Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Психология обучения

Темы рефератов по педагогической психологии

Тема 1. Предмет и задачи педагогической психологии

Педагогическая психология как отрасль психологической науки, изучающая психологические закономерности процессов обучения и воспитания, а также особенности развития психики человека в сложившейся системе обучения и воспитания: содержание и структуру учения, учебной деятельности, психологическое содержание профессиональной педагогической деятельности, профессионально значимых особенностей личности учителей. Связь педагогической психологии с педагогикой, базисная роль педагогической психологии по отношению к частным методикам преподавания.

Задачи педагогической психологии в совершенствовании учебной и воспитательной работы, ее гуманизации и демократизации, создании новых методов диагностики, прогностики и коррекции, внедрение достижений психологической науки в практику, использовании возможностей дифференциации и индивидуализации в обучении. Решение прикладных проблем педагогической психологии в современных условиях развития общественной жизни.

Взаимосвязь обучения и развития психики как важная исследовательская задача современной педагогической психологии. Структура педагогической психологии: психология обучения, психология воспитания, психология профессиональной педагогической деятельности.

Значение педагогической психологии в подготовке студентов к профессиональной педагогической и психолого-педагогической деятельности.

История становления предмета педагогической психологии.

Современные проблемы педагогической психологии: вопросы исследования и выявления возрастных возможностей усвоения знаний учащихся, учета сензитивных периодов психического развития учащихся и вопросов обеспечения целостности системы педагогических воздействий, проблемы выявления и учета готовности детей к обучению в школе, индивидуального подхода к обучению и воспитанию школьников, а также психодидактического сопровождения профессиональной деятельности учителей.

 

Литература:
1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пединститутов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – С. 10–13.
2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – С. 15–19.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: "Логос", 2001. – С. 7–28.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Психология образования. – С. 273–278.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 7–11, 16–30, 305–308.
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 1998. – С. 17–27.

Тема 2. Методы педагогической психологии

Понятие о методологии психологических исследований: суть диалектического подхода, объективный и генетический принципы, принципы единства исторического и логического в изучении и интерпретации явлений. Конкретно-научные формы проявления методологических принципов. Исследовательские методы в педагогической психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение процесса и продуктов деятельности и др. Методики психологического исследования. Методы организации исследования: лонгитюдный метод, сравнительный метод, "продольные" и "поперечные" срезы как методы констатации продуктивности обучения, метод обучающего эксперимента. Особенности формирующего эксперимента. Планирование и организация конкретного психологического исследования, этапы его проведения. Математические методы обработки полученных данных.

 

Литература:
1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пединститутов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – С. 14–26.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 39–49, 93–112.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: "Логос", 2001. – С. 28–39.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 16–25.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Психология образования. – С. 278–283.
6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995. – С. 81–102.
7. Общая психология: Учеб. пособие для студ. пединститутов / Под ред. В.В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просве-щение, 1981. – С. 30–48.
8. Общая психология: Учебн. для студентов пединститутов / Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – С. 53–61.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1989. – С. 44-62.
10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 11–15.
11. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр "Академия", 1998. – С. 18–24.
12. Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Педагогическая психология: Метод. указания для студентов фак. психологии гос. ун-тов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 24–38.

Тема 3. Психология обучения

Образование как социальное явление и его функционирование. Обучение как одна из форм организации образовательного процесса. Психологические проблемы процесса обучения. Усвоение социокультурного опыта и становления возрастных психологических новообразований.

Научение как устойчивое целесообразное изменение деятельности или формы поведения человека, обусловленные предшествующей деятельностью. Виды научения. Ступени и механизмы научения. Попутное и непреднамеренное научение. Научение и учение.

Учение как деятельность обучающегося. Мотивы учения и методики его определения. Структуры и содержание учения. Теории учения: бихевиористическая, ассоциативная, рефлекторная (ассоциативно-рефлекторная), когнитивная.

Теория поэтапного формирования умственных действий и теория учения П.Я. Гальперина. Цели учения, мотивационные, ориентировочные, исполнительные, контрольные и оценочные компоненты учения.

Теории учения и организация процесса обучения.Психологические аспекты компьютеризации обучения.

Учебная деятельность как деятельность, обеспечивающая усвоение теоретических знаний. Структура и содержание учебной деятельности. Формирование и развитие учебной деятельности на разных возрастных этапах психического развития. Учебная деятельность и обучение «умению учиться» в средней и высшей школе.

Учение (учебная деятельность) и усвоение знаний. Формирование умений и навыков в процессе обучения. Учебный предмет, содержание обучения, предмет усвоения и установление субъект-субъектных отношений между учителями и учащимися, их сотрудничество. Деятельность преподавателя по проектированию ситуаций обучения и воспитания.

Развитие как общенаучная категория. Развитие психики как последовательные и прогрессирующие количественные и качественные изменения в психике. Человеческая культура как источник развития психики. Движущие силы развития психики. Биогенетические и социогенетические представления о развитии психики. Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский) и кризисные периоды в развитии личности. Основные линии психического развития.

Социально-историческая обусловленность психического развития человека в процессе обучения. Соотношение обучения и психического развития: разные подходы к решению этой проблемы; сравнительные особенности развития познавательных возможностей и личности учащихся в ситуациях обучения и воспитания. Традиционная и инновационные системы обучения и их развивающий потенциал. Деятельностное опосредствование индивидуального развития. Возрастные и индивидуальные особенности развития (диапазон развития).
Развитие познавательных возможностей и теоретического мышления в процессе обучения.

 

Литература:
1. Атаханов Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития. – М.–Рига, 2000. – С. 22–29, 64–66.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – С. 150–172.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – С. 41–61.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина – М.: Педагогика, 1984. – С. 258–268, 280–282.
5. Годфруа К. Что такое психология? В 2-х т. Т. I: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – С. 302–347.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – С. 252–266, 275–352.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: "Логос", 2001. – С. 41–116, 233–248, 286–304.
8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.I. – М.: Педагогика, 1983. – С. 285–302.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Психология образования. – С. 285–292.
10. Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Педагогика, 1977. – С. 277–283.
11. Пантина Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании // Вопросы психологии. – 1957. – № 4. – С. 117–132.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. – С.84–85.
13. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 31–104.
14. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. – С. 94, 120–135, 166–174, 266–274.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...