Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальные задания для студентов по истории социологии




Изучить социальные идеи в трудах исследователей личности естественнонаучного, культурно-аналитического и психоаналитического направления XIX-XX вв.

Изучить строение личности в концепциях символического интеракционализма (Дж. Мид, Ч. Кули)

Рассмотреть особенности психоаналитического и социологического понимания строения личности

В чем заключается социологическая заслуга З. Фрейда в изучении личности?

Подготовить краткое сообщение об основных положениях теории самости (Дж. Мид, Ч. Кули, К. Г. Юнг)

Проанализировать вклад в разработку ролевой теории личности отечественными социологами (И. С Кон, В. Б. Ольшанский, К. Муздыбаев, В. Шубкин)

Рассмотреть специфику феноменологического подхода к изучению личности

Рассмотреть теоретические положения драматургического подхода к изучению личности Э. Гофмана

Проанализировать социальную значимость процессов самоактуализации личности, согласно положениям К. Роджерсу и А. Маслоу.

Объясните, в чем заключаются направления развития личности у Э. Фромма, определяемые как «движение к свободе» и движение к укорененности.

Подготовить краткое биографическое сообщение о В. Э. Франкле

Изучить строение Я-концепции личности

Изучить диспозиционную структуру поведения личности (В. А. Ядов, Ю. Л. Качанов). Изучить виды идентичностей личности

Рассмотреть характеристики и причины «парадоксальности» поведения современной личности (Ж. Т. Тощенко).

Объяснить парадоксальность статуса и проблемность идентичности интеллигенции. Объяснить особенности социокультурной модели личности западного и восточного типа.

Подготовить сообщение по вопросам формирования инновационной личности (П. Штомка)

Объясните, в чем заключается кризис современной идентичности человека

Изучите социальную значимость поисков смысла жизни человека.

Подготовить сообщение на тему «социальные сценарии личности»

Определить основные социальные характеристики личности героя, святого, гения, вождя, таланта.

Приготовить краткое сообщение о судьбе «аристократии духа» в «плебейской культуре».

Определить критерии социального благополучия человека в пространстве современной культуры.

Объяснить проблему индексов измерения счастья.

Рассмотреть причины стремления личности к конформизму

Приготовить краткое сообщение по проблеме достоинства личности

Изучить вопросы солидарности в жизни личности

Объяснить, в чем заключается социальная ценность личности

Рассмотреть проблемы общения в жизни современного человека

Дать социологическое объяснение проблемы свободыличности

Рассмотреть теорию психотипов К. Г. Юнга.

Изучить основные положения теории соционических типов (А. Аугустинавичуте, А. Личко, В. Гуленко).

Изучить особенности применения проективных тестов в изучении личности

 

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Социология личности»

1. Предмет социологии личности

2. Проблематика личности в отечественной социологии дореволюционного периода

3. Социальные аспекты в естественнонаучных подходах изучения личности

4. Культурно-историческое направление в изучении личности

5. Ролевая концепция личности

6. Феноменологическая теория личности

7. Структура личности в марксистской традиции

8. Современные социологические трактовки структуры личности

9. Психоаналитическая концепция личности

10. Я – концепция личности (У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Г. Мид)

11. Теория общественного зеркала (Ч. Кули).

12. Самость личности.

13. Свобода развития личности (Э. Фромм).

14. Теории актуализации личности

15. Диспозиционная концепция личности (В. А. Ядов, Ю. Л. Качанов).

16. Проблема идентификации интеллигенции.

17. Характеристики парадоксального человека (Ж. Т. Тощенко).

18. Социокультурная модель личности западного и восточного типа.

19. Методы изучения личности

20. Социальные характеристики героической и выдающейся личности

21. Новоевропейская модель личности

22. Смысл жизни личности (В. Э. Франкл)

23. Драматургический подход к изучению личности (Э. Гофман)

24. Социально-культурные особенности поиска самости

25. Понятие идентичности: социально психологический подход (З. Фрейд, У. Джеймс, Э. Эриксон).

26. Культурные солидарности (Э. Дюркгейм, К. Маркс, Д. Лукач).

27. Концепция ценностных ориентаций в построении идентичности.

28. Виды идентичности.

29. Традиционная и индустриальная идентичность.

30. Кризис современной идентичности.

31. Социальная модель счастливой личности.

32. Структура социального комфорта.

33. Социальное благополучие в пространстве современной культуры.

34. Международные мониторинги счастья.

35. Проблема индексов измерения счастья.

36. Факторы развития личности

37. Жизненные сценарии личности

38. Солидарность в жизни личности

39. Проблема общения личности.

40. Достоинство личности.

41. Социальная ценность личности

42. Общение в жизни личности

43. Конформность личности

44. Любовь и дружба в жизни личности

45. Методы изучения личности

46. Проблемы судьбы в социологии личности

47. Соционические типы

Творческое задание: письменная работа по вопросу «Социальные качества личности». Используя и осмысливая пройденный материал, попытайтесь определить основные социальные качества, необходимые личности для интеграции в общество. Аргументируйте свой выбор, опишите факторы формирования этих качеств, основные проблемы, с которыми сталкивается личность в процессах социализации. (выполняется по желанию студента).

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Социология личности»:

а) основная литература:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер: пер. с англ.; под ред. С. А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1997.

2. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман: пер. с нем. Е. Руткевич. – М.: Академия-Центр, 1995. – 322 с.

3. Вундт, В. Проблемы психологии народов // Тексты по истории социологии XXI-XX вв.: Хрестоматия. – М., 1994. – С. 92-132.

4. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. – Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 1998. – 208 с.

5. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М. В. Заковоротная. Ростов –на - Дону, Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999. – 178 с.

6. Ионин, Л. Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ / Л. Г. Ионин. – М.: Наука, 1979. – 165 с.

7. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой, В. А. Лутченко. – М.: Прогресс, 1994.

8. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 1968 – 138 с.

9. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Х. Кули: пер. с англ. – М.: Идея-Пресс: Дом интеллект. книги, 2000. – 310 с.

10. Лебон, Г. Психология народов и масс // Тексты по истории социологии XXI-XX вв.: Хрестоматия. – М., 1994. – С. 134-142.

11. Лехциер, В. Л. Феноменология опыта / В. Л, Лехциер // История. Культура. Общество: междисциплинарные подходы. – Ч. 1. – М., 2003. – 237 с.

12. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс: пер. с англ. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 480 с.

13. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер: пер. с англ. Е. Руднева. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 557 с.

14. Тощенко, Ж. Т. Парадоксальный человек / Ж. Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 543 с.

15. Филатова, Е. Соционика для вас / Е. Филатова. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. – 293 с.

16. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений//Вопросы психологии. – 1986. - №1. – С. 165-170.

17. Шпак, Л. Л. Социология повседневной жизни: учеб. пособие / Л. Л. Шпак. – Кемерово, 2001. – 377 с.

18. Шюц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шюц. – М, 2003. – 334 с.

19. Ядов, В. А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – С. 106-120.

б) дополнительная литература:

1. Аугустинавичюте, А. Соционика / А. Аугустинавичюте. – М.: изд-во АКТ, 1998. – 448 с.

2. Бергер, П. Понимание современности / П. Бергер // Социс. – 1990. – № 7. – С. 127-133.

3. Гуссерль, Э. Идея феноменологии / Э. Гуссерль / Фауст и Заратустра: пер. с нем. И. Матвеева. – СПб.: Азбука, 2001. – С. 160-197.

4. Джерри, Д. Большой толковый социологический словарь: рус. - англ., англ.-рус.: пер. с англ. / Джери Д., Джери Дж. − М.: Вече: АСТ, 2001 (Т.1. − 543 с.; Т.2. − 527 с.).

5. Качанов, Ю. Л. Что такое социологическая теория? / Ю. Л. Качанов // Социс. − 2002. − № 12. − С.15-22.

6. Качанов, Ю. Л. Начала социологии / Ю. Л. Качанов. − М.; СПб., 2000. − 256 с.

7. Кули, Ч. Социальная самость / Американская социологическая мысль: Тексты. – М.: МГУ,. 1994. – С. 320-321.

8. Миллс, Ч. Высокая теория Кули, Ч. Первичные группы / Ч. Миллс // Американская социологическая мысль: тексты / сост. Е. И. Кравченко; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 147-167.

9. Российская социологическая энциклопедия. – М.: НОРМА – ИНФРА – М., 1998. – С. 624.

10. Руткевич, Е. Д. Феноменологическая социология П. Бергера / Е. Д. Руткевич // Социс. – 1990. – № 7. – С. 120.

11. Смелзер, Н. Дж. Социология / Дж. Н. Смелзер // Социс. – 1991. − № 9. – С. 97-112.

12. Смелзер, Н. Дж. Социология / Дж. Н. Смелзер // Социс. – 1992. – № 10. – С. 79-87.

13. Смирнова, Н. М. Феноменологическая социология / Н. М. Смирнова // Социс. – 2000. – № 9. – С.111-117.

14. Франкл, В. Э. Воля к смыслу / В. Э. Франкл. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 368 с.

15. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; пер. с англ. Г. Ф. Щвейника. – М.: Прогресс, 1990. – 269 с.

16. Хьелл, Л. Зиглер, Д. Теории личности / ЛЛ. Хьел, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

17. Штомпка, П. Социология социальных изменений / пер. с англ. А. С. Дмитриева; под ред. В. А. Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 416 с.

18. Шюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках А. Шюц / Американская социологическая мысль. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. – С. 536.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...