Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В виде серии сюжетных картин




Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.

Ход занятия. Взрослый выставляет перед детьми серию сюжетных картин о девочке, в доме которой жили попугай Петруша и кот Мурзик. Объяснение содержания картинок да­ется в такой последовательности: вот что случилось вначале, вот что — потом и вот что — в самом конце (так как, возможно, это первая серия картин, увиденная некоторыми детьми). Взрослый дает время рассмотреть картинки, после чего предлагает послушать рассказ.

РАССКАЗ «ПОПУГАЙ ПЕТРУША»

Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла она в комнату и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу-лежит несколько перышек.

Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша хороший, Петруша хороший!» Подняла Маша голову, а это её любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Кто жил у Маши в квартире? —- Как звали кота? — Как звали попугая? — Почему попугай вылетел из клетки? — Что увидела Маша, когда вошла в комнату? — Почему Маша решила, что кот съел попугая? — Что лежало рядом с котом? — Откуда взя­лись перышки?

Разбираются варианты ответов.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Восстановление деформированного предложения

Взрослый объясняет, что слова в предложениях перепутались, и просит малыша помочь навести порядок.

Клетку Маша закрыть забыла.... Перышки кота около на лежали полу....


Голос Маша услышала громкий.... Сидел на попугай люстре.... Количество слов в деформированном предложении не более пяти.

2. Восстановление по нескольким словам, обозначающим действия, цепочки пред­
ложений:

забыла закрыть — пришла — ахнула; испугалась — заплакала — решила; слышит — сидит — кричит.

3. Подбор действий

— Что может делать: попугай Петруша? кот Мурзик? девочка Маша? Совместно с ребенком подбирается по 6—8 действий.

4. Восстановление последовательности событий в рассказе и составление предло­
жений

Взрослый просит ребенка вспомнить, что было раньше, что позже, и составить полные, правильные предложения в нужном порядке.

Маша увидела попугая на люстре.— Маша услышала громкий голос. Маша испугалась, что кот съел попугая.— Маша пришла в комнату. Маша подняла голову.— Маша испугалась и заплакала.

5. Подбор определяемых слов

Взрослый предлагает ребенку догадаться, к кому из трех героев рассказа относятся сло­ва, обозначающие признаки:

говорливый... хитрый... пушистый... заботливая...
добрая... маленький... красивый... голосистый...
голодный... остроклювый... тонколапый...
пушистохвостый... хитроглазый... длиннохвостый...
полосатый... усатый... зубастый... остроухий... и т. п.

При трудностях восприятия сложных прилагательных взрослый объясняет их смысл, на­пример: остроклювый — «с острым клювом». Затем взрослый предлагает малышу подо­брать по 3—4 слова, характеризующих героев.

— Какой кот? попугай?

— Какая девочка Маша?

6. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин

ЗАНЯТИЕ № 11 -----------------------------------------------------------------

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ

В ВИДЕ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий.

Ход занятия. Взрослый предлагает детям рассмотреть серию сюжетных картин о встрече мальчика в лесу с волками. После того как картинки будут внимательно рассмотрены, чита­ет рассказ.

РАССКАЗ «ПЕТЯ И ВОЛКИ»

Это было зимой в одной деревне. Петя шёл из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к


нему. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну, Волки сели под сосной и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружьё и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и побла­годарил охотника.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

На все вопросы ребенок отвечает полным предложением.

Где жил Петя: в городе или в деревне? — Когда это было? — Откуда шёл Петя? — Куда шёл Петя? — Мимо чего шёл Петя? — Где Петя увидел волков? — Заметили волки Петю? — Куда волки побежали? — Куда Петя вскарабкался? — Что он бросил? — Почему? — Как Петя вскарабкался на сосну? — Где сели волки? — Почему они сели под сосной? — Кто проходил мимо? — На чём шёл охотник? — Что у него было с собой? — В кого выстрелил охотник? — Что сделали волки? — Откуда слез Петя? — Что он сказал охотнику?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным воп­
росам

Петя шёл по опушке леса.— Откуда?Куда? Петя побежал.— От кого?Куда? Петя взобрался на сосну.— Как? — Зачем? Петя бросил портфель.— Почему?Где? Волки сели ждать.— Чего?Где? — Почему? Охотник шёл на лыжах.— Где?С чем? Охотник выстрелил.— В кого?Из чего? Петя слез с дерева.— Когда? — Как? Петя сказал «спасибо».— Кому?За что?

2. Уточнение понятий:

опушка, стремглав, вскарабкался, вскинул.

3. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин

4. Пересказ рассказа с изменением времени действия

Взрослый предлагает ребенку подумать и рассказать, что изменится в этой истории, если события будут происходить не зимой, а летом (волки летом не такие голодные, как зимой; охот­ник летом будет без лыж; Петя летом не учится в школе и т.п.). Наглядной опорой и планом рассказа в этом случае также будет служить серия картин. Если ребенок испытывает трудно­сти, взрослый сам рассказывает об изменениях и пересказывает текст в новом варианте.

------------------------------------------------------------ ЗАНЯТИЕ N2 12

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА

С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ В ВИДЕ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

Ход занятия. Взрослый читает рассказ, сопровождая чтение показом серии сюжетных кар­тин о девочке Маше и ее кукле.

РАССКАЗ «ПРО ДЕВОЧКУ МАШУ И КУКЛУ НАТАШУ»

Девочка Маша сидела на скамейке и читала книжку. Кукла Наташа была рядом. Мимо проходил шалун Миша. У Миши в руках был воздушный шар. Миша захотел


посмеяться над Машей. Миша привязал шарик к кукле — и кукла поднялась в воз­дух. Миша засмеялся, а Машенька расстроилась. Любимая кукла Наташа под­нималась всё выше и выше. Вдруг воробей заметил шарик и подлетел к нему. Воро­бей схватил шарик за ниточку и принёс девочке Маше.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Где сидели девочка Маша и кукла Наташа? — Почему Маша не увидела Мишу? — Что было у Миши в руках? — Почему кукла поднялась вверх? — Какая это была шутка — доб­рая или злая? — Кто принёс куклу девочке Маше? — Кто обрадовался? — Кто расстроился?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным воп­
росам

Девочка Маша читала книжку. — Где? — С кем? Миша подошёл к кукле.— Как? — С чем? Шарик быстро полетел. — Куда? — С чем? Кукла поднималась. — Куда?Почему? Воробей принёс куклу Наташу. — В чём?Кому? Девочка Маша обрадовалась. — Почему? Мальчик Миша расстроился. — Почему?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...