Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть II Помпейские «древности»




Часть II Помпейские «древности»

Национальный археологический музей Неаполя

Честно говоря, я ожидал большего. Минимум информации на сопроводительных табличках. Поражает бедность публичной коллекции. И это в регионе, где уже триста лет копают? Множество фресок, знакомых по книгам и из Интернета, вообще отсутствуют в экспозиции музея. Великое множество копий и реплик. Это – в музее! А где же тогда сами оригиналы? Нужно отдать должное, на табличках честно указывают, что экспонаты – копии. Но все равно не ожидал…

Большая часть экспонатов, выставленных в музее, состоит вовсе не из находок, раскопанных в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, а принадлежит к коллекции, собранной семьей Фарнезе и перешедшей по наследству Елизавете Фарнезе, вышедшей в 1715 году замуж за испанского короля Филиппа V. Позже коллекция досталась ее сыну Карлу, будущему королю Испании, который уже упоминался как вдохновитель и организатор раскопок. В 1737 году, специально для хранения художественной коллекции семьи Фарнезе, он начал строить большой дворец «Каподимонте», но строительство затянулось до 1836 года, поэтому коллекцию временно разместили в Королевском музее, основанном в 1787 году Фердинандом I, сыном Карла, где она, за малым исключением, так и осталась до сегодняшнего дня.

Весьма интересно сравнить то, что я увидел в современном мне Национальном археологическом музее Неаполя, с описаниями этого же музея, но более чем столетней давности, тогдашними его посетителями. В частности, вот что пишет о своем визите в 1877 году Вильгельм Герхенбах:

«…В шкафах (витринах. – Авт. ) можно увидеть интересные вещи. Во время раскопок в Помпеях были найдены продукты питания, которые полностью сохранились под пеплом. В склянках и чашах нашли в большом количестве: фиги, яйца, засохшее масло, орехи, сливы, фундук, овес. В одном шкафу находятся разноцветные хлеба, которые нашли в большой печи, другой содержит шерстяную и льняную ткани, нитки, подошвы сандалий и ловчую сеть для птиц. В четвертом шкафу стоят сосуды с овсом, ячменем, пшеницей, буханка хлеба с сохранившимся на ней штемпелем пекаря: «A. Granius». Еда в котле, яйца, лук, остатки рыбы, миндаль, бутыли с оливками в масле, две с черной икрой; финики, каштаны, вишни, страусиное яйцо. В последнем шкафу краски из помпейского магазинчика». [107]

Думаю, будет излишне отметить, что ничего подобного я в музее уже не увидел. Неужели вся эта органика выдержала почти две тысячи лет внемузейного хранения в относительно агрессивной среде вулканических отложений, чтобы за каких-то сто последующих лет нахождения в идеальных условиях прийти «в негодность»? Или же не было этих тысячелетий и всем этим продуктам к моменту их обнаружения было не более ста лет?

Надпись Сведия Клеменса

Про Сведия Клеменса и его надпись никто из музейных работников среднего звена, а это обладатели университетских дипломов историко-филосовских факультетов, не осведомлен. Было высказано предположение, что камень может находиться в «Зале Античных Надписей», который, однако, закрыт для посещений уже несколько лет, вроде бы в связи со строительными работами на станции метро под музеем. А в специальной брошюрке, посвященной залу античных надписей, о надписи Сведия Клеменса нет ни слова.

Знаменитая христианская крестословица или же палиндром «SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS» из Помпей тоже хранится где-то в особенном месте (не в музее), и чтобы ее увидеть, нужно списаться по электронной почте с каким-то профессором из Рима или из Ватикана (фамилию не запомнил). Ну да и бог с ней. Забегая вперед, скажу, что стеллу Клеменса я нашел в Помпеях за Нуцерийскими воротами Porta di Nucera, в некрополе, прямо посередине дороги, как ее и описывал в своих книгах о Помпеях Сальватор Наппо:

«Посреди перекрестка улицы, ведущей из города, и дороги из Нуцерии, проходящей вдоль южной городской стены на запад, находится маленькая четырехугольная колонна (cippus) из травертина с надписью, напоминающей о том, как Сведий Клеменс, посланный в Помпеи императором Веспасианом, чтобы незаконно занятые частными лицами общественные земельные участки вернуть городу Помпеи. Также надписи были открыты и у Морских ворот»[108].

Рис. 12. Стелла Сведия Клеменса у Нуцерийских ворот. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Сальватор Наппо пишет также, что такие камни-близнецы были установлены у всех городских ворот Помпей, во избежание, если можно так выразиться, кладбищенского самостроя. Кладбищ, в привычном нам смысле, на момент гибели Помпей не существовало и могилы располагали вдоль дорог, ведущих из города. Иногда они простирались вплоть до городской черты городов-соседей. Наверняка из-за нехватки места в престижных первых рядах возникали конфликты, а между городами – межевые споры. Я видел только один этот камень и проглядел другой, в некрополе у Везувианских ворот, но тот, самый первый, обнаруженный в самом начале раскопок у Геркуланских ворот, я так и не нашел. Не припомню я и похожих надписей у Морских ворот, о которых вскользь упоминает Наппо. Что касается данного камня, на перекрестке у Нуцерийских ворот, то сразу бросается в глаза, что он здесь – инородное тело. «Они здесь не стояли». Где его откопали и откапывали ли на самом деле, мне, к сожалению, выяснить не удалось…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...