Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этические принципы сестринского дела




Основным этическим принципом сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента.

Этические обязанности медицинской сестры в процессе работы с пациентом — это определенный круг действий, безусловных для выполнения (например, уважать пациента и его право на самоопре­деление, т.е. выявление своей воли в отношении чего-либо; не причинять вреда; держать слово; сотрудничать с пациентом).


Пациент — это человек, который нуждается в сестринском (ме­дицинском) уходе и получает его. В системе взаимоотношений «медицинский работник — пациент» им обоим принадлежит одина­ково важная роль. Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинская сестра видела в них личность, заслуживающую уважения, внима­ния, сострадания. Особое внимание приобретает значение само­определения (самостоятельности, автономности) пациента в ле­чебном процессе, защищенного посредством согласия на лечение, которое он дает после того, как получит информацию о состоя­нии своего здоровья.

Сотрудничество с пациентом означает совместную работу над решением проблем с его здоровьем. Взаимоотношения медицин­ских работников и пациентов должны быть партнерскими. В со­временной медицине надежность партнера зачастую определяет успех лечения, операции, диагностической или профилактической процедуры. Медицинские сестры не только участвуют в лечении, но и вносят в него очень важную часть, долю труда, без которой не может обойтись ни хирург, ни терапевт. В процессе таких взаимоотношений формируется коллектив (команда) — объ­единение людей, связанных постоянной совместной работой или деятельностью.

Медицинский коллектив — это больница и поликлиника, от­деление и лаборатория, курс медицинского института и колледжа, бригада скорой помощи и эпидемиологический отряд. Коллектив может состоять из отдельных и совсем не одинаковых по возра­сту, психологии, культуре, знаниям, опыту личностей. Эффек­тивность труда медицинских работников повышается при пра­вильно налаженном на основании сотрудничества лечении па­циента.

Медицинская сестра должна стремиться быть профессиональ­но грамотным, компетентным, независимым специалистом, об­ладающим необходимыми для данной работы личностными ха­рактеристиками, а также здоровьем. Чтобы осуществлять свои профессиональные обязанности, медицинскому персоналу очень важно поддерживать свое физическое и психическое здоровье, т.е. динамическую гармонию личности с окружающей средой, до­стигнутую посредством адаптации.

Этический принцип приносить добро другому, действие, на­правленное на благо другого человека или общности, называется благодеянием. Это не только доброжелательность, бескорыстие, щедрость, но и понимание другого человека, сострадание к нему, соучастие в его судьбе.

Философия, которая рассматривает человека как наивысшую ценность и поощряет его творческое и моральное развитие созна-28


тельным разумным путем, называется гуманизмом. Идея гуман­ности формируется уже в середине 1-го тысячелетия до н.э., встре­чается в Библии, у Гомера, в древнеиндийских, древнекитайских, древнегреческих философских источниках VI — IV вв. до н.э. Идея гуманности заложена уже в знаменитом «золотом правиле нрав­ственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Неотъемлемым качеством медицинской сестры в работе с лю­бым пациентом является забота. Формы проявления заботы зави­сят от самой сестры, больного и ситуации, в которой проводится деятельность по уходу за больным.

Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе формирует в человеке достоинство. Осознание собственного достоинства наряду с совестью и честью является одним из способов понимания человеком ответственности перед собой как личностью. Совесть, в свою очередь, является внутренним контрольным механизмом, показывающим, в какой мере личность сохраняет верность своим нравственным убежде­ниям и в какой мере сами нравственные убеждения соответству­ют принятым общественным образцам.

Если представление о достоинстве личности исходит из прин­ципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие «честь», наоборот, дифференцированно оценивает людей, что на­ходит отражение в их репутации. Честь требует от человека под­держивать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Репутация — это сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека (коллектива), основанное на его предшест­вующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, ав­торитета, в том, что от него ожидают в дальнейшем, какая мера ответственности на него возлагается и как оцениваются его по­ступки.

Типы медицинских сестер

Венгерский психолог И.Харди обратил внимание на особен­ности различных типов медицинских сестер, с тем чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны.

Сестра-рутинер (робот). Большинство медицинских сестер от­носятся к этому типу. Наиболее характерной чертой таких сестер является механическое исполнение своих обязанностей. Они вы­полняют порученные задания с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, ловкостью и умением. Однако действуя строго по инструкции, такие сестры не вкладывают в свою работу душу, работают подобно автомату. Они воспринимают пациента как


необходимое приложение в инструкции по его обслуживанию, их взаимоотношения с больным лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Именно такая медицинская сестра способна разбудить спящего больного, чтобы в назначенное время дать ему снотворное.

Сестра, играющая заученную роль. Поведение такой сестры от­личается неестественностью, наигранностью. Она как бы испол­няет заученную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Такая сестра начинает играть роль благодетельницы. Ее поведение становится искусственным, показным. Неестественность в общении мешает ей устанавливать контакты с людьми, поэтому такая сестра должна сама пройти курс коррекции неадаптивной формы своего профессионального поведения, четко определить профессиональные цели, выработать адекватный стиль общения с пациентом.

«Нервная» сестра. Эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная сестра склонна к обсуждению личных проблем, что может явиться серьезной помехой в успешной работе с паци­ентами. Часто можно видеть хмурую с обидой на лице сестру сре­ди ни в чем не повинных пациентов. В лечебном учреждении не должно быть медицинских сестер с таким типом непрофессио­нального поведения. Это свидетельствует о некачественном про­фессиональном отборе кадров, огрехах в работе администрации. «Нервная» сестра — это патологическая личность либо человек, страдающий неврозом.

Сестра с мужеподобной, сильной личностью. Больные уже издали узнают ее по походке или зычному голосу, побыстрее стараются привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такую сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестра с такой личностью может стать прекрасным организатором, хоро­шим педагогом.

При недостатке культуры, образованности, более низком уров­не развития сестра слишком негибка, часто груба и даже агрес­сивна с пациентами.

Сестра материнского типа. Такая сестра выполняет свою рабо­ту с максимальной заботой и сочувствием к пациентам. Работа для таких сестер — неотъемлемое условие жизни. Забота'о паци­ентах является жизненным призванием. Часто и их личная жизнь пронизана заботой о других, любовью к людям.

Сестра-специалист. Такие сестры благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и получают специальное назначение. Иногда это фанатики своей узкой деятельности, не способные ни на что, кроме выполнения этой работы, ничем кро­ме нее не интересующиеся.


Контрольные вопросы

1. Назовите основные термины, используемые в сестринском деле.

2. Охарактеризуйте основные типы медицинских сестер.

3. Что является этическим компонентом философии сестринского дела?

4. Дайте характеристику основному принципу философии сестрин­ского дела.

5. Какова историческая необходимость возникновения сестринской философии?



ГЛАВА 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...