Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рефрейминг - новый взгляд на ситуацию




В любом событии можно отыскать не только "негативные" стороны (что обычно делает потенциальный пациент), но и положительные аспекты. Психолог и должен восполнять этот пробел: давать человеку пропущенную часть опыта, меняя тем самым его восприятие происходящего и общее мироощущение.

Например, человек работает предпринимателем, но стесняется заходить в помещение с большим количеством людей, поскольку ему трудно выносить направленное на него внимание. Очевидно, что подобный интерес он первоначально интерпретирует с негативной стороны, например как выискивание недостатков его внешности, поведения, вследствие чего возникает травмирующая его застенчивость. Говорящий может так переоформить данное содержание, что человек начнет воспринимать подобное внимание с другой стороны: в качестве уважения к его заслугам или желания быть ему полезным. Это, разумеется, уменьшит его застенчивость и тем самым повысит эффективность профессиональной деятельности.

Подобное практическое переосмысливание, переработка "отрицательных" аспектов жизни в "положительные" называется в НЛП рефреймингом. В основе его лежит посылка о том, что человек обычно делает лучший выбор с учетом знаний о себе, к которым он имеет доступ. Задача специалиста - "восполнить" знания человека, чтобы тот нашел оптимальный для себя стиль поведения. Важно, что нужное "содержание" поведения (или мышления) человек вырабатывает сам, поэтому он всегда получает именно то, что ему требуется для счастливой жизни. Мы не можем изменить этот мир, но можем полностью изменить его восприятие и свои реакции...

По существу рефрейминг предлагает новый взгляд на ситуацию. Еще Альберт Эйнштейн говорил о том, что проблему нельзя решить, находясь на том же уровне мышления, на котором она создана.

Все люди по-разному видят мир, и мы можем научиться принимать их точку зрения, получая об одном и том же явлении совсем другую информацию. Ведь окружающая действительность изобилует возможностями - надо просто быть гибким в их выявлении и достижении. Можно сказать, что свойственное человеку умение взглянуть на проблему глазами другого человека (то есть проявить эмпатию) - огромный психологический дар, которого нет у животных. Информация из другой позиции не хуже и не лучше - она просто иная по содержанию. Как говорится в пословице, мудрость начинается с умения по-разному смотреть на одну и ту же проблему.

 

Как "переварить" все это

Этот и предыдущие разделы книги показывают, что информации для управления человеком более чем достаточно. Поэтому возникает вопрос: как ее освоить? С информацией, как и с пищей, - мы усваиваем не все, что едим, а только то, что переваривает наш желудок.

Для начинающего психолога есть один способ - давать себе задание на каждую встречу, какую информацию надо получить. Затем при домашней работе анализировать ее, ставить новые вопросы к очередной встрече и т.д.

Постепенно выработаются навыки оценки собеседника, так что каждый новый "клиент" будет оцениваться быстрее и полнее. О том, каких чудес можно достичь с помощью самотренинга, читатель мог убедиться на материале о Вольфе Мессинге.

Однако практика показывает, что для скрытого управления, в том числе и манипулирования, достаточно знаний и умений, вполне доступных любому человеку.

 

 

Очевидно, если у вас возникла проблемная ситуация, то вы ее создали сами, ваши мысли и поступки привели вас к этому результату. Чтобы изменить ситуацию, нужно мыслить и действовать по-новому, а для этого необходимо выйти за рамки своего мышления, расширить границы своего сознания.

Практически никому самостоятельно не удается преодолеть границы своего сознания. Рано или поздно возникает потребность во взгляде со стороны и объективном анализе собственных действий.

Эффективный коучинг можно определить как методику позволяющую выходить за рамки своего восприятия и решать любую задачу при помощи наставничества.

Наставник или коуч (тренер) - человек, который может видеть вашу ситуацию объективно. Задача коуча состоит в том, чтобы не навязать вам свое решение проблемы, а вывести вас на совершенно новый уровень восприятия ситуации, где вы сами увидите оптимальное решение для себя.

Эффективный коучинг заключается в задавании точных вопросов, при помощи которых коуч направляет ваше внимание за границы вашего мышления и в результате, вы получаете инсайт (озарение). В состоянии озарения проблема воспринимается вами совершенно по-новому, с высоты птичьего полета. С этой высоты теперь вам видны множество новых и эффективных путей решения вашей задачи.


ЭФФЕКТИВНЫЙ КОУЧИНГ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

 

Я уже прежде говорил в этой главе, что единственный путь преодолеть сомнения по поводу коучинга — позволить цели определять средства. Поэтому сначала я должен определить, что означают эти цели, а потом предложить способ их достижения. Таким образом, я выдвигаю идею о том, каким может быть эффективный коучинг.

Эффективный коучинг на рабочем месте приносит удовлетворение и радость, а от этих достижений выигрывает как сам человек, так и организация. Под достижениями я имею в виду получение исключительных результатов, достижение целей отдельным человеком и организацией, осуществление проектов и планов. Это предполагает эффективность, творческую реализацию и инновации. Эффективный коучинг обеспечивает достижения, эти достижения устойчивы. Из-за акцента, который делается на обучении, а также в связи с тем, что уверенность игрока возрастает («Я научился этому сам»), результативность растет и обычно долго остается на высоком уровне, что отражается на сферах деятельности, не связанных непосредственно с предметом коучинга.

В сферу удовлетворения я включаю обучение и развитие. Достичь результатов в бизнесе — это одно дело, однако достичь их путем обучения и развития игрока в процессе действия гораздо более ценно как для игрока, так и для линейного менеджера, коуча и организации: именно способность к обучению обеспечивает способность организации к выживанию. Я также включаю сюда представления о том, что работа может быть значимой, что люди через коучинг начинают отчетливо видеть свои цели, и это дает фантастические результаты. С удовлетворением от труда приходит и усиление мотивации. То, что коуч уважает игрока, его идеи и мнения, и то, что игрок делает свою работу так, как считает нужным, преследуя собственные цели, идет на пользу игроку, его вдохновению и помогает осознать ответственность. Таким образом, энергия, ум и воображение каждого человека в значительно большей степени приходят на службу организации.

Теперь о радости. Когда люди достигают своих целей, когда эти цели значимы, когда обучение и развитие являются частью процесса — за ними следует радость. Эти три компонента — достижение, удовлетворение и радость — связаны между собой, и отсутствие одного из них оказывает сильное влияние на остальные. Обучение без достижения цели быстро истощает энергию человека. Достижение цели без обучения скоро надоедает. Отсутствие радости опустошает дух человека.

Существует еще один фактор, который прямо не вписывается в три результата эффективного коучинга, однако постоянно присутствует на заднем плане, — это ответственность. Без ответственности и чувства собственности организация очень скоро теряет свою эффективность. Коучинг непосредственно влияет на ответственность. Если линейный менеджер или коуч решает проблему или принимает решение о том, как надо действовать, за игрока — он принимает ответственность и право собственности на себя. И как только перед игроком возникает препятствие, он бежит к линейному менеджеру или коучу, чтобы ему сказали, что надо делать. Коучинг, где игрок сам определяет свои цели, сам решает проблему или разрабатывает собственный план, ведет к тому, что ответственность остается за игроком.

Достижение цели, удовлетворение и радость не могут быть обеспечены через такой подход к коучингу, где линейный менеджер или коуч дают инструкции, поскольку их обязывают к этому знания, уровень компетентности или, хуже того, служебное положение. Такой подход, как будет подробнее описано в следующей главе, известен как директивный. Чисто директивный подход снижает возможности игрока думать или проявлять свои творческие способности, ограничивает его возможность брать на себя ответственность и лишает его радости от каких бы то ни было, пусть самых малых, достижений. Эффективный коучинг, как было показано выше, требует главным образом «недирективного» подхода, т. е. подхода, стимулирующего высокое качество, неотъемлемой частью которого является обучение, а удовлетворение проистекает из умения ставить перед собой значимые цели и достигать их. Вот таким и должен быть эффективный коучинг.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...