Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роли искусства в жизни человека человека




В. Тендряков «Свидание с Нефертити» В романе автор рассуждает о том, что искусство — одно из великих средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию.

Сохранения культуры

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.

Р. Брэдбери «Улыбка» Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

Взаимоот­ношений власти и личности, власти и художника

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.

А.И. Герцен «Сорока-воровка» Главная героиня повести Анета — талантливая крепостная актриса богатого князя Сталинского. Один из фаворитов князя

Р. Брэдбери «Улыбка» Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

Пагубное влияние современной культуры и телевидения на человека

В. Солоухин В статье «Творец или зритель?» В. Солоухин с сожалением отметил, что в деревне раньше пели и плясали сами, а теперь только смотрят по телевизору, как это делают другие. Получается, что из-за телевидения в людях вырабатывается потребительское отношение к искусству вместо активного, творческого и живого.

В. Солоухин в статье «Творец или зритель?» написал о том, что у любителей бессистемного просмотра передач постепенно вырабатывается некое «потребительское отношение к искусству». Таким образом, к современному телевидению много нареканий. Ясно одно: передачи должны быть не только развлекательными, но и познавательными.

Замятин «Мы». Автор предупреждает о том зле, которое несет в себе "глобальная машинизация". Автор пишет о том, что технический прогресс приводит к обезличиванию человека. Так и Интернет(телевидение), выдавая всем одинаковую информацию, отучает от книги и собственного я, заставляет забыть о самовыражении.

Ю. Тимошин «Враг русской молодежи – современное телевидение». Телевизор – враг человека желающего быть свободным. Кривые телезеркала умышленно меняют привычные, веками складывающиеся, законы Национальной жизни, формируют ложные идеалы, искажают правильное, с позиции добра и истины, восприятие событий, создают "виртуальную реальность"… Телевизор стал основным средством манипулирования сознанием, а значит, основным средством "расчеловечивания человека". Телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю, и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В. Лебедева, телевидение и "пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна".

Прочие проблемы

Добра и зла

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Воланд - воплощение зла, Иешуа – носитель идеи добра. Но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Его произведения - пример осуждения всех форм социального зла во имя добра, красоты, равноправия и справедливости. Прошлое и настоящее переплетаются в «Истории одного города». Город Глупов – средоточие и олицетворение зла, которое существует только благодаря невежеству и покорности народа.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Жизнь простых глуповцев из романа «История одного города» находятся под игом безумия. Поэтому в них не могло накопиться ничего, кроме рабского начальстволюбия, косности и бессмысленного страха. Таким людям остаётся лишь терпеть зло, в котором они сами и погрязли. Читая такие произведения, хочется надеяться, что в жизни всё же восторжествует добро, достоинство и правда.

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Один из героев романа «Преступление и наказание» не борется со злом, хотя страдает от него. Семён Захарыч Мармеладов смирился с ним как с чем-то неизбежным. Безвольный пьяница приносит одни несчастья своим близким. Однако другой человек, Родион Раскольников, не хотел мириться с нищетой. Это привело его к каторге. Ответ на вопрос о том, как противостоять злу, писатель предлагает искать не только вокруг человека, но и внутри него.

В.Г. Короленко «Огоньки». В жизни трудно добиться желаемого. По разным причинам цель то приближается, то удаляется, как огоньки из одноимённого рассказа В. Короленко. Вывод прост: жизнь течёт всё в тех же берегах, а огни ещё далеко. И опять «приходится налегать на вёсла». Однако чаще всего человек не успокаивается и упорно идёт к цели, если хочет чего - то добиться.

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Переливы добра и зла в душе человека – большое художественное открытие М. Лермонтова. Герой его романа не находил достойного применения своим незаурядным способностям. Окружающие его адъютантики, напыщенные франты пили, играли и жаловались на скуку. Печорин же отлично видел их ничтожество. Наряду с недостатками герой имел глубокий ум и трезвый расчёт. Так, человек не может быть только хорошим или только плохим.

Личности и власти

М.Замятин «Мы» Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей.

В. Тендряков «Суд» Охотник Тетерин, человек мужественный. совершает нравственное предательство. Он уничтожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным. Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести

Опасности непроду­манных экспери­ментов

М. Булгаков «Собачье сердце» Главный герой повести - профессор Преображенский — задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть последствия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.

М. Булгаков «Роковые яйца» Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его.

Р. Брэдбери «И грянул гром» В погоне за большими деньгами люди в этой фантастической новелле организовывают «сафари во времени», не желая понять, что таит подобная «невинная» забава. И только Тревис, один из героев, рассуждает о том, что подобное безрассудство не только недопустимо, но и катастрофически опасно: «...Допустим, мы случайно убили в прошлом мышь. Это означает, что... всех будущих потомков этой мыши уже не будет..., уничтожается миллион мышей... Не хватит десяти мышей — умрет одна лиса... Сгинет... множество форм жизни... И пещерный человек, от которого могла бы

возникнуть целая цивилизация, уничтожен...»

Ж. Берн «Вверх дном» Завязкой романа является «безобидный» замысел героев: замена старой оси, на которой вертится Земля, на новую ось. Но последствия этого изобретения были бы ужасными: часть территорий ушла бы под воду вместе с людьми, другая — стала горами, где всё погибло бы.от отсутствия воздуха. Землю сотрясали бы землетрясения, люди погибли бы в пожарах и развалинах. Вмешательство человека в устройство окружающего мира обернулось бы бедой для него самого.

Бесчеловечности и бессмыс­ленности войны

Л.Н. Толстой «Война и мир». Война несёт смерть и горе, несчастья и страдания. Л. Толстой отрицал войну вообще, считал её величайшим проявлением зла, «противным всей человеческой природе событием». Поэтому автора романа «Война и мир» интересуют не сражения, а «самый факт войны – убийство».

Л.Н. Толстой «Война и мир». Словами Андрея Болконского Л. Толстой выражает своё отношение к войне. По его мнению, война – время тяжких испытаний, нечеловеческих усилий, «страшное дело» и великое преступление.

В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Писатель показал бесчеловечность войны и людей, которые постепенно привыкали к жестокости. Ужасно и то, что иногда бездарность руководства стоила многих человеческих жизней. Такова страшная правда о войне.

В. Быков «Одна ночь» Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться поодиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну.

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» «Война — противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле.

К. Воробьев «Убиты под Москвой» Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов — это сцена ада, в котором нет места ничему живому.

М. Шолохов «Бахчевник» Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима Петровича, спасая брата- красноармейца.

М. Шолохов «Родинка» Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» Лейтенант Генри понимает, что война - это убийство еще более жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом.

Проблема историче­ской памя­ти

В. Распутин «Прощание с Матерой» Лихорадочные действия поджогщиков, спешащих покончить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле.

А.П. Чехов «Студент» Перед Пасхой Иван Велико- польский, студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они пла-чут о том далеком событии. Семинарист понимает, что прошлое не-разрывно связано с настоящим непрер. цепью событий.

В. Распутин «Поле Куликово» На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними.

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие,:— значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране».

В. Солоухин «Черные доски» Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. «Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды... Неужели место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». Писатель убежден, что с утратой исторческих памятников мы теряем человеческий облик.

В. Солоухин «Письма из Русского музея» Рассуждая о" реконструкции Москвы, автор говорит, что «на месте большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроенное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот. Разрушая старину, мы всегда обрываем свои исторические корни, память о прошлом.

«Пётр Первый» А. Н. Толстой показал историческое значение образа великого реформатора. Пётр подмечал народные таланты, в нём переплеталось доброе и злое, гуманное и жестокое. Однако, безусловно, он был человеком гениальным, оказавшим огромное влияние на развитие нашей страны. Об этом надо помнить, чтобы в последующем не совершать «типичных исторических ошибок».

Борис Васильев. “Летят мои кони”. Вспоминая о Смоленске, автор пишет о том, что крепость выдержала пять осад, но она не могла выдержать ни последней войны, ни лихорадочного послевоенного строительства. И если знаменитые Молоховские ворота взорваны давно, то еще более знаменитая Варяжская улица — твоя благородная седина, знак твоей древности — переименована в Краснофлотскую совсем недавно, а в десятке шагов от рвов бывшего Королевского бастиона, где когда-то насмерть стояли твои жители во главе с воеводой Михаилом Шеиным, построен танцевальный зал…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...