Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Делопроизводство в Древнерусском государстве 10-14 вв

Организация и технодогия ДОУ

Объект ДОУ - система управленических документов, ее структура и взаимосвязи элементов системы.

Предмет - принципы и методы организации ДОУ в учреждении.

Цель – изучение спектра взаимосвязей, взаимозависимости и взаимодействия структурных элементов ДОУ.

Делопроизводство – это отрасль деятельности обеспечивающая документирование и организацию работы с офиц.док-ми. Делопрризводство это специфическое направление деятельности, которое занимается составлением, оформлением документов, их обработкой и хранением.

Параллельно с терминов делопроизводство, в настоящее время, используется термин ДОУ. Генезис связан с внедрением комп-х систем управления и соответственно их организационным, программным и организационным обеспечением.

Почему в управленческой деятельности одно из главных мест занимают док-ты? - Потому что док-т является основным носителем информации на базе которого принимается решение. От того, на сколько грамотно составлен и оформлен док-т напрямую зависит решение вопроса. От быстроты получения и обработки информации, зависит своевременность принятия решений. Таким образов в док-ах отражается и учитывается деятельность любой организации.

Организация и ведение делопроизводство, требуют профессиональных знания\й и умений. Ведение многих документов предписано законами и нормативными актами.

Ведение делопроизводства осуществляют специальные подразделения (канцелярия, служ.делопроизводства, служба ДОУ, управление делами)

Сотрудники делопроизводственных служб, должны хорошо знать технологию работы с документами. Начиная с их получения, первичной обработки, регистрации, ведение контроля исполнения и информационно-справочной работы, так же организация тех.текущего хранения документов и подготовка их для сдачи в архив.

 

История организации делопроизводства в России.

Делопроизводство в Древнерусском государстве 10-14 вв

В период функционирования киевской Руси идет процесс накопления опыта в области документировнаия. Вырабатываются отдельные приемы создания, оформления и удостоверения док-ов.

В период правления Владимира Святославовича (Красное Солнышко) 978-1015 в Киеве существовало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников. Из выпускников этой школы выбирались кандидаты на должности «печатников» (хранителей княжеской печати, металников- судейских секретарей, песцов и дъяков при князьях и крупных феодалах).

С увеличением числа создаваемых документов обозначились и места для наиболее безопасного их хранения. В городах центральные храмы посвещенные святым выбранным в покровители конкретного города. В крупных городах существовали хранилища документов. По скольку правом выдачи документов закрепляющих за горожанами земли другое имущество, пользовались «концы» (районы), то хранилищами и местом создания документов стали храмы посвящённые покровителям цеховых ремесел (рыбаки, торговцы, оружейники), в таких потранальных храмах велись судебные дела и книги записей торговых операций. Само хранение документов в храме, предавало им требуемую юр.силу.центрами ведения документации и ее хранения были также гостиные дворы (Смоленские) и монастыри. Сам монастырь – это достаточно крупное экономическое предприятие. Монастырь документировал свою хоз.деятельность, даже используя место в духовных книгах.

Накопление традиций в сфере документирования вело к формированию круга специалистов в области создания и обработки документов. Первоначально их состав паполнялся за счет церковных заемщиков и дьяков. С 14 в. Термин дьяк закрепился за всеми лицами ведедущими делопроизводство.

Объем документов определить не представляется возможным, однако установлено что в Городище (под) и в самом Новгороде найдено около 350 свинцовых печатей (булл-для скрепления документов), примерно такое же кол-во найдено во Пскове.

В древнерусском государстве выработана процедура отмены юр.силы документов. Материалы вынимались «ларником» и уничтожались в присутствии свидетелей. Ларник не только заведовал ларем хранящем документы но и был уполномочен скреплять частноправовые акты городской печатью. Особо важные документы уничтожались специально выбранной городским Вече комиссией, часто публично в торж.обстановке. Менее значительные документы возвращались авторам или просто смывались с пергамента на котором были написаны. А зачищенные листы снова шли в дело (палимпсест). Достаточно распространенная практика подделки и подчистки текстов, потребовало в несение в судные н\грамоты указаний об аннулировании подложных(т.е. фальсифицированных) документов

 

 

Несмотря на постоянное расширение практики управленческих действий и юр.фактов говорить о делопроиз.в период древ.русского гос-ва как о системе определенных норм и правил, еще преждевременно.

Это период постепенного складываниятрадиций русскаой системы делопроизводства. Накопление опыта докумнетированя обработки и хранения документов, обеспечение их сохранности в том числе защиты от несанкционированного доступа и подделки.

Вместе с тем отдельные нормы с документами находили закрепление в законодательстве.

Расширение практики удостоверения документов печатями не только князей но и город и конкретных чиновников (дьяков) с изображением человека сидящего за столом свидетельствует о формировании профессионалов (специалистов) по работе с информацией т.е. выработанные практикой традиции постепенно становились нормамими обычая закладывая основу будущей системы делопроизводства.

 

Приказное делопроизводство 15-17вв

 

Система гос.делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного гос-ва с сер.15в.

Управление Московским государством сложилось из удельного княжества, а последнее было, не столько гос-во, сколько хозяйство князя, в котрлом различные части управления поручались отдельным баярам, составляя прообразы будущих административных ведомств.

По мере превращения московского княжества в Велико Русское гос-во, в нем усложнялись административные задачи, отдельные части управления находившиеся ведении того или иного лица по приказу князя превратились в сложные и постоянные присутственные места (избы или приказы). Таким обр.происхождение приказов связанно с спрактикой личных поручений (приказов) великого князя ближайшему окружению (боярам) по разрешению отдельных вопросов гос.управления. их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением (Боярская Дума).

Московским великим князьям удалось создать сильную, централизованную систему управления, в которой все важнейшие функции административного управления выполняли Боярская Дума и приказы, именно по этому в период становления и развития гос.делопроизводства принято называть приказным периодом, по названию первых гос.учреждений – приказов.

В этот период управление не составляло стройной системы и строилось на основе «поручений», какой либо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя.

В отдельных случаях в ведении одного лица оказывалось несколько ведомств. С др.стороны не редко в управлении одного ведомства одновременно участовало несколько разных учреждений, что приводило к смешению их функций и неразбирихе.

В этот период в системе гос.управления не прослеживался последовательно принцип отраслевого управления и только часть приказов являлась органами территориального управления, а часть ведала отдельными отраслями.

Общее кол-во приказов существовавших на Руси точно не известно, установленно, что в разные периоды их число составляло от 40-70.

Во главе отдельного приказа стоял приказной судья. В некоторых приказах судей было по 2-а и более. Они назывались товарищами главного судьи. Назначаемый из думных чинов. В его ведении состояли дьяки от одного до трех. А к концу 17 в. в крупных приказах было от 6-10 человек. В ведении дьяков находились подьячие, которые в соответствии со стажем работы делились на «старых» (старших) и «середних» и молодых. В крупных приказах подьячие объединялить в «столы» или повытья (структурные подразделения приказов). Деления на столы производилось не по роду дел, а по территориальноми принципу. Для приведения в исполнения разных распоряжений существовали особые должности: толмочи, трубники, недельщики. В их обязанности входило доставлять переписку приказов по принадлежнотси и вызывать тяжущихся на суд.

В деятельности приказов принципы коллегиального и единоличного управления четко не разграничивались и определенно можно только сказать, что распорядительная деятельности всецело принадлежала приказным судьям, а роль дьяков была гораздо скромнее, они на ряду с подьячими занимались организацией и ведением делопроиз. через их руки в приказ поступали челобитные (обращения граж.), доношения местных провителей, они хранили дела и вели письмоводства. Старшим подьячим, наиб.опытным и уважаемым и подьячим «средней руки» доверялась сложная работа связанная с подготовкой решений по делам, хранением дел и опечптыванием архивных сундуков. Младшие подьячие не пользовались особым доверием и многие царские указы обращают внимание на необходимость строго контролировать их работу. За ошибки допускаемые в официальных документах, подьячих строго наказывали (были палками).

На местах в ведении приказов состояли воеводы управлявшие территориями и выполнявшие предписания центральных властей. Воеводы имели свою «канцелярию» (т.е. Приказная изба) и помощников («меньших» воевод и дьяков).

В приказной избе хранилась государственная городская печать денежные сумму и велось делопроизводство. Приказная изба делилась на столы. (Например: Нижегородская съезжая изба в 1663г. состояла из 4-х столов: денежного, в нем хранилась казна и приходно-расходные книги; судный стол, занимавщегося делопроизводством по вершенным или не вершенным судебным делам; сыскного и поместного и ямского, хранившего царские грамоты о поместных делах)

Приказы и приказные избы предсавляли собой одновременно и присудствие и канцелярию и архив. Докеументы размещались на столах на скомьях, а особо ценные в сундуках или ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и прием посетителей.

На ряду со столбцой формой документов в приказах зародилась и начала применяться тетрадная форма. Тетрадь представляла лист бумаги сложенный в двое они собирались вместе переплетались и составляли книги. В форме книг велись списки финансовые, учётные регистрационные записи и др. Известно огромное кол-во разновидностей книг (Уженные, умолотные, денежные и др.) но основной формой документа оставался столбец имеющий по существу характер дела

 

Инициативного документанапример челобитные или памяти

 

Включая все промежуточные документы, остальные бумаги не сформированные в столбцы в тетради или в книги сгррупировывались в связки где не редко оказывались самые разнообразные докумнеты.

Рассмотрение дела в приказе начиналось по инициативе царя или по жалобе или Извету (документ), челобитной и отписке. Указания царя передавалось им лично, кому либо из чинов приказа или передавалось в приказ через кого либо из тех кто находился в это время при царе.

По указу царя либо сразу готовилось решение (называлось «отпуск»), есои приказ располагал для этого нужными сведениями, либо начиналось исполнение т.е.рассмотрение вопроса и сбор необходимых материалов.

Если во исполнение царского указа нужно было написать грамоту, то дьяк писал ее сам или давал поручение кому ниб.из старших подьячих.

Если для решения дела требовалась переписка с другими приказами, она велась без соблюдения особых формальностей, короткими «памятями» или записками подьячих одного приказа подьячим другого приказа.

При поступлении документа на нем проставлялась дата и дьяк делал помету, что означало навести справки. Фактически это означало начало рассмотрения дела.

Подготовкой дел к рассмотрению «доклад» занимались столы или повытья (структурное подразделения «стола») где дьяк или по его поручению старший подьячий собирал нужный материал, составлял проект т.е. «решение по делу». Роль докладчика по делу принадлежало дьяку, а решение вопроса думным дьякам. Решение по делу принималось после его обсуждения. Думные дьяки могли согласиться с подготовленным решением, но могли и внести свои коррективы. В результате после вынесения решения, дьяк «чернил» (исправлял) подготовленный документ. Младший подьячий переписывал набело. Мл.подьячий «справлял» (сверял беловик с черновиком, удостоверял его своей подписью «справой», которая выражала ответственность подьячего за точное соответствие беловика черновику, но еще не придавала юр.силы документу. Для этого требовалось «припись» дьяка, котрое свидет. Об ответственности за содержание документа.

Руководители приказав и приближённые к ним лица участвующие в принятии решений, не ставили свои подписей на документах, это входило в обязанности дьяка отвечавшего за ведение делопроизводства приказа.

Царь и бояре собственно ручно-подписывали только на договорных грамотах заключаемых с другими государствами.

Подпись или припись дьяка была узаконена так же судебником 1550г.

В московских приказах впервые намечается обособление оконченных дел от текущих. На ряду с хранением документов в мешках, сундуках, в некоторых приказах появляются шкафы для хранения документов.

Изучение соборного уложения 1649 г. и еще ряда указов принятых позже позволяет говрить о введении норм письменного оформления различных договоров, установление внешнего единообразия деятельности приказов. В уложении перечисленны не присудственные дни, например: рождество с 24 дек.по 8 янв.+ вся неделя Пасхи.

Связи приказов с городами, до учреждения почти в России осуществляли с помощью нарочных(курьеров).

Ответы воеводам отсылались не с нарочным гонцом а при случае.

В целом приказной пириуд постепенно создается система делопроизводства центральных и местных учреждений. Складываются кадры делопроизводственных служащих. Создаются устойчивые формы документов и приемы их составления.

Однако государство действуя отрывочными и частными мерами не сознавая общих административных правил не могло еще ввести сиситематического порядка в организацию учрежд.и их делопроизводства. Только с ссер. 17 века применяются некоторрые меры для наведегия п…..

 

Система Колежского делопроизводства 18 в.

Еще в 1699 Петр I вводит в обращение гербовою бумагу и в 1700 издает указ об отменя столбцовой фот\рмы документа и о всеобщем переходе к тетрадн.форм.

Первым новым учреждением стал Сенат, перовоначально это нзаконосовещательный орган и орган надзора за правительственыыми учрежд.

Много внимания Петр 1 уделил устройтсву Сенатской канцелярии. Для работы в новых услословиях.

….. из боязни перенесени я старых приказных порядков в новые учреждеиня и стало приглашать иностранных специалистов для занятьия канцелярских должностей.

С целью изменить старые порядки при Сенате учреждается особая должность экзикутора, для записи все

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...