Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шейх Абдур-Рахман ас-Са’ди

Утверждение аль-Истикрар как тафсира аль-Истиуа.

 

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:

 

Это краткая работа посвященная тому, в чем сеют шубухаты некоторые современники, а именно: что «истакарра» - «Утвердился» является одним из законных у ахли-Сунна тафсиров атрибута «Аль-Истиуа».

 

Они же заявляют, что это чуть ли не таджсим (!), и что нельзя (!) быть убежденным относительно Аллаха что Он утвердился и это не подобает Всевышнему Аллаху (!!!)

 

В этой работе мы приведем саляфов кто ясно сказал об этом и иджма ученых на законность такого толкования

 

Муджахид Ибн Джабр (ум. 103 г.х.)

 

Сказал Муджахид в тафсире «аль-Истиуа»: «Истакарра (утвердился», см. «Мухтасар ас-сауаик аль-мурсаля», 1/502

 

Абдуллах Ибн аль-Мубарак (ум. 181 г.х.) и последовавшие за ним многие ученые

 

Сказал имам ахли-Сунна, Абу Амр ат-Таляманки:

وقال عبد الله بن المبارك ومن تابعه من أهل العلم -وهم كثير- إن معنى استوى على العرش استقر وهو قول القتبي

«Сказал Абдуллах Ибн аль-Мубарак и множество ученых кто последовали за ним - аль-истива на Троне смысл этого - истакарра (утвердился), и это слово Ибн Кутейбы". см. "Шарх хадис ан Нузуль, 390.

 

Имам Ибн Кутейба ад-Динури (ум. 271 г.х.)

 

Сказал имам Ибн Кутейба:

قوله الرحمن على العرش استوى أي استقر

«Слова Всевышнего Аллаха: «Милостивый истива на Троне» - то есть, истакарра (утвердился)». Источник: «Тауиль мухталяф аль-Хадис», 1/271.

 

Имам Абу Ахмад аль-Кассаб аль-Караджи аш Шафии (ум. 360 г.х.) и иджма всех ученых его времени

 

Сказал имам аль-Кассаб аш Шафии в «Аль-Акыда аль-Кадирия»:

كان ربنا عزوجل وحده لا شيء معه ولا مكان يحويه فخلق كل شيء بقدرته وخلق العرش لا لحاجة إليه فاستوى عليه إستواء إستقرار كيف شاء وأراد لا إستقرار راحة كما يستريح الخلق

«Был наш Господь Один, не было ничего вместе с ним, не было места охватывающего Его. Он создал все Мощью Своей, создал Трон, не потому что нуждался в нем, а затем Он возвывысился (Истава) над Троном "Иставаа истикрарин" (Истива со смыслом Истикрар -утверждение), как пожелал и соизволил, но не истикрара рахатин (но этот его истикрар не был истикраром раха - отдыха), как отдыхают творения».
Источник: "АЛь-Улюв", 1/239, «Дар'у ат-тааруд бейна аль акль уа ан накль», 3/229, см. "Ас-Сауаик аль-Мурсаля", 4-1228.

 

Скажу: собрались на этой акыде все величайшие ученые ахли-Сунна того времени, и приказывали требовать покаяние и казнить всякого кто ей противоречил!

Сказал Ибн Касир описывая события 433 года хиджры: «И в этом году была прочитана "аль-Акыда аль-Кодирия", которую составил халиф аль-Кодир, и были собраны подписи ученых и аскетов на ней, что это – акыда мусульман, и кто противоречит ей – стал фасиком и неверным. И первым, кто подписал это, был шейх Абу аль-Хасан Али Ибн Умар аль-Кизвини, затем подписали ее после него ученые». Источник: «Аль-бидая уа ан нихая», 14/349.

 

Имам Ибн Абдуль Барр аль-Андалуси (ум. 463 г.х.)

 

Сказал имам Ибн Абдуль Барр разьясняя аль-Истиуа:

الِاسْتِوَاءُ الِاسْتِقْرَارُ فِي الْعُلُوِّ

«И аль-Истиуа – это аль-Истикрар (утверждение) в возвышенности». Источник: «Ат-Тамхид», 7/131.

 

Имам ахли-Сунна, Абу аль-Хасан аль-Караджи аш-Шафии (ум. 533 г.х.)

 

Сказал имам Абу Хасан аль-Караджи:

وإذا تقرر أن تأويل الصحابة مقبول فتأويل ابن عباس أولى بالاتباع والقبول فإنه البحر العباب وبالتأويل أعلم الأصحاب فإذا صح عنه تأويل الاستواء بالاستقرار وضعنا له الحد بالإيمان والتصديق وعرفنا من الاستقرار ما عرفناه من الاستواء وقلنا إنه ليس باستقرار يتعقب تعباً واضطراباً بل هو كيف شاء وكما يشاء والكيف فيه مجهول والإيمان به واجب كما نقول في الاستواء سواء

«И раз утвердилось, что толкование сподвижников приемлемо, то толкование Ибн Аббаса будет первее к принятию и следованию, истинно, он море знаний, и самый знающий о толковании среди сподвижников, и раз достоверно от него тауиль аль-истиуа как аль-истикрар, то мы будем веровать в это, и быть убежденным в истинности этого, и мы знаем из аль-истикрар то же, что знаем из аль-истиуа, и скажем, что это не утверждение которое сопровождается усталостью и путаницей, однако оно – как пожелал Аллах, и как именно оно произошло – неизвестно, и Иман в это – обязателен, точно также, как мы говорим и об аль-Истиуа». Источник: «Баян тальбис аль-Джахмия», 6/403.

 

 

Шейх уль Ислам Ибн Теймия

 

Передает шейх уль Ислам Ибн Теймия во многих местах слова имамов о толковании аль-Истива как аль-Истикрар, аргументируя ими, и никак не заявляя об их ошибочности см. «аль-Фатауа», 5/519, «Баян Тальбис аль-Джахмия», 6/401, 8/403, «Шарх хадис ан-нузуль», 390-391, и др.

 

Имам Ибн аль-Каййим аль-Джаузия

 

Передал имам Ибн аль Каййим от саляфов имамов ахли-Сунна в своей касыде ан-Нуния такой тафсир, и упомянул, что это их единогласное мнение и он был принят среди них без порицания

 

Вот его строки:

هذا وسادس عشرها إجماع أهـ... ـل العلم أعني حجة الأزمان

من كل صاحب سنة شهدت له... أهل الحديث وعسكر القرآن

لا عبرة بمخالف لهم ولو... كانوا عديد الشاء والبعران

إن الذي فوق السماوات العلى... والعرش وهو مباين الأكوان

هو ربنا سبحانه وبحمده... حقا على العرش استوى الرحمن

فاسمع لذا أقوالهم واشهد عليـ... ـهم بعدها بالكفر والإيمان

اقرأ تفاسير الأئمة ذاكري الإسـ... ـناد فهي هداية الحيران

وانظر إلى قول ابن عباس بتفسـ... ـير استوى إن كنت ذا عرفان

وانظر إلى أصحابه من بعده... كمجاهد ومقاتل حبران

وانظر إلى الكلبي أيضا والذي... قد قاله من غير ما نكران

وكذا رفيع التابعي أجلهم... ذاك الرياحي العظيم الشان

كم صاحب ألقى إليه علمه... فلذاك ما اختلفت عليه اثنان

فليهن من قد سبه إذ لم يوا... فق قوله تحريف ذي البهتان

فلهم عبارات عليها أربع... قد حصلت للفارس الطعان

وهي استقر وقد علا وكذلك ار... تقع الذي ما فيه من نكران

وكذاك قد صعد الذي هو أربع... وأبو عبيدة صاحب الشيباني

يختار هذا القول في تفسيره... درى من الجهمي بالقرآن

Не переводим ввиду некоторой сложности верного отображения смысла на русском, но суть, что имам Ибн аль-Каййим передает тафсир аль-истиуа как истакарра от Ибн Аббаса, Муджахида, Кальби, Мукатиля, и одно из выражений всех имамов, принятое среди них без порицания и являющееся их единогласным мнением. См. «Ан Нуния», 1/87.

 

Имамы ханбалитов.

 

Сказал аль Шахразури аль-Курди аш Шафии передавая слово ханбалитов:

ثبت له استقراراً حقيقياً فوق كل عرشه

«..Сказали они: мы утверждаем для Всевышнего аль-истикрар на внешнем смысле над Троном..». Источник: «Гайятуль амани», 2/122.

 

Имам муджаддид Абдур-Рахман Ибн Хасан

 

Сказал имам, муджахид, муджаддид, автор знаменитых книг, ученик имама Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба, Абдур-Рахман Ибн Хасан:

أنه تعالى فوق جميع المخلوقات; وهو الذي ورد عن الصحابة، والتابعين من المفسرين وغيرهم، في معنى قوله: {الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى} [سورة طه آية: 5] إن معنى استوى: استقر، وارتفع، وعلا، وكلها بمعنى واحد؛ لا ينكر هذا إلا جهمي زنديق، يحكم على الله وعلى أسمائه وصفاته بالتعطيل، قاتلهم الله أنى يؤفكون

«И Он выше всех своих творений. И это то, что пришло от сподвижников, и табинов из числа муфассиров и не только, касательно смысла его слов: «Милостивый возвышен над Троном» - что смысл «истива» - истакарра (утвердился), аля (Возвышен), иртафаа (Возвысился), и все эти выражения с одним смыслом и не отрицает это никто, кроме джахмита зиндыка, который выносит хукм опустошения на Аллаха и Его Имена и Качества, да проклянет их Аллах, как же они отвращены». Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 3/215.

 

Шейх Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб

Сказал шейх Абдуллах:

وهذا ابن عباس -رضي الله عنهما- من أكابر علماء أهل البيت، وقد فسر الاستواء في حقه -تبارك وتعالى- بالاستقرار، كما حكى ذلك مقاتل والكلبي عن ابن عباس -رضي الله عنهما- قال: "استوى بمعنى استقر

 

"И Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, из больших ученых ахлюль бейт - толковал аль-истиуа касательно Аллаха как аль-Истикрар (Утверждение), как передали это аль-Мукатиль и аль-Кальби, от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Истава со смыслом истакарра". Источник:"Накд аз-Зейдия".

 

Имам Сулейман Ибн Сахман

 

Сказал имам Сулейман Ибн Сахман:

لكنما السلف الأبرار قد ذكروا... تفسير معنى استوى قولا شفى وكفى ففسروا ذاك باستقراره

«Однако благородные саляфы упомянули тафсир «аль-Истива» тем, что хватает и удовлетворяет. И истолковали его посредством «аль-Истикрар».. (затем упомянул другие известные значения). Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 12/509

 

Что же касается тех кто заявляет что из слова аль-Истикрар (утверждение) следует телесность, то приписал имам таких к джахмитам!

Сказав:

وليس يلزم من لفظ استقر بأن... يكون جسما كما قد قال من صدفا

فاترك أقاويل جهم والذين غووا... واستحدثوا بدعا صاروا بها هدفا

«И не является обязательно вытекающим из слова «Истакарра» (утвердился)

Что Всевышний Аллах будет телом, как об этом заявили те, кто отвернулся от прямого пути

Оставь же слова Джахма, и тех, кто заблудились, и ввели новшества, и стали целью по причине их!». Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 12/510.

 

И сказал имам Сулейман Ибн Сахман:

وأما تفسيره: بالاستقرار، وبالصعود، والارتفاع، والعلو، فقد ذكره ابن القيم، رحمه الله تعالى، في الكافية الشافية، وذكر الإجماع عليه عن علماء أهل السنة، الذين هم القدوة وبهم الأسوة، فقال رحمه الله تعالى

«Что же касается толкования аль-Истиуа как «Аль-Истикрар» (Утверждение), «Ас-Сууд» (Поднятие), «Аль-Иртифа» (Возвышение), и «Аль-Улюв» (Возвышенность), то упомянул это Ибн Аль-Каййим, да смилуется над ним Всевышний Аллах, в «Ан-Нуния», и упомянул иджма на это от ученых ахли-Сунна, которые являются примером, и за ними следуют, и сказал да смилуется над ним Аллах:..» и затем привел вышеупомянутые строки из «Нунии». Источник: «Ад-Дурар ас-сания», 12/517.

 

Сказал также Сулейман ибн Сахман:

وأما تفسير الاستواء بالاستقرار فهو من تفاسير أهل السنة والجماعة

«Что же касается толкования «Аль-Истива» как «Аль-Истикрар» (утверждение) то это из тафсиров ахли-Сунна уаль джамаа». Источник: «ад-Дыя аш Шарик», 1/237.

 

Подраздел: слова современных ученых.

 

Шейх Абдур-Рахман ас-Са’ди

 

Шейх разъяснил общие правила саляфов касательно Имён и Качеств, затем ответил:

نثبت أنه استوى على عرشه استواء يليق بجلاله، سواء فُسِّر ذلك: بالارتفاع، أو بعلوه على عرشه، أو بالاستقرار، أو الجلوس، فهذه التفاسير واردة عن السلف، فنثبت لله على وجه لا يماثله ولا يشابهه فيها أحد، ولا محذور في ذلك

«Точно также мы утверждаем и Возвышенность Его над Троном, так, как это уместно для Его Величия, все равно, будь это разьяснено Его нахождением в стороне Возвышенности, или Возвышенностью, или аль-Истикрар (Утверждением), или Сидением (Аль-Джулус) – все эти смыслы пришли от саляфов, и мы утверждаем их на таком смысле, который не подобен никому, и нет абсолютно ничего, что нужно было бы остерегаться в этом». Источник: «Аль-Аджвиба ас-Садия аляль масаиль аль-Кувейтия», 146.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...