Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое педагогический процесс?

В современной педагогической науке существует несколько разно- образных точек зрения на понимание сущности педагогического про- цесса (Ю. К. Бабанский, Б. П. Битинас, З. И. Васильева, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина и др.).

 

 

Такое общее определение дает возможность выделить ведущие ха- рактеристики и особенности педагогического процесса детского  сада.

Как видно из определения, ведущими характеристиками педагоги- ческого процесса являются:

— целенаправленность;

— целостность;

— наличие связей между участниками;

— системность и процессуальность (деятельностный  характер).


Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Целенаправленность педагогического процесса. Всеми авторами педагогический процесс рассматривается как процесс по достижению особых педагогических целей. Однако сама цель педагогического про- цесса понимается по-разному.

Характер целей педагогического процесса детского сада обусловлен современными тенденциями развития педагогической науки и практики дошкольного образования. В самом общем виде характеристика цели педагогического процесса определяется рядом простых вопросов: за- чем ребенку нужен детский сад? для чего родители приводят ребенка в дошкольное учреждение?

Современная философия образования, тенденции развития детской психологии и дошкольной педагогики позволяют рассматривать до- школьное образовательное учреждение как уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром — опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям. В дошкольном возрасте происходят процессы, которые позволяют детям открывать мир для себя и одновременно раскрывать себя миру. Поэтому цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. В связи с этим собственно педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, на- копление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.

Причины появления целей педагогического процесса понимаются в современной педагогике неоднозначно: от диктуемого социального заказа общества до следования личностным потребностям и интересам ребенка. Цели педагогического процесса часто отождествляются с целя- ми деятельности педагога, которая разными авторами трактуется весьма широко: от деятельности по формированию, управлению и руководству до помощи, содействия и поддержки.

Для педагога важно знать, что цели педагогического процесса обра- зуются путем соединения в единой точке следующих четырех состав- ляющих:

ценностная позиция педагога. Цели педагогического процесса определяются особенностями вашей педагогической позиции, вашей интерпретацией философии детства, своеобразием вашего ценностного отношения к ребенку, вашего понимания приоритетных задач дошколь- ного образования;

целевые установки образовательного учреждения. Цели педаго- гического процесса определяются теми нормативными  документами,


в которых заложен социальный заказ на то, каким хочет видеть общество выпускника данного образовательного учреждения;

учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей де- тей. Цели педагогического процесса определяются индивидуальными особенностями воспитанников. Имеющийся в арсенале педагогической науки и практики современный диагностический инструментарий, педагогическая интуиция и мастерство педагога позволяют изучать воспитанников, корректировать цели их развития и воспитания, по сути, превращая педагогический процесс в индивидуальный образовательный маршрут ребенка;

— учет социальных запросов родителей. Цели педагогического процесса определяются с учетом того, как видят родители пребывание своего ребенка в детском саду. Это может быть желание присмотра и ухода за ребенком, организации его общения и игр со сверстниками, раннего специального обучения и подготовки к школе.

Сложность определения целей педагогического процесса заключа- ется в том, чтобы найти гармоничное единство часто противоречащих друг другу составляющих. Подчеркнем, что они равноценны и их равнозначный учет определяет в конечном итоге результативность педагогического процесса.

Целостность педагогического процесса. Одной из ведущих харак- теристик педагогического процесса является его целостность. Целост- ность как внутреннее единство и непротиворечивость всех компонентов характеризует высший уровень его организации.

Целостность — характерная черта педагогического процесса детского сада. Ведь, в отличие от системы школьного образования, в педагогиче- ском процессе детского сада нет четкой границы в формах организации процессов воспитания и обучения ребенка. Однако в современной науке и практике дошкольного образования проблема целостности педагоги- ческого процесса рассматривается как одна из ведущих. Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов со- циализации и индивидуализации дошкольника, сохранения природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального куль- турного опыта в процессе включения в социокультурный опыт, единства развития и образования.

Итак, какой же педагогический процесс можно назвать целостным? Или каковы сущностные характеристики целостного педагогического процесса детского сада?

Во-первых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ре- бенка. Возрастные особенности дошкольника, гибкость,  подвижность


и сензитивность в развитии соматики, физиологии, психики требуют особого рода сопровождения малыша в педагогическом процессе. Наличие комплекса достоверной информации о состоянии здоровья, развитии психических процессов, проявлении особых склонностей, до- стижениях и проблемах каждого ребенка позволяет проектировать ли- нии его индивидуального целостного развития. Использование системы медико-психолого-педагогического сопровождения в педагогическом процессе превращает его на этапе практической реализации в инди- видуальный образовательно-развивающий маршрут дошкольника. Во-вторых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. В педагогическом процессе детского сада с детьми взаимодействует большое количество педагогов. В современных дошкольных учрежде- ниях появляется все больше дополнительных образовательных услуг, а значит, и все большее количество специалистов, решающих, как пра- вило, узконаправленные задачи. Необходимы согласованность работы педагогов, выбор общих приоритетных задач развития и воспитания, целостное видение ребенка в условиях взаимодействия с разными специалистами и проектирование единого педагогического процесса. Реализация здоровьесберегающей функции педагогического процесса в современных условиях связана с нахождением способов интеграции разных видов деятельности детей, организации образовательного про-

цесса, синтезирующего работу разных специалистов.

В-третьих, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. Макро- и мезофакторы, сов- ременная социокультурная среда изменили жизнь ребенка, наполнили ее новыми культурными атрибутами. Изменился предметный мир, окружающий дошкольника, стали доступны новые источники инфор- мации. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка про- исходит на основе и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры, источником которого выступает не только педагогический процесс детского сада, но и окружающая дошкольника жизненная среда. В-четвертых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность в процессе взаимодействия ребенка с миром взрослых. Эф- фективность педагогического процесса, оптимизация его развивающего потенциала возможны в том случае, если педагог хорошо информирован о своеобразии жизни ребенка в семье, а родители знают, чем живут дети в детском саду. Постижение мира дошкольника, понимание его права на этот уникальный мир — это задачи, объединяющие и педагогов, и роди- телей в общем процессе развития ребенка. Сотрудничество педагогов


и родителей позволяет выстраивать единые стратегические линии ста- новления целостности личности, раскрытия ее внутреннего потенциала. В-пятых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства. Современный педаго- гический процесс проектируется как система условий, позволяющих каждому ребенку реализовать индивидуальные потребности и в то же время взаимодействовать с детским сообществом. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность вы- бора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуа-

лизации гармонично дополняют друг друга.

Характер связей между участниками педагогического процесса. Наиболее распространенным видом связей между педагогом и детьми является взаимодействие как особый вид непосредственного или опос- редованного, внешнего или внутреннего отношения.

Процесс взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе может быть организован как:

— процесс воз действия;

— процесс без действия;

— процесс со действия.

Взаимодействие как воз действие более характерно для авторитарного подхода и выражается в стремлении педагога сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью. Оценка эффек- тивности педагогических воздействий и успешность развития детей оценивается по степени приближения к этому идеалу. Для такого типа взаимодействия характерна уровневая дифференциация детей с низки- ми, средними и высокими показателями. Педагог сам выбирает способы и формы взаимодействия, направленные на повышение уровня развития воспитанников. Данный тип взаимодействия часто встречается в пра- ктике дошкольного образования. Его преимущества связаны с легкостью организации, однако при воз действии педагога на детей право ребенка на индивидуально-уникальную линию развития не обеспечивается. Взаимодействие как без действие характерно для педагогов либераль- ного или формального типа. Формальная организация педагогического процесса, жизнедеятельности детей проявляется в том, что педагог лишь номинально выполняет возложенные на него функции. Способы и формы взаимодействия носят обобщенный характер, рассчитанный на


«среднего» ребенка, педагог не вникает в детские проблемы, поверхност- но решает задачи педагогического процесса. Такой тип взаимодействия, пожалуй, наиболее опасен и, к сожалению, в силу целого ряда причин присутствует в практике детского сада.

Организация взаимодействия как процесса со действия присуща личностно-ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, то есть субъект-субъектные отношения педагога и детей.

При таком типе взаимодействия педагогом предлагаются спосо- бы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую палитру ролевых взаи- моотношений и сотрудничества. Процесс со действия наиболее сложен в практической реализации, поскольку педагог не только определяет задачи собственной деятельности, но и проектирует задачи деятель- ности ребенка таким образом, чтобы он воспринимал их как свои собственные.

Для педагогического процесса детского сада уже традиционным стало принятие личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и воспитанников. Каковы же характерные отличия данной модели?

1. Особое отношение педагога к ребенку. Педагог воспринимает ребенка как уникального целостного человека. Педагогические зада- чи связаны с постижением мира ребенка, изучением его внутреннего потенциала, обогащением индивидуального социокультурного опыта. Принципиально важным является позитивное отношение педагога к детским проявлениям. Каждый ребенок по-своему уникален и та- лантлив. «Разгадка» этой уникальности и таланта является сущностью истинного педагогического мастерства. Поступки и продукты деятель- ности ребенка оцениваются по «формуле успеха» — с точки зрения достижений. В этом случае развитие ребенка становится процессом обретения все новых и новых высот и открытий, а не исправления имеющихся недостатков.

2. Организация педагогического взаимодействия способами поддер- жки и сопровождения, что предполагает (О. С. Газман):

— рассмотрение педагогического процесса как процесса, основанно- го на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений;

— отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и дея- тельности;

— оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей, в ситуациях затруднения и переживаниях  успехов.


Смысл способов поддержки и сопровождения заключается в под- держании педагогом того уникально неповторимого, индивидуально- единичного качества или способности, которые заложены в каждом отдельно взятом человеке и развиваются им.

Системность и процессуальность (деятельностный характер) пе- дагогического процесса. Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта — совокупности элементов, находя- щихся в отношениях и связях между собой и образующих определен- ную целостность, единство. Для педагогического процесса как системы характерны следующие признаки:

— целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимо- зависимости всех компонентов педагогического процесса. Изменение или исчезновение одной из составляющих педагогического процесса изменяет весь характер его протекания;

— структурность. Структура педагогического процесса включает следующие основные компоненты: целевой, содержательный, техно- логический, результативный, ресурсный;

— открытость. Педагогический процесс детского сада — открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека;

— множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.

Собственно структура педагогического процесса детского сада как системы представлена на рис. 1.

Системное рассмотрение педагогического процесса подразумевает статичное, пространственное изображение его структурных компонентов. Если же говорить о реальной практике организации педагогического процесса, то в этом случае можно отметить такую важную характеристи- ку педагогического процесса, как процессуальность, или протяженность во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой последовательность сменяющих друг друга и требующих реше- ния разнообразных и разноплановых задач. Сама же педагогическая задача как результат осознания педагогом целей развития и воспитания ребенка, а также условий и способов их реализации на практике — ста- новится единицей педагогического процесса. В ходе организации пе- дагогического процесса педагог решает разные по содержанию, уровню сложности, масштабности результатов задачи. Это и задачи, которые заранее проектируются по результатам развития ребенка, и задачи, которые возникают ситуативно в ежедневной жизнедеятельности детей.


 

 

Рис. 1. Педагогический процесс как педагогическая система

В организации педагогического процесса можно выделить ряд этапов.

1. Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации.

2. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предус- матривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса.

3. Этап анализа результатов решения поставленной задачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...