Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности восприятия музыки.




 

Восприятие - целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Объектом музыкально-социологического исследования становится все люди, т.к. каждый человек сегодня - слушатель музыки. Каждый человек регулярно, ежеминутно в процессе жизни сталкивается с самой разнообразной музыкой. И это способствует выработки собственной ориентации в музыке.

В современном обществе человек постоянно сталкивается с музыкой. Ежедневно работающие радиостанции, значительная часть вещательного времени которых отведена музыке, телевидение и кино включают в массовый обиход, предназначают массовому слушателю поистине безграничный поток музыки. В этом потоке есть все: от классики до танцевальной мелодии. Правда, большая часть музыкальной продукции, как об этом давно говорят и пишут музыканты, представляет собой развлекательную музыку. Учтем еще одно немаловажное обстоятельство. Что музыка используется не только в качестве самостоятельного субъекта восприятия, она так же широко в качестве компонента других искусств, и не только искусств, но и в спорте, в быту.

Важно так же отметить что огромную роль в восприятии будет играть то как музыка прослушивается. Для слушателя, лишенного непосредственных контактов с исполняемой музыкой и зрительных впечатлений (радио, плеер, телефон), отдаленного от нее в пространстве и во времени будет существенно отличатся от слушателя, воспринимающего их в концерте или музыкальном театре.

В современном обществе получил распространение такой термин как «молодежная музыка». Данный термин прочно вошел в обиход современности. Но, как и все новшества к данному термину есть не приятели, которые считаю, что употребление данного термина способствует снижению кругозора порастающего поколения, и то что он заведомо отвликает молодежь от классики и серьездной музыки в целом. По логики данного словосочетания считается, что если на музыкальном произведение нет ярлыка «музыкальная музыка» она не для молодежи [10]

Один из ведущих представителей современного социокультурного знания, работающий в области социологии культуры, социологии образования, философии культуры - Пьер Бурдье[6]. Важным вкладом, которого в современную теорию и социологию культуры является работа "Различие. Социальная критика суждения вкуса", в которой исследователь анализирует категорию вкуса, важнейшую для формирования социальных различий в обществе. В своей повседневной жизни люди постоянно совершают выбор между тем, что доставляет им эстетическое удовольствие, и тем, что они считают просто модным или даже безобразным. Автор приходит к выводу, что определённая манера поведения, распространяется по всему современному миру, а разные эстетические приоритеты - это нередко результат нежелания уподобиться выбору других социальных групп. Таким образом, не существует "чистого" искусства. Концепция художественного вкуса П. Бурдье находит очень широкий спектр социальных значений: в выборе заказа в ресторане, в современном культе красивого тела, в занятиях спортом. Социальный мир функционирует одновременно как система властных отношений и как символическая система, в которой минимальные различия вкуса становятся основой социального суждения. [6]

По мнению П. Бурдье восприятие изменяется на индивидуальной основе. Он считал, что восприятие изменяется через заранее заданные коды. Таким образом, по П. Бурдье, восприятие - это "форма культурной дешифровки", которая распределена в обществе неравномерно. Люди, владеющие этими кодами, имеют наиболее важную статусную позицию и способны выполнять наиболее сложные задания. Эти коды формируют культурное достояние любого общества, богатство, владеть которым могут только те, кто имеет для этого символические средства. Передача этих кодов осуществляется через семью и школу, а поскольку эти институты имеют неравный доступ к наиболее ценным культурным кодам, то они, по словам П. Бурдье, передают "социально обусловленное неравенство в культурной компетентности». [6]

Люди, принадлежащие к одной социальной категории или одному уровню образования, реализуют свою тягу к искусству в одном поле культуры, и их интересы не ограничиваются, как правило, увлечением одним видом искусства или культуры, - таков вывод П. Бурдье. Структуры предпочтений, связанные с уровнем образования в одной области искусства, соответствуют структурам предпочтений того же типа в других видах искусства. Так, если человек посещает концерты классической музыки, он, как правило, интересуется и выставками такого же рода. [6]

Несмотря на то, что П. Бурдье проводил четкую границу между высоким и популярным вкусом, он признает объединяющую роль mass-media в современной культуре. "Телевидение, которое приносит некоторые представления высокого искусства в дом, или некоторые культурные институты, которые создают контакты рабочей публике с высоким искусством и авангардом, создают экспериментальные ситуации. Тогда мы видим замешательство, иногда панику, смешанную с отвращением, которую вызывают порой экспонаты.

В зародившейся музыкальной массовой культур отмечается резкий упад интереса к классической серьезной музыке, возросшие потребности слушателя (зрителя) к музыкальным исполнениям. Это связано и с пришедшими с Запада новыми культурами и с техническими возможностями (телевидение, радио)

Восприятие музыки молодежью существенно отличается от восприятия другого поколения, т.к. у молодых людей особый темперамент, обусловленный и возрастом, и эмоциональным настроем [10] Стиль молодежной включает в себя все качества, которые свойственны молодежи -энергию, задор, озорство, заряд нерастраченных сил...[8]

В работе Т. Адерно «Социология музыки» [1] Шенберг пишет о том, что «Наше сегодняшнее восприятие музыки требует, чтобы прояснилось протекание мотивов по горизонтали, как и по вертикали» [1, стр.418] То есть для современного слушателя музыка должна быть простой что бы он смог ее понять. Из этого интерес к классической музыки постепенно угасает, т.к. что бы ее понять нужно музыкальное образование, а в современном обществе не многие владею этим образованием.

Так же Т. Адерно разделил слушателей по определенной типологии [1, стр11]. В которой выделялось 5 типов слушателей это:

1.Эксперт - осознанный слушатель, очень внимательный, он в каждый момент времени отдает себе отчет о том, что он слышит. Он отчетливо воспринимает все усложнения и хитросплетения музыки.

2.Хороший - он слышит отдельные детали в музыки, способен образовывать музыкальные связи. Но он не осознает или не до конца осознает музыку. Он понимает музыку примерно так, как люди понимают свой родной язык, ничего не зная или зная мало об его грамматике и синтаксисе, неосознанно владея музыкальной логикой.

3.Образованный - много слушает, при благоприятных условиях просто ненасытно, хорошо информирован, собирает пластинки. Он уважает музыку как культурное достояние, иногда как нечто такое, что нужно знать для того, чтобы повысить свой вес в обществе.

4.Эмоциональный - музыка для него выступает средством высвобождения эмоций.

5.Развлекательный - музыка для него не смысловое целое, а источник раздражителей. Музыка успокаивает или возбуждает его, она может помочь ему что-то сделать, может снять напряжение.

Восприятие - целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Объектом музыкально-социологического исследования становится все люди, т.к. каждый человек сегодня - слушатель музыки. Каждый человек регулярно, ежеминутно в процессе жизни сталкивается с самой разнообразной музыкой. И это способствует выработки собственной ориентации в музыке. В современном обществе человек постоянно сталкивается с музыкой.

Правда, большая часть музыкальной продукции, как об этом давно говорят и пишут музыканты, представляет собой развлекательную музыку.

Учтем еще одно немаловажное обстоятельство. Что музыка используется не только в качестве самостоятельного субъекта восприятия, она так же широко в качестве компонента других искусств, и не только искусств, но и в спорте, в быту.

В своей повседневной жизни люди постоянно совершают выбор между тем, что доставляет им эстетическое удовольствие, и тем, что они считают просто модным или даже безобразным. П. Бурдье приходит к выводу, что определённая манера поведения, распространяется по всему современному миру, а разные эстетические приоритеты - это нередко результат нежелания уподобиться выбору других социальных групп.

По мнению П. Бурдье восприятие изменяется на индивидуальной основе. Он считал, что восприятие изменяется через заранее заданные коды. Эти коды формируют культурное достояние любого общества, богатство, владеть которым могут только те, кто имеет для этого символические средства. Передача этих кодов осуществляется через семью и школу, а поскольку эти институты имеют неравный доступ к наиболее ценным культурным кодам, то они, по словам П. Бурдье, передают "социально обусловленное неравенство в культурной компетентности.

В зародившейся музыкальной массовой культур отмечается резкий упад интереса к классической серьезной музыке, возросшие потребности слушателя (зрителя) к музыкальным исполнениям. Это связано и с пришедшими с Запада новыми культурами и с техническими возможностями (телевидение, радио)

В работе Т. Адерно «Социология музыки» [1] Шенберг пишет о том, что «Наше сегодняшнее восприятие музыки требует, чтобы прояснилось протекание мотивов по горизонтали, как и по вертикали» [1, стр.418] То есть для современного слушателя музыка должна быть простой что бы он смог ее понять. Из этого интерес к классической музыки постепенно угасает, т.к. что бы ее понять нужно музыкальное образование, а в современном обществе не многие владею этим образованием.

Так же Т. Адерно разделил слушателей по определенной типологии [1, стр11]. В которой выделялось 5 типов слушателей это: Эксперт, хороший, образованный, эмоциональный, развлекательный.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...