Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Список литературы. 1. Тематический план дисциплины «Управление в образовании»




6. Список литературы

Основные источники

1. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Ю. Г. Волков. - 4-е изд., перераб. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160 с. - URL: http: //znanium. com/catalog/tbk/36/? page=52

2. Колдаев В. Д. Методология и практика научно-педагогической деятельности: Учебное пособие / Колдаев В. Д. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.: - (Высшее образование)- URL: http: //znanium. com

3. Крылова М. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: основы теории и практики: учеб. пособие / М. А. Крылова. — М. : РИОР: ИНФРА-М, 2018. — 96 с. — (Высшее образование: Магистратура). http: //znanium. com/catalog/ tbk/36/? page=135

4. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования: Монография/ С. И. Осипова - М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013-140с. - (Науч. мысль; Образование). http: //znanium. com/catalog/tbk/36/? page=5

5. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образ.: Учеб. пособие / В. В. Рубцов, А. М. Столяренко и др.; Под ред. В. В. Рубцова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с. - (Высш. обр. ) - URL: http: //znanium. com/catalog/ tbk/36/? page=6

 

Дополнительные источники

 

1. Аверкиева Г. В. Практикум по решению профессиональных педагогических задач [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. В. Аверкиева; Сев. (Аркт. ) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова - Архангельск: САФУ, 2016. – 136.

2. Андриади И. П., Темина С. Ю. Педагогический словарь: Справочное издание / Андриади И. П., Темина С. Ю. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Библиотека малых словарей " Инфра-М" ) - URL: http: //znanium. com/ catalog/tbk/36/? page=74

3. Ильин Г. Л. Инновации в образовании: Учебное пособие / Ильин Г. Л. - М.: Прометей, 2015. - 425 с. - Режим доступа: http: //znanium. com/catalog/product/55716

4. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы / Бушенева Ю. И. - М.: Дашков и К, 2016. - 140 с. - Режим доступа: http: //znanium. com/catalog/product/ 415294

5. Ковалевич И. А. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. А. Ковалевич, В. Т. Ковалевич. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. - 210 с. - Режим доступа: http: //znanium. com/catalog/product/443205

6. Колмогорова Н. В. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Н. В. Колмогорова, З. А. Аксютина; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск: Издательство СибГУФК, 2013. - 248 с. [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=274599

7. Кузнецова Е. Б. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения: Монография / Волобуева Л. М., Кузнецова Е. Б. - М.: МПГУ, 2012. - 158 с. - Режим доступа: http: //znanium. com/catalog/product/756173

8. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В. В. Сериков. – М.: Логос, 2012. – 448 с. [Электронный ресурс]. - URL: http: //znanium. com

9. Формирование и развитие управленческого потенциала общеобразовательной организации: Монография/С. Д. Резник, Е. Р. Емельянова, З. М. Рыбалкина - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 164 с. http: //znanium. com/catalog/tbk/36/? page=35

10. Шляпникова О. А. Профессиональное развитие личности: учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, О. А. Шляпникова — Ярославль: ЯрГУ, 2012. [Электронный ресурс]. - URL: http: //rucont. ru/gcollections

 

 

 

 

Управление в образовании

1. Тематический план дисциплины «Управление в образовании»

Тема Часы Форма занятий
Общая характеристика системы образования РФ Лекции, практические, лабораторные
Теоретико-методологические основы управления Лекции, практические, лабораторные
Нормативные документы образовательной организации Лекции, практические, лабораторные
Особенности управления образовательной организацией Лекции, практические, лабораторные
Принятие управленческих решений Лекции, практические, лабораторные

 

  1. Словарь основных понятий

       Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

       Менеджмент – конкретная управленческая деятельность, управленческая практика, реализация управленческих функций в социальной организации.

       Менеджмент в образовании – это область знания, научная дисциплина, изучающая управление образовательными системами, наука об управлении образовательными системами в условиях рынка; конкретная управленческая деятельность в образовательной организации.

       Методы управления – это совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления; определенные способы управленческого воздействия в каждой конкретной ситуации функционирования педагогической системы.

       Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

       Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

       Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-управленческих условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

       Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

       Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

       Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

       Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

       Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников.

       Принципы управления – это основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций, которые отражают закономерности управления.

       Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

       Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

       Система образования – это совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

       Управление – это совокупность законов, принципов, правил об организации осознанной, целенаправленной деятельности, нацеленной на упорядочение и подчинение интересам субъекта деятельности элементов внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.

       Управление – это целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).

       Управление образовательными системами – это отрасль педагогики, предметом которой выступают вопросы организации управления в системе образования и в образовательно-воспитательных учреждениях.

       Управление образовательными системами – это отрасль педагогики, предметом которой выступают вопросы организации управления в системе образования и в образовательных организациях.

       Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определением единой совокупности требований.

       Федеральные государственные требования – образовательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

       Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность образовательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

  1. Тексты лекций и первоисточников

       Образовательная система России включает в себя (ст. 10, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):

- Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

- Организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

- Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

- Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

- Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

           

       Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации право на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) (ст. 10, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

 

Общее образование Профессиональное образование Дополнительное образование
 дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование

           

       Формы получения образования и формы обучения

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность
очная форма обучения; заочная форма обучения; очно-заочная форма обучения. семейное образование; самообразование.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

           

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

           

Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

1. Лицензирование образовательной деятельности.

2. Государственную аккредитацию образовательной деятельности.

3. Государственный контроль (надзор) в сфере образования.

4. Единство образовательного пространства на территории РФ,

5. Создание благоприятных условий для интеграции образования РФ с системами образования других государств.

6. Светский характер образования.

7. Свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а так же предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

8. Обеспечение права на образование в течение всей жизни.

9. Демократический характер управления образованием.

10. Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.

11. Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.          

 

Функции управления могут быть представлены следующим образом:

1. Оценка – определение места объекта управления относительно стоящих перед ним целей.

2. Планирование – определение путей (направлений) перемещения объекта управления в новое состояние, более приближенное к стоящим перед ним целям.

3. Организация – создание необходимых условий, структур, коллективов, ресурсов и т. п. для выполнения запланированных мероприятий.

4. Мотивация – создание побудительных мотивов для людей, выполняющих запланированные мероприятия.

5. Контроль – проверка результатов выполненных работ с точки зрения достижения поставленных целей.            

 

Основные принципы управления образовательной организацией:

1. Демократизации и гуманизации.

2. Системности и целостности.

3. Сочетания централизации и децентрализации.

4. Научной обоснованности (научности).

5. Объективности, полноты и достоверности предоставления информации.

6. Взаимосвязи единоначалия и коллегиальности.

Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении образовательной организации является одним из основных. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель (директор, заведующий и т. п. ), Но в то же время в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления: общее собрание работников образовательной организации; педагогический совет. Помимо перечисленных коллегиальных органов управления, если это предусмотрено уставом образовательной организации, могут быть сформированы: попечительский совет, управляющий совет и т. п. Структура, порядок формирования, сроки полномочий и компетенции, порядок принятия решений устанавливаются уставом образовательной организации. Кроме перечисленных коллегиальных органов управления в число организационных форм управления входят: совещание при директоре; совещание при заместителях директора; оперативное совещание; методические семинары; заседания комиссий, клубов и т. п.; родительские собрания; советы обучающихся.

 

Методы управления можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим некоторые классификации.

А. М. Руденко  выделяет следующие группы методов.

1. Экономического стимулирования педагогических работников.

2. Организационно-распорядительные (административные).

3. Психолого-педагогического воздействия и влияния.

4. Общественного воздействия (вовлечение в управление).

5. Общественного влияния (повышение престижа и имиджа людей, работающих в данной образовательной организации).

Г. М. Коджаспирова  рассматривает и представляет несколько классификаций методов управления:

1. Нормативные.

2. Педагогические.

3. Экономические.

4. Психологические.

5. Социально-психологические.

6. Организационно-административные (организационно-стабилизирующие, распорядительные, стимулирующего воздействия).

Методы управления по характеру воздействия и мотивации:

1. Методы материальной мотивации (премии-штрафы).

2. Методы социальной мотивации.

3. Методы властной мотивации.

Методы выработки воздействия:

1. Единоличные (быстры, но сопряжены с опасностью субъективизма).

2. Коллегиальные (принимаемые группой представителей коллектива).

3. Коллективные (прочные, осознанные всеми, но могут быть компромиссными).

           

Нормативные акты, регламентирующие отношения, возникающие в сфере образования:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы:

- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №661 «Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных образовательных стандартов и внесения в них изменений»;

- Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении порядка разработки примерных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ».

3. Лицензирование образовательной деятельности:

- Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. №966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

- Приказ Минобрнауки России от 25 ноября 2014 г. №1517 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности»;

- Приказ Рособрнадзора от 12 марта 2015 г. №279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности».

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности:

- Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;

- Приказ Минобрнауки России от 16 сентября 2014 г. №1227 «Об утверждении административного регламента предоставления федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности;

- Приказ Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. №556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы».

5. Мониторинг системы образования:

- Постановление Правительства РФ от 05 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 11 июня 2014 г. №657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования».

6. Оценка качества образовательной деятельности:

- Приказ Минобрнауки России от 05 декабря 2014 г. №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. Номенклатура должностей педагогических работников:

- Постановление Правительства РФ от 08 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

- Приказ Минобрнауки России от 07 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

8. Информация об образовательной деятельности в сети «Интернет»:

- Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. №582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации и информационно-коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе:

- правила приема обучающихся;

- режим занятий обучающихся;

- формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

- порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

- порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

 Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В уставе образовательной организации должна содержаться следующая информация (ст. 10, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):

Тип образовательной организации.

Учредитель(ли) образовательной организации.

Вид реализуемых программ с указанием уровня образования.

Структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Должностные инструкции работников образовательной организации могут состоять из следующих разделов:

1. Общие положения. Раздел содержит основные сведения о должности (требования к образованию и квалификации), наименования подразделения, в котором работает сотрудник, нормативные и законодательные документы, которыми он руководствуется в своей деятельности, его подчиненность, порядок назначения и освобождения от должности.

2. Обязанности. Определяет конкретное содержание деятельности работника.

3. Права. Устанавливает полномочия работника, обеспечивающие реализацию возложенных на него обязанностей.

4. Ответственность. Определяет критерии и меры персональной ответственности каждого работника в соответствии с законодательными, нормативными документами и локальными актами организации.

 

Формирование организационной структуры управления предполагает наличие линейных и функциональных связей:

 

Линейная организационная структура - последовательность индивидуальных и коллективных субъектов, выстроенных в порядке подчинения (сверху вниз), то есть в отношениях субординации. В чистом виде такая структура не существует, но может приближаться к ней.
Функциональная организационная структура - субъекты выстраиваются в соответствии со свои предназначением, функциональными обязанностями, что указывает на их связи и отношения, называемые координацией.
Смешанная организационная структура (линейно-функциональная) - структура, в которой связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией, и координацией. Иногда выделяют тип структуры, близкий к линейно-функциональному – дивизиональный (Большой педагогический совет → Малый педагогический совет).
Структура проектного типа - временная структура, создаваемая для решения какой-то определенной задачи (прекращает свое существование после решения задачи).
Структура матричного типа - возникают при одновременной реализации в образовательной организации многих проектов. Один и тот же сотрудник может входить в разные проектные группы и подчиняться нескольким руководителям проектов.

 

Структура управленческого решения может быть представлена следующим образом:

 

1 стадия
1 этап
Этап анализа проблемы: формулирование задач, анализ обстановки, материальных и человеческих ресурсов, формирование множества вариантов решения задач
2 этап
Этап оценки и отбора приемлемых вариантов решения и отбор оптимального решения
2 стадия
3 этап
Разработка плана реализации решения
4 этап
Информация о принятом решении
5 этап
Подбор и подготовка исполнителей
6 этап
Организация оперативной работы по выполнению решения: обеспечение необходимой документацией, координация всех звеньев, создание соответствующей атмосферы, обеспечение исполнительской дисциплины, поддержание творческой инициативы и т. д.
7 этап
Контроль и коррекция
8 этап
Анализ результатов выполнения решения и определение новых проблем
Основной закономерностью управления является его цикличность.

 

Способы принятия управленческого решения:

- принятие решения при консенсусе;

- принятия единогласного решения;

- меньшинством при молчаливом согласии большинства;

- при недостатке отклика;

- по авторитарному принципу;

- большинством.

Условием эффективности выполнения управленческого решения является мониторинг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...