Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды учётных регистров и их назначение, характеристика. Правила и сроки хранения бухгалтерских регистров.

Понятие бухгалтерского учёта, его цели и задачи. Предмет бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учёт – согласно Федеральному закону «О бух. учёте» представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе (активы), обязательствах, доходах, расходах организаций и их движении, изменении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

В отличии от других видов учёта, бух.учёт является документально-обособленным, непрерывным во времени и сплошной по охвату всех изменений.

Бух.учёт применяет особые способы обработки данных:

- бухгалтерские счета

- двойная запись

- баланс и др.

Б.у. состоит из 4-х частей:

- теория бух. Учёта

- финансовый учёт

- управленческий учёт

- налоговый учёт

 

Задачи бух. учёта:

1) Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, её имущественном положении, необходимой как внешним, так и внутренним пользователям.

2) Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хоз. операций за их целесообразностью; использование трудовых, материальных, финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и актами.

3) Своевременное предупреждение появления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации, выявление и мобилизация резервов. Прогнозирование результатов работы организации на текущий период и на перспективы.

 

Цели б.у. это, по сути, решение его задач. Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом и (или) потребностями в информации.

 

Предмет бух. учёта определяется экономической сущностью учитываемых объектов.

Предметом бух. учёта – является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.

Таким образом, предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность организации.

 

Виды учётных регистров и их назначение, характеристика. Правила и сроки хранения бухгалтерских регистров.

Записать операцию на счетах – это значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Учетные регистры являются, по существу, носителями данных о хозяйственных операциях, полученных из соответствующих первичных и сводных документов.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бух. учёта ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

Учетный регистр – это специальные формы, предназначенные для учетных записей.

Совокупность и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учетной регистрации.

Каждая карточка рассчитана на определенное количество записей. После того как вся карточка заполнена, записи продолжают вестись на новом бланке той же карточки, с присвоением ему очередного порядкового номера страницы.

Карточки открываются на год. Открытие карточки регистрируется в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью.

Запись в учетные регистры осуществляется ручным способом или при помощи компьютера.

При ручном способе операции регистрируются вручную чернилами или шариковой ручкой (в случае если необходимо иметь несколько экземпляров – путем копирования). При компьютерном способе запись производится с использованием компьютерных бухгалтерских программ.

Записи в учетных регистрах должны быть краткими, аккуратными, четкими, ясными, разборчивыми.

Обратимся к статье 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Здесь сказано, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность, документы учетной политики (включая рабочий план счетов) следует хранить не менее пяти лет.

Для хранения бухгалтерских документов учреждение должно оборудовать специальные помещения, сейфы или шкафы.
В частности, бланки строгой отчетности хранят в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность (п. 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). Документы с грифом «коммерческая тайна» держат в сейфах. Остальные бумаги хранят в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано.

Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и методом "красного сторно".

Корректурный способ применяется в случае, если ошибка, допущенная в учетном регистре, не затрагивает корреспонденцию счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей.

Сущность корректурного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумма зачеркивается и над зачеркнутым (или под зачеркнутым – в зависимости от имеющихся возможностей) пишется правильный текст или сумма.

Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документах – подписями лиц, подписавших документ, в учетных регистрах – подписью лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в конце страницы, записывая там "Исправленному верить" и правильный текст или сумму.

В бухгалтерской практике часто встречается выражение «записать красным» или «сторно». Это означает, что произведена сторнировочная запись (то есть записанные таким образом числа при подсчете учитываются со знаком «минус»).

Нормативными документами порядок производства записей "сторно" не определен.

На практике применяются два распространенных варианта такой записи:

· сторнировочная запись делается чернилами или пастой красного цвета;

· число, подлежащее сторнированию, записывается пастой или чернилами того же цвета, что и остальные записи, а затем обводится вокруг сплошной чертой.

После регистрации хозяйственной операции в учетном регистре на бухгалтерской проводке или на самом первичном документе делается соответствующая отметка для облегчения последующей проверки правильности разноски.

По окончании месяца на каждой странице учетных регистров подводятся итоги. Итоговые записи синтетических и аналитических регистров обязательно сверяются путем составления оборотных ведомостей или другим способом.

Свободные листы могут применяться в качестве учетных регистров для всех видов учетных записей.

После утверждения годового отчета учетные регистры группируются, переплетаются и сдаются на хранение в текущий архив организации.

По видам записей (по назначению) учетные регистры бывают хронологическими, систематическими и комбинированными.

Хронологические регистры предназначены для хронологической записи операций, то есть по порядку их совершения без какой–либо группировки и систематизации.

Эти регистры выполняют контрольные функции при проверке полноты отражения операций.

Систематические регистры используются для систематической записи операций.

В этих регистрах операции группируются по определенным признакам (регистры для ведения бухгалтерских счетов).

Примером систематического регистра является Главная книга.

Комбинированные регистры сочетают в себе признаки хронологических и систематических регистров.

Выбор того или иного вида учетного регистра обуславливается требованиями оптимальной организации учетного процесса на конкретном участке работы.

Применяемая технология обработки первичной учетной информации должна позволять не только своевременно формировать отчетность, но и предоставлять возможность оперативного снятия информации и формирования данных для управленческого учета.

Именно система применяемых регистров позволяет наиболее оперативно переходить от данных бухгалтерского учета к управленческому учету.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными законами.

По уголовному законодательству Российской Федерации незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, являются преступлением в сфере экономической деятельности и влекут уголовную ответственность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...