Разновидности договора займа
- целевой заем с контролем займодавца за его целевым использованием (ст. 814 ГК РФ); - обязательства, оформляемые векселями и облигациями, — применяются правила о договоре займа в части, не противоречащей законодательству об этих ценных бумагах (ст. 815, 816 ГК РФ); - государственный или муниципальный заем — договор, в котором заемщиком выступает Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование (ст. 817 ГК РФ); - по соглашению сторон долг, возникший из купли-продажи, аренды имущества или иного основания, может быть заменен заемным обязательством (ст. 818 ГК РФ) По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК). Характеристика кредитного договора: Кредитный договор - разновидность договора займа, но в отличие от него он является консенсуальным, взаимным и всегда возмездным. Существенные условия договора - предмет кредита, проценты за кредит, стоимость иных банковских услуг, сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, срок договора, порядок его расторжения (ст. 30 Закона о банках и банковской деятельности). Предметом кредитного договора могут быть только денежные средства. Сторонами кредитного договора являются кредитор (банк или иная кредитная организация), имеющий лицензию Банка России на все или отдельные банковские операции, и заемщик, получающий денежные средства для предпринимательских или потребительских целей.
Форма кредитного договора – письменная (ст. 820 ГК). Срок кредитного договора может быть краткосрочным (до одного года) и долгосрочным (более одного года). Правомочия сторон кредитного договора аналогичны правомочиям сторон договора займа. Виды кредитного договора: товарный и коммерческий. Сравнение займа и кредита. Заключая договора займа или кредита, организации осуществляют операции с заемными средствами, которые можно условно разделить на три следующих этапа: Получение заемных средств: передача одной стороны другой заемных вещей или определенной суммы денег. Начисление и уплата процентов за пользование заемными средствами. Возврат заемных средств. При заключении договора займа и договора кредита у хозяйствующих субъектов возникают "долговые обязательства", то есть любые кредиты, включая товарные и коммерческие, займы. 1. Предметом договора займа могут быть деньги, в том числе в валютном эквиваленте, или другие вещи, определенные родовыми признаками (числом, мерой, весом). Предметом кредитного договора всегда являются только денежные средства. 2. Денежные средства или вещи по договору займа может передать в заем любая организация или любое частное лицо, которому на совершение этого действия не нужна никакая лицензия. Кредит же предоставляет банк или иная кредитная организация, имеющая лицензию. 3. Для оформления договора займа ГК РФ предоставляет более мягкие условия: например, при заключении договора займа между двумя физическими лицами на сумму менее 10 минимальных размеров оплаты труда, письменная форма договора займа не требуется, достаточно оформить лишь передачу денег от займодавца заемщику с помощью расписки. Для кредитного договора несоблюдение письменной формы влечет его недействительность в любом случае. 4. ГК РФ допускает беспроцентный договор займа, в случае если он заключен между физическими лицами на сумму, не превышающую 50 минимальных размеров оплаты труда. Кредитный договор же содержит обязательное требование начисления процентов, которое заложено в самом определении кредитного договора.
5. В ст.810 ГК РФ указано, что срок по договору займа может быть не установлен или определен моментом востребования займа займодавцем, д оговор кредита предусматривает выдачу кредитных средств на определенный срок, конкретно оговоренный в договоре. По общим положениям договоры кредита и займа основываются на одних и тех же принципах, однако имеют существенные различия, выполняя свою роль в гражданских правоотношениях в РФ. 34. Реорганизация юридических лиц осуществляется в таких формах, как: - слияние нескольких юридических лиц в одно; - присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому; - разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций; - выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц; - преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК). Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако все его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным (а в случаях присоединения - к существующим) юридическим лицам в порядке правопреемства, причем универсального (во всей своей совокупности). Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица. Следовательно, реорганизация юридического лица влечет появление универсального правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения или при отсутствии нового юридического лица в случаях присоединения или преобразования). При этом почти во всех случаях реорганизации (кроме присоединения) возникают новые юридические лица, в связи с чем реорганизацию можно считать способом не только прекращения, но и возникновения юридических лиц. Таким образом, при реорганизации имеет место либо прекращение юридических лиц (присоединение), либо возникновение юридических лиц (выделение), либо и то и другое (слияние, разделение, преобразование). Вместе с тем российскому праву неизвестна реорганизация, при которой юридические лица не прекращаются и (или) не возникают. Такая реорганизация, предлагаемая в литературе на базе зарубежного опыта, должна осуществляться главным образом с целью отчуждения готового бизнеса или его части путем передачи одним юридическим лицом всех или части (комплекса) своих прав и обязанностей другому или другим, уже существующим юридическим лицам <1>.
Особый случай реорганизации представляет собой преобразование, которое формально состоит в прекращении деятельности одного юридического лица и возникновении на его имущественной базе другого. Фактически же, в том числе и с имущественной точки зрения, юридическое лицо продолжает существовать, лишь меняя свою "одежду" (организационно-правовую форму). Обычно реорганизация юридического лица проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется, например, получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке <1>. В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда: - в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии) - в случаях, когда деятельность юридического лица прямо запрещена законом - в случаях, когда деятельность юридического лица сопряжена с неоднократными или грубыми нарушения ми законодательства
- в случаях, когда деятельность некоммерческой организации, в том числе общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного или иного фонда, противоречит ее уставным целям Так, в соответствии с Законом юридическим лицам, занимающим доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности антимонопольный орган может выдатьпредписание о принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких самостоятельных организаций (п. 1 ст. 19 Антимонопольного закона). При неисполнении предписания о принудительной реорганизации суд по требованию антимонопольного органа вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет такую реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК). Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого правила призвано обеспечить как универсальный характер правопреемства, так и, главное, полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не затерялись в ходе реорганизации. Процесс реорганизации вообще таит в себе значительные опасности для кредиторов - контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. п. 1 и 2 ст. 60 ГК). Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица. Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|