Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики мотивированного поведения




Так как влечения не доступны прямому наблюдению, и потому их можно распознать только по своим эффектам, важно с самого начала ясно и точно определить критерии мотивированного поведения. Решая вопрос

1 Stagner Д., Karwoski T.F. Motivation of behavior // Readings in General Psychology / L.D. Crow, A. Crow (Eds.). N.Y.: Barnes and Noble, 1967. P. 287-290. (Перевод Ю.Б. Дор-машева.)


22 Тема 12. Психология мотивации

о степени мотивации1, мы обращаем внимание на три особенности любой деятельности.

1. Энергичность. Воздействие мотивации пропорционально количе­
ству энергии, расходуемой организмом в данной ситуации. Человек, го­
лодавший 24 часа, прилагает гораздо больше усилий, чтобы достать пищу,
чем поевший час тому назад. По мере усиления потребности крысы бу­
дут бежать быстрее, прогрызут ходы в более твердом материале и будут
различным образом вкладывать все больше и больше энергии.

2. Настойчивость. Мотивированный индивид с трудом прекраща­
ет свою деятельность. Ребенок, узнав, что в комнате спрятаны конфеты,
старается их найти, долго роется в ящиках, отодвигает книги на полках
и заглядывает во все щели. Если же человек быстро сдается и не пред­
принимает новых попыток, мы делаем вывод, что у него нет сильной мо­
тивации.

3. Изменчивость. С настойчивостью тесно связано явление измен­
чивости. Когда человек упорно продолжает свои усилия, чтобы достичь
успеха, он не повторяет одно и то же действие. Он пытается достичь сво­
ей цели различными путями. Мальчишка, желающий повысить свой ав­
торитет в школе, может постараться лучше учиться. Если же заработать
хорошие отметки ему не удается, он может заняться спортом. Если же и
тут его усилия не принесут успеха, он может с той же целью, хотя и при­
меняя различные способы, стать хулиганом.

Характеристики мотивированного опыта

Прямое наблюдение переживаний других людей невозможно. Одна­ко другой человек может описать вам свой сознательный опыт. Или же вы сами можете наблюдать свои собственные психические процессы. В любом случае и тут, точно так же как и на уровне поведения, мы путем самонаблюдения можем распознать те же явления энергичности, настой­чивости и изменчивости. Временами вы напряжены, насторожены и на­строены на энергичный ответ, иногда же вы ленивы, расслаблены и заня­ты праздными мечтаниями.

Когда действует сильный мотив, наши психические процессы отли­чаются интенсивностью или высоким уровнем энергии. Сознательный опыт влюбленного юноши состоит из непреодолимых господствующих образов, мыслей и чувств, связанных с возлюбленной. Игнорировать или отбросить их если и удается, то с большим трудом. Мысли о целевом объекте настойчиво возобновляются, их нелегко забыть, при малейшей

1 Отметим, что мы предполагаем континуум, начиная от поведения с незначительным уровнем энергии ([слабая] мотивация) и кончая поведением с очень высоким уровнем энергии ([сильная] мотивация).


Стагнер Р., Карвозский Т. Мотивация поведения 23

возможности они возвращаются в сознание. Вообще-то они изменчивы, в том смысле, что принимают различные формы и могут адаптироваться к множеству различных контекстов. Так, очень голодный человек может думать о целом ряде продуктов питания, о различных способах приготов­ления пищи и так далее. В работах 3. Фрейда мы находим удивитель­ные иллюстрации того, какими разнообразными способами один и тот же мотив, одна и та же желанная цель, могут маскироваться на протяжении ряда сновидений одного и того же индивида.

Разнообразие мотивации

Несмотря на то, что явление энергетической мобилизации объеди­няет все формы мотивации, полезно рассмотреть не сам процесс мобили­зации, а мотивирующие его факторы. В конечном итоге, первичным и единственным источником энергии человека является пища. Физиоло­гия расхода энергии будет одна и та же при любой целевой тенденции, при поисках как пищи, так и брачного партнера, как в случае страха при встрече с голодным львом, так и в честолюбивых попытках стать пре­зидентом. Поэтому в анализе мотивации более существенным является изучение обширного множества условий и обстоятельств, вызывающих энергичный ответ индивида.

Возможно, мы не ошибемся, если укажем на три важных класса мо­тивирующих факторов. (Точное их количество является предметом дис­куссии; некоторые психологи говорят о двух и даже об одном таком клас­се, тогда как другие утверждают, что их гораздо больше.) Неважно, сколь­ко их будет, — три или, например, шесть. В любом случае для студента будет полезно систематизировать эти мотивы, как это сделано ниже.

1. Биологические влечения. Наиболее простые формы мобилизации
энергии возникают как следствие определенных биологических потреб­
ностей организма. Голод, жажда, недостаток кислорода, утомление, выде­
ление отходов жизнедеятельности, избегание боли, — все это позволяет без
труда указать на ряд условий, вызывающих мотивированное действие.

2. Эмоции. Такие слова, как страх, гнев, радость, любовь, ненависть,
подразумевают наличие внутренних состояний, приводящих к более или
менее энергичной деятельности. Они отличаются от биологических по­
требностей тем, что обусловлены главным образом внешними ситуация­
ми, а не физиологическими потребностями и состояниями тканей организ­
ма. Поэтому они более гибкие и изменчивые, чем влечения.

3. Интересы и ценности. На еще более сложном и тонком уровне
мы находим энергетический эффект широкого класса тех нефизиологи­
ческих тенденций, которые можно назвать ценностями. Простым приме­
ром является религиозная убежденность. Человек, чувствующий свою
религию остро и личностно, будет усердно работать, помогая своей церк­
ви, будет часто и настойчиво думать о ее благополучии и так далее.


У. Браун, X. Гилхаузен

ЖЕЛАНИЕ И ПОТРЕБНОСТЬ1

Влечения (drives) проявляются в сознательном опыте человека как ряд субъективных состояний, называемых желаниями (desires). Это может быть желание пищи, сексуальной активности, отдыха или упражнения, опе­ки, выделения отходов жизнедеятельности. Желание выражает тот факт, что мы осознаем потребность; точнее, оно используется для выражения того, что мы осознаем цель и какое-то чувство или эмоцию, связанную с достижени­ем этой цели. Проводят различение между стремлением (appetite), при ко­тором желание является положительным или к чему-то направленным и отвращением (aversion) как желанием чего-то избежать или от чего-то ос­вободиться. У человека как при стремлении, так и при отвращении участву­ет воображение. Мы представляем себе желаемый, целевой объект или пред­полагаемое страдание. Это представление обычно включает в себя более или менее определенные образы. <...> Необходимо подчеркнуть <...>, что пред­ставление целевых объектов является существенной особенностью желания. Как правило, чем больше мы думаем об этих объектах, тем сильнее стрем­ление или отвращение к ним. Следовательно, желание не является полнос­тью детерминированным объективной ценностью целевого объекта: оно от­части определяется теми субъективными образами целевого объекта, кото­рые мы формируем, когда представляем его себе.

Желание и действительные потребности (needs) не обязательно со­ответствуют друг другу. Так, нередко возникает желание что-то съесть (на­пример, конфету) несмотря на то, что потребность в пище невелика. И на­оборот, человек, находящийся на последней стадии истощения, нуждается в пище, но несмотря на это, сознательного желания поесть у него зачастую может и не быть. (Во всяком случае существует множество сообщений об этом эффекте.) Кроме того, потребности организма в витаминах, солях и других минералах, как правило, не отражаются в каком-то специфическом осознании или желании таких веществ.

Нередко, например, в случае алкоголя и табака, желания являются обу­словленными и культурно детерминированными и не имеют очевидных со-

1 Brown W., Gilhousen H.C. Desire and need // Readings in General Psychology / L.D. Crow, A. Crow (Eds.). N.Y.: Barnes and Noble, 1967. P. 277-279. (Перевод Ю.Б. Дормашева.)


Браун У., Гилхаузен X. Желание и потребность



ответствующих потребностей. В случае секса чувствуемые желания также могут иметь слабую корреляцию с действительным органическим влечени­ем. Если удовлетворение основного влечения не встречает препятствий, на­ступает приятное, энергичное, жизнерадостное состояние, называемое эйфо­рией. Это состояние зачастую характерно для желания, целью которого яв­ляется упражнение, игра или просто сохранение существующего положения. Это состояние обычно основано на органическом благополучии, но иногда его переживают даже индивиды, далекие от физического благополучия.

Когда мы говорим, что желание не всегда соответствует потребности, мы неявно подразумеваем существование какой-то стоящей за ним под­линной потребности. Очевидно, что такие органические потребности, как, например, в пище, воде, кислороде, соли, выделении отходов из организма и, конечно, многие другие реально существуют. Но что можно сказать о вы­шеупомянутых алкоголе и табаке? Пока табак не обнаружили в Америке, все люди Старого Света обходились без него. И можно без труда вообразить, что люди, как и большинство животных, могли бы обойтись без алкоголь­ных напитков. Тем не менее, огромное множество людей засвидетельству­ют, что они испытывают потребность в табаке, виски или в том и другом. Такие «потребности» лучше назвать квазипотребностями (quasi-needs). Они не являются частью нашей первоначальной психологической приро­ды. Любой индивид приобретает (т.е. научается) такие квазипотребности, хотя после того, как они приобретены, организм может стать зависимым от них точно так же, как если бы они были подлинными потребностями. <...> [Необходимо подчеркнуть, что] привычки, (прекрасным примером которых является курение) начинают выступать как мотивы (motives). Статус множества других так называемых подлинных «потребностей» еще более сомнителен. Некоторые психологи приводят целые списки таких по­требностей, одним из которых является, например, нижеследующий1.

Список «проявляющихся», в отличие от «латентных», потребностей, приведенный в алфавитном порядке:

 

1. Abasement — 6. Counteraction — 11. Harmavoidance — 16. Rejection —
Унижение Противодействие Избегание вреда Неприятие
2. Achievement — 7. Dependence — 12. Infavoidance — 17. Sentience —
Достижение Защита Избегание неудач Чувственные впечатления
3. Affiliation — 8. Deference — 13. Nurturance — 18. Sex —
Аффиляция Почитание Опека Секс
4. Aggression —• 9. Dominance — 14. Order — 19. Succorance —
Агрессия Доминирование Порядок Помощь
5. Autonomy — 10. Exhibition — 15. Play — 20. Understanding —
Автономия Демонстрация Игра Понимание

1 Приведен список потребностей, предложенный американским психологом Генри Марри (Мюрреем) (Murray) в 1938 г. Подробное описание содержания этих потребностей представлено в данной книге в статье К. Холла и Г. Линдсея «Классификация потребно­стей Г. Меррея». (Примечание редакторов-составителей.)


Проблема базовой мотивации. Различные страте­гии ее выделения. Развитие мотивации

Х.Хекхаузен

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ НА ОСНОВЕ ИНСТИНКТОВ: УИЛЬЯМ МАК-ДАУГОЛЛ1

Описательная система психологии мотивации Кеттелла в какой-то степени возрождает популярную в начале века объяснительную классифи­кацию форм поведения, предложенную Мак-Дауголлом. Мак-Дауголлу2 принадлежит первая грандиозная попытка свести все поведение к мотива-ционным диспозициям. В то время общеупотребительным названием для мотивационных диспозиций было понятие не мотива, а инстинкта. Так, на­пример, фрейдовское понятие влечения в первых изложениях его работ на английском языке переводилось как «инстинкт». В XIX столетии как не­что противоположное интеллекту инстинкт входил в систему понятий пси­хологии способностей. По мере триумфального шествия эволюционных идей Дарвина инстинкты все больше привлекались и для объяснения че­ловеческого поведения.

Джеймс усматривал в инстинктах способность действовать таким об­разом, «чтобы производить некоторый результат, не предвосхищая его и без предварительного обучения выполнению действий»3. То, что у Джеймса бы­ло лишь одним из многих объяснительных принципов поведения, у Мак-Дауголла стало ключевым положением в любой «динамической», т.е. объ­ясняющей поведение, психологии. Откровенно господствующая роль, ко­торую Мак-Дауголл приписал инстинкту как объяснительному понятию, повлияла на дальнейшую историю проблемы, вызвав во втором десятиле­тии нашего века бурные разногласия по поводу понимания инстинктов. С одной стороны, ассоцианистское кредо главных критиков понятия инс­тинкта побуждало их к радикальной формулировке своих бихевиорист-

1 Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т.1. С. 105—109. 2См.: McDougall W. An Introduction to Social Psychology. L.,1908. 'James W. Psychology: The Briefer Course. N.Y., 1892. P. 383.


Хекхаузен X. Классификация мотивов на основе инстинктов... 27

ских позиций, согласно которым любое поведение должно выводиться из простых рефлексов и научения1. С другой стороны, Вудвортс2, давно мечтав­ший о «мотивологии», окончательно заменил инстинкт понятием «drive» («влечение»), И наконец, Толмен сделал основные положения психологии мотивации Мак-Дауголла экспериментально проверяемыми, т.е. приемле­мыми в теоретическом отношении и для бихевиористов. Дальнейшее уточ­нение понятия инстинкта и исследование инстинктивного поведения ста­ли внутренним делом этологов, прежде всего таких выдающихся исследо­вателей, как Лоренц и Тинберген.

В чем состояла позиция Мак-Дауголла? Он выступал против как чисто описательной психологии сознания, так и «механистического» объ­яснения поведения теоретиками ассоцианизма и рефлексологии. Для не­го любое поведение телеологично, целенаправлено, ориентировано на дос­тижение намеченного будущего целевого состояния. О направленности го­ворят семь признаков:

1) спонтанность движения;

2) продолжительность и настойчивость движения вне зависимости
от того, действует раздражитель или нет;

3) смена хода целенаправленных движений;

4) успокоение после достижения желаемого изменения внешней среды;

5) приготовление к новой ситуации, к которой ведет совершающее­
ся действие;

6) некоторое повышение эффективности поведения при повторении
его в схожих условиях;

7) целостность реактивного поведения организма.

Эти признаки целенаправленности поведения Мак-Дауголл объяс­няет с помощью инстинктов. Исходное для него понятие инстинкта яв­ляется довольно сложным и охватывает три следующих друг за другом процесса: 1) предрасположенность к селективному восприятию в зависи­мости от специфических состояний организма (например, более быстрое обнаружение съедобных объектов в состоянии голода); 2) соответствую­щий эмоциональный импульс (ядро инстинкта); 3) активность инструмен­тального типа, направленная на достижение цели (например, бегство при страхе). Мак-Дауголл подытоживает: «... любой образец инстинктивно­го поведения включает знание о чем-либо (об объекте), отношение к нему и устремленность к объекту или от него»3.

Очевидно, что здесь связываются воедино и обозначаются одним по­нятием совершенно разные вещи. Запутанность усугубляется тем, что Мак-Дауголл рассматривает как врожденный и меняющийся компонент ин-

'См.: Watson J. Psychology from the Standpoint of a Behaviorist. Philadelphia, 1919.

3 См.: Woodworth R. Dinamic Psychology. N.Y., 1918.

3 McDougall W. An Introduction to Social Psychology. L., 1908. P. 26.


28 Тема 12. Психология мотивации

стинкта лишь одну из трех его составляющих, а именно эмоцию (ядро ин­стинкта), в то время как когнитивный и моторный компоненты могут из­меняться под влиянием жизненного опыта.

«Эмоциональное возбуждение с сопровождающей его нервной актив­ностью центральной части диспозиции есть единственная составляющая целостного инстинктивного процесса, которая сохраняет свою специфич­ность и остается одинаковой у всех индивидов во всех ситуациях, где про­буждается данный инстинкт»1.

При столь сложном по содержанию понятии Мак-Дауголл составил первоначальный перечень следующих 12 инстинктов, хотя пяти последним он не смог поставить в соответствие какую-либо определенную эмоцию (приводятся в скобках): 1) бегство (страх); 2) неприятие (отвращение); 3) любознательность (удивление); 4) агрессивность (гнев); 5) самоуничи­жение (смущение); 6) самоутверждение (воодушевление); 7) родительский инстинкт (нежность); 8) инстинкт продолжения рода ( —); 9) пищевой инстинкт (—); 10) стадный инстинкт ( —); 11) инстинкт приобрета­тельства ( —); 12) инстинкт созидания ( —).

Поскольку термин «инстинкт» подвергся ожесточенным нападкам и давал основания для ошибочного толкования поведения, как определяемо­го в основном врожденными мотивационными диспозициями, Мак-Дау­голл позже стал употреблять термин «склонность» (propensity). Однако со­держание его почти не изменилось, за исключением того, что было введено различение между диспозицией (propensity) и функцией (tendency), о чем свидетельствует следующая цитата из его последней работы:

«Склонность представляет собой диспозицию, функциональную еди­ницу общей психической организации, которая, будучи актуализованной, порождает активную тенденцию, стремление (striving), импульс или вле­чение (drive) к некоторой цели. Такая тенденция, сознательно направлен­ная на предвосхищаемую цель, представляет собой желание (desire)»2.

Несколько склонностей могут синтезироваться в так называемые чувства (sentiments) — обусловленные опытом и научением когнитив­но-эмоциональные оценки, которые связаны с отношением к предметам и обстоятельствам (с ними мы уже сталкивались у Кеттелла). Например, в восприятии и оценке понятия «отечество» участвуют многие склонно­сти. Такие когнитивные схемы, центральную и организующую роль сре­ди которых играет связанное с отношением к образу своего Я чувство самооценки (self-sentiment), составляют «характер». Они тем самым в значительной степени обусловливают индивидуальные различия на фо­не врожденного базового набора инстинктоподобных эмоциональных им­пульсов (склонностей). В табл. 1 представлен окончательный вариант по­стулированных Мак-Дауголлом склонностей.

McDougall W. An Introduction to Social Psychology. L., 1908. С 33. ■ McDougall W. The Energies of Men. L., 1932. P. 118.


Хекхаузен X. Классификация мотивов на основе инстинктов...



Таблица 1

Инстинктоподобные мотивационные диспозиции (propensity)1

1. Пищедобывание. Поиск (и, возможно, накопление)
пищи

2. Отвращение. Неприятие и избегание определенно вред­
ных веществ

3. Сексуальность. Ухаживание и брачные отношения

4. Страх. Бегство и затаивание в ответ на травмирующие,
причиняющие боль и страдание или угрожающие этим
воздействия

5. Любознательность. Исследование незнакомых мест и
предметов

6. Покровительство и родительская опека. Кормление, за­
щита и укрытие младших

7. Общение. Пребывание в обществе равных себе, а в оди­
ночестве поиск такого общества

8. Самоутверждение. Доминирование, лидерство, утверж­
дение или демонстрация себя перед окружающими

9. Подчинение. Уступка, послушание, примерность, подчи­
ненность тем, кто демонстрирует превосходящую силу

 

10. Гнев. Негодование и насильственное устранение всякой
помехи или препятствия, мешающих свободному осу­
ществлению любой другой тенденции

11. Призыв о помощи. Активное обращение за помощью,
когда наши усилия заканчиваются полной неудачей

12. Создание. Создание укрытий и орудий труда

13. Приобретательство. Приобретение, обладание и защита
всего, что кажется полезным или почему-либо привле­
кательным

14. Смех. Высмеивание недостатков и неудач окружающих
нас людей

15. Комфорт. Устранение или избегание того, что вызывает
дискомфорт, скажем, почесыванием или сменой позы,
местонахождения

16. Отдых и сон. Склонность к неподвижности, отдыху и
сну в состоянии усталости

17. Бродяжничество. Передвижение в поисках новых впе­
чатлений

18. Группа примитивных склонностей, обслуживающих те­
лесные нужды, такие, как кашель, чихание, дыхание,
дефекация

1 См. там же. Р. 97—98.


30 Тема 12. Психология мотивации

При изучении этого перечня сразу становится ясным, что вряд ли возможно его убедительное обоснование. Почему столько, а не меньше и не больше мотивационных диспозиций? Не слишком ли много общего между «поиском помощи» (11) и «покорностью» (9)? Не является ли «страсть к бродяжничеству» (17) лишь одним из проявлений «любопыт­ства» (5)? Можно задать эти и многие другие вопросы, поднимающие про­блему эмпирических критериев классификации мотивов, отличающихся от представлений обычного здравого смысла.

Насущность этой проблемы, которая и по сегодняшний день не реше­на, ощущалась все больше по мере того, как под влиянием перечня ин­стинктов Мак-Дауголла прежде всего в смежных дисциплинах, таких, как социология и политология, стало привычным каждый поведенческий фе­номен объяснять через особый инстинкт примерно по такому образцу: вой­ны возникают из-за инстинкта агрессивности. Но почему собственно из­вестно, что существует инстинкт агрессивности? Да потому, что люди часто воюют. Подобная тавтологичность мышления никогда не была свойствен­на Мак-Дауголлу, но стала первопричиной разразившихся вскоре бурных дебатов вокруг инстинктов. С возражениями можно было бы справиться при помощи более четких критериев инстинктивно обусловленного поведе­ния и систематических исследований. Однако в пылу споров до этого не дошло. Вторая, в чем-то схожая с первой, причина была связана с подозре­нием, что под вывеской инстинктов возрождается старая психология спо­собностей, что, по сути, описывается и классифицируется само поведение. Третьей причиной была проблема подразделения поведения на инстинк­тивно обусловленное и основанное на приобретенных навыках. Для этого необходимо уметь различать взаимозаменяемые инструментальные актив­ности и целевые состояния, к которым в конечном счете конвергируют эти формы поведения.

Наконец, четвертой причиной были существенные метатеоретические противоречия, которые подспудно питали споры, одновременно препятствуя их конкретно-эмпирическому прояснению. Для противников Мак-Даугол­ла понятие инстинкта отождествлялось с его убеждением, что поведение це-ленаправлено, т.е. организуется, исходя из цели. С ассоцианистской точки зрения это убеждение, однако, представлялось ненаучным, так как счита­лось, что Мак-Дауголл, как ранее виталисты, вводит под названием ин­стинктов некие мистические силы. Мак-Дауголл, конечно, был далек от это­го. Однако такие метатеоретические подмены подогревали дискуссии и ме­шали выявлению фактических критериев для разрешения разногласий. Поскольку критики понятия инстинкта лучшей теории предложить не могли, противоречие по сути осталось неразрешенным. Вызванные спора­ми утомление и пресыщение привели к тому, что с умозрительными рассу­ждениями было покончено. Результатом, воспринятым повсюду с одобре­нием, было мнение, что следует больше экспериментировать, конкретизиро-


Хекхаузен X. Классификация мотивов на основе инстинктов... 31

вать и детализировать. Этот резкий сдвиг в умонастроениях исследователей произошел в начале 30-х гг.1.

Мак-Дауголл, как и Фрейд, привнес в объяснение поведения типич­ный для психологии мотивации стиль мышления. Задавшись вопросом, что такое мотив и как его классифицировать, он выявил центральные проблемы, которые при попытке их объяснения по большей части путем описаний и дефиниций вызвали разногласия и в значительной мере оп­ределили эмпирический характер исследований мотивации последующе­го десятилетия. Является ли поведение преимущественно результатом предшествовавшего научения или врожденных импульсов? Мотивация по­ведения — это вопрос его энергетики или его направленности и избира­тельности? И главное: объясняется ли поведение механистически, исходя из связей «стимул — реакция», или телеологически, исходя из предвос­хищающих будущее когнитивных процессов?

Слово «инстинкт» было отныне запрещено для обозначения моти-вационных диспозиций. Его место заняли понятия влечения и потребно­сти. Встали игнорировавшиеся ранее проблемы актуализации мотива и действенности мотивации. Однако между перечнем инстинктов Мак-Дау-голла и полученным с помощью факторного анализа каталогом Кеттел-ла была еще одна серьезная и тесно связанная с измерением мотивов по­пытка их классификации: перечень потребностей (needs) Мюррея 1938 г.

1 См.: Krantz D., Allen D. The rise and fall of McDougall's instinct doctrine // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1967. № 3.


К. Холл, Г. Линдсей

[КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ Г. МЕРРЕЯ]1

Потребность

Хотя понятие «потребность» в психологии использовалось и исполь­зуется очень широко, ни один теоретик не подверг его столь тщательному анализу и не дал столь полной классификации потребностей, как Меррей. Особенности проведенного Мерреем анализа отражены в определении:

«Потребность — это конструкт (конвенциональная фикция или гипотети­ческое представление), который обозначает силу, действующую в мозге, силу, которая организует перцепцию, апперцепцию, интеллектуальную деятельность, произвольные действия таким образом, чтобы наличная неудовлетворительная ситуация трансформировалась в определенном направлении. Иногда потреб­ность побуждается напрямую определенными внутренними процессами <...>, но чаще (в состоянии готовности) — появлением одного или нескольких обыч­но эффективных давлений (сил среды) <...>. Таким образом, она проявляется в том, что направляет организм в плане поиска или избегания встречи или, в случае встречи, в плане обращения внимания и реагирования на определенное давление <...>. Каждая потребность характерным образом сопровождается определенным чувством или эмоцией и склонна к определенным формам изменения. Она может быть слабой или интенсивной, кратковременной или продолжительной. Но обычно она сохраняется и придает определенное направ­ление внешнему поведению (или фантазиям), что изменяет исходные обстоя­тельства так, чтобы приблизить конечную ситуацию, которая должна успоко­ить (умиротворить или удовлетворить) организм»2.

Из этого определения видно, что понятию «потребность», как и поня­тию «личность», придается гипотетический статус, но тем не менее оно свя­зывается с основополагающими физиологическими процессами мозга. По-

1 Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. С. 202—213. (Здесь и
далее заголовки в квадратных скобках даны редакторами-составителями.)

2 Murray НА. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938.
P. 123—124.


Холл К,, Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 33

нятно и то, что потребности могут побуждаться «изнутри» или актуализи­роваться под влиянием внешней стимуляции. В любом случае потребность вызывает активность организма и поддерживает ее до тех пор, пока ситуа­ция взаимодействия «организм—среда» не изменяется так, что потребность редуцируется. Некоторые потребности сопровождаются эмоциями и чув­ствами и часто ассоциируются с конкретными инструментальными актами, эффективными в плане создания желательного конечного состояния.

Меррей утверждает, что о существовании потребности можно заклю­чить на основе: 1) эффекта или результата поведения; 2) конкретного пат­терна или способа осуществления поведения; 3) избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов; 4) выраже­ния конкретной эмоции или аффекта; 5) выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворения, если эффект не достигнут1. Дополнительные показатели представляют субъективные отче­ты о переживаниях, целях, намерениях. Дав общее определение, выявив перечисленные показатели, Меррей на основе интенсивного изучения не­большого числа субъектов составил ориентировочный список из двадцати потребностей. Хотя этот перечень подвергался в дальнейшей работе серь­езной модификации, изначальные двадцать потребностей остаются высоко репрезентативными. Эти переменные были представлены в [цитировавшей­ся выше] работе (1938) с обозначением фактов, связанных с каждой из по­требностей, и вопросов, с помощью которых можно осуществить оценку по­требности; были указаны сопутствующие потребности эмоции и даны ил­люстративные примеры. Двадцать потребностей приведены в таблице 1.

Таблица 1

Иллюстративный перечень потребностей по Меррею2

 

Потребность Краткое определение
Унижение Пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинения, критику, наказание. Готовность сдаться. Подчиниться судьбе. Допустить собственную «второсортность», признать свои заблуждения, ошибки, поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде. Искать боли, наказания, болезни, несчастья и радоваться им.
Достижение Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать — в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Соперничать и опережать других. Реализовывать таланты и тем повышать самоуважение.
Аффиляция Тесно контактировать и взаимодействовать с близкими (или теми, кто похож на самого субъекта или любит его). Доставлять удовольствие катектируемому объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе.
Агрессия Силой преодолевать противостояние. Сражаться. Мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать. Противостоять насилием или наказывать.

1 См. там же. Р. 124.

2 См. там же. Р. 152-226.

3 Зак. 1662



Тема 12. Психология мотивации


 
 


Потребность Краткое определение
Автономия Освобождаться от уз и ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать. Пренебрегать условностями.
Противодействие В борьбе овладевать ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действи­ями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Искать препятствия и трудности. Уважать себя и гордиться собой.
Защита Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения. Отстаивать эго.
Уважение Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближних. Иметь пример для подражания. Подчиняться обычаю.
[Почитание] Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других — внушением, соблазном, убеждением, указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать.
Демонстрация Производить впечатление. Быть увиденным и услышанным. Возбуждать, удивлять, очаровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять.
Избегание вреда Избегать боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать предупредительные меры.
Избегание неудач Избегать унижений. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение, насмешка, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи.
Опека Проявлять сочувствие и помогать беззащитным в удовлетворении их потребностей — ребенку или кому-то, кто слаб, обессилен, устал, неопытен, немощен, потерпел поражение, унижен, одинок, удручен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, защищать, опекать, лечить.
Порядок Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности, точности.
Игра Действовать «забавы ради» — без иных целей. Смеяться, шутить. Искать расслабления после стресса в удовольствиях. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх.
Неприятие Избавиться от негативно катектируемого объекта. Избавляться, отказываться, изгонять или игнорировать нижестоящего. Пренебрегать объектом или обманывать его.
Чувственные впечатления Искать чувственные впечатления и радоваться им.
Секс Создавать и развивать эротические взаимоотношения. Иметь сексуальные отношения.
Помощь Удовлетворять потребности благодаря сочувственной помощи близкого. Быть тем, кого опекают, поддерживают, окружают заботой, защищают, любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну. Всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку.
Понимание Ставить вопросы или отвечать на них. Интересоваться теорией. Размышлять, формулировать, анализировать, обобщать.

Холл К„ Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 35

Типы потребностей

Таким образом, мы видели, как Меррей определяет потребность, рас­смотрели предложенные им показатели или критерии для идентифика­ции потребности и типичный перечень потребностей.

Помимо этого, важно рассмотреть основания для различения типов потребностей. Прежде всего, различаются первичные и вторичные пот­ребности. Первичные, или висцерогенные, потребности связаны с харак­терными органическими явлениями и физическим удовлетворением. Примеры — потребность в воздухе, воде, пище, сексе, лактации, урини-ровании и дефекации. Вторичные, или психогенные, потребности пред­положительно выводятся из первичных и характеризуются отсутствием очевидной связи с каким бы то ни было специфическим органическим процессом или физическим удовлетворением. Примерами служат пот­ребность в приобретении, конструировании, достижении, признании, экс-гибиции, доминирова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...