Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ставки налога, льготы по налогу, в том числе установленные законодательством РФ и решением представительных органов муниципального образования

Имущество - материальные ценности, вещи, находящиеся во владении юридических и физических лиц; различают движимое, перемещаемое имущество и недвижимое в виде земли и прикрепленных к ней объектов.

В настоящее время исчисление и уплата налога на имущество физических лиц осуществляются в порядке, установленном Законом РФ от 09.12.2001 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и Инструкцией МНС России от 02.11.2005 N 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»», зарегистрированной Минюстом России 20.01.2008, регистр. N 2057.

Налог на имущество физических лиц стал, по существу, налогом на строения, помещения и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности:

- квартиры, жилые дома, дачи, гаражи, нежилые производственные, торговые и бытовые помещения - с момента регистрации прав собственности в установленном порядке;

- квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов, дачи в дачно-строительных кооперативах, садовые домики в садоводческих товариществах, гаражи и гаражные боксы в гаражно-строительных кооперативах - с момента полной выплаты паевого взноса.

Если строения, помещения и сооружения находятся в общей долевой собственности нескольких лиц (совладельцев), налоговые платежи предъявляются каждому из собственников в зависимости от их доли в праве собственности на данное имущество. Если имущество находится в общей совместной собственности (то есть право каждого из собственников распространяется на имущество в целом и у собственников нет определенной доли в этом праве), налоговые платежи исчисляются исходя из соглашения всех собственников или в равных долях.

Если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) налог уплачивается их законными представителями - родителями или опекунами и попечителями.

Обязанности по уплате налога возникают у плательщика с момента вручения ему налогового уведомления. Прекращаются эти обязанности при уплате налога физическим лицом, либо в связи со смертью налогоплательщика, либо в связи с признанием его умершим в порядке, установленном ГК РФ.

За строения, помещения и сооружения, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, налог не взимается.

Физические лица, имеющие на территории Российской Федерации в собственности строения, помещения, сооружения, обязаны уплатить налог равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты (не позднее 15 сентября).

В случае исчисления дополнительной суммы налога на имущество он уплачивается в следующие сроки:

- суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки, но с тем чтобы на уплату соответствующей суммы у налогоплательщика было не менее 30 дней;

- суммы, начисленные за текущий год по истечении всех сроков уплаты или за предшествующие годы, - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, то есть через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления).

Такие же сроки устанавливаются и при перерасчете платежей за текущий год в связи с возникновением или утратой права на льготы, неправильным определением стоимости строений, помещений или сооружений либо неправильным применением ставок налога и по другим причинам.

В соответствии с действующим законодательством налоговые органы обязаны исчислить налог на строения, помещения и сооружения и не позднее 1 августа вручить гражданам налоговые уведомления на уплату налога.

Если граждане своевременно не были привлечены к уплате налога, то налоговые органы исчисляют им налог не более чем за три предшествующих года.

Ставки налога, льготы по налогу, в том числе установленные законодательством РФ и решением представительных органов муниципального образования

Существенной является норма, дающая представительным органам местного самоуправления право определять в пределах размеров, установленных законодательством, дифференциацию ставок налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования имущества и иных критериев. Таким образом, представительные органы местного самоуправления вправе регулировать налогообложение имущества в зависимости от проводимой экономической, социальной, инвестиционной, жилищной и бюджетной политики в регионе.

В соответствии с Законом N 2003-1 и Инструкцией N 54 организации технической инвентаризации местных органов исполнительной власти (БТИ) сообщают данные об инвентаризационной стоимости каждого объекта (строения, помещения и сооружения) по состоянию на 1 января в налоговый орган к 1 марта текущего года. К этой же дате органы юстиции, регистрирующие права собственности на недвижимость, сообщают данные о собственниках этих объектов и обо всех изменениях, произошедших за истекший год.

Законом N 2003-1 и Инструкцией N 54 предусмотрен перечень категорий лиц, полностью освобожденных от уплаты налога на строения, помещения и сооружения:

1) Герои СССР и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней;

2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

3) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

4) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

6) граждане, ставшие инвалидами, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

7) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

8) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

9) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах, где велись боевые действия;

12) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

13) деятели культуры, искусства и народные мастера - со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

14) граждане - с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Кроме того, местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы по налогам для отдельных категорий плательщиков.

Физическое лицо уплачивает налог на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям - с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или разрушены. Основанием к этому является документ, подтверждающий этот факт, выдаваемый органами технической инвентаризации, а в сельской местности органами местного самоуправления.

За строения, помещения и сооружения, не имеющие собственника, или собственник которых неизвестен, или взятых налоговыми органами на учет как бесхозяйные, налог не взимается.

Налоговые органы, исчислившие налог на строения, помещения и сооружения вручают гражданам налоговые уведомления на уплату указанных налогов не позднее 1 августа.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Налоговое уведомление передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Уплата налогов производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. не позднее 15 сентября.

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога - это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда физические лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так, при неуплате налогов по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября - не позднее 15 февраля.

В случае, когда граждане своевременно не были привлечены к уплате налогов, исчисление им налогов может быть произведено не более чем за три предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. В этих случаях дополнительные суммы налогов на имущество уплачиваются в следующие сроки:

- суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки, но с тем, чтобы на уплату соответствующей суммы было не менее 30 дней;

- суммы, начисленные на текущий год по истечении всех сроков уплаты и за предшествующие годы, - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления).

Такие же сроки устанавливаются и при перерасчете платежей и доначислении сумм за текущий год в связи с неправильным определением стоимости строений, помещений и сооружений, с неправильным применением ставок и т.д.

Начисленные ранее суммы могут быть снижены или отменены в связи с возникновением права на льготы, утраты права собственности и по другим причинам. В таких случаях при понижении исчисленных на текущий год сумм в связи с пересмотром налогообложения или возникновением у налогоплательщика права на льготу с начала года суммы налога, подлежащие снижению, исключаются равными долями по всем срокам уплаты.

Если сумма налога по истекшим ко дню снижения налоговой суммы срокам полностью уплачена, приходящиеся на эти сроки сложенные суммы исключаются из суммы, уплачиваемой к очередному сроку уплаты. Пеня, уплаченная по этим срокам, уменьшается на ту же долю, на которую уменьшена первоначальная сумма платежа, а излишне уплаченная пеня засчитывается в погашение платежа по очередному сроку.

Если ко времени понижения первоначально исчисленных сумм налога все сроки уплаты истекли и налог полностью уплачен, сумма излишне уплаченных налогов подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов на имущество физических лиц или задолженности по пеням, начисленным тому же местному бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Пересмотр неправильно исчисленных налогов за прошлые годы производится не более чем за три года в таком же порядке.

 

2.2. Порядок проведения и оформления результатов камеральной налоговой проверки налога на имущество физических лиц

 

Камеральная налоговая проверка по налогу на имущество организаций может проводиться по следующим направлениям.

1. Визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации в соответствии с общими требованиями к порядку ее заполнения, а также других документов о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, на предмет полноты предоставленных документов.

2. Проверка своевременности предоставления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций.

3. Проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм.

4. Проверка обоснованности примененных налоговых ставок. Предельная ставка налога - 2,2%.

5. Проверка обоснованности применения налоговых льгот и их соответствие действующему законодательству. Следует отметить, что в соответствии со ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения, в частности:

- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда, в свою очередь, не менее 25%, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

- организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

- организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;

- имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

- имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций субъекты РФ могут также предусмотреть дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В целях обоснованности применения налоговых льгот проверяется наличие соответствующих документов, на основании которых подтверждается правомерность использования освобождения от налогообложения.

6. Проверка правильности исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Рассмотрим алгоритм расчета налога на имущество.

- Определяется остаточная стоимость имущества организации на 1-е число каждого месяца отчетного (налогового) периода и 1-е число месяца, следующего за этим периодом (ОСим). Для этого нужно воспользоваться данными бухгалтерского учета.

Вычисляется сумма этих величин (SUMОСим) за отчетный (налоговый) период:

SUMОСим = ОСим на 01.01 + ОСим на 01.02 +... + ОСим на 01.n,

где n - месяц, следующий за отчетным (налоговым) периодом.

- Рассчитывается средняя (среднегодовая) стоимость имущества. За отчетный период определяется средняя стоимость (СРОСим), а за налоговый период (календарный год) - среднегодовая стоимость имущества (СГОСим):

СРОСим = SUMОСим(отч. пер.): (n + 1);

СГОСим = SUMОСим(нал. пер.): (n + 1),

где n - количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде;

- Исчисляется сумма авансовых платежей по налогу на имущество организаций за отчетные периоды АВ(отч. пер.): I квартал, полугодие или 9 месяцев:

АВ(отч. пер.) = СРОСим х 1/4 х Снал,

где Снал - ставка налога, установленная законом субъекта РФ по месту нахождения имущества;

- Определяется сумма налога на имущество организаций (Нупл), подлежащая уплате в бюджет по итогам года:

Нупл = СГОСим х Снал - АВI кв - АВполугод - АВ9 мес.

Если полученный результат окажется отрицательным, по итогам налогового периода сумма налога на имущество организаций подлежит уменьшению.

При расчете среднегодовой стоимости основных средств за налоговый период суммированная остаточная стоимость имущества организации на 1-е число каждого месяца календарного года и 1-е число следующего года делится на 13 (общее количество месяцев в году, увеличенное на единицу).

В отчетных периодах полученную сумму остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца нужно разделить: в I квартале - на 4; в полугодии - на 7; за 9 месяцев - на 10.

Если организация начала хозяйственную деятельность в календарном году или приобрела (реализовала) имущество в течение года, может возникнуть вопрос о том, какой показатель должен приводиться в знаменателе формулы расчета среднегодовой стоимости имущества. В знаменателе приводится общее количество месяцев в календарном году ввиду того, что налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость имущества организации, то есть средняя стоимость имущества за год, а не за все время деятельности организации или за период нахождения у нее основного средства.

7. Оформление результатов камеральной налоговой проверки по налогу на имущество организаций.

Если в ходе камеральной налоговой проверки будут выявлены ошибки налогоплательщика в оформлении документов или противоречия между сведениями в представленных документах, то налоговый орган сообщит об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в течение пяти рабочих дней. Следует отметить, что в настоящее время предусмотрено составление акта проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика установлен факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах. Акт должен быть составлен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Налогоплательщик в течение 15 дней с момента получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Налоговый орган извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщика, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: либо о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...