Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды коммуникативных систем.




Понятие и виды коммуникации.

Современный философский анализ коммуникации обусловлен общим изменением места и роли коммуникации в различных общественных сферах, а также интенсивным развитием средств коммуникации. Коммуникации находятся в точке пересечения исследований интересов представителей разных общественных наук. Изучающих различные аспекты человеческой деятельности. Так или иначе связанных с коммуникацией (психология, лингвистика, культурология). Современное состояние и понимание коммуникации как речевого взаимодействия значительно обогатилось благодаря информационным технологиям, которые позволяют снимать пространственные и временные ограничения для общения. При анализе и описании коммуникации необходимо различать: 1) коммуникации в широком смысле(это одна из основ человеческой жизнедеятельности предполагает наличие содержательно-смыслового плана); 2) коммуникация как информационный обмен технологически организованных системах(это телекоммуникации устройства и компьютерные системы); 3) коммуникация как интеллектуальный процесс имеющий идеально содержательный план; 4) это экзистенциальная коммуникация (это сущность человеческого бытия, что присуще человеку, а не животному). В таком качестве коммуникация представляет собой основу для экзистенциального (жизненного) отношения между людьми, как отношения между «Я» и «ТЫ». Проблема определения понятия коммуникации в наше время весьма актуальна. Современное общество понимается как общество все более зависимое от коммуникации и информации. Причина такого положения определена рядом факторов: 1) изменение и возрастание роли коммуникации в об-ве, усилением интенсивности коммуникационных процессов и увеличение охвата аудитории. 2) появление альтернативной коммуникационной среды, которая предполагает воздействие на человека технологий различного рода. 3) осмысление работы с информацией как одной из производительных сил об-ва. В различных словарях коммуникация трактуется по-разному. Так наиболее распространённое определение коммуникации заключает в себе след: 1)это средство связи объектов материального и духовного мира. 2) передача инфо от человека к человеку. 3) это передача и обмен информации в об-ве с целью воздействия на него. Среди разнообразных классификаций коммуникации можно выд. след. виды: 1) внутриличностные или личностные – возникают у индивида в том случаи если человек обсуждает проблемы сам с собой, ищет решения, задает себе вопросы и сам же на них отвечает. 2)межличностные – осуществляется между 2-мя людьми, где обе стороны выступают в качестве передающей и принимающей стороны. 3) внутригрупповые – предполагает что каждый участник имеет право высказаться в процессе коммуникации. 4) межгрупповые – это система связей любой соц. группы с внешними соц. образованиями. 5) массовая коммуникация – пред. собой систему взаимосвязей позволяющих получить практически одновременный доступ к социально-значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения или соц. статуса. Коммуникации по способу установления и поддержания контакта подразделяются на непосредственные прямые и опосредственные дистанционные.

Структура коммуникации.

Коммуникация предполагает наличие 2-х лиц. Коммуникация – это взаимодействие, без взаимодействия ее нет. Коммуникация – это явление сложное, многогранное и многоэлементное. Именно структура коммуникации позволяет понять основные ее механизмы. Структура любого общения, будто это дружеская беседа, деловые переговоры, спор или диалог схематично можно изобразить следующим образом в любой коммуникационной ситуации всегда есть как минимум 2 субъекта – это отправитель и получатель. Под сообщением понимается вся совокупность инфо которая передается от отправителя к получателю. Это не только слова или звуки, но и визуальный ряд, эмоциональный фон, интонация, жестикуляция, антомимика и т.д. Любое сообщение передается с помощью того или иного канала коммуникации, который представляет собой своеобразное средство передачи инфо. Так например, слова передаются с помощью вербального канала. Звуки, интонация, тон и тембр с помощью вокального канала. Жестикуляция, внешний вид, пантомимика и микромимика с помощью невербального канала. В результате на получателя оказывается некое воздействие – эффект. Эффект может быт разным. Это и обдумывание инфо, согласие, несогласие, агрессия или непонимание. Все эти эмоции и состояния выражаются в обратной связи. Это ответная реакция на состояние. При это роли субъектов коммуникации меняются. Получатель отвечает на сообщение и становится отправителем и наоборот. Ключевым элементом структуры коммуникации является барьер коммуникации. Под которым понимаются помехи, искажающие смысл сообщения и препятствующие эффективному общению. Это могут быть объективные барьеры, например шум ремонтных дорог, крик детей и т.д. Или субъективные барьеры- незнание терминологии беседы. В структуре коммуникации большое значение имеет контекст. Это обстановка, условия, внешняя среда, конкретная ситуация в рамках которой происходит коммуникация между субъектами. Таким образом, выделяют основные элементы коммуникации: 1) отправитель; 2) получатель; 3) сообщение; 4) канал коммуникации; 5) эффект; 6) обратная связь; 7) барьер коммуникации; 8) контекст.

Виды коммуникативных систем.

Специфика коммуникативных систем определяется тремя критериями: 1) целевым назначением системы (какая информация сообщается и кому предназначается), 2) выбором коммуникативных средств,(радио, ТВ. 3) каналами передачи и восприятия информации (аудио, визуальным, аудитивно-визуальным,) и способами обмена информацией (естественными и искусственными). В обобщенной форме можно сказать, что коммуникативные системы различаются по целевому назначению, мотивированности коммуникативных единиц и технике актуализации. На основе этих критериев различают естественные и искусственные коммуникативные системы. К естественным системам относятся те, в которых используются коммуникативные средства естественного языка слова, словосочетания, жесты, мимика, телодвижения. Они имеют национальную специфику. К искусственным системам относятся те, в которых используются сконструированные (часто на базе вербального языка) или заимствованные из разных областей знаний символы, формулы, графы, знаки для обозначения связей и отношений элементов. Искусственные системы ориентированы на задачи общения на международном уровне, поэтому национальная специфика для них не характерна. Искусственные коммуникативные системы подразделяются на априорные, апостериорные и смешанные. 1)Априорные (изначально) – создаются независимо, без опоры на естественный язык. Это язык философии, математики, музыки. Цель: достижение единообразия языка. 2)Апостериорные (из последующего) создаются на базе естественных языков, из которых заимствуют коммуникативные средства и структуру. Это латынь, эсперанто. Цель: международное общение. 3)Смешанные – используют элементы естественного языка и искусственные элементы. Языки программирования, информационные языки (средство общения между человеком и машиной). Итак, коммуникация как целенаправленное общение людей расширила свои возможности и функции, включив в процесс общения технические информационные, поисковые и передающие средства, новые коммуникативные элементы. Это обусловило множественность коммуникативных систем, которые по своему назначению стали различаться как специализированные и неспециализированные, а по своей природе - как искусственные и естественные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...