Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы профилактики латентной преступности




В зависимости от направленности профилактические мероприятия принято делить на общесоциальные (общая профилактика), специальные (специальная профилактика), индивидуальные (индивидуальная профилактика). На общесоциальном уровне -это решение крупных социально-экономических и иных проблем функционирования общества и как следствие - положительное воздействие на динамику, структуру и причины преступности в целом. На специальном уровне - это воздействие на конкретные социальные группы (микросреду), в которых складываются конфликтные ситуации; виды и формы преступного поведения, профилактика преступлений в определенных сферах общественной жизни (иными словами такая профилактика называется криминологической). На индивидуальном - это позитивное изменение системы ценностных ориентации лица, преодоление его антиобщественных взглядов и установок; недопущение совершения преступления конкретным лицом, попавшим в поле зрения правоохранительных органов (такую профилактику еще называют индивидуально-криминологической).

Органы внутренних дел и подразделения криминальной милиции принимают участие на всех уровнях профилактической деятельности. На общесоциальном уровне они участвуют в разработке государственных и региональных программ борьбы преступностью, вносят конкретные предложения по экономическим, социальным и иным вопросам функционирования государства. Совокупность этих действий предполагает устранение причин и условий, способствующих и порождающих совершение преступлений. Если профилактика на общесоциальном уровне осуществляется в процессе решения крупномасштабных задач, стоящих перед государством в целом, и должна решаться всеми государственными и общественными структурами, то профилактика на специальном и индивидуальном уровнях должна осуществляться исключительно государственными органами и общественными организациями, в сферу задач которых входит борьба с преступностью. И сутью такой деятельности должны являться организационные и практические меры, направленные именно на профилактику преступности в целом, преступности какого-либо вида или конкретного преступления и на то, чтобы не допустить совершения преступлений со стороны конкретных лиц.

Принцип комплексности и интегративности междисциплинарных знаний предопределил деление указанного направления на его составляющие: уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, исправительную, административно-правовую, криминалистическую, криминологическую и профилактику, осуществляемую оперативно-розыскными подразделениями.[15]

О профилактике преступлений с использованием оперативно-розыскных возможностей подразделений органов внутренних дел ученые-криминологи стали говорить сравнительно недавно, но их высказывания ограничивались лишь допустимостью использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности в профилактической работе органов внутренних дел.

В отличие от криминологов, ученые, специализирующиеся в области оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, не только пришли к такому выводу значительно раньше, но и теоретически обосновали необходимость использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности в профилактике преступлений.

К настоящему времени ученые-криминологи однозначно признали специфичность деятельности подразделений криминальной милиции по профилактике преступлений. Они видят ее в том, что наряду с гласными способами собирания информации, мерами воспитательного и воспитательно-правового воздействия возможно применение и оперативно-розыскных мер, а термин "оперативно-розыскная профилактика» прочно вошел в их словарный лексикон. Такой подход к профилактике преступлений, осуществляемой подразделениями криминальной милиции, является, как подчеркивается в работе, единственно верным, поскольку перед ней поставлена задача комплексного проведения опережающих, предохранительных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, профилактическое воздействие на лиц, склонных к их совершению. Учитывая, что подобные лица вынашивают свои замыслы втайне от окружающих, прибегают к различным ухищрениям и уловкам, пытаясь скрыть криминальную активность, решать стоящие задачи без использования оперативных возможностей подразделений криминальной милиции крайне затруднительно.

Органы внутренних дел как одна из основных структур органов уголовной юстиции решают оперативно-служебные задачи в сложной социально-политической и экономической обстановке, характеризующейся продолжением роста инфляции, ухудшением благосостояния значительных групп населения, ростом социальной напряженности. Проведение экономических реформ усилило процесс социальной дифференциации населения.

В складывающейся ситуации руководство страны поставило перед МВД России задачу увязать решение борьбы с преступностью и ее профилактики с государственной политикой в целом, выработать системное видение перспектив развития преступности и комплексный подход к ее решению. Вот почему профилактическая деятельность органов уголовной юстиции в целом, и органов внутренних дел в частности, выделяется в настоящее время в одну из ведущих приоритетных функций, обеспечивающих достижение реальных результатов в борьбе с преступностью.

Выделение профилактики преступлений в качестве приоритетной функции предполагает выбор научно обоснованного критерия ее отграничения от других. Данный вопрос чрезвычайно важен в силу того, что отсутствие единого критерия классификации ведет к обилию разнообразных мнений. К сожалению, приходится констатировать, что до настоящего времени эта проблема в теоретическом плане, применительно к деятельности криминальной милиции, не нашла своего научного толкования.

При этом следует иметь в виду, что ни одна функция криминальной милиции не выступает в "чистом" виде, не является изолированной от других, что рассматриваемая нами категория "оперативно-профилактическая функция криминальной милиции" все же не абсолютно реальная деятельность, а в значительной мере абстрактная, теоретическая категория, отражающая объективную закономерность в деятельности криминальной милиции. Превращаясь в явление, объективно существуя, эта деятельность взаимодействует с другими направлениями деятельности криминальной милиции и рассредотачивается по множеству субъектов - ее исполнителей. Вместе с тем эта функция призвана решать определенные самостоятельные задачи, стоящие в целом перед криминальной милицией, она осуществляется при соблюдении определенных принципов, присущих оперативно-розыскной деятельности, достигается путем использования специфических сил, средств и методов, присущих только подразделениям, осуществляющим агентурно-оперативную работу. Помимо этого данная функция институирована правом.[16]

Являясь одной из основных направлений деятельности подразделений - криминальной милиции, оперативно-профилактическая функция представляет собой базирующуюся на законодательной, ведомственной нормативной и научной основе деятельность по практическому воплощению в жизнь задач, стоящих перед ними, в соответствии с их компетенцией, в целях защиты жизненно важных потребностей общества от преступных посягательств и осуществляется ее структурными подразделениями путем реализации возложенных на них полномочий.

Универсальный характер методологического подхода к определению одной из приоритетных функций подразделений криминальной милиции позволяет, на наш взгляд, использовать его, с отдельными незначительными корректировками, и применительно к другим функциям подразделений криминальной милиции.

Следует также подчеркнуть, что не каждая функция подразделений криминальной милиции получает однозначное отражение а ее деятельности. Ряд функций могут реализовываться в таком объеме и содержании, что не требуют выделения в самостоятельную функцию, в основном это касается общих или сквозных функций, которые свойственны не только подразделениям криминальной милиции, но и органам внутренних дел в целом.

Комплексный подход к исследованию проблем оперативно-розыскной профилактики, использование при этом различных отраслей научных знаний позволил определить ее сущность: на индивидуальном уровне она возможна, если лицо замышляет какое-либо преступление либо подготавливает его совершение, при условии, что в содеянном нет признаков состава преступления; оперативно-розыскные мероприятия используются не в качестве средства, обеспечивающего привлечение лица к уголовной ответственности, а наоборот, в целях недопущения наступления условий привлечения к ней; первоочередная направленность оперативно-профилактических мероприятий на недопущение совершения преступлений, а не правонарушений в целом.

Все организационно-тактические формы оперативных действий МВД, сколько бы их ни предлагалось, взаимосвязаны между собой и, соответственно, взаимодополняемы Организация работы подразделений криминальной милиции в соответствии с существующими организационно-тактическими формами обеспечивает реализацию наиболее важных для этого вида деятельности принципов: наступательности и активности, поступательности и наращивания мощи в своих действиях (от единичного, инициативного использования отдельных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности до комплексного и постоянного). Хотя в деятельности подразделений криминальной милиции и находят свое отражение все организационно-тактические формы МВД, но конечные цели и задачи у них различные.

Первая организационно-тактическая форма — выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, выступает как подготовительная, обеспечивающая оперативно-значимой информацией все направления деятельности, отнесенные к компетенции подразделений криминальной милиции. При ее осуществлении выявляются не только лица, замышляющие, подготавливающие или совершающие преступления, допускающие отклонения от норм поведения, другие категории лиц и материальные объекты (лица, имеющие сведения о преступлениях и лицах, их совершивших; предполагаемые места нахождения скрывшихся преступников, похищенного имущества и другие обстоятельства, имеющие значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности; лица, которые могут быть привлечены к негласному сотрудничеству), но и причины и условия, способствующие совершению преступлений. Полученные первичные сведения о лицах и фактах подлежат обязательной и тщательной проверке в рамках этой же организационно-тактической формы. Это дозволяет определить достоверность поступившей информации, ее полноту и возможность дальнейшего использования в профилактике и раскрытии преступлений, розыске различных категорий лиц. Такая проверка необходима, прежде всего, потому, что первоначальные сведения могут не соответствовать действительности, а их использование может привести в последующем к ущемлению прав и законных интересов граждан, нарушению законности, а порой позволить преступникам более тщательно замаскировать сбою преступную деятельность.

Мероприятия по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел в целом и подразделений криминальной милиции, в частности, являются начальными в процессе их деятельности по профилактике и раскрытию преступлений и осуществляются непрерывно не только в рамках рассматриваемой организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности, но и при определенных тактических условиях в рамках других форм. Это вызвано тем, что хотя факты, влияющие на криминогенную активность лиц, и устраняются в процессе профилактики или раскрытия преступлений, но они вновь могут со временем проявляться либо взамен устраненных появляются новые. Изменяется и контингент лиц. Вместо тех, кто вследствие принятых к ним мер либо отказался от преступного поведения, либо привлечен к уголовной ответственности, появляются новые или же часть из них возобновляет свою преступную деятельность.

Именно поэтому нужны непрерывные действия оперативных аппаратов по выявлению названной категории лиц и фактов. Б' конечном счете это позволяет обеспечить успешную деятельность органов внутренних дел по выполнению ими своих основных функций по профилактике и раскрытию преступлений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести, исправлению и перевоспитанию осужденных, иных задач, которые возложены на них законом.

Таким образом, основной целью первой организационно-тактической формы является информационное обеспечение всей деятельности правоохранительных органов, то есть при ее осуществлении реализуется., главным образом, познавательная сторона этой деятельности, благодаря которой оперативный работник, руководствуясь миропониманием, профессиональным и житейским опытом, проверяет правильность своих умозаключений.

Оперативно-служебную деятельность подразделений криминальной милиции необходимо рассматривать как часть усилий, предпринимаемых государством и обществом, направленных на борьбу с преступностью и ее профилактику. Однако особенность решаемых подразделениями криминальной милиции задач, благодаря делегированию им исключительного права ведения агентурно-оперативной работы, строго определяет рамки их профилактической деятельности и придает ей специфическую направленность.

В настоящее время сложилось такое положение дел, при котором основным средством борьбы с преступностью фактически является уголовное преследование лиц, совершивших преступления, хотя профилактика преступлений вот уже многие годы, вплоть до настоящего времени, провозглашается главным направлением в работе всех правоохранительных органов. Следствием этого является переоценка карательной функции подразделений криминальной милиции и недооценка их оперативно-профилактической функции, включая устранение недостатков и преодоление противоречий в экономике и социальной сфере. Наряду с этим следует отметить, что в организации деятельности подразделений органов внутренних дел, в частности, криминальной милиции, был изъят такой ее важный элемент, как целеполагание. В силу чего сложилась такая ситуация, при которой разработка концепций той или иной деятельности органов внутренних дел, с одной стороны, дублируют друг друга, а с другой - дословно повторяют положения российских законов, нормативных правовых актов и реально ничего не меняют. Поэтому, только в зависимости от функциональных обязанностей, стоящих перед конкретным подразделением криминальной милиции, можно ставить вопрос о месте профилактики в их деятельности индивидуализировано и в целом.

Подводя итог, можно отметить, что мероприятия по совершенствованию организации и деятельности системы государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих борьбу с латентной преступностью, правонарушениями, целесообразно объединить в три группы: 1) по совершенствованию предупредительной деятельности государственных органов, выступающих специализированными субъектами профилактики преступлений против личности; 2) по совершенствованию организационной структуры и укреплению правовых основ системы органов, осуществляющих общепредупредительные меры с преступлениями в сфере семейных и бытовых отношений; 3) по совершенствованию функционирования всей системы, осуществляющей превентивную борьбу с правонарушениями в рассматриваемой сфере.

В целом следует сказать, что не борьба с преступностью, а защита граждан и их собственности от преступных посягательств - вот тот краеугольный камень в социальной политике настоящего демократического государства, которая, на наш взгляд, так и не стала приоритетом в деятельности государственных структур, включая и правоохранительные органы.


Заключение

В заключение работы можно сделать следующие выводы: Специфическими признаками латентной преступности являются невыявленность (неустановленность) и неучтенность совокупности преступлений органами, осуществляющими преследование и привлечение виновных лиц к ответственности, ведущими их регистрацию и учет, а также нераскрытие (неполнота раскрытия) преступлений следственными органами, Латентные преступления порождают эвентуальные уголовно-правовые отношения. Реальность этих отношений следует связывать с их юридической фиксацией путем возбуждения уголовного дела. Совершение последующих уголовно-процессуальных действий наполняет уголовно-правовые отношения новым содержанием, которое наиболее полно раскрывается при вынесении приговора судом.

Под факторами латентности преступлений необходимо понимать совокупность обстоятельств социального, правового, личностного и иного характера, препятствующих выявлению (установлению), регистрации и учету преступлений, а также их раскрытию, в том числе обеспечению полноты и всесторонности раскрытия преступлений. Под совокупностью обстоятельств социального свойства следует иметь в виду и определенные издержки в деятельности, главным образом, правоохранительных, судебных, правомочных надзорных и контрольных органов, к полномочиям которых относится установление преступлений, выявление лиц, их совершивших, регистрация и учет преступлений, отправление правосудия.

Одним из важных слагаемых латентности преступлений, непосредственно связанных с качествами личности преступника, является умелый выбор им своей жертвы. Объектом преступного посягательства в этих случаях становятся лица, которые в силу небезупречности своей репутации или предосудительности поведения не заинтересованы в огласке преступления. Преступник предполагает, что для такой жертвы либо причиненный ущерб может показаться незначительным, либо она не заявит о происшедшем, боясь оказаться объектом внимания правоохранительных органов.

Успех борьбы с преступностью, как и латентной её разновидностью, в значительной мере определяется последовательностью и эффективностью деятельности правоохранительных органов, их решительностью и наступательностью в достижении поставленной цели. В системе государственных органов именно правоохранительным органам принадлежит ведущая и основная роль в обеспечении режима законности и правопорядка в стране. Дальнейшее совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, прежде всего должно вестись на путях реального снижения уровня латентной преступности, последовательного осуществления принципа неотвратимости ответственности и наказания, без чего уголовный закон теряет свой предупредительный потенциал.

Одной из центральных организационно-управленческих проблем борьбы с преступностью, от кардинального решения которой, в конечном счете зависит незыблемость принципа неотвратимости уголовной ответственности, является постановка регистрации и учета преступлений. Последняя играет определяющую роль в обеспечении полноты и объективности показателей состояния преступности и реального контроля над ней.

Профилактика латентности преступности на общесоциальном уровне осуществляется в процессе решения крупномасштабных задач, стоящих перед государством в целом, и должна решаться всеми государственными и общественными структура ми; профилактика латентности отдельных видов преступлений:в специальном и индивидуальном уровнях должна осуществляться исключительно государственными органами и общественными организациями, в сферу задач которых входит борьба с преступностью. Основой такой деятельности должны являться организационные и практические меры, направленные именно на "профилактику латентности преступности в целом, преступности какого-либо вида или конкретного преступления", и на то, чтобы ме допустить совершения преступлений со стороны конкретных лиц.

Важную роль в практике латентности играет оперативно-розыскная профилактика. В данном случае оперативно-розыскные мероприятия используются не в качестве средства, обеспечивающего привлечение лица к уголовной ответственности, а наоборот, в целях недопущения наступления условий привлечения к ней, первоочередная направленность оперативно-профилактических мероприятий на недопущение совершения преступлений, а не правонарушений в целом.


Список литературы

1. Акутаев Р. М. Криминологический анализ латентной преступности. Автореферат. СПб., 1999.

2. Акутаев Р.М. К вопросу о методах измерения латентной преступности, М, 1998.

3. Акутаев Р.М. Латентная преступность: актуальность проблемы и понятие., М, 1999.

4. Вицин С.Е. Моделирование в криминологии. М., 1973.

5. Горяинов К.К. Латентная преступность. М., 1999.

6. К вопросу о методах измерения латентной преступности / Государство и право. 1998. № 7.

7. Коган В.М. Социальные свойства преступности, М., 1977.

1. Криминология и латентная преступность: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998.

8. Криминология и латентная преступность: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003.

9. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. М., 2009.

10. Криминология: Учебник / Под ред. Г. Ф. Хохрякова, В. Н. Кудрявцева. М., 2009.

11. Криминология: Учебник / Под ред. Г. Ф. Хохрякова. М., 2008.

12. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Долговой. М., 2008.

13. Латентная преступность в России 2001 – 2006. М., 2007.

14. Латентная преступность. Криминология; Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникева. СПб.; Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.

15. Латентная преступность: истинная и искусственная // Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург,' 9-10 апреля 1998. Часть 2 / Под ред. О.М.Латышева, В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России. 1998

16. Латентная преступность; актуальность проблемы и понятие // Государство и право. 1997. № 12.

17. Латентность как фактор воспроизводства общественно опасных преступлений // Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 9-10 апреля 1998. Часть 2 / Под ред. О.М.Латышева, В.П.Сальникова. СПб.; Санкт-Петербургская академия МВД России. 1998.

18. Некоторые аспекты борьбы с искусственно-латентной преступностью//Государство и право. 1999. №3.

19. Некоторые аспекты борьбы с искусственно-латентной преступностью // Государство и право. 1999, № 3.

20. Некоторые способы выявления латентных преступлений в сфере экономики // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в современных условиях Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 22 мая 1997 года / Под ред. О.М.Латышева, Б.П.Сальникова, СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.

21. Профилактика латентной преступности // Деятельность государства и правоохранительных органов: отечественный и зарубежный опыт: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 22. Ч. 2 / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005.

22. Сазонова Н.В. Понятие латентной преступности // Уголовное право и современность. М., 2002, с. 180.

23. Современное состояние латентной преступности в России // Правовая система общества: становление и развитие: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 23. Ч. 1 / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009.

24. Сущность латентной преступности // Право, политика, экономика: проблемы развития и взаимосвязи: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 19. Ч. 4 / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.

25. Факторы латентной преступности в системе правонарушений // Правовое и социальное государство: проблемы становления в России: Сб трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 21. Ч. 2 / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005.


[1] Латентная преступность; актуальность проблемы и понятие // Государство и право. 1997. № 12. С.14.

[2] Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. М., 2009. С.157.

[3] Латентная преступность: истинная и искусственная // Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург,' 9-10 апреля 1998. Часть 2 / Под ред. О.М.Латышева, В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России. 1998. С.31.

[4] Латентная преступность: истинная и искусственная // Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург,' 9-10 апреля 1998. Часть 2 / Под ред. О.М.Латышева, В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России. 1998. С.32

[5] Криминология: Учебник / Под ред. Г. Ф. Хохрякова, В. Н. Кудрявцева. М., 2009. С.201.

[6] Некоторые аспекты борьбы с искусственно-латентной преступностью//Государство и право. 1999. №3. С.22.

[7] Акутаев Р.М. К вопросу о методах измерения латентной преступности, М, 1998. С.32.

[8] К вопросу о методах измерения латентной преступности / Государство и право. 1998. № 7. С.28.

[9] Горяинов К.К. Латентная преступность. М., 1999. С.76.

[10] Акутаев Р. М. Криминологический анализ латентной преступности. Автореферат. СПб., 1999. С.65.

[11] Факторы латентной преступности в системе правонарушений // Правовое и социальное государство: проблемы становления в России: Сб трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 21. Ч. 2 / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. С.32.

[12] Факторы латентной преступности в системе правонарушений // Правовое и социальное государство: проблемы становления в России: Сб трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 21. Ч. 2 / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. С.33.

[13] Латентная преступность в России 2001 – 2006. М., 2007. С.45.

[14] Латентная преступность. Криминология; Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникева. СПб.; Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. С.87.

[15] Профилактика латентной преступности // Деятельность государства и правоохранительных органов: отечественный и зарубежный опыт: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 22. Ч. 2 / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. С.67.

[16] Профилактика латентной преступности // Деятельность государства и правоохранительных органов: отечественный и зарубежный опыт: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 22. Ч. 2 / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. С.68.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...