Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этапы развития воспитательной системы.




На 18, 29 декабря.

Тема № 7. Воспитательные системы школы и социума

 

План:

  1. Система социального воспитания. Современное состояние системы социального воспитания в нашей стране.
  2. Воспитательная система: понятие, характеристика основных компонентов, критерии.
  3. Этапы развития воспитательной системы.
  4. Многообразие воспитательных систем образовательных учреждений. Воспитательная система школы.
  5. Воспитательная система учреждений дополнительного образования (доклад).
  6. Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря (доклад).
  7. Пионерская организация как воспитательная система( доклад).
  8. Скаутизм как воспитательная система (доклад).

 

Литература:

  1. Воспитание к свободе. - М., 1993.
  2. Воспитательная система школы. М., 1989.
  3. Караковский В.А. Воспитательная система школы. М., 1991.
  4. О системах и системности в воспитании.
  5. Сороко-Росинский В.И. Школа Достоевского. М., 1978.
  6. Теория и практика воспитательных систем. Кн.1.М., 1993.
  7. Селиванова Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство-эффективные механизмы воспитания личности.// Воспитать человека. Сборник нормативно- правовых, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. - М., 2002.- с. 175 –190.
  8. Богуславский С.Р. Реальность воспитательной системы.// Воспитать человека. Сборник нормативно- правовых, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. - М., 2002.- с. 190-194.
  9. Караковский В.А. Воспитание эффективно, если оно системно.// Воспитать человека. Сборник нормативно- правовых, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. - М., 2002.- с. 264-270.

 

Воспитательная система школы.

Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие « воспитательная система» связано с такими понятиями, как «личность», развитие», «целостность», « отношения», « структура». « взаимосвязь».

Принципы воспитательной системы: оптимальность, структурность, функциональность, интегративность.

Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей системах. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду.

Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:

интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности,

укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и т.д),

расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды,

созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту.

Движущие силы развития воспитательной системы школы.

Воспитательная система школы не задается "сверху", а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграция прежде всего проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самым нестабильным элементом системы является ее субъект - человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, - социально-политическая ситуация, общественные ценности.

 

Структура воспитательной системы.

Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое.Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:

· Управлениевоспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности;

· Содержание воспитательной системы –совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры;

· Организация воспитательной системы –реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов;

· Общение –единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

 

Другие авторы выделяют следующие ее компоненты:

· цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

· деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

· субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

· рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

· среда системы, освоенная субъектом;

· управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Этапы развития воспитательной системы.

Воспитательная система не статичное, а динамичное явление. Опыт показывает, что воспитательная система проходит в развитии три основных этапа.

Первый этап – становление системы (прогностическая стадия) Разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы.

Второй этап – отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности.

Третий этап – окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив – это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью. В центре воспитания здесь – воспитание гуманной, творческой, духовной, практичной личности. Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательным системам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825, система В.А. Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательная система, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме, Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы Л. К. Гребенкина предложила использовать две группы оценок:





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.