Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проект мероприятий по снижению затрат на предприятии




В целях совершенствования управления затратами ЧТУП «Первая аккумуляторная компания – Брест» предлагается следующее.

Во-первых, сокращение реализационных затрат предприятия за счет снижение ресурсоемкости. Ресурсоемкость большей части реализуемых товаров и услуг, в настоящее время высока. Основная причина - использование устаревших подходов в бизнесе, отказа от использования современных достижений в коммуникационных сферах и передачи данных, изношенного оборудования. Необходима существенная модернизация оборудования, внедрение нового. Основные фонды в значительной степени изношены, они устарели и физически, и морально. Использование новых технических средств приведет к снижению материальных затрат, уменьшению отходов (т.е. увеличению выхода годного), увеличению производительности.

Одним из приоритетных направлений развития ЧТУП «Первая аккумуляторная компания – Брест» в настоящее время является улучшение качества реализуемой продукции и услуг и снижение себе стоимости реализуемой продукции путем снижения потерь\.

Под качеством продукции (товара или услуги) понимается совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности.

В процессе эволюции представлений о качестве бизнес-процессы прошли следующие этапы (рисунок 2) с направленностью действий:

- на контроль качества (КК);

- обеспечение качества (ОК);

- стоимость качества (СК);

- управление качеством (УК).

При контроле качества основная направленность действий - на продукт. Естественно, при этом организовывались и развивались системы контроля продукции по ее параметрам качества.

На этапе обеспечения качества основная направленность действий - на процесс, контроль параметров технологических процессов во времени. Это уже был процесс создания качества, именно на этот этап пришлось теоретическое развитие и начало практического применения статистических методов контроля и регулирования.

На этапе направленности действий на стоимость качества основное внимание, дополнительно к предыдущим этапам, уделялось структурной организации систем обеспечения качества, оптимизации затрат на обеспечение качества, что вызывалось необходимостью конкуренции и развитием рынка потребителя.

Совершенствование экономических методов управления качеством, важнейшее место среди которых отводится измерению, прогнозированию, планированию и стимулированию за повышение качества, не только вписывается в общую программу использования экономических методов управления бизнес-процессами в организации, но и способствует усилению действенности этих методов в повышении эффективности общественного производства.

Поэтому управление качеством следует рассматривать как самостоятельную, сложную функцию управления бизнес-процессами, призванную обеспечить эффективное решение повышения производительности организации.

Особо следует отметить, что в структуре понятия “качество” не исключаются предыдущие этапы, они включаются последовательно в систему обеспечения и управления качеством, в целом составляя эту систему. Эволюция идет по спирали, с постоянным усилением, в зависимости от цели, этапов направленности.

С экономической точки зрения качество продукции и услуг раскрывается в процессе потребления и использования. В философском понимании качество выражает целостность объекта, его внутреннюю определенность и специфичность. Социально-экономический аспект категории “качество” определяется характером отношений членов социальных групп и общества в целом к результатам своего труда и мерой удовлетворения их потребностей.

Качество как экономическая категория связано с понятиями “потребительная стоимость”, “полезность”, “удовлетворение потребностей”. Отсюда мерой полезности продукта следует считать общественно необходимое качество, которое предопределяет достижение уровня потребительских свойств, обеспечивающего удовлетворение потребностей при наиболее производительном использовании имеющихся в распоряжении организации материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Экономический аспект качества в системе управления должен найти свое отражение в решении различных по характеру задач, в том числе при определении величины затрат, необходимых для создания и использования потребительных стоимостей, оценке экономической эффективности работ по повышению качества продукции и услуг, определению критериев выбора наиболее рациональных решений (организационных и технических), направленных на повышение качественных параметров конкурентоспособности продукции.

Следует учитывать, что между техническими и экономическими возможностями существует определенное несоответствие, что, собственно, и делает направление выбора наиболее рациональных пределов повышения конкурентоспособности продукции принципом выбора наиболее эффективной области использования созданных потребительных стоимостей.

Именно поэтому управление качеством продукции должно основываться на комплексном исследовании общественных потребностей, технико-технологических и экономических возможностей и практической

Оценивать конкурентоспособность продукции следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели конкурентоспособности продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым. Регламентация принципов выбора системы показателей, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел в управлении.

В зависимости от числа характеризуемых свойств показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют отдельные свойства продукции, комплексные - совокупно по нескольким свойствам. Они подразделяются на обобщенные, групповые, интегральные, индексные. Обобщенный показатель характеризует наиболее существенное свойство продукции, именно по нему обычно и оценивается качество.

Интегральный показатель качества характеризует отношение суммарного эффекта от потребления продукции к полным затратам на его создание.

По применению показатели подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные показатели характеризуют качество продукции в натуральном, условном, денежном выражении. Эти показатели составляют базу для расчета относительного уровня качества, который определяется путем сравнения совокупности технико-экономических параметров продукции с такими же параметрами базового, эталонного или конкурирующего образца.

Относительные показатели определяют соотношение сравниваемых величин и выражаются в коэффициентах, процентах, наименованных числах и др. Они применяются для определения уровня качества продукции, динамики показателей качества, темпов роста качественных показателей продукции за определенный период времени, а также используются в системах аттестации бизнес-процессов и сертификации продукции.

По характеризуемым свойствам показатели качества делятся на следующие группы.

Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность).

Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости.

Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении). Примерами могут служить время срабатывания защитных установок, степень изоляции.

Показатели технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость).

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке без ее использования и потребления. Примером может служить продолжительность подготовки к транспортировке.

Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия. Пример - отношение стандартных частей к общему числу составляющих.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

Эргономические показатели отражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления). В эту группу входят подгруппы гигиенических (уровень освещенности, запыленности, шума и др.), антропометрических (обеспечивающих рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т.д.), физиологических и психофизиологических (показатели соответствия продукции слуховым, скоростных, энергетическим возможностям человека), а также психологических показателей (соответствие изделия навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки информации).

Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного исполнения.

Экологические показатели отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции. Они определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических воздействий, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений и др.

Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерам могут служить уровень потребления энергии, затраты на расходные материалы.

Разберем издержки которые которые рационально и возможно снизить, к этим издержкам однозначно относятся так называемые условно переменные издержки.

Условно переменными издержками называются те, общая величина которых находится в прямой зависимости от объемов производства. К ним относятся:

1. затраты на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия (в энергетике их нет);

2. топливо и энергия на технологически цели;

3. затраты на заработную плату;

4. затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, за исключением амортизации.

5. Коммунальные платежи
Оплата труда

Важнейшей составляющей затрат предприятия являются затраты на оплату труда. Доля в общей массе затрат составляет за три года 55,2%, что несомненно является замой затратной частью на фирме.

Рост связан с увеличением фонда оплаты, огромную роль на рост в фонде оплаты труба сыграл фактор индексации заработных плат на предприятии в виду сильного витка инфляции в 2011 году, а также увеличение среднесписочной численности работников предприятия. Если в 2010 году штат работников предприятия насчитывал 20 человек, среди них 3 управленца в 2011 структура и численность в тех же параметрах. Как следствие наблюдаем, фонд заработной платы в 2010 и 2011 годах остался на одной планке и составил 96 000 000 р. В 2012 увеличивается количество сотрудников с 17 до 20, вырастает фонд оплаты труда в совокупности с индексацией существующих окладов ранее занятых работников.

Снижение расходов на оплату труда часто является отправной точ­кой в снижении затрат. Действующее белорусское законодатель­ство позволяет компаниям сокращать как количество сотруд­ников, так и их заработную плату. С такого рода решениями необходимо быть крайне осторожным, чтобы в результате уволь­нений не возникло недостатка в квалифицированном персона­ле основных специальностей. Снижение расходов на рабочую силу может быть достигнуто за счет сверхурочной работы до­полнительных смен, а также работы неполный рабочий день и неполную неделю.

Оптимизируя затраты, большинство компаний сосредоточились на сокращении численности персонала, продолжительности рабочей недели и количества рабочих смен, административно хозяйственных расходах.

Стоит внимательнее изучить постоянные и переменные бизнеса. Но нельзя полагаться на классический вертикальный и горизонтальный анализ затратных статей. Эти подходы отвечают на вопрос, насколько выросли расходы организации за последнее время. Но это не позволяет судить о том, до какого уровня можно снизить переменные издержки. Для точной оценки необходимо провести глубокий анализ фактической эффективности использования ресурсов. Это потребует некоторого времени, но результат будет того стоить.

Для точной оценки возможностей снижения переменных затрат потребуется глубокий анализ направлений и фактической эффективности использования ресурсов. Необходимую информацию может дать система процессного калькулирования затрат Activity Based Costing (ABC). В случае, если эта система на предприятии еще не используется, можно провести анализ затрат с использованием основных принципов методики АВС.

При использовании метода ABC определяются основные процессы, осуществляемые в компании, и затраты, необходимые для их функционирования. Необходимая мощность процессов определяется на основе планируемого объема выпуска продукции. С этим все просто и ясно.

Для распределения затрат на процессы выявляются факторы (драйверы), пропорционально которым затраты переносятся на процессы. Например, в случае затрат на оплату труда определенного сотрудника, драйвером будет временя, затраченное сотрудником для выполнения определенного процесса.

Основным инструментом для сокращения затрат, который метод АВС предоставляет руководству предприятия, является выявление избыточных мощностей бизнес-процессов. Для этого определяется фактически используемая доля от максимальной производственной мощности каждого процесса (максимальное количество видов выпускаемой продукции, максимальное количество партий продукции, максимальное количество обслуживаемых клиентов) и стоимость (постоянные затраты) неиспользуемых ресурсов.

Мощность процесса ограничивается возможностями используемых ресурсов: общим фондом рабочего времени сотрудников предприятия, максимальным временем безостановочной работы оборудования или площадью арендованных помещений. Определить максимальную мощность можно на основании нормативных, среднеотраслевых, исторических значений или мнений экспертов.

Проведенный хронометраж процесса «Продажи» и анализ исторических данных показал, что существующий штат сотрудников позволяет осуществлять продажи по 120 договорам в месяц. В связи с сокращением объемов и оттоком контрагентов (остались в основном только постоянные крупные клиенты), количество договоров сократилось до 60 штук в месяц. В результате руководство может отказаться от услуг пятидесяти процентов персонала, занятого в данном процессе, а значит уменьшить его стоимость для компании. При сокращении персонала также высвобождается часть арендованной площади и оборудования, однако сокращение затрат на эти виды ресурсов не всегда возможно.

Встает логический вопрос. Каким образом возможно было достижение рост доходов при сокращении количества контрагентов. Это стало возможным благодаря работы с более крупными клиентами, которые являются в том числе и посредническими. И отказа от мелких клиентов, Тем самым мы сможем уменьшить транспортно-логистические издержки, уменьшить бумага оборот, уменьшить нагрузку на торговый отдел тем самым появляется почва для оптимизации численности сотрудников путем сокращения штатов. Штат торгового отдела насчитывает 7 сотрудников. Со средней заработной платой 3 500 000. При снижении количества договор в двое, рационально можно сократить 3 торговых агентов. Что принесет экономию в 10 500 000 рублей в месяц или 126 000 000 рублей в год. Что составляет 55,7 от общего фонда заработной платы на предприятии за 2012 год. Следует пересмотреть саму систему оплаты труда. Для максимальной мотивации сотрудников, необходимо ввести качественные и количественные показатели маркеры. Бдя этого необходимо внедрить сдельную либо сдельно-премиальную оплату труда.


Исходные данные для факторного анализа объема товарной продукции

Показатели Условные обозначения Базисные значения Фактические значения Изменение
   
Абсолютное (+,-) Относительное (%)        
           
1 2 3 4 5 6
           
Объем товарной продукции, млн.руб ТП 6189 6585 + 480 +16,4
           
Количество работников, чел. Ч 20 25 + 5 +25,0
           
Выработка на 1 работающего, млн.руб. СВ 309,45 263,4 - 10 -6,8
           


Из таблицы видна зависимость объема товарной продукции от нескольких факторов – зависимость данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели: ТП = Ч · СВ.

Теперь подставим в формулу значения базисного года и получим:

ТП0 = Ч0 · СВ0 = 20 · 309,45 = 6189(тыс.руб.)

Тогда влияние изменения величины количества работников на объем товарной продукции можно рассчитать по формуле:

ТПусл = Ч1 · СВ0 = 25 · 309,45 =7736(млн.руб.)

∆ ТПусл1 = ТПусл1 – ТП0 = 7736 – 6189 = 1547(млн.руб.)

Далее определим влияние изменения выработки работников на объем товарной продукции:

ТП = Ч1 · СВ1 = 25 · 263,4 = 6585 (млн.руб.)

∆ ТПусл2 = ТП1 – ТПусл1 = 6585 – 7736 = - 70,775(млн.руб.)

Таким образом, на изменение объема товарной продукции положительное влияние оказало изменение на 5 человек численности работников, это в свою очередь вызвало увеличение объема продукции на 1547 тыс. руб. Отрицательное влияние оказало снижение выработки на что вызвало снижение объема на 70,775тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции.

 

Топливо

Затраты на топливо являются одной из основных статей расхода на предприятии. Гараж ЧТУП «Первая аккумуляторная компания – Брест» насчитывает три автотранспортных средства. Среди них один грузовой автомобиль выполняющий функции доставки товара конечному потребителю, и два легковых автотранспортных средства предназначенных для руководителей.

Практически в любой компании, независимо от количества транспортных средств, существует бюджет на приобретение ГСМ. Каждое предприятие, имея статью затрат «ГСМ», мечтает максимально снизить расходы на топливо.

 

Чем больше расходы на топливо, тем быстрее собственники бизнеса и начальники транспортных подразделений начинают искать эффективные способы, которые позволяют справиться с этими неизбежными затратами.

Существует несколько эффективных способов снижения затрат на топливо до 60%:

· Контроль несанкционированного слива топлива;

· Оптимизация маршрутизации, результатам чего является сокращение пробега по рейсу;

· Непрерывный контроль параметров транспорта (скорость, пробег, расход топлива, местоположение транспорта);

· Соблюдение регламентов технического обслуживания транспорта.

· Установка газового оборудования на автомобиль.

 

1. Контроль несанкционированного слива топлива
Устранить хищение, слив остатков и искусственное увеличение объема топлива в баке, махинации с одометром можно, например, за счет датчиков уровня топлива

 

2. Оптимизация маршрутизации
Маршрутизация позволяет решить проблемы связанные не только с определением объемов перевозок грузов во временном и территориальном разрезе, но и в расчете количества транспорта, необходимого для обеспечения грузопотоков.

 

Построение оптимальных маршрутов позволяет решить такие задачи как:

· Максимальная производительность транспортных средств;

· Минимизация себестоимости транспортировки грузов.

Эффективно формировать маршруты можно например, за счет прикладного математического решения для транспортной логистики

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...