Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наша Родина: от Руси до России (11ч)




Рабочая программа

По окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс

К учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

· Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

«Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В. Козлова, А.М.Кондакова);

Базисного учебного плана;

«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой);

«Примерных программ начального общего образования»;

Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

 

· Общая характеристика учебного предмета.

«Особое значение этой предметной области состоит в формировании целост­ного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место челове­ка в ней, в познании учащимся самого себя, своего «Я».

Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реа­лизовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обще­ствоведческого образования младших школьников» 1.

Поэтому в основе построения курса лежат следующие принципы:

• принцип интеграции;

• педоцентрический принцип;

• культурологический принцип;

• принцип экологизации;

• принцип поступательности;

• краеведческий принцип.

Основу курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: че­ловек как биологическое существо; я и другие люди; человек и мир природы; человек и общество; история родной страны.

Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых раз­вёртывается все содержание обучения.

«Важнейшая особенность содержания предмета – определённость, жизнен­ность, реальность всех воспринимаемых явлений.… Эта особенность пред­мета продиктовала две технологические позиции, представленные в сред­ствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюде­ния, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности уча­щихся.».

Цели и задачи курса.

«Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, си­стему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкрет­ный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира».3

Задачи курса:

Ø устанавливать более тесные связи между познанием природы и социаль­ной жизни; понимать взаимозависимость в системе «человек – природа – общество»;

Ø осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получать начальные навыки эколо­гической культуры;

Ø подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способно­стей и возможностей, осознавать возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни;

Ø подготовить к изучению базовых предметов в основной школе.4

Структура курса.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соот­ветствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

«Общее содержание обучения окружающему миру представлено в програм­ме следующими разделами: «Земля – наш общий дом», «Человек изучает Землю», «Царства природы», «Наша Родина: от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину».

 

· Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Изучение Окружающего мира «позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и об­разовательные цели естественно-научного и обществоведческого образова­ния младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, ко­торые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

• готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и само­оценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную дея­тельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформиро­ванность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

• формирование основ российской гражданской идентичности, понима­ния особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;

• понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерант­ности к людям, независимо от возраста, национальности, вероиспове­дания;

• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного по­ведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрос­лыми и сверстниками;

• формирование основ экологической культуры, понимание ценности лю­бой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, обра­зовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о раз­ных его сторонах и объектах;

• обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в при­роде и обществе;

• овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей де­ятельности;

• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется осво­ению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведче­ского образования. Достижения в области метапредметных результатов поз­воляет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специ­альный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формиру­ющихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

• познавательные как способность применять для решения учебных и прак­тических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

• регулятивные как владение способами организации, планирования раз­личных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследова­тельской, творческой), понимание специфики каждой;

• коммуникативные как способности в связной логически целесообраз­ной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, класси­фикация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной инфор­мации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и

др.)».

· Место учебного предмета в учебном плане.

Общий объём времени, отводимого на изучение окружающего мира в 3 классе, составляет 68 часов. В 3 классе урок окружающего мира проводится 2 раза в неделю. Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьни­ками основ начального курса окружающего мира на основе авторской про­граммы для 3 класса Н.Ф. Виноградовой – М.: Вентана-Граф, 2013.

 

· Планируемые результаты учебного курса.

К концу обучения в третьем классеучащиеся научатся:

• характеризовать условия жизни на Земле;

• устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воз­духа;

• описывать свойства воды (воздуха);

• различать растения разных видов, описывать их;

• объяснять последовательность развития жизни растения, характеризо­вать значение органов растения;

• объяснять отличия грибов от растений;

• характеризовать животное как организм;

• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями пове­дения и условиями обитания животного;

• составлять описательный рассказ о животном;

• приводить примеры (конструировать) цепи питания;

• характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. раз­ных эпох;

• называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего рус­ского царя;

• работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать поня­тия «век», «столетие», «эпоха»;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Раз­личать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;

проводить несложные опыты по размножению растений;

проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические вре­мена;

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в исто­рии родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравни­вать свои высказывания с текстом учебника.

 

· Содержание учебного предмета.

Земля — наш общий дом (7 ч)

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообра­зие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю(4 ч)

Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы позна­ния человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилиза­ций о происхождении жизни на Земле. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы (26 ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедоб­ные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и чело­век. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоноч­ные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособле­ние к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характери­стика. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края.

Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси до России (11ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская им­перия, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...