Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации преподавателю




Дисциплина «Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс)» входит в базовую часть  Блока 1 учебного плана подготовки студентов по специальности 40.05.01 - «Правовое обеспечение национальной безопасности» (уровень специалитета).

 Преподавание учебной дисциплины строится на основе единства обучения и воспитания, теории и практики, формирования у обучаемых творческого мышления и наглядности его передачи, а также учета индивидуальных особенностей обучаемых.

В процессе преподавания дисциплины предусматривается научить будущего юриста правильно ориентироваться в большом массиве законодательства, быстро находить нужный акт, учитывать изменения и дополнения, внесенные в него.

Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия.

На лекциях излагаются основные актуальные проблемы, раскрываются наиболее сложные вопросы дисциплины, активизируется мыслительная деятельность путем постановки проблемных вопросов и вовлечения, обучаемых в них, развиваются их творческие способности, даются рекомендации по углубленному самостоятельному изучению дисциплины и практики его применения.

При проведении первых лекций по дисциплине необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При подготовке и проведении занятий по данной дисциплине преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики, его связи с другими предметами), так и специфическими особенностями дисциплины.

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию дисциплины федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и промежуточной аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой КИ ВГУЮ, в том числе её электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

- общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

- особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

- целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

- временем, отведенным на изучение того или иного материала;

- уровнем подготовленности слушателей;

- уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

- уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении дисциплины является семинар (проблемный семинар). Также использована такая форма, как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели, на основе проведения семинарских занятий.

Назвав тему занятий, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

В ходе проведения проблемного семинара отрабатываются проблемы, изучается известная практика применения норм права.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов, если подготовка таковых предусмотрена в плане семинарского занятия, необходимо подчеркнуть положительные аспекты доклада, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

Одной из составляющих проведения семинарского занятия является решение ситуационных задач по теме семинара. Необходимо помнить, что для лучшего усвоения материала, а также приобретения навыков правоприменительной практики, студент должен решить все предлагаемые преподавателем задачи, основываясь на действующих нормах законодательства. Следует обратить внимание, что приобретение навыков применения права не ограничивается решением задач, предложенных преподавателем. Положительный эффект имеет составление задач студентами. При этом хорошей мотивацией добросовестной работы и составления задач высокого уровня сложности является составление задач для решения студентами, не участвовавшими в составлении конкретной задачи. В этом случае работа малыми группами также является удобной.

В целях охвата всей аудитории, а также в целях контроля уровня знаний студентов по теме семинарского занятия, равно как и формирования у них навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной преподавателем тематике, можно проводить небольшие контрольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль самостоятельной работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить план самостоятельной работы.

При изложении материала преподаватель должен обратить внимание на усвоение терминологии, необходимой для адекватного и полного понимания и усвоения курсового материала. Для этого необходимо в течение всего занятия делать записи на доске (демонстрировать на экране) новых юридических понятий, дат, поскольку подобная информация тяжело воспринимается на слух. Кроме того, преподавателем может использоваться схематическая подача материала. Для этой цели необходимо использовать мультимедийные средства.

Одним из продуктивных с точки зрения оценки является такой метод проверки знаний студентов, как проведение брейн-ринга. Для этой цели учебная группа разбивается на малые группы по 5-6 человек, которые размещаются за разными столами и выполняют заранее приготовленные задания преподавателя. Для проведения брейн-ринга целесообразно использовать следующие виды заданий: экспресс-опрос (команда, давшая правильный ответ первой, получает один балл за каждый такой ответ); решение задачи на время (команда быстрее всех решившая задачу правильно, получает 5 баллов, вторая – 4, третья – 3 балла и т.д.); подготовка речи на заданную тему за ограниченное время без использования дополнительных материалов (для команд, вышедших в финал); команды, не вышедшие в финал, подготавливают по одному вопросу каждой команде-финалисту. По окончании игры преподаватель должен подвести итоги и прокомментировать основные ошибки и достижения.

Материал каждого из модулей изучается в соответствии со следующим дидактическим циклом:

- обзорный материал;

- самостоятельная работа по усвоению основных понятий темы;

- предметно-проблемные задания по наиболее важным вопросам;

- закрепление материала, приобретение студентами навыков подготовки сообщений и самостоятельных выступлений в ходе семинарских занятий.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов:

- решение и обсуждение задач по теме семинарского занятия;

- подготовка докладов;

- выступление с рефератами;

- тестирование.

Процесс преподавания включает в себя:

 - базово-информационнные установочные элементы;

 - инновационное обучение, нацеленное на решение новых для обучаемых проблем;

 - интерактивное взаимодействие педагога и студента;

 - взаимодействие традиционных и технико-электронных средств;

 - использование деятельностного подхода;

 - сочетание индивидуального и коллективного обучения.

В процессе преподавания учебной дисциплины реализуется личностно ориентированная технология образования, сочетающая обучение, учение и воспитание.

С учетом этого, учебные материалы модуля включают информацию нескольких типов:

 информацию справочного характера, излагающую факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и естественно-научными и общепрофессиональными дисциплинами;

информацию, помогающую самообразованию. Это - имеющиеся в лекционном разделе модуля текстовые пояснения, указания, комментарии, приложения, облегчающие самостоятельную обработку текста, его понимание.

 Деятельностный подход при освоении учебной дисциплины реализуется через анализ и решение учебных задач, моделирующих профессиональную деятельность, примеры которых приведены в учебной программе.

 При изучении модулей предусмотрены следующие активные формыпроведения занятий: просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля; работа в команде при подготовке аналитических обзоров и презентаций по полученным результатам; демонстрация презентаций студентов по материалам докладов и рефератов на семинарских занятиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...