Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод бухгалтерского учета и его элементы.

ВОПРОС №1

В отличие от прежнего Закона о бухгалтерском учете (Федеральный закон 21%..% от HYPERLINK "20№%20129-ФЗ%22от%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2221HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2211HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%221996%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22№%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22129HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22-ФЗ"21HYPERLINK "20№%20129-ФЗ%22от%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2221HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2211HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%221996%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22№%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22129HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22-ФЗ".HYPERLINK "20№%20129-ФЗ%22от%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2221HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2211HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%221996%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22№%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22129HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22-ФЗ"11HYPERLINK "20№%20129-ФЗ%22от%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2221HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2211HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%221996%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22№%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22129HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22-ФЗ".HYPERLINK "20№%20129-ФЗ%22от%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2221HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2211HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%221996%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22№%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22129HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22-ФЗ"1996 HYPERLINK "20№%20129-ФЗ%22от%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2221HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2211HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%221996%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22№%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22129HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22-ФЗ"№ HYPERLINK "20№%20129-ФЗ%22от%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2221HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2211HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%221996%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22№%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22129HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22-ФЗ"129HYPERLINK "20№%20129-ФЗ%22от%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2221HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%2211HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22.HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%221996%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22№%20HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22129HYPERLINK%20%22%26para_id=2147504638%22от%2021.11.1996%20№%20129-ФЗ%22-ФЗ"-ФЗ, далее – Закон № 129-ФЗ) Закон № 402-ФЗ определяет предмет и цели этого закона (ст. 1).

Целями являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. А предмет – непосредственно бухгалтерский учет, под которым понимается процесс, связанный с формированием «документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Связано это с тем, что любой закон призван регулировать те или иные общественные отношения на основе введения определенного набора норм. В нашем случае это отношения, связанные с регулированием бухгалтерского учета.

· вводятся новые объекты бухгалтерского учета, новые требования к составу и представлению бухгалтерской отчетности;

· меняется положение главных бухгалтеров. Принципиально изменится роль МСФО;

· с 2013 года система ПБУ пока сохраняет свое значение. При этом в Законе 402-ФЗ

объявлено об их постепенной замене федеральными стандартами, разработанными на

основе международных стандартов бухгалтерского учета.

Вопрос №2

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно- правовых актов.

Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано 22 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные анаюгичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финан- сово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

В последние годы система нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России подверглась значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов.

ВОПРОС №3

Хозяйственные средства (или имущество) любой организации в бухгалтерском учете рассматриваются с двух точек зрения. С одной стороны, из каких видов эти средства состоят (состав имущества), в какой сфере размещены (производство, торговля, финансовые вложения) и под чьей имущественной ответственностью они находятся. С другой стороны, надо знать, за счет каких источников имущество приобреталось или сформировалось

Классификация хозяйственных средств по составу и размещению.
По составу и размещению средства в учете группируют на оборотные и внеоборотные активы. Такая классификация активов на внеоборотные и оборотные обусловлена спецификой осуществления процессов, относящихся к предпринимательской деятельности. Часть имущества организации единовременно потребляется в течение одного производственного цикла и восстанавливается (за счет полученной выручки от продажи продукции, работ и услуг) к началу следующего цикла – это оборотные активы. Другая часть имущества по своему экономическому содержанию и эксплутационным характеристикам участвует в нескольких производственных циклах и восстанавливается за счет средств, накопленных за весь период эксплуатации (амортизационные отчисления). Она называется внеоборотными активами.

Вопрос №5

В зависимости от назначения хозяйственные средства организации подразделяются на следующие группы

- средства, находящиеся в сфере производства - предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.) и средства труда (здания, машины, оборудование и другие основные средства), используемые в производстве продукции (работ, услуг),

- средства, находящиеся в сфере обращения - отгруженные товары и готовая продукция, денежные средства в кассе и на счетах в кредитных организациях, средства в расчетах (дебиторская задолженность)

- средства, находящиеся в непроизводственной сфере - средства социального и культурно-бытового назначения: общежития, столовые и буфеты, детские дошкольные учреждения (детсады и ясли), дома отдыха, санатории и т.д.

Хозяйственные средства независимо от организационно-правовых форм предприятия и форм собственности подразделяются на средства в обороте (оборотный капитал) и внеоборотные средства (основной капитал).Внеоборотные средства, участвуя в нескольких производственных циклах, не исчерпываются полностью в одном кругообороте средств, т.е средства, приносящие доход или способные приносить доход в будущем за пределами одного года). Оборотные средства используются один производственный цикл и представляют те активы, которые по окончании процесса сбыта превратятся опять в денежные средства (увеличенные на сумму прибыли) или при необходимости будут проданы в пределах одного года. Они составляют краткосрочные хозяйственные средства.

ВОПРОС №6

.Классификация хозяйственных средств организации по источникам образования.

 

Источники формирования хозяйственных средств по их принадлежности и целевому назначению подразделяются на собственные и заемные источники.

Собственные источники:

1) Уставный капитал -это капитал собственного имущества организации, который формируется при создании организации.

2) Резервный капитал – это отчисление от чистой прибыли, размер которой устанавливает руководитель организации.

3) Добавочный капитал –это прирост стоимости внеоборотных активов(от продажи продукции)

4) Нераспределенная прибыль -- остаток чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый отчетный год и принятых решений по ее использованию. К этим резервам относятся резервы на предстоящую оплату отпусков, на ремонт основных средств, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др.

5) Резервы по снижению стоимости материальных ценностей - это резервы по обеспечению вложения ценной бумаги.

6) Доходы будущих периодов -это доходы, полученные в отчетном периоде.

7) Резервы предстоящих расходов они создаются за счет предстоящих расходов в затраты на производстве.

8) Целевое финансирование - средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения; средства, поступившие от других организаций и лиц, из бюджета. Целевое финансирование, как правило, осуществляет вышестоящая организация и оно предназначено для определенных целей.

9) Прибыль – это сумма превышения доходов над расходами полученные за отчетный период.

Заемные источники.

1) Долгосрочные кредиты банка-это ссуды банка, выданные на срок более 1 года.

2) Долгосрочные займы-это ссуды от юр.лиц и физ.лиц кроме банка.

3) Краткосрочные - кредиты банка-это ссуды банка, выданные на срок менее 1 года.

4) Краткосрочные займы - это ссуды от юр.лиц и физ.лиц кроме банка.

5) Кредиторская задолжность-это задолжность данной организации перед другими организациями и лицами, которые называются кредиторами.

6)Долговые обязательства организации –это долговые обязательства организации перед своим персоналом оплаты труда.

7)Задолжность органам социального страхования и обеспечения и налоговым органам по платежам в бюджет. Такие обязательства появляются в связи с несовпадением момента возникновения, т.е. начисления долга и времени его фактической уплаты.

ВОПРОС №7

 

Метод бухгалтерского учета и его элементы.

Каждой науке присущи специальные приемы и способы исследования своей совокупности, составляющие ее метод.

Метод б/у представляет собой совокупность способов и приемов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, документально обоснованное отражение объектов учета и их обобщения в денежной оценке по качественно однородным взаимосвязанным признакам для исчисления показателей хозяйственно-финансовой деятельности организации, получение о ней необходимой информации.

Метод б/у обусловлен его предметом (предметом б/у являются хоз. средства, используемые организацией для осуществления своей деятельности, источники, из которых они получены, и хоз. операции, составляющие те хоз. процессы, которые представляют собой содержание хоз. деятельности организации), задачами, стоящими перед ним и теми требованиями, которые предъявляются учету.

Метод б/у имеет свой специальный, только ему присущий метод и приемы исследования.

Важнейшими способами и приемами метода б/у, называемые элементами метода являются:

1) документация. Для непрерывного и сплошного отражения объектов б/у необходим способ первичного отражения объектов б/у, т.е. записывать каждую хоз. операцию. Эта запись осуществляется в документах. Документация – основной способ бух. наблюдения за хоз. деятельностью организации, первичного контроля и отражения хоз. явлений, подлежащих учету. отражение хоз. операции в документах производится в момент совершения этих операций, но поскольку хоз. Операции совершаются ежедневно и в большом количестве, то и документов в организации имеется большое количество.

2) инвентаризация – один из способов наблюдения за хоз. деятельностью, контроля за имуществом и обязательствами организации, а так же обеспечение полноты и достоверности учетных данных. Инвентаризация состоит в периодическом установлении фактического наличия средств организации и в сопоставлении показателей б/у с фактическими данными. Инвентаризация дает возможность выявлять отдельные операции, не поддающиеся документальному оформлению в момент их совершения, а именно недостача, излишки, естественная убыль и т.д.

3) оценка – способ выражения в денежном измерителе хоз. явлений, подлежащих учету.

4) калькуляция – способ исчисления себестоимости заготовленных предметов труда, выпущенных из производства готовых изделий и т.д.

5) система счетов. Чтобы получить итоговые данные о каждом объекте б/у надо все хоз. операции после их оценки сгруппировать и обобщить в определенном порядке. Для этого хоз. операция отраженная в документах регистрируется на счетах б/у.

6) двойная запись – способ отражения на счетах тех изменений, которые вызываются хоз. операциями в объектах б/у. каждая хоз. операция на основании документов регистрируется в системе счетов двойной записи.

7) бухгалтерский баланс и отчетность.

ВОПРОС №10

План счетов бухгалтерского учета.

Все важнейшие показатели, необходимые для наблюдения за хозяйственной деятельностью в б/у получаются при помощи счетов.

Баланс организации и отчетность о ее работе, используемая для анализа и контроля за выполнением промежуточных показателей, составляются так же по их данным.

Следовательно необходимо тщательно подбирать комплекс счетов при помощи которого могут быть получены такие данные. С этой целью составляется план счетов, включающий счета, необходимые для правильного построения б/у.

Планом счетов б/у называется систематизированный перечень счетов, определяющий построение всей системы б/у в организациях. Он является важным нормативным актом, обеспечивающим правильное построение б/у.

С помощью плана счетов обеспечивается единство методологии б/у во всех организациях, предприятиях и учреждениях. Разрабатывается он Мин. Фином РФ.

План счетов включает в себя не только синтетические счета (счета первого порядка), но и субсчета (счета второго порядка) на которые они подразделяются.

В целях облегчения работы с планом счетов, каждому счету присваивается шифр (с фран. цифра). При осуществлении бух. записей вместо названия счета указывается его шифр, что значительно ускорят и упрощает учет, а так же облегчает его автоматизацию. Шифры счетов могут составляться различными способами.

В плане счетов для коммерческих организаций применен так называемый порядковый способ шифровки с пропусками. При этом способе каждому счету и субсчету присваивается порядковый номер, начиная с единицы. Однако в каждом разделе имеется некоторый резерв номеров (пропуски) на случай, если появится необходимость в дополнительных синтетичеких счетах.

Все счета делятся на разделы. Всего 8 разделов:

1) Внеоборотные активы

2) Производственные запасы

3) Затраты на производство

4) Готовая продукция и товары

5) Денежные средства

6) Расчеты

7) Капитал

8) Финансовые результаты.

В первом разделе пропущен счет 06, во втором – 12, 13, 17, 18, в третьем – 22, 24, 27 и т.д.

С 30 по 39 счета предназначены для управленческого учета. Для того, чтобы каждый номер состоял из одинакового количества цифр перед всеми номерами синтетических счетов от 1 до 9 включительно поставлен 0.

Шифры субсчетов составляются добавлением к номеру соответствующего синтетического счета, номера субсчета. Например, к счету 41 «Товары» добавляется субсчет 1. Товары на складах. 2. Товары в розничной торговле и т.д. 41/1 или 41.1 или 41-1

В конце плана счетов приводится перечень забалансовых счетов, имеющих самостоятельный трехзначную шифровку: 001 Арендованные основные средства.

В дополнение к плану счетов приводится инструкция, в которой дается характеристика содержания и назначения каждого счета и его корреспонденция с другими счетами.

Т.о. план счетов с инструкцией по его применению является важным средством государственного регулирования б/у в организациях. План счетов помогает правильно составить бух. проводки, предотвращая ошибки в корреспонденции счетов. Организации при составлении учетной политики могут самостоятельно на основе плана счетов разрабатываются рабочие планы счетов, которые дополняют счетами, необходимость которых вызывается специфическими особенностями организации и исключать те счета, которые в организации не применяются.

 

 

ВОПРОС №12

Бухгалтерский бала́нс (фр. balance, буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые чаши) — одна из трёх основных форм бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. В советской, российской, украинской бухгалтерской практике — способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату.

В соответствии с МСФО баланс состоит из трёх частей: активов, обязательств и капитала[п 1]. В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности, хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны сумме обязательств и собственного капитала. Активы показывают, какие средства использует бизнес, а обязательства и собственный капитал показывают, кто предоставил эти средства и в каком размере. Все ресурсы, которыми обладает предприятие, могут быть предоставлены либо собственниками (капитал), либо кредиторами (обязательства). Поэтому сумма требований кредиторов вместе с требованиями владельцев должна быть равна сумме активов. Это также обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.

Представление текущей информации об имуществе хозяйствующего субъекта в виде бухгалтерского баланса является одним из основополагающих методов бухгалтерского учёта. Бухгалтерский баланс не отражает движения средств и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени. Сущность баланса (как метода) состоит в том, что данные о стоимости имущества хозяйствующего субъекта на интересующую дату группируются определённым образом, позволяющим провести финансовый анализ и получить прогнозы на будущее.

ВОПРОС №13

В процессе хозяйственной деятельности совершается множество операций, которые вызывают изменения хозяйственных средств или их источников. Поскольку в балансе отражается состояние средств и источников, то каждая хозяйственная операция будет влиять на баланс, изменять статьи актива или пассива.

Все изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций можно объединить в четыре группы:

Первый тип: хозяйственные операции вызывают изменения только в активе баланса, когда один вид хозяйственных средств переходит в другой. В результате итог актива баланса не меняется и равенство между активом и пассивом сохраняется.

Пример 1. В кассе по чеку получено с расчетного счета на хозяйственные расходы 20 тыс. руб. В результате этой операции изменились две активные статьи: «Касса» (увеличение на 20 тыс. руб.) и «Расчетный счет» (уменьшение на 20 тыс. руб.), но общий итог актива не изменился. Изменилась форма размещения средств, их состав — часть денежных средств с расчетного счета переместилась в кассу.

Второй тип: хозяйственные операции вызывают изменения только в пассиве баланса, когда один вид источников переходит в другой. В результате итог пассива баланса не меняется и равенство между активом и пассивом сохраняется.

Пример 2. На основании расчетной ведомости из заработной платы работников удержан подоходный налог в размере 42 тыс. руб., подлежащий передаче в бюджет. В результате этой операции изменились две пассивные статьи: «Расчеты по оплате труда» (уменьшение на 42 тыс. руб.) и «Расчеты с бюджетом» (увеличение на 42 тыс. руб.), но общий итог пассива остался без изменения. Изменились лишь источники средств.

Третий тип: хозяйственные операции вызывают изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения его статей. Эти операции связаны с привлечением средств в данную организацию. В результате увеличиваются итоги актива и пассива баланса на одну и ту же сумму и равенство частей баланса не нарушается.

Пример 3. На основе счетов поставщиков и приходных ордеров со склада поступили и оприходованы малоценные предметы на сумму 67 тыс. руб. В результате этой операции изменяются две статьи: в активе баланса — «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» (увеличение на 67 тыс. руб.), в пассиве — «Расчеты за товары, услуги» (увеличение на 67 тыс. руб.), так как деньги за малоценные предметы еще не оплачены. Увеличились и итоги актива и пассива на одну и ту же сумму, т.е. на 67 тыс. руб., и равенство частей баланса не нарушилось.

Четвертый тип: хозяйственные операции вызывают изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения его статей. Эти операции связаны с выбытием средств из данной организации. В результате уменьшаются итоги актива и пассива баланса на одну и ту же сумму, и равенство частей баланса не нарушается.

Пример 4. На основании платежных поручений и выписок с расчетного счета перечислено поставщикам за приобретенные материальные ценности 118 тыс. руб. В результате этой операции изменяются две статьи: в активе баланса — «Расчетный счет» (уменьшение на 118 тыс. руб.), в пассиве — «Расчеты за товары, услуги» (уменьшение на 118 тыс. руб.). Уменьшились итоги и актива, и пассива на одну и ту же сумму, т.е. на 118 тыс. руб., и равенство частей баланса не нарушилось.

Так, любая хозяйственная операция всегда отражается на двух статьях баланса, видоизменяет его, но никогда не нарушает равенства между активом и пассивом.

ВОПРОС №14

Для всех организаций Российской Федерации установлены единые требования к порядку учета и хранения наличных денежных средств. Все операции по приему и расходованию наличных денежных средств, а также хранение денег и денежных документов должны осуществляться в кассе организации.

Порядок ведения кассовых операций

Порядок ведения кассовых операций регламентируется инструкцией ЦБ России от 04.10.93 г. «О порядке ведения кассовый операций в РФ».

Организации могут хранить в своих кассах наличные денежные средства в пределах лимитов остатка кассы, установленных банками по согласованию с руководителями организаций.

Прием наличных денег при расчетах с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Кассовые операции оформляются с использованием форм бланков кассовых документов, утвержденных Министерством Финансов РФ, и проводятся в следующем порядке:

оформление первичных кассовых документов. Поступление наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходным кассовым ордером. Выдача наличных денежных средств из кассы организации оформляется расходным кассовым ордером;

регистрация сформированных документов в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов;

регистрация кассовых операций в кассовой книге и ежедневное выведение остатка по кассовой книге. Записи в книгу делаются в двух экземплярах;

сдача в бухгалтерию отчета кассира с приходными и расходными кассовыми документами.

В случаях оплаты труда, выдачи депонированных сумм, выплаты пособий по социальному страхованию и т.п. кассовые операции могут оформляться платежными ведомостями без составления кассового ордера для каждого получателя. В таком случае, на основании платежной ведомости, формируется один расходный кассовый ордер на общую сумму выданных по ведомости денежных средств.

Порядок учета кассовых операций

Для организации бухгалтерского учета кассовых операций предназначен счет 50 «Касса». Согласно утвержденному плану счетов бухгалтерского учета к счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50.1 «Касса организации». На субсчете учитывается поступление и расход наличных денежных средств в валюте РФ;

50.2 «Операционная касса». На субсчете учитывается поступление и расход наличных денежных средств в билетных кассах, кассах отделений связи и т.п.;

50.3 «Денежные документы». На субсчете учитываются операции по движению почтовых марок, марок государственной пошлины, оплаченных авиабилетов и других денежных документов. Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение.

50.4 «Касса в иностранной валюте». На субсчете учитываются операции с наличной валютой. Валюта может приобретаться на внутреннем валютном рынке РФ (в банках) для оплаты командировочных расходов работников организации.

По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выдача денежных средств и денежных документов из кассы организации.

Контроль кассовой дисциплины

Обязанность контроля за соблюдением кассовой дисциплины в коммерческих организациях, согласно ч. IV Порядка ведения кассовых операций в РФ, возложена на банки.

Техническая укрепленность помещений касс, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях проверяются органами внутренних дел.

Ответственность за соблюдение установленного порядка ведения кассовых операций и создание условий сохранности денег в помещении кассы несут руководитель, главный бухгалтер и кассиры организации.

Контроль соответствия остатка наличных денежных средств в кассе с учетными данными осуществляется проведением инвентаризации денежной наличности кассы. Ревизия кассы может проводиться периодически в соответствии с регламентом инвентаризаций, установленным в организации или в неплановом порядке при смене кассира.

Излишки, выявленные в результате инвентаризации денежных средств, оформляются приходным кассовым ордером.

ВОПРОС № 15

Расходы на приобретение материальных ценностей в магазинах, канцелярские расходы, командировочные расходы и др. могут оплачиваться наличным путем через подотчетных лиц.

Подотчетными лицами являются сотрудники организации, получившие под отчет наличные суммы денежных средств на предстоящие административно-управленческие или командировочные расходы.

Полученные под отчет денежные средства разрешается расходовать только на те цели, на которые они выданы.

В установленные сроки подотчетное лицо обязано представить авансовый отчет об израсходованных суммах с приложением оправдательных документов (авансовые отчеты по командировкам внутри страны – в течение трех дней, по заграничным командировкам – в течение 10 дней). Авансовый отчет утверждается руководителем организации, неизрасходованные суммы возвращаются в кассу, и новый аванс выдается только после полного отчета по ранее выданному авансу.

Для учета расчетов с подотчетными лицами применяется активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Схема бухгалтерских проводок такова:

Дебет счета 71 Кредит счета 50 «Касса» – выдан аванс под отчет (перерасход по авансовому отчету).

Расходы, оплаченные за счет подотчетных сумм, на основании авансового отчета и в зависимости от назначения относятся на:

Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Приобретение материалов», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Дебет счета 50 Кредит счета 71 – сдан в кассу остаток аванса.

Аналитический учет расчетов ведется в журнале-ордере № 7 по каждому подотчетному лицу и по каждому выданному авансу.

ВОПРОС №21

Особенности учета расходов по займам и кредитам регулирует Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008). В частности, ПБУ 15/2008 применимо для учета и отражения в отчетности информации по любым кредитам и займам для всех юридических лиц кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений. Основная сумма кредита или займа отражается в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность. Бухгалтерский учет краткосрочных кредитов и займов ведется на счете 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", учет долгосрочных ведется на счете 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Это счета, которые обычно используются как пассивные. Кредитовый остаток по такому счету означает наличие непогашенных кредитов. Помимо кредиторской задолженности на сумму кредита или займа, у организации появляются расходы, связанные с выполнением обязательств. Так, это - проценты, причитающиеся оплате заимодавцу (кредитору). В качестве дополнительных расходов здесь могут появляться суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора) и другие. Расходы по займам и кредитам учитываются обособленно от основных сумм займов и кредитов. Это обычно делается на различных субсчетах счетов 66 и 67. Расходы по займам признаются прочими расходами, исключая ту их часть, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. Инвестиционный актив - это имущественный объект, подготовка которого к использованию требует длительного времени. Например, строящийся объект (промышленное сооружение), который после окончания строительства будет принят к учету. Инвестиционным активам посвящена немалая часть ПБУ 15/2008.

ВОПРОС №22.

Дебиторская задолженность - задолженность организаций, работников и физических лиц перед данной организацией, которая возникает в процессе экономической деятельности организации, т.е. задолженность покупателей за купленные товары и услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы, задолженность организаций за выданные им займы и пр. Иными словами задолженность юридических и физических лиц данной организации называется дебиторской задолженностью, а сами эти лица называются дебиторами. Для учета дебиторской задолженности системой счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета: «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Дебиторская задолженность концентрируется в основном на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Кредиторская задолженность - задолженность организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами, задолженность по претензиям, а также при расчетах по оплате труда. Иными словами задолженность организации другим юридическим и физическим лицам называется кредиторской задолженностью, а сами эти лица называются кредиторами. Для учета кредиторской задолженности используются счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчеты с персоналом по прочим операциям», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Кредиторская задолженность отражается в основном на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

ВОПРОС №23.

Учет начисления и удержания из заработной платы. Документальное оформление расчетов по оплате труда.

Начисление и распределение основной заработной платы производится на основании первичных документов: табелей, нарядов, сменных рапортов и др. Указанные документы группируются по направлениям затрат и по ним ежемесячно составляется ведомость распределения заработной платы. У каждого работодателя должна быть определена своя система оплаты труда работников. Причем она не может быть произвольной, а должна базироваться на положениях Трудового кодекса РФ и других документах, содержащих нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Как следует из самого названия, система оплаты труда - это совокупность принципов и условий, на основе которых определяется заработная плата работников.

Система оплаты труда включает в себя:

- размеры тарифных ставок;

- размеры окладов (должностных окладов);

- размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;

- системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Из начисленной заработной платы работников производятся следующие удержания:

-подоходный налог;

-отчисления в пенсионный фонд;

-по исполнительным документам в пользу других предприятий и лиц;

-своевременно не возвращенные подотчетные суммы;

-за причиненный материальный ущерб;

-за товары, купленные в кредит;

-по полученным займам;

-профвзносы и др.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами – 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.

Для расчета и выплаты заработной платы работникам применяются ведомости, которые составляются в одном экземпляре в бухгалтерии:

· расчетно-платежная ведомость (форма №Т-49);

· расчетная ведомость (форма №Т-51);

· платежная ведомость (форма №Т-53).

Для учета и регистрации плате<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...