вооружения и военного оборудования, спиртных напитков. Кроме того, не кредитуются любые виды деятельности, наносящие ущерб окружающей среде, игорный бизнес, все виды операций с валютой и ценными бумагами. Условия кредитования:

· размер кредита: в валюте - до $ 30 тыс.;

· в рублях - от 1 до 175 млн.

Сроки кредитования:

· кредиты на пополнение оборотного капитала - до 1 года;

· инвестиционные кредиты - до 1 года.

Процентная ставка:

· при выдаче кредитов в валюте - от 17 до 25,% годовых (в зависимости от рентабельности кредитуемого проекта);

· при выдаче кредита в рублях – на несколько пунктов ниже средней ставки кредитования коммерческими банками региона.

Погашение кредита производится путем ежемесячной выплаты процентов и основной суммы равными долями.

Залог может иметь формы личного имущества, автомобилей (остаются у владельца), товаров, оборудования, недвижимости.

Подпрограмма кредитования предприятий малого бизнеса

Кредиты предоставляются под конкретные проекты в сфере производства и оказания услуг. Торговые предприятия могут получить кредит только для приобретения основных средств (оборудования, автотранспорта, недвижимости и пр.). Получить кредит могут малые предприятия или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ. При этом доля государства или иностранных партнеров в капитале фирмы не должна превышать 10 % или доли любого другого собственника. Условия кредитования:

· размер кредита - в $ - от 20 до 125 тыс.;

· сроки кредитования - до 3 лет.

Процентная ставка является фиксированной и составляет не более 18 % годовых (устанавливается по усмотрению банка).

Возврат кредита и погашение процентов осуществляется ежемесячно равными долями.

Залог - недвижимость, автомобили, оборудование, поручительства (требуются личные поручительства от владельцев или руководства предприятий).

Важным условием при кредитовании проектов в рамках данной программы является участие собственных средств заемщика (в той или иной форме).

Формирование кредитного портфеля ЕБРР

Как и у любого другого банка, оно осуществляется размещением имеющихся кредитных ресурсов. Кредитные ресурсы ЕБРР состоят из обычных ресурсов и средств специальных фондов. Обычные ресурсы включают:

1) разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР;

2) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям;

3) привлеченные заемные средства;

4) прочие средства и доходы, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов.

Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на рыночных условиях странам на реализацию рентабельных проектов.

Специальные фонды включают средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов специальных фондов. Первые два специальных фонда были созданы в апреле 1992 г. в рамках Балтийской инвестиционной программы, принятой министрами экономики и финансов Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции.

Главная цель программы - содействовать развитию частного сектора поддержкой мелких и средних предприятий в Латвии, Литве и Эстонии. ЕБРР осуществляет управление упомянутыми двумя фондами. Один из них предназначен для кредитования технического сотрудничества и используется для подготовки инвестиционных проектов, а другой - для осуществления инвестиций в акционерные капиталы и кредитования проектов.

Средства специальных фондов применяются, как правило, для льготного кредитования низкорентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи. Большую часть привлеченных средств ЕБРР, как и другие международные банковские организации, заимствует на мировых рынках капиталов по льготным процентным ставкам.

Поскольку ЕБРР работает напрямую с конечными пользователями его финансовых ресурсов (компаниями, реализующими проекты) без гарантий соответствующих правительств, то банк несет значительные риски по конкретным странам, проектные и др.

Ориентируясь на коммерчески жизнеспособные проекты, ЕБРР последовательно придерживается принципа не конкурировать с частными кредитными и инвестиционными институтами. Соответственно, он вынужден брать в работу далеко не самые привлекательные проекты (с точки зрения рентабельности, сроков окупаемости и других показателей). Таким образом, опять на первом месте оказываются проекты, относящиеся к инфраструктурным отраслям. Важно и то, что операции ЕБРР проводятся в бывших социалистических государствах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Балтии, где инвестиционный климат не вполне благополучен и велики различные риски. Эти обстоятельства ставят банк в достаточно жесткие условия, заставляя крайне скрупулезно оценивать и отбирать проекты, выстраивать нестандартную структуру финансирования, обеспечивать непрерывный мониторинг проектов и придирчивый надзор за ходом их реа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...