Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 12. Полномочия органов местного самоуправления в области образования и культуры




В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" [Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797] (в последующ. ред.) установлено, что в муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Органы местного самоуправления вправе выступать учредителями образовательных учреждений и определять порядок приема граждан в такие учебные учреждения. Органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе организовывать и координировать методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому; могут давать согласие обучающимся до 15 лет оставить общеобразовательное учреждение. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения могут разрешить исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста 14 лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), должно приниматься с согласия органов опеки и попечительства.

Образовательное учреждение обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления об исключении обучающегося. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок вправе принять меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

В соответствии с названным Законом органы местного самоуправления ответственны за:

1. реализацию права граждан на получение установленного данным Законом обязательного основного общего образования;

2. ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

1. планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

2. формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

3. обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

4. регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

5. создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

6. создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

7. назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

8. строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

9. контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

10. использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

11. установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования;

12. учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.

Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления.

Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.

Экспертная комиссия создается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, по заявлению учредителя и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности.

Контроль над соблюдением образовательным учреждением независимо от его организационно-правовой формы предусмотренных лицензией условий обеспечивает государственный орган управления образованием или орган местного самоуправления, выдавший лицензию. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.

Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или по ее доверенности органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.

Государственные и местные (муниципальные) органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям (если последние в них нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы.

Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Организация питания в образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" [СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802] (в последующ. ред.) органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией должны содействовать ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 [Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615] установлено, что в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

1. поощрять, в том числе через налоговую и ценовую политику, деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

2. создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества);

3. стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных, организаций культуры, способствовать развитию их материально-технической базы;

4. осуществлять бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости принимать долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры;

5. способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

6. осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

7. публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Органы местного самоуправления не имеют право вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности и использованию памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, брать особо значимые из них на государственный учет.

К ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся:

1. осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;

2. формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры;

3. регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры;

4. создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории;

5. создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры;

6. назначение руководителей муниципальных организаций культуры;

7. строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий;

8. контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.

Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондов могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обязаны оказывать помощь подведомственным организациям культуры (если последние в ней нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы.

Органы местного самоуправления предоставляют творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем стоимости оплаты коммунальных услуг. Органы местного самоуправления могут за счет собственных ресурсов предоставлять работникам культуры дополнительные льготы, не установленные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" [Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 7. С. 420 - 426] установил, что захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за захоронение, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на местные органы власти и управления и органы военного управления.

Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, организуют и проводят местные органы власти и управления.

Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на местные органы власти и управления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, местными органами власти и управления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с местными органами власти и управления и органами военного управления.

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в местные органы власти и управления и органы военного управления.

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению местными органами власти и управления.

Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство печати и информации РФ, Министерство культуры РФ, а также местные органы власти и управления.

Местные органы власти и управления:

1. организуют планирование и реализацию программ, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;

2. осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях;

3. проводят паспортизацию и учет воинских захоронений; привлекают общественные объединения для проведения поисковых работ;

4. осуществляют связь и взаимодействие с организациями других государств по сохранению и благоустройству воинских захоронений; создают резерв площадей для новых воинских захоронений;

5. руководят изданием книг Памяти;

6. контролируют исполнение данного Закона и при обнаружении нарушений принимают меры по их устранению.

Федеральным законом от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы (победных днях) России" [СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 943] установлено, что по решению органов местного самоуправления могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. При этом Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" [СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1928] органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, расположенных на подведомственных им территориях, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Физкультура и спорт являются неотъемлемой частью культуры любой нации. Соответственно, российское законодательство активно привлекает органы местного самоуправления к участию в правовом регулировании общественных отношений в области физкультуры и спорта. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2206; 2003. N 2. Ст. 167] разрешает муниципалитетам иметь спортивные школы как учреждения дополнительного образования, создаваемые в соответствии с Законом РФ "Об образовании", содержать за счет местных бюджетов спортивные школы и училища олимпийского резерва, в том числе финансировать их участие во всероссийских соревнованиях.

В соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" органы местного самоуправления могут взаимодействовать с физкультурно-спортивными объединениями по всем вопросам развития физической культуры и спорта, в том числе:

1. координировать в установленном законодательством порядке свою деятельность по проблемам физкультурно-спортивного и олимпийского движения, при необходимости совместно проводить спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия, организовывать пропаганду физической культуры и спорта, осуществлять профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивать повышение их квалификации, эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений;

2. оказывать помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействовать выполнению ими уставных задач, заслушивать информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимать соответствующие решения и контролировать их исполнение. Подобная совместная деятельность может осуществляться на условиях договоров;

3. осуществлять в установленном законодательством порядке сбор информации, представляемой физкультурно-спортивными объединениями в соответствии с формами, и давать по ним заключения и рекомендации.

Органы местного самоуправления могут включать вопросы развития физической культуры и спорта в соглашения по социальным проблемам и охране труда, организовывать контроль выполнения таких соглашений и своих программ развития физической культуры и спорта.

Органы местного самоуправления с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и других образовательных учреждениях.

Нормативными правовыми актами органа местного самоуправления организации, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, при исчислении им налога, подлежащего уплате в местный бюджет, могут освобождаться от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также на проведение массовых спортивных мероприятий.

Создание условий для занятий физической культурой граждан по месту жительства и в местах массового отдыха может осуществляться органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными программами развития физической культуры и спорта.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами, проведении с ними физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов-инвалидов и обеспечении направления их на всероссийские и международные спортивные соревнования.

Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может быть предусмотрена выплата денежной компенсации спортсменам-любителям, представляющим на спортивных соревнованиях муниципальные физкультурно-спортивные организации.

Органы местного самоуправления могут выплачивать за счет собственных бюджетов и внебюджетных средств, а также иных не запрещенных законом источников ежемесячное денежное содержание выдающимся спортсменам - олимпийским чемпионам, чемпионам мира и Европы, имеющим звания "Заслуженный мастер спорта СССР", "Заслуженный мастер спорта России", "Мастер спорта СССР международного класса", "Мастер спорта России международного класса", входившим или входящим в состав сборных команд Российской Федерации либо сборных команд СССР по различным видам спорта, их тренерам, имеющим звания "Заслуженный тренер России", "Заслуженный тренер РСФСР" или звание "Заслуженный тренер СССР".

Отнесение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений к сооружениям, используемым для организации физкультурно-массовой и спортивной работы с гражданами, предоставление льгот по вопросам налогообложения и иным платежам проводятся, в том числе, органами местного самоуправления по представлениям соответствующих физкультурно-спортивных организаций в установленном законодательством порядке.

Содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по месту жительства граждан, в том числе ремонт таких сооружений, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, могут осуществляться в порядке, определенном правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут регулировать цены за посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проводить в региональных, муниципальных спортивных сооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...