Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Внеурочные формы организации обучения истории. Внеклассная работа по истории (4)

Группа

Семестр

Тема 1. Диагностика, проверка и оценка результатов обучения истории (6 часов)

1. Формы, методы и приемы проверки знаний.

2. Функции и виды проверки знаний и умений учащихся.

3. Виды опроса, применяемых на уроках истории. Их вариативность.

а) разновидности индивидуального опроса и требования к его организации.

б) вариативность группового опроса.

г) требования к фронтальному опросу.

4. Вариативность задания и вопросов на уроке истории:

а) индивидуальные карточки;

б) опережающие задания;

в) контрольные и самостоятельные работы;

г) тесты по истории.

5. ЕГЭ как одна из форм итогового контроля знаний учащихся по истории. Методика подготовки к ЕГЭ по истории.

6. Критерии оценок знаний и умений учащихся.

 

Литература

1. Биберина А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории древнего мира (5 класс). - М., 1998.

2. Бокарев В.В., Коршунов А.Н. История государства Российского IX-XX веков в вопросах и ответах: Тесты. - М., 1998.

3. Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. - М., 1996.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999.

5. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. - Ростов-на-Дону, 1996.

6. Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории. - М., 1958.

7. Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательной деятельности учащихся. - М., 1960.

8. Данилов А.А. Контрольные и проверочные работы по истории России ХХ в. 9-11 кл. М., 1998.

9. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (4-8 кл.). - М., 1978.

10. Захарова Е.Н. Задания-тесты на уроках в IX кл. // Преподавание истории в школе – 1996 - № 5.

11. Зверева Л.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся истории России (с древнейших времен до конца XVIII в.) 6-7 кл. М., 1999.

12. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991.

13. Кадневский В.М. История России XIX века: Тесты. - М., 1999.

14. Контрольные тесты из опыта работы // Преподавание истории в школе – 1997 - № 5.

15. Кутищев В.Н., Малышев А.А. Контроль за познавательной деятельностью слушателей. - М., 1984.

16. Лейбенгруб П.С. О повторении на уроках истории СССР в VII-X классах. - М., 1987.

17. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества. - М., 1997.

18. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1998.

19. Основы современной цивилизации: Тесты. - М., 1993.

20. Паман Г.Б. Контрольные тесты // Преподавание истории в школе. - 1996. - № 7.

21. Рейтинг в учебном процессе вуза: опыт, проблемы, рекомендации. - М., 1992.

22. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. - М., 1995.

23. Старобинская Г.И. Обобщающее повторение в курсе истории средних веков // Преподавание истории в школе. - 1998. - №6.

24. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. - М., 1999.

25. Степанищев А.Т. История России в вопросах, задачах, графике. - М., 1995.

26. Тураев В.В. Схемы и задания // Преподавание истории в школе – 1990- № 4.

 

Методические рекомендации

1. При подготовке к данной теме необходимо изучить основной комплекс учебно-методической литературы по организации проверки и контроля знаний.

Проверка знаний и умений - это структурный процесс контроля за познавательной деятельностью.

Методисты выделяют формы, методы и приемы проверки знаний и умений учащихся:

1. Формы контроля делятся на индивидуальную, групповую, фронтальную.

2. Методы проверки знаний представлены как письменные, устные и практические.

3. Приемы проверки, контроля знаний и умений - это конкретные задания: беседа по теме, ответ по цепочке, устное и письменное тестирование, составление планов, схем, таблиц, кроссвордов, исторических задач, сочинений, ответы по карточкам и т.д.

В процессе теоретического обсуждения вопроса следует более подробно остановиться на классификации и раскрытии содержания представленных форм, видов и приемов обучения. Так же важно указать и разнообразные приемы дополнительной проверки знаний и умений учащихся.

2. Проверка знаний и умений учащихся позволяет установить уровень успеваемости.

Организация проверки и контроля должна быть представлена объективными методами и приемами выявления знаний учащихся на основе общепринятых критериев, определяющих уровень успеваемости.

Необходимо подчеркнуть соответствующие функции контроля знаний: проверочная, ориентирующая, воспитательная, методическая, корректирующая.

Определяются также виды проверки и контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

На этом этапе изучения темы следует раскрыть сущность функций и видов проверки и контроля знаний, дать полную характеристику каждого из них.

Важно отметить, что универсальным приемом контроля является тест, который может быть и текущим, и промежуточным, и итоговым.

Необходимо также дать характеристику общим критериям оценки учебной деятельности учащихся (используя конкретные примеры).

3. Практическая часть.

На практическом занятии необходимо изучить различные виды школьных документов, рассмотреть принципы их заполнения. Рекомендуется также тщательно исследовать школьный журнал, заполнить отдельные листы.

 

 

Тема 2. Метопредметные, внутрипредметные и межпредметные связи в процессе обучения истории. Приемы их реализации (6 часов)

 

1. Приемы метопредметные, внутрипредметные и межпредметные связи в процессе обучения истории

2. Дидактическая сущность межпредметных связей. Их роль в формировании системы знаний, понимании и усвоении мировоззренческих идей, в складывании целостного научного мировоззрения школьника.

3. Методические приемы и средства установления межпредметных связей учителем в ходе изложения нового материала, в процессе беседы, работы с текстом учебника. Реализация преемственности в знаниях и умениях.

 

Литература

 

  1. Блинова Т. Л. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО [Текст] / Т. Л. Блинова, А. С. Кирилова // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.:Буки-Веди,2013. — С. 65-67.
  2. Синяков А. П. Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи» учителей / Синяков А. П. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://cyberleninka.ru/
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт — ФГОС ОО — [Режим доступа] http://standart.edu.ru/
  4. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. М.: Просвещение, 1983.
  5. Максимова В.Н. Международные связи в учебно-воспитальном процессе современной школы»,М., «Просвещение»,1987.
  6. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985.
  7. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. М., Педагогика, 1989

 

 

Тема 3. Внеурочные формы организации обучения истории. Внеклассная работа по истории (4)

 

1. Понятие внеклассной и внеурочной работы по истории. Значение внеклассной работы для воспитания и развития учащихся. Роль внеклассной работы в привитии устойчивого интереса к истории, норм нравственного поведения и развития познавательных способностей учащихся.

2. Основные черты внеклассной работы по истории, ее отличие от урока.

3. Содержание внеклассной работы, ее связь с курсами истории. Основные направления и организационные формы внеклассной работы по истории.

4. Виды активной самостоятельной деятельности учащихся. Стимулирование исследовательских приемов во внеурочной работе.

5. Роль внеклассного чтения по истории в расширении и углублении исторических знаний и развитии умений школьников.

6. Формы внеурочной работы по истории

- Краеведческая работа в школе и ее роль в привитии интереса учащимся к родному краю.

- Экскурсионная работа в школе. Виды внеурочных экскурсий.

- Исторические олимпиады и вечера. Их содержание и организация.

- Исторические кружки и ученические общества в школе. Их тематика.

 

Литература

1. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе. М., 1992.

2. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. М., 1983.

3. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах. М., 1990.

4. Народная педагогика. Минск, 2007.

5. Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. М.,2007.

6. Озерский И.З. Руководство внеклассным чтением по истории. М., 1979.

7. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М.,1974.

8. Хмелев А.Н. Исторический кружок в школе: из опыта работы. М., 1960.

9. Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодежи. М.,2009

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...