Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические положения




ИССЛЕДОВАНИЕ ШУМА ОТ ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Цель работы

 

Ознакомиться с прибором для измерения шума, приобрести навыки по измерению и расчету шумового дискомфорта от транспортных магистралей.

В работе необходимо:

- ознакомиться с устройством шумомера, принципами его работы;

- изучить методику определения шума от транспортных потоков;

- получить практические навыки в проведении измерений шума от транспортных потоков;

- оценить соответствие измеренных значений нормативным.

 

Основные теоретические положения

 

Физическим загрязнением называют загрязнение, которое связано с изменением физических параметров среды: шумовых, радиационных, световых, температурных, электромагнитных, и т.п.

Шум – это случайное сочетание звуков различной интенсивности и частоты. понятие «шум» охватывает любой звук, который может вызвать потерю слуха или быть вредным для здоровья, или опасным в другом отношении. С физиологической точки зрения шум – это всякий неблагоприятно воспринимаемый звук. Шум воспринимается человеком как неприятно действующее беспорядочное сочетание звуков, которые являются следствием колебания частиц воздуха механического (вибрация упругих эле­ментов и машин) или аэродинамического (обтекание воздухом или газом тел с большой скоростью) происхождения.

Основными параметрами, характеризующими шум, являются [1]:

- звуковое давление Р, Па;

- интенсивность звука I, Вт/м2.

- частота колебаний f, Гц;

- мощность W, Вт;

- длина звуковой волны l, м;

- скорость распространения волны с, м/с.

Практически плохо слышимые звуки имеют частоту более 10 000 Гц. Поэтому безопасный (допустимый) уровень шума нормируется в диапазоне 20–10 000 Гц, который разбивается на 9 октав или октавных полос. Октава – это участок частотного диапазона, у которого частота верхней границы f2 в 2 раза больше частоты нижней границы f1,т. с. f2 = 2f1. На практике вместо верхней и нижней границы октавы пользуются ее среднегеометрической частотой . Допустимые уровни звука нормируются в октавах со среднегеометрическими частотами 16; 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц. Создаваемые в этом диапазоне звуки называются шумовым спектром.

По спектральному составу, в зависимости от преобладания звуковой энергии в соответствующем диапазоне частот различают низко- (до 350 Гц), средне- (до 800 Гц)и высокочастотные (более 800 Гц) шумы, по временным характеристикам – постоянные и непостоянные (колеблющиеся, прерывистые и импульсные), по длительности действия – продолжительные (изменение за смену уровня не более чем на 5 дБА) и кратковременные (более 5 дБА), по спектру – широкополосные (непрерывный спектр более 1 октавы) и тональные (превышение звука в одной октаве на 10 дБА и более). Наиболее неблагоприятные – тональные, средние и высокочастотные, а также непостоянные (кратковременные) шумы [1].

Звуковая волна переносит кинетическую энергию, средний поток которой за единицу времени через единицу поверхности, перпендикулярной к направлению распространения волны, называется интенсивностью I (Вт/м2).

Звуковое давление – это переменная составляющая Р давления в среде, в которой создано звуковое поле. Между силой звука и звуковым давлением существует зависимость

, (1)

где V – мгновенная скорость колебаний звуковой волны, м/с.

Так как разница между порогом слышимости и болевым порогом очень велика, то, чтобы при расчетах не пользоваться большими числами, было предложено вместо абсолютных значений использовать относительные логарифмические уровни интенсивности звука и звукового давления в белах (Б)

, (2)

где I, Io – интенсивность звука соответственно в данной точке и пороговая;

Р, Ро – звуковое давление соответственно в данной точке и пороговое.

Если акустическое поле не ограничено поверхностью и распространяется практически до бесконечности, то такое поле называют свободным акустическим полем.

Все методы измерения шумов делятся на стандартные и нестандартные.

Стандартные измерения регламентируются соответствующими стандартами и обеспечиваются стандартизованными средствами измерения. Величины, подлежащие измерению, также стандартизованы.

Нестандартные методы применяются при научных исследованиях и при решении специальных задач.

Измерительные стенды, установки, приборы и звукоизмерительные камеры подлежат метрологической аттестации в соответствующих службах с выдачей аттестационных документов, в которых указываются основные метрологические параметры, предельные значения измеряемых величин и погрешности измерения.

Стандартными величинами, подлежащими измерению, для постоянных шумов являются [2]:

– уровень звукового давления Lp, дБ, в октавных или третьоктавных полосах частот в контрольных точках;

– корректированный по шкале А шумомера уровень звука LA, дБА, в контрольных точках.

При этом для тонального постоянного шума используются допустимые уровни в конкретной октаве. Для непостоянного шума введены эквивалентный и максимальный уровни. Эквивалентный уровень Lэкв определяется из условия равенства энергии условного (эквивалентного) постоянного широкополосного шума, имеющего то же среднеквадратичное звуковое давление, что и реальный непостоянный шум:

, (3)

где ti – относительное время действия шума, %;

Li – уровень шума, дБА.

Для непостоянного шума нормируется эквивалентный и максимальный уровни одновременно.

Шумоизмерительные приборы – шумомеры – состоят, как правило, из датчика (микрофона), усилителя, частотных фильтров (анализатора частоты), регистрирующего прибора (самописца или магнитофона) и индикатора, показывающего уровень измеряемой величины в дБ. Шумомеры снабжены блоками частотной коррекции с переключателями А, В, С, D (А – характеристика, приближающаяся к частотной характеристике чувствительности человеческого уха; В, С – характеристики, использующиеся при измерении громких звуков, для которых чувствительность человеческого уха меньше изменяется в зависимости от частоты; D – характеристика, используемая при измерении шумов самолетов) и временных характеристик c переключателями F (fast) – быстро, S (slow) – медленно, I (pik) – импульс. Шкалу F применяют при измерениях постоянных шумов, S – колеблющихся и прерывистых, I – импульсных.

По точности шумомеры делятся на четыре класса 0, 1, 2 и 3. Шумомеры класса 0 используются как образцовые средства измерения; приборы класса 1 – для лабораторных и натурных измерений; 2 – для технических измерений; 3 – для ориентировочных измерений. Каждому классу приборов соответствует диапазон измерений по частотам: шумомеры классов 0 и 1 рассчитаны на диапазон частот от 16 Гц до 16 кГц, класса 2 – от 20 Гц до 8 кГц, класса 3 – от 31,5 Гц до 8 кГц [3].

Основными источниками шума являются все виды транспорта (и прежде всего авто- и железнодорожный), промышленные предприятия и бытовое оборудование (включая звуковую аппаратуру), существенно влияющие на состояние человеческого организма, работоспособность индивидуумов и целых коллективов [4] – [7].

Шум вызывает повышенную утомляемость, снижение умственной способности, развитие сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. В районах воздействия транспортных потоков (прежде всего – в больших городах) шум, по мнению ученых, сокращает продолжительность жизни на 8–12 лет. Установлено, что уровень шума в 90–100 дБА при длительном воздействии не только вызывает постепенное ослабление слуха, но и способствует заболеваниям щитовидной железы, повышению уровня холестерина в крови, возникновению язвенной болезни. После 10 лет проживания в условиях постоянного воздействия шумов с уровнем 80 дБА и выше (что соответствует уровню шума, создаваемому интенсивным движением по четырехполосному городскому проспекту) отмечается значительный рост общей заболеваемости населения. Всё это заставляет ограничивать уровни шума – нормировать их на территории жилой застройки, в помещениях и на рабочих местах – [8, 10].

Санитарные нормы устанавливают предельно допустимые уровни (ПДУ) звука (звукового давления) для различных зон и в разное время суток (табл. 9.1).

Для постоянных шумов нормируются уровни звукового давления LPi (дБ) в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 16, 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц. Нормируемыми параметрами прерывистого и импульсного шума в расчетных точках следует считать эквивалентные (но энергии) уровни звукового давления Lэкв в дБ в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 16, 31,5, 63, 125, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц.

Для непостоянных шумов нормируется также эквивалентный уровень звука в дБ(А) [1].

Допустимые уровни звукового давления для рабочих мест служебных помещений и для жилых и общественных зданий и их территорий различны. Нормативным документом, регламентирующим уровни шума для различных категорий рабочих мест служебных помещений является ГОСТ 20444–85 [9], для жилых и общественных зданий и их территорий следует принимать в соответствии со санитарными нормами по шуму СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и СНиП 23-03 – 2003 [8].

Допустимые уровни звукового давления (эквивалентные уровни звукового давления) в дБ в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА для жилых и общественных зданий и их территорий следует принимать в соответствии с санитарными нормами по шуму. Нормируемыми параметрами непостоянного шума (именно такой шум создается транспортными средствами) являются эквивалентные (по энергии) уровни звука (шума) , дБА и максимальные уровни звука (шума) , дБА. Оценка непостоянного шума на соответствие допустимым


Допустимые уровни звука (шума)

Таблица 9.1

Назначение помещений или территорий Время суток Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц Уровни звука LА и эквивалент-ные уровни звука , дБА Максимальные уровни звука , дБА
31,5                
                         
1 Палаты больниц и санаториев, операционные больницы 7–23 ч                      
23–7 ч                      
2 Кабинеты врачей поликлиник, амбулаторий, диспансеров, больниц, санаториев                        
3 Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитории школ и других учебных заведений, конференцзалы, читальные залы библиотек                        
4 Жилые комнаты квартир, жилые помещения домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах-интер-натах 7–23 ч                      
23–7 ч                      
5 Номера гостиниц и жилые комнаты общежитий 7–23 ч                      
23–7 ч                      
6 Залы кафе, ресторанов, столовых                        
7 Торговые залы магазинов, пассажирские залы аэропортов и вокзалов, приемные пункты предприятий бытового обслуживания                        

Окончание табл. 9.1

                         
8 Территории, непосредственно прилегающие к зданиям больниц и санаториев 7–23 ч                      
23–7 ч                      
9 Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям поликлиник, зданиям амбулаторий, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, библиотек 7–23 ч                      
23–7 ч                      
10 Территории, непосредственно прилегающие к зданиям гостиниц и общежитий 7–23 ч                      
23–7 ч                      
11 Площадки отдыха на территории больниц и санаториев                        
12 Площадки отдыха на территории микрорайонов и групп жилых домов, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, площадки детских дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений                        

 

Примечание:

1 Допустимые уровни шума от внешних источников в помещениях устанавливаются при условии обеспечения нормативной вентиляции помещений (для жилых помещений, палат, классов – при открытых форточках, фрамугах, узких створках окон).

2 Эквивалентные и максимальные уровни звука в дБА для шума, создаваемого на территориях средствами автомобильного, железнодорожного транспорта в 2 м от ограждающих конструкций первого эшелона шумозащитных типов жилых зданий, зданий гостиниц, общежитий, обращенных в сторону магистральных улиц общегородского и районного значения, железных дорог, допускается принимать на 10 дБА выше (поправка D = + 10 дБА), указанных в позиции 12 и 13 табл.


уровням должна производиться одновременно по обоим параметрам и превышение хотя бы одного из них должно рассматриваться, как несоответствие санитарным нормам. В СН приводятся также уровни звукового давления в октавных частотах, но для непостоянного шума они не являются нормируемыми, а используются только при анализе и расчетах звукоизоляции.

По СНиП 23-03 – 2003 [10] оценка уровней шума, создаваемого автодорогой, производится по уровню звука (дБА), который наиболее точно отражает воздействие транспортного шума на организм человека. Согласно ГОСТ 20444 – 85 [9] в качестве шумовой характеристики транспортного потока используется эквивалентный уровень звука на расстоянии 7,5 м от первой полосы движения.

Уровень звука (УЗ) потока автотранспорта определяется интенсивностью движения на данной полосе Nа (шт/ч) и составом движущихся машин (долей грузовых автомобилей %), а также их скоростью n (км/ч) и расстоянием от источника шума (оси движения) до интересующего объекта (или места измерения) r0 (м). При необходимости УЗ пересчитывают на другое расстояние r [11]:

, (4)

где DLрас – поправка на снижение УЗ в зависимости от расстояния между источником звука и расчетной точкой, дБА

(5)

Здесь r – расстояние от источника звука до расчетной точки (РТ) или экранирующего препятствия, м.

, дБА, (6)

где Na – шт/ч; n – км/ч; – %.

Расчёты справедливы для расстояния r = 7,5 м, для движущегося потока (n > 10 км/ч) при любых долях грузовых машин в потоке (при = 100 % Þ lg( + 1) = 2; при = 0 Þ lg( + 1) = 0). Для остановленного потока принимается равным уровню шума от одной машины. Интенсивность движения Nа берётся для одной полосы.

Максимальный уровень шума потока автотранспортных средств при расчетах принимается на 15 дБА большим, чем эквивалентный:

. (7)

Значение по формуле (4) сравнивается с допустимыми для данного объекта и определяются величины акустического дискомфорта (DLдиск > 0):

, дБА. (8)

Основным методом борьбы с шумом является улучшение конструкции машин (более жесткие технологические требования) и градостроительные мероприятия:

- уменьшение дисбаланса роторов;

- установка глушителей;

- переход на электротягу (для рельсового транспорта) и применение гибридного (с электрическим двигателем) автотранспорта;

- улучшение стыковки рельсов (для рельсового транс­порта), установка амортизирующих прокладок, гребнесмазывателей и др.;

- применение тоннельных (или полутоннельных – углубленных) развязок, позволяющих уменьшить внешний шум без снижения скоростей;

- применение усиленных стеклопакетов и раздельных оконных пе­реплетов, а также снижения площади остекленных поверхностей для домов вдоль транспортных магистралей;

- применение при строительстве автомагистралей шумогасящих покрытий;

- установку комплексных шумогасящих зеленых экранов вдоль и по центру наиболее напряженных магистралей, а также вертикального озеленения домов.

Очень важно уменьшить мощность шумовых источ­ников за счет оптимального размещения предприятий, создания объездов, развязок – на основе шумовых карт.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...