Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работы об Антонене Арто, опубликованные на русском языке




1. Дорошевич А. «Театр жестокости» и экспрессионизм // Театр. 1968. № 3.

2. Дорошевич А. Традиции экспрессионизма в «Театре Абсурда» и «Театре жестокости» // Современный зарубежный театр. М., 1969.

3. Комиссаржевский В. Пространство, которое не может оставаться пустым (Из заметок о зарубежном театре) // Иностранная литература. 1974. № 5.

4. Рождественская Н. В. Фантазии и реалии театра Арто // Проблемы сценического перевоплощения. ЛГИТМИК, 1978.

5. Бибихин В. В. Создание «новой реальности» в театре Антонена Арто // Социокультурные утопии XX века. Реф. сб. АН СССР ИНИОН. М., 1979.

6. Проскурникова Т. Б. Антонен Арто — теоретик «театра жестокости» // Современное западное искусство. XX век. Проблемы и тенденции. М., 1982.

7. Малявин В. В. Театр Востока Антонена Арто // Восток — Запад. Вып. 2, М., 1985.

8. Гротовский Е. Он не был полностью самим собой // Театральная жизнь. 1988. № 12.

9. Дюшен И. Преодоление границ // Современная драматургия. 1988. № 4.

10. Каюкова Н., Аркель. Система Арто // Лабиринт — Эксцентр. Современное творчество и культура. Ленинград — Свердловск. 1991. № 1.

11. Максимов В. Антитеатр Антонена Арто // Театр. 1991. № 5.

12. Максимов В. Антонен Арто и театральный символизм // Эстетические идеи в истории зарубежного театра. ЛГИТМИК, 1991.

13. Максимов В. Комментарии. (А. Арто. Театр и его Двойник) // Театр. 1991. № 6.

{130} 14. Мамардашвили М. Метафизика Антонена Арто // Литературная Грузия. 1991. № 1. (То же — Московский наблюдатель. 1991. № 4; То же — Мамардашвили М. Как я понимаю философию. Изд. 2‑ е. М., 1992. )

15. Деррида Ж. Театр жестокости и закрытие представления // РЖ «философия». Общественные науки за рубежом. Сер. 3. 1991. № 5, 6; 1992. № 1.

16. Максимов В. От крови к жестокости // Бездна (Аре — Петербург). 1992.

17. Арансон О. О жестокости театра // Ad Marginem’93. М., 1994.

18. Бланшо М. Арто // Комментарии. 1995. № 5.

19. Делёз Ж. Тринадцатая серия: шизофреник и маленькая девочка // Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995.

20. Никифорова В. Поэзия провала // Московский наблюдатель. 1996. № 3 – 4.

21. Никифорова В. Другой театр. — Там же.

22. Роберт Хэйман. Арто в Мексике // Комментарии. 1996. № 8.

23. Дианова В. М. Художественное творчество: к интеграции идей. Вяч. Иванов и А. Арто // Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX – XXI веков. СПб., 1996.


[1] Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972. С. 182.

[2] Степун Ф. Основные проблемы театра. Берлин, 1923. С. 24.

[3] Феномен парадоксальной двойственности театра, его бифункциональность, определил непривычное положение театра в системе искусств. Как вид он «выламывается» на системы, занимая некое промежуточное пространство, проникая во все искусства, объединяя их в себе или намеренно разъединяя их в рамках сценической реальности.

[4] К. С. Станиславскому хотелось «настоящей жизни». Журнал «Аполлон» в пору рождения «системы» приводил его полемическое высказывание: «А может быть мой театр вовсе и не театр…».

[5] Вейдль В. В. Умирание искусства. СПб., 1996. С. 86.

[6] Арто А. Театр и его двойник. М., 1993. С. 118.

[7] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. в 2‑ х т. Т. 2, М., 1990. С. 349 – 350.

[8] Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX – XX веков. М., 1988. С. 295.

[9] Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. С. 148.

[10] Там же. С. 167 – 168.

[11] Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994. С. 404.

[12] Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М., 1994. С. 111.

[13] Там же. С. 311.

[14] Ницше Ф. Стихотворения… С. 166.

[15] Artaud A. OEuvres complè tes. T. 4. 1974. P. 74.

[16] Ibidem, P. 110.

[17] Ницше Ф. Стихотворения… С. 208.

[18] Ницше Ф. Стихотворения… С. 246.

[19] Ницше Ф. Собр. соч. Т. 3. «Утренняя заря». М.: Изд‑ е М. В. Клюкина, 1901. С. 91.

[20] Ницше Ф. Стихотворения… С. 141.

[21] Artaud A. Т. 4. Р. 122.

[22] Мамардашвили М. Метафизика Арто // Московский наблюдатель. 1994. № 4. С. 18.

[23] Artaud A. T. 4. P. 124.

[24] Artaud A. T. 4. P. 120 – 121.

[25] Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. С. 155.

[26] Там же.

[27] Страницы в тексте указывают на издание: Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991 (русский пер. с издания 1987 г. ).

[28] Батай Жорж. Литература и Зло. М.: Изд‑ во МГУ, 1994. С. 15.

[29] А. Арто. Театр и его двойник. М., 1993. С. 69. В дальнейшем ссылки на это произведение приводятся непосредственно в тексте.

[30] Цит. по: Хэйман Р. Арто в Мексике // Комментарии. 1996. № 8. С. 51 – 52.

[31] Цит. по: Максимов В. И. Антонен Арто и театральный символизм // Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Л., 1991. С. 102.

[32] Фуко Мишель. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., Прогресс. 1977. С. 419.

[33] Фуко Мишель. Воля к знанию // Фуко Мишель. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996. С. 158.

[34] Ка — в египетской мифологии двойник, «второе Я», рождающееся вместе с человеком, духовно и физически функционирующее нераздельно с ним.

[35] Арто Антонен. Страдания «dubbing’а» // Ямпольский М. Демон и лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис). М.: Изд‑ во «Новое литературное обозрение», 1996. С. 311.

[36] Фуко Мишель. Слова и вещи. С. 484.

[37] Делёз Жиль. Логика смысла. М.: «Академия», 1995. С. 114.

[38] Делёз Жиль. Указ. соч. С. 109.

[39] Там же. С. 120.

[40] Цит. по: Батай Ж. Из «Внутреннего опыта» // Танатография Эроса. СПб.: МИФРИЛ, 1994. С. 340.

[41] Бланшо М. Опыт-предел // Танатография Эроса. С. 67.

[42] Там же. С. 75.

[43] См.: Бланшо М. Арто // Комментарии. 1995. № 5.

[44] Бибихин В. В. Создание «новой реальности» в театре Антонена Арто // Социокультурные утопии XX века. Реф. сб., М., 1979.

[45] Мамардашвили М. Метафизика Антонена Арто // Литературная Грузия. 1991. № 1. С. 189.

[46] Там же. С. 191.

[47] Сартр Ж. -П. Миф и реальность театра // Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М.: ГИТИС, 1992. С. 97.

[48] Цит. по: Батай Жорж. Литература и зло. С. 152.

[49] Пас Октавио. Изобретение, развитие, современность // Пас Октавио. Поэзия. Критика. Эротика. М.: Русск. феноменолог. об‑ во. 1996. С. 122.

[50] См.: Малявин В. В. Театр Востока Антонена Арто // Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1985. С. 213.

[51] Арто А. Театр и его двойник. М., 1993. С. 5.

[52] Мамардашвили М. К. Метафизика Арто // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 380.

[53] См.: Flatter A. Psicholozestvo // Psycopoetik. Beitr age zur Tagung «Psychologie und Literatur». Munchen, 1991.

[54] Антонен Арто. Театр Серафима // А. Арто. Театр и его двойник. С. 162.

[55] Там же. С. 163.

[56] Там же. С. 162.

[57] Антонен Арто. Вокруг матери // А. Арто. Театр и его двойник. С. 156.

[58] Baudrillard J. Die Simulation // Wege aus der Moderne: Schlusseltexte der Postmoderne-Diskussion. Hrsg. von W. Welsch. Berlin, 1994. S. 156.

[59] См.: Kris H. Psychoanalytic exploration in art, N-Y, 1952. Pine F. Holt R. R. Creativity and primary process: A study of adaptive regression. Journal of abnormal and social Psychology, 1960, 61, 370 – 379; Holt R. R. Methods in clinical psychology. Vol. 1 Projective assessment, N-Y, 1978.

[60] См.: Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994.

[61] См.: Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

[62] Например, хрестоматийные образцы: формула живописи — «Черный Квадрат» К. Малевича, формула архитектуры — «Модулор» Ле Карбюзье, формула музыки — додекафоническая система А. Шёнберга, формула театра — «Лысая певица» Э. Ионеско.

[63] См. Кон И. Общая эстетика. М., 1921; Лосев А. Диалектика художественной формы // Лосев А. Ф. Стиль. Выражение. М., 1995; Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М., 1920.

[64] Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. С. 194 – 199.

[65] Борев Ю., Родионова Т. Интонация как средство художественного общения // Контекст‑ 1982, М., 1983; Радионова Т., Фомин В. Роль интонации в художественной коммуникации // Теории, школы, концепции. Художественная коммуникация и семиотика. М., 1986.

[66] Мукаржовский Я. Исследования по эстетике. М., 1994.

[67] Blackmur R. Language as Gesture. N. Y., 1952.

[68] Арто А. Театр и жестокость // Арто А. Театр и его двойник. — М., 1993. С. 92.

[69] Там же. С. 91.

[70] Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. С. 64.

[71] Мамардашвили М. К. Метафизика Арто // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 375.

[72] Хайдеггер М. Бытие и время. Избранные параграфы // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 21.

[73] Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 24.

[74] Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса. СПб., 1994. С. 117.

[75] Арто А. О Балийском театре // Арто А. Театр и его двойник. М., 1993. С. 71.

[76] М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 309.

[77] Интервью с Ж. Деррида // Мировое дерево. 1992. № 1. С. 77.

[78] Интервью с Ж. Деррида // Мировое дерево. С. 75.

[79] Деррида Ж. цит. по: Косиков Г. К. Р. Барт — семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 37.

[80] Барт Р. Избранные работы. С. 74.

[81] Арто А. Театр и его двойник. М., 1993. С. 42.

[82] Барт Р. Избранные работы. С. 315.

[83] Сосюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. С. 494.

[84] Деррида Ж. Шпоры: стили Нищие // Философские науки. № 3. 1991. С. 125.

[85] Арто А. Театр и его двойнях. С. 54.

[86] Барт Р. Избранные работы. С. 76.

[87] Там же. С. 76.

[88] Арто А. Театр и его двойник. М., 1993. С. 12.

[89] Деррида Ж. Шпоры Ницше // Философские науки. № 2. 1991. С. 84.

[90] Пави П. Словарь театра. М., 1991. С. 377.

[91] Арто А. Театр и его двойник. М., 1993. С. 149. В дальнейшем все ссылки на это произведение приводятся непосредственно в тексте.

[92] А. Арто. Театр и его двойник. М., 1993. С. 7. В дальнейшем все ссылки на это произведение приводятся непосредственно в тексте.

[93] Ряд соображений, развитых в данных заметках, были впервые высказаны автором этих строк в рецензии на русский перевод книги А. Арто «Театр и его двойник», опубликованной под названием: «Сошествие во ад с Антоненом Арто» в петербургской газете «Рок-Фузз» № 15 (июнь 1994 г. ).

[94] — «… Чарльз Маровиц и я вместе с группой актеров Королевского шекспировского театра организовали Театр жестокости… Название было данью уважения Арто… Мы воспользовались его пугающим названием, чтобы под этим прикрытием проводить свои собственные эксперименты…» (Питер Брук. Пустое пространство. Пер. с англ. М., «Прогресс», 1976. С. 93). Уж не привлекли ли эти эксперименты внимание к Арто со стороны формирующейся британской рок-богемы?

[95] — «Покончить с шедеврами», 1933 // А. Арто. Театр и его двойник. С приложением текста «Театр Серафима». Пер. с франц., комм. С. Исаева. М.: «Марте», 1993. С. 80. В дальнейшем все цитаты из произведений А. Арто (кроме особо оговоренных случаев) приводятся по этому изданию с указанием страницы.

[96] Платон. Собр. соч., в 4‑ х т. Т. 3. М.: «Мысль», 1994. С. 194.

[97] «… Привыкшая во всем господствовать, теперь масса почувствовала себя оскорбленной этим новым искусством в своих человеческих “правах”, ибо это искусство привилегированных, искусство утонченной нервной организации, искусство аристократического инстинкта» («Дегуманизация искусства», 1925 // Х. Ортега‑ и‑ Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., «Искусство», 1991. С. 221). С точки зрения Арто, это, безусловно, попытка «академизации» новейшего искусства — против которой и бунтовал оригинальный сюрреализм.

[98] Led Zeppelin in Their Own Words. Compiled by P. Kendall. Designed by P. May. London: Omnibus, 1981, p. 77.

[99] Jeremy Pascall. The Illustrated History of Rock Music. London: Hamlyn, 1979, pp. 174 – 175.

[100] The Guinness Who’s Who of: Indie and New Wave Music. General Editor Colin Larkin. London: Guinness, 1992, p. 154.

[101] Из рецензии на концертное турне 1973 года, с материалом альбома «Billion Dollar Babies»: John T. Elson. Schlock Rock’s Godzilla // «Time», May 28, 1973, p. 44. «Schlock» (ругательство на идиш) — жаргонизм, означающий: «ущербный, дешевый, низкопробный».

[102] Jerry Hopkins. The Lizard King: The Essential Jim Morrison. London: Plexus, 1992, pp. 40 – 41.

[103] J. Morrison. The Lords. The New Creatures. New York: Simon & Schuster, 1971, p. 23.

[104] Цит. по: G. Deleuze, F. Guattari. Anti-Oedipus. Capitalism and Schizophrenia. Trans, by R. Hurley, M. Seem & H. R. Lane. London: Athlone, 1992, p. 14.

[105] Из миниатюры «Элоиза и Абеляр». 1925; пер. А. Скард-Лапидуса. Цит. по: «Лабиринт-Эксцентр». Современное творчество и культура. Литературно-художественный журнал № 1. Ленинград — Свердловск, 1991. С. 161 – 162.

[106] «… Город есть “тело без органов” — по словам Делёза, точка пересечения направленных потоков…» (J. Baudrillard. Symbolic Exchange and Death. Trans. by I. H. Grant. London: Sage, 1993, p. 79).

[107] Мазохистски-саморазрушительную струю у Сида Вишиэса комментирует «пистолзовский» собрат Джонни Роттен: «… Сид хотел, чтоб ему было больно, вот чего ему было надо. Это, и еще всеобщее внимание. Он постоянно ввязывался во всякие драки, и всегда бывал бит. Вечно он был в синяках да царапинах» (J. Lydon [with К. & К. Zimmerman]. Rotten: No Irish, No Blacks, No Dogs. The Authorised Autobiography of Johnny Rotten of the Sex Pistols. London: Coronet, 1994, p. 172).

[108] The New Music Record Guide. Edited by Ira Robinson. London: Omnibus, 1987, p. 124.

[109] Из «Второго манифеста сюрреализма», 1929 // Антология французского сюрреализма. 20‑ е годы. М., «ГИТИС», 1994, С. 292.

[110] Цит. по: The Blanchot Reader. Edited by Michael Holland. Oxford: Blackwell, 1995, p. 129.

[111] Об этом Театре см. подробнее в книге Ф. Йейтс «Искусство памяти», СПб., 1996. Театр Арто, собственно, и есть театр памяти: памяти о той точке, в которой близок хаос и начинается мир. Но здесь нет памяти о себе, мир начинается сам, как сам поглощает хаос. «Я» исчезает с собственным телом.

[112] Профессор Жан-Мишель Рей — автор книги La naissance de la poé sie — Antonin Artaud, é d. A. M. Mé tailié, 1991, прислал для публикации этот текст по просьбе редколлегии сборника.

[113] Речь идет о Поле Клоделе (прим. ред. ).

[114] «Глоссолалия» — вымышленный язык с определенным словарем и синтаксисом. Глоссолалия наблюдается при некоторых случаях паранойи. (Прим. переводчика).

[115] Пьеса А. Арто «Самурай, или Драма чувства» написана в 1923 – 1925 годах в сюрреалистический период творчества Арто, в преддверии создания им Театра «Альфред Жарри». Пьеса не ставилась ни самим Арто, ни его современниками. В дальнейшем текст пьесы был утрачен и попал в поле зрения исследователей только в конце 60‑ х годов. В отличие от таких пьес Арто как «Кровяной фонтан» и «Семья Ченчи», эта пьеса не имела сценической судьбы. В России «Самурай» вообще не был известен. На русском языке публикуется впервые.


[i] Здесь и далее ссылки на полное собрание сочинений Антонена Арто: QEuvres complè tes. Gallimard. Римская цифра обозначает номер тома, арабская — страницу тома. II, 171.

[ii] II, 172.

[iii] II, 181.

[iv] II, 186.

[v] II, 184.

[vi] III, 100.

[vii] I, 240.

[viii] II. 172.

[ix] III, 19 – 20.

[x] III, 54 – 55.

[xi] III, 71.

[xii] II, 10.

[xiii] II, 23.

[xiv] IV, 32. Все фрагменты этого текста, которые я привожу ниже, находятся на страницах 32 – 35.

[xv] V, 55.

[xvi] IV, 95.

[xvii] {120} IV, 69.

[xviii] IV, 106.

[xix] IV, 35.

[xx] IV, 116.

[xxi] IV, 117.

[xxii] За сведениями, касающимися пребывания в Родезе, я позволяю себе отослать читателя к моей книге «La naissance de la poé sie — Antonin Artaud» (Рождение поэзии — Антонен Арто) ed. A. M. Mé tailié, 1991.

[xxiii] XI, 20.

[xxiv] Большая статья Поль Тевенена, озаглавленная «Entendre / voir / lire» («Слышать / видеть / читать») и воспроизведенная в книге «Antonin Artaud, ce Dé sespé ré qui vous parle» (Антонен Арто, этот Отчаявшийся, который с вами говорит), P.: le Seuil, 1993.

[xxv] XI, 184.

[xxvi] IX, 81.

[xxvii] XI, 250.

[xxviii] XI, 187.

[xxix] XI, 191.

[xxx] Апрельский текст 1947 года, опубликованный в Luna Park № 5 в октябре 1979 и воспроизведенный в каталоге рисунков Арто: Cataloque des Dessins d’Artaud, Centre Georges Pompidou, 1987, p. 22 – 24. В том же тексте Арто пишет: «Если я был безумен в моих магических пассах, что было от этого Обществу, которое не могло себя чувствовать ни затронутым, ни уязвленным, и которому не оставалось ничего иного как презирать меня и пренебрегать мною. / Так, доктор Фердьер, которому была поручена защита, выступая защитником, должен был признать мои так называемые магические так называемые пассы, поскольку он противопоставлял меня Обществу, / я утверждаю, что смещенный язык подобен молнии, которую я ввергал тогда в человеческую реальность моего дыхания и которую позволяют утвердить на бумаге удары моего карандаша».

[xxxi] «Nouveaux é crits de Rodez» (Новые сочинения из Родеза), P.: Gallimard, 1977, 113.

[xxxii] XIV, 77.

[xxxiii] Cataloque des Dessins d’Artaud, Centre Georges Pompidou, 1987, p. 48.

[xxxiv] Там же, с. 44.

[xxxv] XIII, 287 и 290.

[xxxvi] XIV, 157 – 58.

[xxxvii] Cataloque des Dessins d’Artaud, Centre Georges Pompidou, 1987, p. 18.

[xxxviii] Письмо от 21 августа 1947 года Марку Барбеза (Marc Barbezat), в L’arve et laume, L’arbalete, 1989.

[xxxix] Cataloque des Dessins d’Artaud, Centre Georges Pompidou, 1987, p. 18.

[xl] Там же, с. 50.

[xli] Там же, с. 38.

[xlii] {121} Ср. XIII, 42 и 47.

[xliii] Ср. XIII, 28.

[xliv] «Самое удивительное, что этот живописец, который был исключительно живописцем по самой своей сути, оказался, также, единственным из всех когда-либо рожденных живописцев, кто заставил нас совершенно забыть о том, что мы имеем дело с живописью». (XIII, 50).

[xlv] «Глаз Ван Гога — это глаз великого гения, но когда я вижу КАК он рассекает меня, внезапно появляясь из глубины холста, я чувствую в нем уже не гений живописца, но гений некоего философа, которого я никогда не встречал в жизни». (XIII, 59).

[xlvi] XIII, 35.

Перевод Ильи Панкратова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...