Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школьные реформы в России в первой половине ХIХ в. Создание государственной системы школьного образования.




В начале XVIII в. Россия в сфере школьного образования равнялась на западный опыт. Время реформ образования приходится на период царствования Петра I (1672–1725). Первый учитель царевича подьячий Никита Зотов обучал воспитанника грамоте (азбука, часослов, псалтырь, евангелие, апостол, русская история). С 1683 г. начинается самообразование юного Петра. Под руководством иностранцев он учился математике, геометрии, артиллерии, фортификации, кораблестроению, немецкому и голландскому языкам и т.д. Петр попытался направить страну по европейскому пути развития. Был введен обычай посылать за границу детей дворян для обучения корабельному и мануфактурному делу, военным наукам. В начале ХVIII в. в России появляются государственные школы различных типов. В них не только готовили моряков, мастеровых, строителей, писарей и т.д., но и давали общее образование (родной и иностранные языки, арифметика, философия и т.д.). Первой была создана в Москве школа математических и навигацких наук (1701). В ней обучалось одновременно 500 человек в возрасте от 12 до 20 лет. Из стен школы выпускали моряков, инженеров, артиллеристов. Дисциплина была строгой (за побег из школы грозила сметная казнь). Руководил школой английский профессор Г. Фарварсон, учебную деятельность возглавлял Л.Ф. Магницкий (1669–1739). С 1705 по 1715 г. в Москве создается школа для подготовки специалистов по иностранным языкам. 50 учащихся изучали греческий, латинский, итальянский, французский, немецкий и шведский языки, а также философию, историю, арифметику, географию. Действовала школа бесплатно. Это было учреждение повышенного типа образования. После его закрытия единственным учреждением подобного типа была Славяно-греко-латинская академия. В 1707 г. в Москве при военном госпитале была создана хирургическая школа для 50 учащихся. В 1712 г. по образцу школы математических и навигацких наук были открыты еще две – инженерная и артиллерийская школы. Указом 1714 г. была введена обязательная учебная повинность и созданы элементарные школы с математическим уклоном (цифирные школы). В это же время создаются архиерейские школы, где учатся дети представителей духовного сословия. В 1715 г. старшие классы школы математических и навигацких наук были переведены в Петербург, где на их базе была открыта Морская академия – военно-учебное заведение. С 1721 г. при заводах в Сибири создаются горные училища. В этом же году Феофан Прокопович составил «Духовный регламент», определяющий деятельность архиерейских школ (сочетание светской программы с религиозной, подготовка священнослужителей). «Духовный регламент» предусматривал создание академий с семинариумами – 8-летних средних духовных учебных заведений. Обучение во всех заведениях велось на русском языке. Была усовершенствована азбука. Грамоту изучали по букварю Ф. Поликарпова (1701), книге «Юности честное зерцало» Ф. Прокоповича. Была издана «Арифметика» Л.Ф. Магницкого. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. В ее состав входили университет и гимназия. В 1731 г. – создание в Петербурге первого Кадетского корпуса (заведение закрытого типа для знати). В 1759 г. в Петербурге при императрице Елизавете создается Пажеский корпус – привилегированное дворянское учебное заведение. В 1755 г. в Москве создается университет (юридический, философский, медицинский факультеты) и университетские гимназии. Университет формально был предназначен для представителей всех сословий, из-за чего дворяне не хотели обучать там своих детей. В 1737 г. был издан закон, освободивший дворян от обязанности посещать учебные заведения и предоставивший им возможность обучаться на дому. В годы царствования Александра I (1801– 1825) школьная политика прошла в своем развитии два этапа. Первый этап связан с реформами в духе Просвещения. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. С 1802 по 1804 гг. проходила реорганизация национальной системы образования. Были приняты Предварительные правила народного просвещения (1803) и Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804). Новая система образования предусматривала 4 ступени образования: приходские школы (низшая ступень), уездные училища (промежуточная ступень), гимназии (средняя ступень), университеты (высшая ступень). Между ступенями должна была существовать преемственность. Создавались шесть округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения. В приходских школах учили 1 год, в уездных училищах – 2 г. (изучали 15 предметов: арифметику, физику, историю, географию и т.д.). В гимназии учили 4 года. К названным предметам добавлялась латынь, логика, статистика, коммерция, рисование и т.д.. Закон божий начали изучать в 1808 г. Уделялось большое внимание высшей школе. В первой четверти ХIХ в. университеты существовали в Москве, Вильно, Дерпте, Харькове, Казани, Петербурге. Возникали частные учебные заведения: Ярославский лицей, Ришельевский лицей в Одессе, подмосковный пансион В.В. Измайлова, Лазаревский институт восточных языков в Москве и др. декабристы Ф.П. Глинка, Ф.Н. Толстой, С.П. Трубецкой создали Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения (Белл-Ланкастерская система). В Петербурге ими были открыты 4 таких училища, а также солдатские школы обучения грамоте. Дворянское сословие предпочитало обучать своих детей в частных пансионах, с которыми соперничали лицеи – государственные закрытые учебные заведения для дворянства. Одним из известнейших был Царскосельский лицей, где лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. По-прежнему в дворянской среде было популярно домашнее воспитание. Гувернерами нанимали в основном французов-эмигрантов. Уровень такого воспитания и обучения был довольно низким. Значительное влияние на школьную политику оказывал князь Александр Николаевич Голицын (1773–1844), который в 1812 г. стал главой Русского Библейского общества, основавшего несколько начальных школ для бедняков по образцу школ Дж. Ланкастера. В 1816 г. князь возглавил Министерство образования. При нем усилилась клерикализация школьного дела. Университеты должны были готовить для средних школ преподавателей богословия. Осуществлялись нападки на светское образование. С 1824 г. министром образования стал А.С. Шишков, который основывался на идеях национального православия и преследовал цель ограничить научное образование. В годы царствования Николая I (1825–1855) система образования и школьная политика претерпели важные изменения. В 1828 г. министром просвещения стал граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828). Устав поддерживал существующую 4-х ступенчатую систему образования, но трактовал ее как сословную. В 1827 г. было принято императорское постановление, гласившее о том, что тип образования должен соответствовать социальному положению, но в то же время не стоит препятствовать тем, кто желает повысить свое образование и общественный статус. В университете позволялось учиться детям всех сословий, включая получивших вольную крестьян. В 1833 г. министром просвещения становится С.С. Уваров (пробыл на посту до 1849 г.). Это был один из просвещенных людей того времени. С 1818 г. и до конца жизни (1786–1855) он возглавлял Академию наук. В качестве идеологической основы воспитания и образования он предлагал три принципа: «православие, самодержавие и народность», что импонировало императору. Правительству России того времени была чужда идея свободы просвещения и образования. Министром Уваровым была создана реакционная инструкция, направленная на увеличение платы за обучение с целью затруднения малоимущим разночинцам поступления в университет. Однако консерватизм Уварова не означал остановку в развитии школьного дела. С 1832 по 1842 г. число студентов в университетах выросло с 2, 1 тыс. до 3, 5 тыс., количество учащихся различных учебных заведений – с 63, 3 до 99, 8 тыс. В 1839 г. Министерство финансов учредило в гимназиях и уездных училищах Тулы, Курска, Керчи, Риги и Вильнюса реальные классы. Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции, Министерство государственной собственности – несколько повышенных школ для государственных крестьян. В 183-х г. открывается новый тип учебных заведений – дворянский институт – платные закрытые учебно-воспитательные учреждения в Москве, Новгороде и др. городах. Курс обучения – 6–7 лет. Институты готовили для продолжения обучения в университетах. С 1849–1852 гг. была проведена реорганизация и созданы три типа гимназий: 1) с двумя древними языками; 2) с обучением естествознанию и законоведению; 3) с обучением законоведению. Возрастала роль частных учебных заведений. Преподаватели частных школ получили такие же права, как и преподаватели государственных (статус, субсидии, право на пенсию). Университеты превратились в значительные центры науки, при некоторых стали создаваться кафедры педагогики. В 1851 г. кафедра педагогики была создана в Московском университете. Школьные реформы 1860-х гг. были осуществлены в связи с социальными преобразованиями, важнейшими из которых было освобождение крестьян от крепостной зависимости (1861). Признаки либерализации школьной политики 1850-х гг. усилились в начале царствования Александра II (1855–1888). В ноябре 1855 г. были приняты новые правила поступления и обучения в университетах, которые отменяли ограничения при поступлении в университет. В 1856 г. был восстановлен Ученый комитет, который занимался подготовкой проектов новых школьных уставов. В 1862 г. Министерство просвещения возглавил профессор-либерал А.В. Головин, осуществивший важнейшие реформы. В июне 1863 г. был утвержден новый университетский устав, предоставляющий университетам значительные права на автономию. Управление университетов передавалось советам профессоров, которые должны были выбирать ректоров и новых преподавателей. Ученый комитет подготовил три проекта (1860, 1862, 1864), которые легли в основу устава средних школ (1864). Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Ученики должны были вносить плату за обучение. Малоимущие семьи освобождались от платы (10 % семей от общего числа учеников). Устав 1864 г. предполагал создание гимназий классического и реального образования с 7 – летним курсом обучения. Существовали три типа средней школы: классическая гимназия с двумя древними языками; классическая гимназия с латинским языком; реальная гимназия без древних языков. Были созданы учреждения по типу неполного среднего образования – прогимназии с 4-летним курсом обучения по программам классического или реального образования. Во всех гимназиях учили математике, истории, географии, Закону Божьему, русскому языку и литературе. В классической гимназии к этим предметам добавлялись древние и современные европейские языки, в реальной гимназии – естественные науки и черчение. Устав 1864 г. изменил статус уездных училищ. Часть из них была преобразована в прогимназии, другие – в 2-летние приходские школы. В июле 1864 г. был принят устав по начальному образованию, предусматривающий министерские, земские и частные начальные школы, которые были открыты для всех социальных групп. Школьные реформы 1860 –х г. предполагали открытие новых частных учебных заведений, женских гимназий, воскресных школ. Были установлены два типа женских бессословных училищ: 1 разряда – 6 лет обучения; 2 разряда – 3 г. обучения. В 1864 г. Александром II были утверждены положения реформы военных учебных заведений. На базе кадетских корпусов были созданы: 1) двухгодичные военные училища (военные прогимназии); 2) двухгодичные юнкерские училища, где воспитанники получали младший офицерский чин; 3) военные гимназии с 7-летним курсом обучения. После неудачного покушения на Александра II наступило время реакционной политики образования. Автономия университетов была ограничена. В 1871–1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. Создавался новый тип неоклассической (реальной) гимназии. В этом учебном заведении получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Далее они могли обучаться в высших технических школах (в университеты доступ им был закрыт). В 1874 г. принят новый устав начальных школ, предусматривающий усиление контроля министерских инспекторов. В 1881 г. после убийства Александра II началась репрессия против студенчества. Был принят новый университетский устав (1882 г.), положивший конец университетской автономии и студенческой свободе. Идеологом консервативной школьной политики по тем временам являлся наставник Николая II и Александра III глава священного синода К.П. Победоносцев, реализующий также политику дискриминации национальных меньшинств в сфере культуры и образования. По его предложению была существенно повышена плата за обучение. С 1882 по 1895 гг. число учащихся классических гимназий сократилось с 65, 7 тыс. до 63, 9 т. От государственных гимназий отличались частные учебные заведения, созданные в начале 1880-х г. Среди них выделялись школа под руководством А.С. Грачевского (Одесса) и женская гимназия под руководством В.Я. Стоюнина (Петербург). В школе Грачевского мальчики и девочки обучались совместно, было организовано трудовое обучение (швейное дело – для девочек, столярничество – для мальчиков). В гимназии Стоюнина учебная программа делилась на 4 цикла: научные дисциплины, иностранные языки, искусство, физическое воспитание. Основные задания выполняли в классе, домашние задания были сокращены. В отношении начальных школ политика основывалась на идее приоритете священного синода в системе элементарного образования и контроля с его стороны за учебными заведениями. С 1881 по 1894 гг. количество церковно-приходских школ увеличилось с 4 тыс. до 31, 9 тыс. Программы школ были очень ограничены: церковное пение, чтение религиозных текстов, письменный и устный русский язык, арифметика. На религиозное обучение отводилось 46 % учебного времени. Только 225 церковно-приходских школ имели 5-летний курс обучения. В основном школы были одноклассными. В некоторых учили навыкам сельскохозяйственного или ремесленного труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...