Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование развития внешнеэкономических связей




Свое участие в международном разделении труда государства определяют с учетом множественности национальных интересов.Углубляясь в международную специализацию производства, государства тем не менее оставляют за собой определенный "запас прочности" в развитии неспециализированных производств. Политические мотивы могут повлиять на торгово-экономические отношения в любой момент и тогда возникнут проблемы с производством одних товаров и сбытом других.Поскольку издержки специализированного производства обычно ниже неспециализированного, для выравнивания цен на собственную и импортную продукцию на импортные товары устанавливаются процентные надбавки в цене.Эти надбавки получили название таможенных пошлин.Обычно пошлины на отдельные товары систематизируются и сводятся в единый перечень, в таком случае речь идет о таможенных тарифах.К таможенным пошлинам государства прибегают в случае, если необходимо защитить рождающиеся новые производства и отрасли промышленности.На первых порах они неконкурентные и не могут в свободной торговле соперничать с уже традиционным в этой отрасли мировым производством.Подобное использование пошлин носит протекционистский характер.Кроме протекционистских используются фискальные пошлины.Их назначение несколько иное; они выполняют функцию аккумулятора бюджетных поступлений.С этой целью пошлины могут устанавливаться на импорт вообще либо ею облагаются товары, не производящиеся в данной стране.По форме обложения обычно выделяют адвалорные, специфические и смешанные пошлины.Наиболее распространены адвалорные пошлины.Они представляют собой определенную процентную надбавку к цене товара.Если, например, на родине японский телевизор стоит 170 дол., а при ввозе в Республику Беларусь устанавливается таможенная пошлина в размере 15 %, то на рынке Беларуси он будет стоить 195,5 дол.Кроме того, надбавку может установить и торговая сеть, на цену может воздействовать и соотношение спроса и предложения и т.д.Специфические таможенные пошлины представляют собой определенную денежную сумму, взимаемую с объема, массы или штуки товара. Это связано с характером поставляемой продукции: руда поставляется в тоннах, нефть в галлонах, а шкурки зверей в штуках.Их проще облагать пошлиной в сумме денег. Смешанные пошлины предполагают одновременное использование адвалорных и специфических пошлин,Кроме того, таможенные пошлины могут быть дифференцированы в количественном отношении.В таком случае они делятся на максимальные, минимальные и льготные (преференциальные).Максимальные пошлины обычно применяются относительно товаров тех стран, с которыми пока не установлены регулярные торгово-экономические отношения.В случаях же, когда между странами существуют традиционные экономические связи, применяются минимальные таможенные пошлины.Льготные тарифы касаются продукции тех стран-импортеров, экономику которых или ее отдельные сферы есть намерение поддержать.Такая политика проводится ныне в отношении развивающихся государств, отдельных стран СНГ.Кроме таможенных пошлин используются импортные квоты.Таможенные пошлины ограничивают ввоз товаров, но иногда не настолько, чтобы служить заградительным барьером для отечественной промышленности.В таком случае назначается импортная квота, которая запрещает ввоз товаров сверх установленного лимита.Импортные квоты устанавливаются также в отношении ряда товаров, которые ограничиваются к потреблению, например винно-водочные изделия, дезодоранты и т.д.В практике международных экономических отношений имеют место и так называемые нетарифные ограничения, в частности система лицензирования, неоправданные стандарты качества или безопасности поставок, ограничения на поставку конкретных видов товаров или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.К нетарифным барьерам относится также государственная монополия внешней торговли, если она существует, ибо она не только сдерживает торговую деятельность других субъектов рынка, но и ограничивает вывоз конкретных видов товаров,В качестве нетарифных барьеров могут рассматриваться национальные налоговые системы, национальные стандарты и т.д.


81.Промышленный комплекс, особенности прогнозирования и планирования его развития

Промышленность является ведущей отраслью экономики. Промышленный комплекс Республики Беларусь является основой производственного потенциала страны. На его долю приходится почти половина всех основных производственных фондов, около 27% валового внутреннего продукта и более 25% занятых в народном хозяйстве.Республика занимает первое место среди государств СНГ по производству калийных удобрений, кормоуборочных комбайнов, машин для внесения органических удобрений, швейных промышленных машин; второе - по производству грузовых автомобилей, тракторов, химических волокон и нитей, мотоциклов и древесины; третье по выпуску металлорежущих станков, электродвигателей переменного тока, шин, пиломатериалов, бумаги, картона, оконного стекла, бытовых холодильников и морозильников, телевизоров, радиоприемных устройств, велосипедов, трикотажных изделий.Отрасли промышленности играют решающую роль и обеспечении прогрессивных структурных сдвигов в экономике, ускорении темпов развития и повышении технического уронил производства. Промышленность создает социально-экономические предпосылки глубоких преобразований в труде, в сфере обслуживания, в домашнем хозяйстве населения.На макроуровне планирование промышленного производства сводится к обоснованию приоритетов, формированию межотраслевых пропорций, увязке темпов развития каждой отрасли с имеющимися ресурсами и установлению заказа на поставку продукции.На микроуровне объем производства и его структура формируются с учетом спроса, заказов на поставку продукции для государственных нужд и производственных возможностей.Для характеристики темпов роста промышленного производства применяется объем выпуска продукции в сопоставимых ценах. С целью увязки объема производства продукции с издержками и другими показателями используется объем выпуска продукции в действующих ценах.Кроме того, при планировании промышленного производства рассчитываются такие показатели, как:

-затраты на производство продукции;

-численность занятых по отраслям промышленности;

-стоимость основных производственных фондов;

-потребность в инвестициях на воспроизводство основных фондов и др.

Прогнозирование и планирование объема и структуры промышленного производства осуществляется по этапам. На первом этапе проводится комплексное исследование внутреннего и внешних рынков и прогнозируется спрос на промышленную продукцию. Формируется объем и структура промышленного производства исходя из спроса. На втором этапе определяются возможности производства продукции на основе прогнозных расчетов производственных мощностей. Третий этап связан с проведением многовариантных расчетов потребности в сырьевых, топливно-энергетических ресурсах и рабочей силе для производства продукции, пользующейся спросом, на производственных мощностях, которые будут действовать в прогнозируемом периоде. На заключительном этапе формируются плановый объем и структура выпуска промышленной продукции с учетом спроса, возможностей производства и обеспечения производственными ресурсами (сырьевыми, топливно-энергетическими и трудовыми). Обосновывается и устанавливается заказ на поставку важнейших видов продукции для государственных нужд.

82Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса

В агропромышленном комплексе (АПК) занято около 20% трудоспособного населения, более 20% основных производственных фондов страны. АПК выступает гарантом самообеспечения страны основными видами сельскохозяйственной продукций.Главной задачей прогнозирования и планирования развития АПК являются максимизация объема конечной продукции АПК и приближение объема и структуры производства продукции к объемам и структуре потребностей в ней. В состав конечной продукции АПК входит продукция, используемая на личное потребление населения, производственное потребление в отраслях, не входящих в АПК, прирост запасов, резервов, экспорт. В общем прогнозирование и планирование развития АПК осуществляется по подкомплексам, которые определены исходя из технологической взаимосвязи по производству конечной продукции. Выделены следующие подкомплексы:

-зернопродуктовый,

-картофелепродуктовый,

-мясной,

-молочный и др.

В действующей практике прогнозирования и планирования развития АПК широко применяются методы экстраполяции, нормативный, балансовый и программно-целевой методы.По каждому подкомплексу разрабатываются балансы основных видов сельскохозяйственной продукции.При определении прогнозируемого объема производства продукции растениеводства особая значимость придается определению размера посевных площадей и урожайности. Уровень урожайности сельскохозяйственных культур определяется исходя из среднегодовой фактической урожайности в предыдущем периоде и намечаемых мероприятий но ее увеличению. Учитывается изменение норм внесения удобрений, внедрение интенсивных технологий выращивания культур, использование новых высокоурожайных сортов семян, проведение мелиоративных работ, внедрение мероприятий по борьбе с потерями.Размер пахотных земель под посевы рассчитывается исходя из наличия пашни на начало периода, сокращения пашни (нужды промышленности, строительства дорог и т.п.) и возможного расширения пашни. Состав сельскохозяйственных культур и площадь их посева устанавливаются исходя из оценки сравнительной эффективности отдельных культур и потребностей в данных видах продукции.Прогнозируемый объем производства продукции животноводства зависит от поголовья скота и его продуктивности.Продуктивность скота и птицы характеризуется рядом показателей: средний живой вес одной головы скота, реализуемой на мясо; среднегодовой привес скота на откорме и выращивании; среднегодовой удой молока на одну корову; средний настриг шерсти на одну овцу; среднегодовая яйценоскость одной курицы-несушки. Важным этапом при формировании плана-прогноза является определение закупок (поставок) сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.Объем и ассортимент поставок для государственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной продукции определяются исходя из необходимости гарантированного продовольственного обеспечения населения республики. Заказ формируется Министерством экономики совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством торговли.


83.Прогнозирование и планирование развития строительства

 

Строительный комплекс обеспечивает воспроизводство основных фондов. Строительный комплекс состоит из двух взаимосвязанных секторов – строительства и промышленности строительных материалов, кгонструкций и деталей. Научное обеспечение комплекса осуществляется сетью научных, проектно-изыскательских и конструкторско-технологических организаций.Строительству отводится важная роль в решении экономических и социальных проблем. Оно способствует осуществлению технического прогресса в народном хозяйстве, рациональному размещению производительных сил страны, оказывает влияние на изменение темпов развития, отраслевых и территориальных пропорций общественного производства. Строительство является одним из важнейших средств обеспечения развития всех отраслей материального производства и непроизводственной сферы, решения жилищной проблемы.Прогнозирование и планирование строительного комплекса предполагает проведение прогнозных расчетов объема строительства по отраслям материального производства и непроизводственной сферы, определение потребности в строительных материалах, оборудовании, рабочей силе, их балансовой увязке с ресурсами и обоснование мощностями строительно-монтажных организаций.Система показателей планов-прогнозов строительного комплекса включает ввод в действие производственных мощностей и основных фондов производственного и непроизводственного назначения; прирост производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции, расширения действующих предприятий и нового строительства, объем незавершенного строительства; капитальные вложения и строительно-монтажные работы но всем объектам; лимиты государственных централизованных капитальных вложений; капитальные вложения по источникам финансирования, областям и др.

Главным показателем строительного комплекса является ввод в действие производственных мощностей и объектов. Этот показатель характеризует конечные результаты капитальных вложений и строительного производства.По важнейшим объектам устанавливается государственный заказ на ввод их в действие. Определяется общий объем инвестиций для его выполнения и утверждаются лимиты государственных централизованных капитальных вложений. Рассчитывается объем подрядных строительно-монтажных работ, который является основой для заключения договоров подряда строительными организациями.В процессе разработки прогнозов на начальном этапе определяется спрос на услуги строительства исходя из заказов, которые формируются на основе отбора эффективных инвестиционных проектов с учетом их обеспечения финансовыми ресурсами. Размещение заказов осуществляется путем проведения подрядных торгов (тендеров).На следующем этапе осуществляется обоснование объема строительства материально-техническими (строительными материалами и оборудованием) и трудовыми ресурсами. Этот этап связан с разработкой балансов строительных материалов, оборудования, рабочей силы.К строительным материалам относятся: цемент, шифер, мягкая кровля, плитки, кирпич, известь, гипс, щебень, стеновые материалы, пористые заполнители и др. Баланс строительных материалов разрабатывается по схеме, представленной в табл. 1.

Таблица 1. Схема баланса строительных материалов

Ресурсы Распределение
1.Остатки на начало года 1.Потребность в строительных материалах для проведения строительных работ
2.Материалы из местного сырья 2.Расход на производство изделий из строительных материалов
3.Импорт 3.Реализация населению
    4.Остатки на конец года
Итого Итого

После расчета потребностей определяются ресурсы и обосновывается объем производства строительных материалов.Обоснование планов-прогнозов строительного производства трудовыми ресурсами осуществляется путем проведения балансовых расчетов рабочей силы. Потребности в рабочей силе могут определяться в процессе прогнозных расчетов укрупнено нормативным методом (на основе показателя численности работников строительства на 1 млн р. СМР). Более точные данные о потребности в рабочей силе можно получить исходя из прогнозируемого уровня производительности труда и объема СМР в прогнозируемом периоде. По конкретным объектам численность работников определяется по нормам затрат времени на единицу выполняемых работ и физическому объему работ.Для осуществления строительно-монтажных работ необходимы определенные мощности. Производственная мощность строительно-монтажных организаций определяется максимально возможным годовым объемом работ при плановой их структуре и полном использовании основных производственных фондов в соответствии с заданным режимом работы этих организаций и передовыми методами технологии и организации строительного производства.


84.Прогнозирование и планирование развития транспорта

Транспортный сектор страны достаточно развит и имеет большое значение в углублении международной интеграции, в обеспечении потребностей в перевозках грузов и пассажиров.

Транспорт является одной из наиболее фондоемких отраслей. Основные производственные фонды транспорта (без учета ведомственного транспорта) составляют более 15% от их величины по народному хозяйству. На его нужды расходуется существенная доля топливно-энергетических ресурсов страны.Наряду с общими для всех отраслей материального производства чертами транспорт обладает и рядом особенностей. Первая особенность. В результате транспортного процесса не создается продукт производства в вещественной форме. Вторая особенность. Продукция транспорта потребляется непосредственно в процессе производства. Специфика потребления транспортной продукции по-особому ставит такие вопросы, как накопление и хранение продукции, резервы провозной и пропускной способности на транспорте. Третья особенность. Стоимость перемещения товаров добавляется к стоимости их производства. С одной стороны, транспортные издержки необходимы как затраты для продолжения процесса производства в сфере обращения, а с другой - являются непроизводительными с позиций общества: чем меньше их величина, тем больше средств может быть направлено для увеличения производства реальных потребительных стоимостей. Четвертая особенность. Процессы производства и потребления транспортной продукции совпадают в пространстве и во времени.

Пятая особенность. Транспорт, являясь самостоятельной отраслью материального производства, в то же время играет особую роль в социально-политической и культурной областях жизни общества.Указанные особенности необходимо учитывать при прогнозировании и планировании развития транспорта.Главной задачей планирования функционирования всех видов транспорта является обеспечение своевременного, качественного, с наименьшими расходами удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

Транспортной отрасли присущ свой набор показателей, характеризующих ее деятельность. Основными показателями являются:

1. Объем перевозок (отправлений). Измеряется в тоннах применительно к грузам. Для более полной характеристики их состава обычно выделяется величина перевозок в универсальных и специализированных контейнерах и пакетированном виде в зависимости от номенклатуры грузов (нефть, уголь, древесина, минеральные удобрения и т.д.). С учетом особенностей транспортного процесса используются и такие измерители, как кубометры, штуки и др.

2. Грузооборот и пассажирооборот. Грузооборот измеряется втонно-километрах. Один тонно-километр — это объем транспортной работы, выполняемой при перевозке одной тонны грузов на расстояние один километр, принятое обозначение — ткм. Пассажирооборот — это произведение количества пассажиров на расстояние их перевозки, измеряется в пкм.

3. Общий грузооборот и общие перевозки — определяются путем приведения пассажирских перевозок к грузовым посредством применения переводных коэффициентов. Единого подхода к определению таких коэффициентов по видам транспорта не имеется. Например, в гражданской авиации вес одного пассажира приравнивается к 90 килограммам.

4. Средняя дальность перевозок грузов и пассажиров (в километрах), технико-экономические показатели использования подвижных транспортных средств (среднее время оборота грузового вагона в сутках, измеряемого средним затрачиваемым временем от одной погрузки вагона до его следующей погрузки, производительность транспортных средств, себестоимость одного тонно-километра, одного пассажиро-километра и т.д.), пропускная способность вокзалов, погрузо-разгрузочных комплексов, транспортных путей (железных и автомобильных дорог, трубопроводов, воздушных трасс и т.д.).

5. Число дорожно-транспортных происшествий, катастроф и аварий подвижных транспортных средств, величина экономического ущерба в результате хищений, утери потребительских свойств, выплаты компенсаций потерпевшим и т.д.

Кроме перечисленных используются и другие показатели, характеризующие различные стороны производственно-финансовой деятельности отрасли (доходы, прибыль, рентабельность, эффективность использования ресурсов и т.д.).

Ключевым в процессе прогнозных и плановых расчетов является определение потребности в перевозках и возможностей транспортной системы по их выполнению. Обычно процесс их определения носит комплексный характер и осуществляется в несколько этапов.

1. Прогноз общего объема грузовых и пассажирских перевозок.

2. Прогноз перевозок грузов, в том числе по номенклатуре, регионам, ведомствам.

3. Прогноз перевозок пассажиров, в том числе по регионам и назначению.

4. Определение объемов перевозок по видам транспорта и перевозчикам.

85.Прогнозирование и планирование развития связи и информатики

 

Связь и информатика обеспечивают деловое, коллективное и личное общение людей. Их основная задача состоит в передаче и получении в кратчайшие сроки, качественно и в полном объеме необходимой потребителю информации. Кроме того, эти услуги должны быть доступными по стоимости и в ряде случаев носить конфиденциальный характер.Основной задачей прогнозирования и планирования функционирования и развития указанного звена производственной инфраструктуры является максимально полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в его услугах при минимальных финансовых, экологических и других издержках на осуществление. При реализации указанной задачи учитываются специфика и уровень развития каждого вида услуг связи и информатики.Задачей прогнозирования и планирования радиорелейных и космических линий связи является завершение охвата населения республики многопрограммным телевидением, максимальное удовлетворение потребителей в радиовещании и современных видах связи.При прогнозировании и планировании распространения периодической печати важным условием является обеспечение доставки газет и журналов в день их выхода из печати путем расширения сети пунктов децентрализованного печатания и совершенствования доставочной службы как между городами и населенными пунктами, так и внутри них.При планировании наиболее доступного и массового вида связи – почты, основными задачами являются ускорение доставки почтовых отправлений, механизация и автоматизация их обработки с применением стандартизации письменных корреспонденции и посылочных отправлений по габаритам и весу, маркировке и адресованию. Объем продукции связи и информатики включает сумму услуг народному хозяйству и населению по передаче сообщений (телефонных, телеграфных, почтовых, радиотелефонных), программ телевидения и радиовещания, а также по предоставлению в пользование потребителей действующих технологических средств. Он определяется на основе расчетных объемов услуг в натуральном выражении и соответствующих им внутриотраслевых цен.Во всех случаях рассчитанный объем услуг связи и информатики корректируется на поправочный коэффициент, учитывающий изменение уровня реальных доходов населения. При их повышении возрастают перечень и размер услуг и наоборот, при снижении — сокращаются.Рассчитанные объемы услуг связи и информатики сопоставляются с возможностями развития отрасли и, прежде всего, с состоянием производственных мощностей по линиям связи всех видов, радиовещательным и телевизионным станциям, городским и сельским АТС, узловым предприятиям почтовой связи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...