Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты и выводы исследования

Методологический раздел

Объект исследования. Студенты 1 курса очной формы обучения ПГПУ им. В.Г. Белинского.

Предмет исследования. Процесс адаптации первокурсников 2012 к студенческой жизни.

Цель исследования. Повышение эффективности учебной и воспитательной работы со студентами-первокурсниками

Задачи исследования. Выяснить:

1.4.1. число и процент студентов не сумевших адаптироваться к студенческой жизни;

1.4.2. к чему сложнее всего привыкнуть студентам-первокурсникам в студенческой жизни;

1.4.3. что, по мнению первокурсников, могло бы помочь им в процессе адаптации;

1.4.4. роль куратора в студенческой жизни первокурсников;

1.4.5. степень удовлетворенности первокурсниками организацией учебного процесса, качеством преподавания, обеспеченностью учебно-методической литературой, отношениями с преподавателями и в группе и т.д.

1.5. Гипотезы исследования.

1.5.1. в своем большинстве первокурсники оценивают процесс адаптации к студенческой жизни как недолгий и нетрудный;

1.5.2. в своем большинстве первокурсники считают, что сложнее всего привыкнуть к форме проведения учебных занятий в университете;

1.5.3. в своем большинстве первокурсники считают, что адаптации из внешней среды ничего не может помочь, так как все зависит от самого первокурсника.

1.6. Интерпретация и операционализация основных понятий.

Интерпретация ключевых понятий

Адаптация первокурсника к студенческой жизни – процесс включения первокурсника в студенческую жизнь, привыкания его к микроклимату учебной группы, форме проведения учебных занятий, определенной учебной нагрузке, процесс психологического включения в атмосферу студенческой жизни.


  1. Методический раздел

Методы сбора информации. Инструментарий. Метод сбора социологической информации – опрос. Вид опроса – анкетирование. Инструментарий – анкета.

План проведения исследования.

 

Наименование мероприятий Сроки исполнения Ответственные за исполнение
  1.   2. 3. I. Этап подготовки к полевому исследованию
Составление программы и инструментария исследования Составление выборки Тиражирование анкет Сентябрь     Ставицкая Е.И. Баткаева Е.Р. Бахтеева Ф.Р. Студенты 3,4,5 курса
  1. II. Этап полевого исследования
Массовый сбор первичной информации   Сентябрь-октябрь Ставицкая Е.И. Баткаева Е.Р. Бахтева Ф.Р. Студенты 3,4,5 курса
  1. 2. 3. III. Обработка первичной информации
Подготовка анкет к обработке Ручная обработка информации Ввод информации в компьютер Октябрь Ставицкая Е.И. Баткаева Е.Р. Бахтева Ф.Р. Студенты 3,4,5 курса
  IV. Анализ результатов, подготовка выводов и рекомендаций
1.   2. Анализ и подготовка предварительного отчета Подготовка окончательного отчета, выводов и рекомендаций   Ноябрь Ставицкая Е.И. Баткаева Е.Р. Бахтева Ф.Р. Студенты 3,4,5 курса

 

Выборка

 

Объем выборки Тип выборки Единица наблюдения География
  Стратифицированная (по факультетам) студент ПГПУ

Результаты и выводы исследования

В анкетировании приняло участие 210 студентов-первокурсников ПГПУ им. В.Г.Белинского. Из них: 78% девушек и 22% юношей, 34% проживают дома с родителями, 29% проживает в общежитии; 22% снимает квартиру, 12% снимает комнату; 28% респондентов оценивает свое материальное положение следующим образом: «Мы можем купить основную бытовую технику, но на машину нам денег не хватает», такой же % респондентов ответили на данный вопрос следующим образом: «Наших сбережений хватает на все, кроме квартиры или загородного дома»,16% хватает денег на еду и одежду, но купить телевизор, холодильник или стиральную машину будет сложно, у 10% студентов достаточно денег на еду, но купить одежду- серьезная проблема, для 11% этот вопрос вызвал затруднение, у оставшихся 7% нет никаких финансовых затруднений. Большая часть опрошенных первокурсников – 47% – перед поступлением в вуз обучалась в учебных заведениях СПО, 24 %- в ПТУ, 14% окончили гимназию, лицей, 10%- общеобразовательную школу, 5% -другой вуз.

Для абсолютного большинства опрошенных адаптация к обучению в вузе прошла незаметно – для 47% респондентов он был нетрудным и недолгим, для 24% – адаптация вовсе и не требовалась, и они сразу почувствовали себя студентами. Впрочем, для 14% адаптация проходила тяжело, а для 10% вообще еще не завершилась (см. Приложение Вопрос 1). В данном вопросе есть особенность распределения по факультетам. Так, процесс адаптации был нетрудным и недолгим для студентов ИФ (62%), ФМФ (57%), ФССР и ФИЯ (52%).

Наибольшую сложность у первокурсников вызывают требования преподавателей – 38% и большая учебная нагрузка – 37%. Также первокурсникам было сложно привыкнуть к различным формам проведения занятий – 28%, к новым условиям проживания вдали от родственников и друзей – 21%. Проще всего адаптироваться оказалось к сокурсникам – 18%. (см. Приложение Вопрос 2). На большую учебную нагрузку большинство студентов жалуется на ФФК (47%),ФССР,ФП,ЕГФ(43%). Недовольных требованиями преподавателей большинство на ФФК (57%).

Самой сложной формой учебных занятий для первокурсников является семинар – 35%. Данный вариант ответа выбрало большинство на всех факультетах. На втором месте – лекции – 18%, на третьем практические и лабораторные занятия – 13%. Однако 23% респондентов довольно легко привыкли ко всем формам учебных занятий (см. Приложение Вопрос 3).

В процессе адаптации первокурсникам, по их же мнению, в наибольшей степени может помочь благоприятный микроклимат в группе (данный вариант ответа отметили 38% опрошенных) и участие в общественной жизни университета, факультета (21%). Впрочем, 28% респондентов отметили, что ничего не поможет помочь в адаптации, поскольку все зависит от личности самого первокурсника. Интересно, что первокурсники редко ориентированы на помощь в данном вопросе людей, которые «призваны» помогать в таких случаях – лишь 7% возлагает надежду на активную деятельность куратора в данном направлении и 5% – на поддержку психолога (см. Приложение Вопрос 4).

Кураторы играют особую роль в университетской жизни первокурсников, поэтому в анкете предлагалось оценить респондентам их деятельность. 14% считает, что куратор необходим отдельным студентам и 10% –каждой группе. 47% опрошенных первокурсников не находят особой значимости в существовании кураторства. А 24% опрошенных респондентов вообще не знает, кто такой куратор (см. Приложение Вопрос 5).

Также первокурсникам предлагалось оценить, что же из представленного (см. Анкету Вопрос 6) куратор должен делать и реально делает. Самыми популярными вариантами ответа из перечня того, что куратор должен делать являются: оказание помощи в учёбе (161 человек), разрешение социально-психологических проблем в студенческой группе (142 человека), оказание помощи в проведении культурно-массовых мероприятиях (134 человека).

По поводу фактически осуществляемых функций кураторами студенты ответили, что куратор участвует в разрешении социально-психологических проблем в группе(142 человека), куратор оказывает помощь в проведении культурно-массовых мероприятий (134 человека), осуществляет контроль за посещаемостью и дисциплиной ( 102 человека), неформально общается со студентами (130 человек). Куратор действительно оказывает помощь в учёбе (161 человек), объясняет содержание профессиональной деятельности (113 человек), занимается пропагандой ЗОЖ (110 человек). (см. Приложение Вопрос 6.1. – 6.2.).

Опрошенные должны были отметить удовлетворенность или неудовлетворенность некоторыми аспектами учебно-воспитательной деятельности. Большинство респондентов удовлетворено качеством преподавания (51%), по всем представленным критериям: набором и содержанием учебных дисциплин (42%), отношениями в группе (42%), возможностью заниматься спортом (40%), организацией массовых мероприятий (36%), возможностями для художественного творчества (31%), отношениями с преподавателями (31%), а также технической оснащённостью аудиторий (17%). Всего лишь 17% респондентов удовлетворены бытовыми условиями в вузе. 25 % студентов удовлетворены условиями питания в вузе и 18%-условиями для полноценного досуга (см. Анкету Вопрос 7.).

Таким образом, первая гипотеза исследования подтвердилась – в своем большинстве первокурсники оценивают процесс адаптации к студенческой жизни как недолгий и нетрудный (48%) и 25% отметили, что адаптации вообще не требовалось. Причем данная тенденция имеет место быть на протяжении последних лет, что фиксировалось в предыдущих аналогичных исследованиях.

Вторая гипотеза – в своем большинстве первокурсники считают, что сложнее всего привыкнуть к форме проведения учебных занятий в университете – не подтвердилась. Оказалось, что первокурсникам сложнее привыкнуть к требованиям преподавателей (38%) и большой учебной нагрузке (37%). Что также было отмечено в предыдущих годах.

Третья гипотеза – в своем большинстве первокурсники считают, что адаптации из внешней среды ничего не может помочь, так как все зависит от самого первокурсника – также не подтвердилась. По мнению первокурсников, процессу адаптации в большей степени может помочь благоприятный микроклимат в группе (такой вариант ответа выбрали 38% респондентов). Впрочем, не редко отмечалась и значимость самой личности и деятельности первокурсника в процессе адаптации (28%).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...