Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качество менеджмента высшей школы

 

Повышение качества подготовки специалистов рассматривается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года как важнейшая задача на ближайшую перспективу. Одним из направлений решения этой задачи является совершенствование критериев и процедур комплексной оценки деятельности высших учебных заведений – лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, а также создание независимой системы аттестации и контроля качества образования.

Повысить качество высшего образования и подготовки специалистов лишь за счёт совершенствования системы внешнего контроля и методов оценки деятельности вузов не представляется возможным. Качество формируется самой деятельностью высшего учебного заведения и во многом зависит от наличия в вузе системы обеспечения и внутривузовских гарантий качества основных продуктов научной и учебной деятельности.

Актуальность формирования в вузах современных и эффективно действующих систем обеспечения качества научных исследований, образовательных услуг и подготовки специалистов возрастает в связи с интеграцией российской высшей школы с мировым образовательным сообществом, особенно после присоединения России в 2003 году к болонской декларации и вхождения в единое образовательное пространство Европы.

Таким образом, учитывая особую важность решения задачи повышения качества подготовки специалистов в российских вузах, Минобразование России в январе 2004 года приняло решение о координации работ, проводимых в высших учебных заведениях по управлению качеством высшего профессионального образования. Целью координации являются определение направлений и механизмов управления качеством, содействие вузам в использовании современных принципов менеджмента качества, нормативного обеспечения создания, внедрения и эффективного использования систем качества вузов, рационального использования ресурсов, достижение требуемого уровня предоставляемых услуг и подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в России и за рубежом.

Развитие менеджмента, маркетинга и экономики любой страны, в том числе России, невозможно без совершенствования системы образования. Особое значение имеет высшая школа, задачей которой является не только образование в широком смысле слова, но и подготовка специалистов к профессиональной деятельности во всех сферах - в науке, на производстве, в социальной сфере и государственном управлении.

Если спросить у ректора вуза, декана факультета или заведующего кафедрой о том, какие проблемы сейчас наиболее актуальны для высшей школы России, ответ, вероятнее всего, будет такой: «Проблем много – старение кадров, износ зданий, отсутствие современного оборудования, недостаток компьютеров и т.д. Но главная проблема – недофинансирование вузов со стороны государства. (15).

Государственные вузы всё более становятся субъектами рыночных отношений и вынуждены сами заботиться о себе. Это происходит не только в России. Таковы мировые тенденции в сфере высшего образования. Университеты во всех странах в настоящее время обеспокоены изменениями во внешней среде, потерей былой стабильности, сокрашением финансирования со стороны государства и в то же время стремительным повышением требований со стороны потребителей продуктов их основной деятельности – научных исследований, технологических разработок и образовательных услуг. В России социально-экономические реформы усиливают эти факторы, воздействующие на всю систему высшего образования и каждый вуз в отдельности.

Во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятой в Париже в 1998 году, отмечается, что вторая половина XX в. войдёт в историю человеческой цивилизации как период бурного развития высшего образования. Количество студентов во всех станах мира за этот перид возросло более чем в шесть раз. По статистике ЮНЕСКО, в 1995 году их было уже более 80 млн., в том числе 1,5 млн. студентов обучались за рубежами своих стран, то есть были иностранными студентами. В 2000 году иностранных студентов во всём мире стало около 2 млн. По прогнозам, к 2010 году их будет до 5 млн., в том числе 3 млн. иностранных студентов из стран Азии (В.В. Галкин, 2006).

В условиях глобальной рыночной экономики образование – тоже товар. Однако выходу российских вузов на мировой рынок образовательных услуг препятствует много факторов, среди которых главными являются неузнавае мость и непризнаваемость профессиональных образовательных программ, нераспространённость и непопулярность русского языка, системный кризис в стране и общее недоверие к России как международному партнёру (15). Наши государственные образовательные стандарты и программы высшего профессионального образования по номенклатуре и структуре далеки от того, что является привычным в ведущих странах мира. Задачей российской высшей школы является усовершенствование пречня и структуры профессиональных образовательных программ с учётом мировых тенденций.

Качество высшего профессионального образования зависит от многих факторов – образовательных программ, организации учебного процесса, преподавателей вуза. Важно, чему, как учат, кто учит в высшем учебном заведеии. В настоящее время в условиях стремительного развития информационных технологий, педагогических новаций и интернационализации образования требования к преподавателям вузов, их академической мобильности существенно возрастают. Российской высшей школе предстоит приложить немалые усилия для интеграции с мировым образовательным обществом, в том числе изменить систему государственных образовательных стандартов выс-шего профессионального образования, ввести новый перечень программ, модифицировать их структуру и содержание, ввести кредитную систему оценки содержания программ, повысить квалификацию преподавателей, обеспечить соответствующее мировое качество высшего образования., подготовить элитных специалистов мирового класса для экономики страны.

Преподавательский состав должен быть представлен специалистами во всех областях знаний, охватываемых образовательной программой. Преподаватели должны иметь достаточный уровень квалификации, который может быть подтверждён следующими компонентами: базовым образованием, широтой дополнительного образования, управленческим и экономическим опытом, опытом работы в соответствующей организации, способностью к коммуникации, стремлением к повышению качественному обучению.

Современное производство, основанное на знании, и развитие общества формирует новый, быстро меняющийся рынок интеллектуального труда.

От вузов требуются постоянное изменение и совершенствование образовательных программ и технологий, обновление оборудования, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Вузы должны адекватно реагировать на вызовы внешней среды, переходить на инновационный путь развития, следовать за рынком, а в ряде случаев сами его формировать.

При общей мировой тенденции к ослаблению роли государства в части финансирования вузов в том, что касается контроля за деятельностью вузов и качеством подготовки специалистов, в Европе и США тенденции различны. В США наблюдается некоторое усиление государственного регулирования в сфере высшего образования, а в Европе, наоборот, преобладают процессы автономизации вузов и либерализация их деятельности.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Кто является инициатором создания первого руководства по спортивному управлению? С какой целью оно было создано?

2. Основная суть теории управления Дугласа макгрегора (теории «Х» и

теории «У»)?

3. Дайте определение понятия «менеджмент» и «маркетинг»?

4. В чём отличаются отличия понятий «управление» и «менеджмент»?

5. Как экономисты Запада относятся к планированию?

6. Что такое управленческое решение?

7. Какие роли менеджера входят в содержание профессиональной деятельности работников физической культуры образовательных учреждений?

8. Из каких основных подсистем состоит система менеджмента в физической культуре и спорте?

9. Каковы основные и конкретные функции менеджмента в физической культуре и спорте?

10. Каковы основные этапы разработки управленческих решений?

11. Что такое управленческое решение, какие требования предъявляются к его разработке?

12. Что такое информационные ресурсы и каковы их основные виды в сфере физической культуры и спорта?

13. Что такое методы управления физической культурой и спортом и каковы основания их классификации?

 


Лекция 2.

Спортивный менеджмент

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...