Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечивающие подсистемы информационных систем




 

Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС не­зависимо от конкретных функциональных подсистем, в которых при­меняются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет (рис. 3.4): функциональную структуру, информационное, математическое (алгоритмическое и программное), техническое, организационное, кад­ровое, а на стадии разработки ИС дополнительно — правовое, лингви­стическое, технологическое и методологическое обеспечения, а также интерфейсы с внешними ИС.

 

 

В целом работу ИС в контуре управления определяют ее функцио­нальная структура и информационное обеспечение; поведение чело­века — организационное и кадровое; функции автомата — математи­ческое и техническое обеспечения.

Функциональная структура (рис. 3.5) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность. Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на дости­жение частной цели управления. Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется ГОСТом и подразделяется на информационные и управляющие функции.

 

 

Информационные функции — это централизованный контроль (1- измерение значений параметров, 2 — измерение их отклонений от за­данных значений) и вычислительные и логические операции 3 — тес­тирование работоспособности ИС и 4 — подготовка и обмен инфор­мацией с другими системами). Управляющие функции должны осуще­ствлять: 5 — поиск и расчет рациональных режимов управления, 6 — реализацию заданных режимов управления.

Информационное обеспечение — это совокупность средств и мето­дов построения информационной базы (рис. 3.6). Оно определяет спо­собы и формы отображения состояния объекта управления в виде дан­ных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Информа­ционное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.

 

 

 

 

 

 

Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и про­граммного (рис. 3.7). Алгоритмическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, исполь­зуемых в системе для решения задач и обработки информации. Про­граммное обеспечение состоит из общего (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т.е. все то, что обеспечивает работу «железа») и спе­циального (прикладное программное обеспечение, обеспечивающее ав­томатизацию процессов управления в заданной предметной области).

Техническое обеспечение состоит (рис. 3.8) из устройств: измерения, преобразования, передачи, хранения, обработки, отображения, регис­трации, ввода/вывода информации и исполнительных устройств.

Кадровое обеспечение — это совокупность методов и средств по орга­низации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т.д.

 

 

 

Организационное обеспечение — это совокупность средств и ме­тодов организации производства и управления им в условиях вне­дрения ИС. Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и пу­тей ее совершенствования, разработка решений по организации вза­имодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инст­рукции и т.д.

Это обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов.

Первая группа включает в себя важнейшие методические материа­лы, регламентирующие процесс создания и функционирования сис­темы (общеотраслевые руководящие методические материалы по со­зданию ИС, типовые проектные решения, методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предпри­ятиях; методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации).

Ко второй группе относят совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ; 'типовые структуры управления предприятием; унифицированные си­стемы документов; общесистемные и отраслевые классификаторы и т.п.).

В третью группу входит техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы (тех­нико-экономическое обоснование; техническое задание; технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу сис­темы в эксплуатацию).

К четвертой группе относится подсистема, в которой представлено организационно-штатное расписание, определяющее, в частности, со­став специалистов по функциональным подсистемам управления.

Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирую­щей информации системы.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокуп­ность научно-технических терминов и других языковых средств, ис­пользуемых в информационных системах, а также правил формализа­ции естественного языка, включающих в себя методы сжатия и рас­крытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации. Средства, входящие в подсистему ЛО, делятся (рис. 3.9) на две группы: традиционные язы­ки (естественные, математические, алгоритмические, языки модели­рования) и предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-по­исковые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

 

 

Технологическое обеспечение (Electronic Data Processing — EDP) ИС соответствует разделению И С на подсистемы по технологическим эта­пам обработки различных видов информации:

• первичной информации (этапы технологического процесса сбо­ра, передачи, накопления, хранения, обработки первичной информа­ции, получения и выдачи результатной информации);

• организационно-распорядительной документации (этапы получе­ния входящей документации, передачи на исполнение, этапы форми­рования и хранения дел, составления и размножения внутренних до­кументов и отчетов);

• технологической документации и чертежей (этапы ввода в систе­му и актуализации шаблонов изделий, ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий, выдачи на плоттер чертежей, актуализации банка ГОСТов, ОСТов, технических условий, нормативных данных, подготовки и выдачи тех­нологической документации по новым видам изделий);

• баз данных и знаний (этапы формирования баз данных и знаний, ввода и обработки запросов на поиск решения, выдачи варианта реше­ния и объяснения к нему);

• научно-технической информации, ГОСТов и технических усло­вий, правовых документов и дел (этапы формирования поисковых образов документов, формирования информационного фонда, ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов, кодирования зап­роса на поиск, выполнения поиска и выдачи документа или адреса хра­нения документа).

Технологическое обеспечение развитых ИС включает в себя подси­стемы: OLTP — оперативной обработки данных транзакционного типа, которая обеспечивает высокую скорость обработки большого числа транзакций, ориентированных на фиксированные алгоритмы поиска и обработки информации БД; OLAP — оперативный анализ данных для поддержки принятия управленческого решения.

Технологии OLAP обеспечивают:

• анализ и моделирование данных в оперативном режиме;

• работу с предметно-ориентированными хранилищами данных;

• реализацию запросов произвольного вида;

• формирование системы знаний о предметной области; и др.

Интерфейсы с внешними ИС (Interfaces) обеспечивают обмен дан­ными, расширение функциональности приложений за счет программ­ного интерфейса Application Program Interface, API и доступа:

• объектам Microsoft Jet (БД, электронные таблицы, запросы, на­боры записей и др.) в программах на языках Microsoft Access Basic, Microsoft Visual Basic — DAO (Data Access Object);

• реляционным БД под. управлением WOSA (Microsoft Windows Open Standards Architecture) — ODBC (Open Database Connectivity);

• компонентной модели объектов — COM (Component Object Model), поддерживающей стандартный интерфейс доступа к объектам и методам обработки объектов независимо от их природы, местона­хождения, структуры, языков программирования;

• локальным и удаленным объектам других приложений на основе технологии манипулирования Automation (OLE Automation), обеспе­чивающей взаимодействие сервера и клиента;

• объектам ActiveX (элементам управления OLE и OCX) для их включения в веб-приложения при сохранении сложного форматиро­вания и анимации; и др.

Информационная система поддерживает работу следующих кате­горий пользователей (User):

• конечные пользователи (End Users, Internal Users) — управлен­ческий персонал, специалисты, технический персонал, которые по роду своей деятельности используют информационные технологии управ­ления;

• администрация ИС, в том числе:

конструктор или системный аналитик (Analyst) — обеспечивает управление эффективностью ИС, определяет перспективы развития ИС;

администратор приложений (Application Administrator) — отве­чает за формализацию информационных потребностей бизнес-прило­жений, управление эффективностью и развитием бизнес-приложений;

администратор данных (Data Base Administrator) — осуществля­ет эксплуатацию и поддержание качественных характеристик ИБ (БД);

администратор компьютерной сети (Network Administrator) — обеспечивает надежную работу сети, управляет санкционированным доступом пользователей, устанавливает защиту сетевых ресурсов;

• системные и прикладные программисты (System Programmers, Application Programmers) — осуществляют создание, сопровождение и модернизацию программного обеспечения ИС;

• технический персонал (Technicians) — обеспечивает обслужива­ние технических средств обработки данных;

• внешние пользователи (External Users) — потребители выходной информации ИС, контрагенты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...