Стимуляция речевого развития у детей с нарушениями слуха.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Одной из основных задач комплексной реабилитации этих детей является развитие речи и логического мышления. Речь у неслышащих детей не может развиваться спонтанно, пытаются заменить её отсутствие мимикой, жестами, дактилем, чтением с губ. Однако для полноценного развития необходимо сформировать у ребёнка с нарушенным слухом потребность в речевом общении с окружающими. Очень важно ранее начало коррекционной работы. Тем самым мы можем предупредить аномальное развитие мышления детей и нарушение в познавательной деятельности неслышащих детей. В программу специального обучения и воспитания детей с нарушениями слуха включены учебные предметы направленные на формирование речевых навыков.
10. Задачи развития речи в детском саду. Условия благоприятного речевого развития детей. Основные задачи: 1) развитие словаря детей, происходит в процессе ознакомления детей с окружающим. Педагог в соответствии с программой возрастной группы подбирает новые слова, необходимо заботиться о том, чтобы не только знали и понимали слова, но и активно использовали их в речи; 2) формирование грамматической культуры речи, педагог должен научить детей приёмам словообразования, словоизменения, учить детей составлять различные типы предложений; 3) восприятие звуковой культуры речи, овладение звуковым строем языка, правильным звуко и слого произнесением, работа над ударением, формирование выразительности речи и воспитание культуры поведения во время разговора; 4) формирование разговорной речи, учить детей слушать и понимать обращённую к ним речь, развиваем умение поддерживать разговор, учим отвечать на вопросы и самостоятельно задавать; 5) обучение детей рассказыванию, дети должны научиться рассказывать об увиденном, пересказывать тексты, уметь составлять рассказы из личного опыта, творческие рассказы; 6) ознакомление детей с художественной литературой, учим детей понимать художественное произведения, запоминать их содержание, высказывать своё отношение к событиям, героям, обосновывать своё мнение о поступках героя, чертах их характера, учат рассказывать небольшие стихи, любить книги и бережно к ним относиться; 7) подготовка к обучению грамоте.
Все эти задачи решаются в ДОУ комплексно, но не все одновременно. В младших группах вводится работа по решению пяти задач. А в подготовительной группе решаются все 7 задач. Условия развития речи. Речевое развитие это сложный процесс, который зависит от многих факторов: 1)речь педагога- правильная, богатая, насыщенна эпитетами, фразеологизмами, эмоциональная и доброжелательная; 2) обстановка и условие в которых живут и воспитываются дети, чем младше ребёнок, тем важнее для него предметная среда и речевое окружений; 3)обучений, педагогический процесс, во время которого дети учатся усваивать определённый круг знаний об окружающем, при этом важно учитывать возраст, речевые возможности и способности детей; 4) занятия, обучение родному языку должно носить практический характер, т.е дети должны не только слушать педагога, но и сами упражняться в использовании словарных шаблонов. При этом необходимо отмечать строгую логичность в порядке познавательных материалов, широко использовать наглядность, важно сочетать слова педагога с речевой деятельностью детей. На занятиях по развитию речи работа над речью детей должна быть в центре внимания педагога, большое внимание речевому развитию уделяется и на неречевых занятиях. Важным условие является также 5)общение с родными и взрослыми; 6) ознакомление с художественной литературой.
1 младшая группа: учить согласовывать существительные и местоимения с главными, употреблять глаголы в будущем и прошлом времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов(кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов. 2 младшая группа: продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами. Учить употреблять в речи существительные в форме ед.ч и мн.ч., обозначающих животных и их детёнышей; форму мн.ч существительных в Р.п. Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слов. Учить получать из нераспространённых простых предложений распространённые путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами. Средняя группа: предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словами, поощрять словотворчество, тактично подсказывать им общепринятый образец слова. Продолжать учить детей согласовывать слова в предложения. Совершенствовать умения правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму мн.ч существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в И.п и В.п; правильно употреблять форму мн.ч Р.п существительных. Учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (ляг, лежи, поезжай беги), несклоняемые существительные (пальто, кофе). Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. Подготовительная группа: вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов, в соответствии с контекстом высказывания. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Формировать элементарное представление о предложениях, их структуре. Помогать правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения этих частей. Старшая группа: продолжать умение согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательными с существительными. Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предложить возможность самостоятельно её исправить. Знакомить с разными формами образования слов. Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками. Учить детей правильно употреблять существительные мн.ч в и.п и в.п; глаголы повелительного наклонения; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчинённых предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь- не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях, но и достижение ребёнка в овладении родным языком Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления. В коррекционной речевой работе с детьми с нарушениями в развитии обучение связному высказыванию является основной задачей логопедического воздействия. Формирование данного навыка у детей возможно при условии развития фонематических и лексико- грамматических умений и функций.
Задачи работы при обучении детей рассказыванию по картинке: 1) учить понимать и рассматривать содержание картины; 2) воспитывать правильное отношение к тому, что изображено на картине через развитие логического мышления и воображения; 3) развивать навыки составления рассказа по картине, подбирая словесный материал для наиболее точного раскрывания содержания картины. В деском саду 2 вида занятий по картине:1) рассматривание картин-1,2 и ср. группа; 2)составление рассказов- ср, стар и подгот. группы. Обучение рассказу по картине предполагает 3 этапа: 1) в младших группах осуществляется подготовительная работа к рассказыванию по картине. Цель: обогатить словарь детей, активизировать речь научить рассматривать картину, отвечать на вопросы, в основе работы лежит диалоговая речь; 2) в средней группе дети учатся и рассматривать и составлять описательный рассказ. На первом занятии дети рассматривают картину, на втором по этой же картине дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ; 3) в старшой и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине, поощряется творчество и разнообразие рассказов. Типы и серии картин: предметные картинки(куклу); предмет в действии(кукла спит в кровати); сюжетные картинки; пейзажные картинки; натюрморт. Картины должны быть крупного размера, графически грамотные, что бы содержание картины было доступно детям. Виды рассказывания по картине:1) по настенным названиям: а)сюжетные рассказы, б)пейзажные описания, в)натюрморт; 2) картинки, открытки, иллюстрации: а) описание предметных картинок, б) по сюжетным картинкам, которые изображают объекты в действии; 3) картинки с последующим развивающимся событием. Методик проведения занятий: во всех возрастных группах перед рассмотрением картины проводится предварительная работа. В структуре занятий по картине вступительная и заключительная части в разных возрастных группах схожи, но основная часть имеет свою возрастную специфику. 1 Вступительная часть. Цель: подготовить детей к восприятию картины. Приёмы: вступительное слово педагога, обыгрывание предметов, изображённых на картине, создание проблемных ситуаций, использование стихов, загадок, небольших рассказов по теме, прослушивание музыки, наблюдение за живыми объектами, либо просмотр видео сюжетов. 3 заключительная часть. Если комплексное занятие то можно использовать рисование, лепку, аппликацию, дидактические игры на уточнение словаря, игры по звуковой культуре речи, на формирование грамматического строя речи. Требование к рассказам: 1) в 1,2 мл. группе 4-6 предложений, в средней 7-8, к концу года до 7- 13, в старшей от 8 до 13, в подготовительной более 13.; 2) рассказ должен иметь завязку, лучше если она несёт эмоциональный характер(ПР: решили дети катать шары. Подарили детям поезд! Ну и поезд!);3) рассказ заканчивается фразой, которая ярко передаёт настроение картины или передаёт отношение ребёнка к ней, можно использовать прямую речь (мальчик любит свою лошадку. Он говорит ей: «Пей лошадка, пей»); 4)образец рассказа педагог составляет заранее и опираясь на образец составляется беседа; 5) в рассказе отличать действующих лиц,их взаимоотношения и действия. 2 основная часть. Первая младшая группа. Этапы: 1) первичное созерцание картины; 2) предварительный рассказ педагога по картине, по этому рассказу будут заданы вопросы во время беседы по картине; 3) рассмотрение и беседа по содержанию картины. Главный метод- вопросы. В начале задаются вопросы на выявление действующих лиц(кто? Что?). Далее вопросы о действиях объекта (что делает?). Затем на имитацию движений (покажите?).Далее используется приёт речевого подражания (Скажи! Повтори как я!). Вопросы требующие простейших выводов или сопоставления фактов. Создание проблемной ситуации для активизации словаря. 4) завершающий рассказ педагога, можно использовать приём совместного рассказывания. Вторая младшая группа. Этапы: 1) первичное созерцание картины; 2) беседа по картине. Вопросы:- которые помогают ребёнку уяснить общий смысл картины, заключающийся в названии; -которые способствуют целенаправленному описанию предметов, явлений (ПР: картина «дети играют в кубики». Что строят мальчики? А что девочки? Кому везёт кубики мальчик? Для чего детям эти кубики?); -которые дают детям возможность высказать своё умозаключение: а) требующие сопоставления фактов и простейших выводов; б) мобилизующие личный опыт детей; в) требующие предположения, выхода за пределы изображения.; 3) обобщающий рассказ педагога по картине. Средняя группа. Проводится 2 занятия по одной и той же картине. Первое занятие. Проходит рассмотрение картины по схеме 2 мл. группы, есть усложнения: 1) указания и вопросы требуют от детей более распространённого ответа(ПР: картина «играем в поезд». Кто в этой игре девочка? Расскажи о ней?). Но распространённый ответ на такой вопрос готовится педагогом: сначала ведётся разговор о мальчике- регулировщике по подробным вопросам. Отрабатываются новые слова. После того как дети всё рассказали о мальчике по подробным вопросам, педагог задаёт вопрос о девочке, предлагая рассказать всё о ней. 2) серьёзное внимание уделяется образности языка. Необходимо учить видеть необычное в обычном. 3) серьёзное внимание уделяется раскрытию психического состояния персонажей, их взаимоотношения. Второе занятие. Составление рассказа. Во вступительной части педагог в традиционной форме вносит картинку и настраивает детей на составления рассказа. Основная часть: 1 этап- образец рассказа даёт педагог, 2 этап- рассказы детей (4-6). Если в ходе рассказа педагог задаёт ребёнку 2-3 дополнительных вопроса, делает 2-3 подсказки, то ребёнку предлагается повторить рассказ. Если после нескольких рассказов начинается перечисление персонажей или предметов, следует повторить образец, используя приём совместного рассказывания. Обычно этот этап заканчивается рассказом взрослого(игрового персонажа по картине). Старшая группа. Этапы: 1) сообщение целей занятия,показ картины и первичное созерцание. Дать детям возможность перед началом беседы рассматрет картину в течении 1-2 минут, молча без комментариев.2) беседа по картине.
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На них, а также при руководстве другой речевой деятельностью детей воспитатель оперирует специфичными приемами обучения. Приемы словарной работы: Приемы словарной работы должны помочь детям выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным. Называние (или образец произношения) нового или трудного слова — активный прием обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова.
Старшая группа. Закреплять правильное, отчётливое произношение звуков. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р. Продолжать формировать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начала, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи. 2 младшая группа. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и несколько согласных звуков в следующей последовательности: п-б- т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный тембр речи, интонационную выразительность. Учить отчётливо произносит слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Средняя группа. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих, сонорных (р, л) звуков. Продолжать развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работать над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Подготовительная группа. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с этим звуком в предложении, определят место звука в слове. 1 младшая группа. Упражнять в отчётливом произношении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Ознакомление с окружающим и развитие речи – это дисциплина, изучающая во-первых, особенности познавательной деятельности и речевого развития детей, во-вторых, систему воспитательно-образовательных и коррекционных воздействий, способствующих формированию правильных речевых навыков у детей. Данная дисциплина является составным звеном коррекционной педагогики, которое активно развивается в последние годы в нашей стране. Теоретические основы были заложены Кащенко, Выготским, Ушинским. Цель - оказание помощи педагогам в решении задач формирования речи у детей с отклонениями в развитии. Задачи: 1)коррекция имеющихся отклонений в развитии речевых нарушений, психических процессов, нарушений моторики, коммуникативных навыков; 2)разработка, обоснование и внедрение методов и приемов стимуляции речевого, умственного и физического развития детей; 3)разработка специальных индивидуальных и групповых методов, программ для коррекции нарушенных речевых функций, познавательных способностей с учетом его психического и физического развития; 4)решение вопросов сотрудничества в коррекционно-образовательном процессе образовательного учреждения и семьи; 5)разработка и пропаганда методов и приемов профилактики речевых нарушений у детей. Все задачи должны учитываться и решаться в ходе коррекционной работы. Большое значение имеет ранее педагогически-лечебное воздействие, которое направлено на развитие моторики, речи, коммуникативного поведения. Органическое поражение ЦНС приводит к нарушению звукопроизношения, а также к расстройствам дыхания, голоса, просодики речи. При ДЦП речевые нарушения имеют дизартрические компоненты, поэтому логопедическое воздействие зависит от формы дизартрии, уровня речевого развития ребенка, возраста и индивидуальных особенностей. Основные задачи речевой работы при ДЦП: 1)развитие ощущений артикуляционных поз и движений; 2)предупреждение оральной дизпраксии; 3)развитие общей моторики, мелкой моторики кистей пальцев рук, артикуляционной моторики. Специфика проведения речевой коррекционной работы с данной категорией детей в том, что она ведется в сочетании с артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, ЛФК и медикаментозным воздействием.
Занятия – форма организации обучения, открывающая детям, что надо видеть, как видеть и как действовать. Занятия можно разделить по признакам: 1. по содержанию (посвященные решению одной речевой задачи и комбинированные занятия, где решаются несколько речевых задач) Например: Составление рассказа по картине. Обогащение словаря и грамматического строя; 2. По дидактическим целям (По сообщению нового материала; по закреплению ЗУН; итоговые занятия; комбинированные занятия); 3. По способам проведения (занятия беседы, экскурсии, чтение, инсценировки, комбинированные занятия) Требования к занятиям: 1. К каждому занятию педагог должен подготовиться сам и подготовить детей. (определение программного материала, подбор и целесообразность исполнения методов и приемов, придумывание хода занятия, продумывание деятельности детей на занятии, подготовка необходимого наглядного материала). 2. Оптимальная интенсивность нагрузки на занятии. (программный материал необходимо подбирать таким образом, чтобы дети прилагали необходимые усилия при выполнении заданий, но в тоже время нельзя перегружать детей. Задания должны быть трудными, но выполнимыми). 3. Каждое занятие должно носить воспитывающий характер. (детям дается не только определенная сумма знаний, но и формируется у них элементарное мировоззрение. Не только дается материал для познания, но и развивается познавательный интерес. Не только сообщаются нравственные и сенсорные эталоны, но и обогащается умение пользоваться ими). 4. Каждое занятие должно быть эмоциональным. (интерес детей на занятии это важный союзник педагога. Прежде чем занятие начинать, нужно вызвать интерес детей и на протяжении всего занятия поддерживать его). 5. Каждое занятие должно иметь четкую структуру. Вводная часть (устанавливается связь с пройденным материалом, опытом детей, затем сообщается цель занятия. Эта часть должна быть бодрой, объяснения краткими и лаконичными. Педагог должен следить за интонацией и мимикой. В начале занятия используются сюрпризные моменты, длительность 1-7 минут). Основная часть (Детям предлагается основной материал занятия, причем наиболее сложный или новые задания берутся в начале основной части. Используется основной комплекс обучающих приемов, включается самостоятельная деятельность детей. Если на занятии дается новый материал, то познавательные этапы следует разделить след.образом: от общего главного к второстепенным деталям. Обязательно должны быть физкультминутки). Заключительная часть (короткая, эмоциональная). 6. Обязательная речевая активность всех детей на занятии, на каждом из этапов. 7. Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом. (Педагог должен обеспечить работу всех детей на занятии и каждого индивидуально. Особое внимание уделять тем, у кого плохо развита речь). 8. Правильная организация детей на занятии. (Она зависит от содержания. На занятиях по развитию речи могут быть использованы различные способы организации детей: традиционные и нетрадиционные. Но всегда нужно соблюдать гигиенические требования к занятиям: достаточная освещенность, проветренность, подбор мебели в соответствии с ростом, правильная посадка детей. Педагог должен продумать место для выполнения детьми индивидуальных занятий. Вся обстановка должна соответствовать эстетическим требованиям). 9. Учет результатов занятия. (Учет знаний и умений проводится в ходе занятия: при оценке речевой деятельности, правильности выполнения заданий, при наблюдениях за детьми. В конце педагог отмечает детей, которые хорошо усвоили речевой материал и для себя отмечает тех, у кого возникли трудности. С ними проводится дополнительная работа вне занятий). 10. Необходимость закрепления пройденного материала на занятиях по развитию речи во время проведения других занятий или в другой деятельности. (Реализовать это требование помогает тематическое планирование). Формы организации детей: индивидуальные занятия, подгрупповые, групповые и фронтальные
Требования к игрушкам: а)должны быть яркими, образными, с яркой индивидуальностью. В старшей группе – сложные(телефон, холодильник, газовая плита; б)должны быть достаточной величины, чтобы всем были видны все части предмета(высотой не менее 10см); В младших и средней группах игрушки лучше внести в группу с утра, чтобы дети могли их потрогать, рассмотреть, а на занятии в руки не давать. В старших группах дети обычно сами участвуют в подборе игрушек. в)в мл.группе на занятии описывают 2-3 игрушки, в средней – сначала одну, затем 2, потом 4,5, в старшей – от 4 до 8; г)в младших группах в начале года предпочтительно брать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду(мячи); д)игрушки можно выставить все сразу или по одной; е)перед занятием игрушки должны быть рассмотрены, можно вносить игрушки за 2-3 дня. Младшая группа Структура 1-вступительная часть (Очень короткая. Детям представляют игрушки, о которых они будут рассказывать. Педагог сразу привлекает внимание детей к активному участию в занятии, предлагает назвать знакомые игрушки. Занятие начинается с сюрпризного момента) 2-основная часть. Этапы: А)Рассматривание игрушки Основной прием – вопросы. Направленные на целостное восприятие, на выделение частей и существенных признаков, на выяснение назначения предмета, на эмоциональный отзыв ребенка об игрушке. Б)Образец описательного рассказа из 3-4 предложений дает педагог. Во втором полугодии можно использовать прием совместного составления рассказа. В)Рассказы детей (2-3) Ребенок выбирает игрушку и рассказывает о ней. (главный прием – подсказ: подсказ указание, подсказ в игровой форме – от имени игрушки) Дети составляют рассказ по образцу педагога, а не по плану. 3-заключительная часть Можно прочитать рассказ про игрушку, повести игру. Средняя группа Усложнения: в начале года следует провести 2-3 подготовительных занятия. Цель – помочь ребенку осознать, что описание проводится по определенному плану и помочь освоить этот план. Затем проводят 2-3 занятия, на котором формируют умение составлять описательные рассказы по одному объекту с яркой индивидуальностью. На следующих двух проводится поочередное рассматривание и рассказывание 2х объектов. Затем можно проводить занятия форме дидактических, сюжетных игр, когда дети самостоятельно рассказывают о предложенных игрушках. 1-вступительная часть 2-основная часть А)рассматривание игрушки Первые 3-4 занятия проходят в форме игр-инсценировок (рассматривание и беседа). Во второй половине года можно опускать этот этап. Б)педагог дает образец описательного рассказа После рассматривания он воспроизводится детьми как что-то приятное, знакомое. Концовка должна предусматривать эмоциональное общение с игрушкой. В)уточнение плана рассказа Термин план детям не дается. В начале года план дает педагог. Во втором полугодии можно уточнят с детьми. (Например: сначала я рассказала, что это за игрушка, потом какая она, объяснила почему она красивая, а в конце сказала какой секрет есть у матрешки). При необходимости после уточнения плана педагог может еще раз дать образец. Г)рассказы детей (5-7) Педагогу следует использовать следующие методические приемы: оценка, напоминание плана, дополнения, подсказ и напоминание. Лучше всего давать оценку каждому ребенку. Когда дети начинают только лишь перечислять, что есть у игрушки, следует повторить образец. 3-заключительная часть( в виде дидактической, сюжетно-ролевой игры). Старшая группа Такие занятия проводятся реже, так как требует большой предварительной подготовки. Тематикой может быть: мастерская игрушек, гараж, хохломская игрушка, дымка, магазин. В предварительной работе педагог подготавливает детей, обучает составлению вопросов о предмете и отвечать на них. 1-вступительная часть Цель: дать название игры(темы), поставить цель в игровой форме. 2-основная часть А)образец рассказа Со 2 половины года можно не использовать. В начале года рассказ состоит из 5-7 предложений, к концу до 10 и более. Б)уточнение плана В подготовительной группе можно упустить(для нормы) В)рассказы детей (до 10 рассказов) 3-заключительная часть Эмоциональная, яркая, направленная на игровые действия. Можно использовать другие виды деятельности.
Слово – основная лексическая единица, содержанием которой является понятие. Основные признаки слова: значение, звуковой состав, морфологическая структура. Словарь – структурный компонент языка, содержанием которого является названия предметов, явлений, действий, признаков, ощущений окружающей действительности. Виды словаря: 1)пассивный(слова, которые знает, но не употребляет); 2)активный(слова, которые используются в речи). Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой словарную работу в детском саду. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов). Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. В-третьих, активизация словаря. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Уровни педагогической системы: 1.морфологический(умение владеть приемами словоизменения и словообразования) 2.синтаксический(умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова). Физиологическая основа в развитии грамматического строя – динамический стереотип, т.е прочные условно-рефлекторные связи на внешние раздражители в коре головного мозга. Работа по формированию грамматического строя речи включает в себя формирование морфологической и синтаксической ее сторон. По данным исследования Гвоздева ребенок начинает усваивать грамматический строй путем подражания, поэтому важно каким рече
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|