Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое положение населения.




Процесс образования государства у арабов совпал с периодом становления феодальных отношений, однако пережитки прошлого, освященные мусульманской религией (равенство всех мусульман) оказались исключительно живучими, поэтому в Халифате не устанавливается общественный строй, присущий Европейским странам. Права и привилегии феодалов не были регламентированы в мусульманском праве. Мусульманское право не знает сословий, подобных духовенству и дворянству в европейских странах. В отличие от Западной Европы, феодальная иерархия в Халифате не сложилась как многоуровневая система вассальных отношений. Происходит разложение общины и закабаление крестьянства. Особенностью арабского государства было различие прав мусульманина и не мусульманина, например, иудеям и христианам запрещались браки с мусульманами, запрещалось иметь рабов мусульман, не разрешалось ездить на лошадях. К тому же не мусульмане платили подушный налог. Христиане и иудей пользовались автономией, руководствовались своими гражданско-правовыми обычаями, но за преступление они отвечали по мусульманскому праву. Характерная черта мусульманского права – это открытое закрепление преимуществ мусульман над неверными. В Халифате также сохранилось рабство, но широко развито не было. Правовое положение рабов не отличалось так сильно от положения свободных, как в античных государствах. Рабы могли заключать договоры, участвовать в военных походах. В случае удачи в военном походе раб, принявший мусульманство, обретал свободу.

 

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.

Источники права.

Особенность мусульманского права состоит в том, что его нормы были исключительно тесно переплетены с религиозными и этическими предписаниями. Мусульманское право – это единство положений правового, религиозного и морального характера. Этико-религиозные начала мусульманского права составляли образ жизни народа и определили своеобразие особой цивилизации. Основными источниками мусульманского права являлись Коран и Сунна. Коран – это книга, в которой записаны изречения Мухаммеда. По мнению мусульман догматиков считается, что Коран храниться на небе, а на земле люди пользуются его копией, состоящей из 114 глав и 6225 стихов. Они не представляли собой композиционного единства, то есть Коран – это конгломерат догматических, ритуальных и юридических предписаний. Собственно правовые нормы делятся на 2 категории:

1. Нормы, которые содержат ясные указания на решение каких либо судебных дел (около 100 стихов).

2. Нормы, в которых имеются лишь косвенные заключения по какому либо виду правоотношений (около 150 стихов).

В Сунне содержаться придания о решениях и наставлениях пророка, сохранившиеся в памяти учеников (приблизительно 4500 приданий), где сформулированы правила религиозного культа и нормы взаимоотношений между мусульманами.

Третий источник мусульманского права – Фетва. Это толкования шариата, данное крупными мусульманскими законоведами и представителями высшего духовенства на основе судебных прецедентов. Однако в начале 11 века было запрещено толковать Коран и Сунну в юридической области.

Четвертый источник – это Адаты. Адаты – это правовой обычай. Он мог приниматься только в случаях, когда то или иное отношение не было урегулировано Кораном, Сунной, Фетвой.

Пятый источник мусульманского права – Кануны. Это были постановления халифов.

Четвертый и пятый источник не являлись официальными источниками права, однако в реальности они сыграли определенную роль в формировании мусульманской правовой системы.

Уже в средние века мусульманское право приобретает нечеткое деление на основные отрасли:

1. Право личного статута. Основные институты этой отрасли: брак, развод, завещание, наследование по закону, обязанности по воспитанию детей, ограничение правоспособности.

2. Муамалат, который регулировал вопросы собственности, различные виды сделок, порядок исполнения обязательств и т.п.

3. Уголовное право.

4. Судебно-процессуальное право.

Право личного статута.

Право личного статута представляет собой наиболее развитую отрасль, поскольку в личном и семейном праве содержаться нормы ритуального и религиозного поведения, считающиеся самыми важными в мусульманском праве. Основным субъектом мусульманского права является семья. Власть главы семьи – неограниченная и все члены семьи были обязаны ему подчиняться. В Коране официально закреплено второстепенное положение женщины в обществе. В качестве основных субъектов брачного договора признаются мужчина (жених) и родители невесты. Главным условием заключения брака являлось согласие сторон, которые договорились о размере выкупа. Разновидностью мусульманского права являлся принудительный брак, при котором достаточно согласие только родителей. Другим необходимым условием при заключении брака признается социальное равенство сторон мусульманского вероисповедания, личная свобода, физическое здоровье, наличие источников существования у супруга. Возраст вступления в брак – достижение половой зрелости. В мусульманском праве запрещается женщинам мусульманкам выходить замуж за неверного (не мусульманина). Брак заключался в мечети муллой в присутствии 2-х свидетелей мужчин. Вместо 1 мужчины могли свидетельствовать 2 женщины. Регистрация брака в письменной форме была необязательной.

Коран допускает возможность мужчине иметь одновременно 4-х жен, а также неограниченное количество рабынь-наложниц. В случае рождения ребенка у рабыни, она перестает быть объектом купли-продажи, а после смерти хозяина отпускалась на волю.

Главной обязанностью мужа было содержание жен (жены) и детей. Помимо этого, муж был обязан постоянно проживать с женами (женой) и равномерно распределять с женами брачные ночи. Жена была обязано беспрекословно подчиняться мужу, в общественных местах носить паранджу, а в случае ослушания могла быть подвергнута закону побоям со стороны супруга, который санкционирован в Кораном.

Достаточно подробно в мусульманском праве регламентируется процедура расторжения брака. Основаниями для этого были:

1. Обнаружение существовавших до брака недостатков сторон, которые они скрывали.

2. Смерть или отступничество от ислама одного из супругов.

3. Клятва мужа именем Аллаха, в которой он отказывается от дальнейшего проживания с женой на срок более 4-х месяцев или навечно.

4. Объявление мужем проклятия по причине действительного или мнимого прелюбодеяния жены или по причине рождения ребенка, которого муж не признает своим.

5. Развод по инициативе мужа без особых причин.

6. Развод по обоюдному согласию.

Особенностью брачно-семейных отношений является то, что муж может в срок от 3-х до 7 дней после рождения ребенка отказаться от него. Мусульманское право не признает усыновления (удочерения), хотя в жизни эти явления распространены. В обязанности родителей входит воспитание и обеспечение детей на протяжении 2-х условных периодов. Первый период основную роль в воспитании играла мать. Второй период (с 6-9 лет до достижения материальной самостоятельности юношей и вступления в брак девушек). Основную роль в воспитании играет отец. Он является в это время духовным наставником и материально содержит детей.

Коран признает наследование по завещанию и по закону. Однако завещание признается в качестве вторичного основания для получения наследства. Наследуемое имущество распределялось по 4 обязательным направлениям:

· На погребение умершего.

· На уплату его долгов.

· Наследование по завещанию.

· На разделение имущества между законными наследниками.

Каждый из наследников по нисходящей линии имел право на определенную долю в наследстве.

 

Муамалат.

Мусульманское право различает движимое и недвижимое имущество. Недвижимое имущество разделяется на 5 категорий:

1. Государственные земли.

2. Икта – это земли, пожалованные знати за службу.

3. Мульк – это частновладельческие земли.

4. Земли на правах общей собственности.

5. Вакор – это земли или имущество, переданное исламским учреждениям, с которых не взимался налог.

Признавались следующие основные формы собственности:

· В результате гражданской сделки.

· В процессе наследования.

· В ходе захвата.

Главная особенность мусульманского обязательственного права – это то, что первостепенными обязанностями человека признавались обязательства перед Аллахом: необходимые молитвы, правила чистоты, уплата налогов, соблюдение поста и паломничество в Мекку (Хадж), а гражданские обязательства считались второстепенными.

Договор мог иметь как устную, так и письменную форму. Необходимыми условиями для заключения договоров были:

1. Совершеннолетие сторон (с 15 лет).

2. Личная свобода сторон и согласие при заключении сделки.

3. Вменяемость сторон.

4. Доказанность факта, что стороны не являются должниками и банкротами.

Наиболее распространены были договоры купли-продажи, найма, займа, поклажи, поставки, товарищества, дарения, пожертвования.

 

Уголовное право.

Особенностью мусульманской правовой системы было то, что любое правонарушение и уголовное преступление квалифицировались как грех, игнорирование воли Аллаха и заветов пророка, поэтому в понимании преступления содержится не только правовой, но и религиозно-этический аспект.

Преступления делились на 3 категории:

1. Преступления против Аллаха: отступничество в вере, хищение, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние.

2. Преступления против общественного строя и мусульманской общины: преступления против правителей (заговор, восстание), разбой.

3. Преступления против частных лиц: убийство, телесные повреждения и захват чужого имущества.

Существовало деление убийств или телесных повреждений на умышленные, неумышленные, случайные. Наказание предусматривало с одной стороны санкции за неисполнение религиозных предписаний, с другой стороны – возмещение нанесенного ущерба. Наказание делилось на 3 группы:

1. Наказания за преступления против Аллаха и общественного строя. Наказания этой группы лучше всего определялись в Коране и Сунне: смертная казнь, в том числе и квалифицированная, широко применялось отрезание конечностей (за кражу, например), бичевание, тюремное заключение и ссылка.

2. Наказания за преступления против частных лиц. Наказания регламентировались на основе принципа кровной мести. В случае умышленного убийства родственники убитого могли выбрать в отношении преступника одно из 3-х решений:

· Смертная казнь.

· Прощение.

· Выкуп за убийство.

Телесные повреждения наказывались по принципу талиона или уплатой выкупа.

3. Наказания этой группы не имели точного определения в Коране или Сунне. Это были не столь тяжкие преступления, например, невыполнение некоторых религиозных обязанностей, нарушение правил поведения в общественным местах и т.д. Наказания: удары плетью, лишение права носить чалму, бритье головы, бойкот общины или семьи и т.д.

 

Судебный процесс.

Судебный процесс имел состязательный характер. Судебное разбирательство осуществлялось в мечети, имело публичный характер. Главным лицом мусульманского суда являлся кади (судья). Приговор, как правило, сразу приводился в исполнение. Апелляционная инстанция отсутствовала. Отменить приговор мог только халиф или эмир.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...