Организация обращения наличных денежных средств
Анализ денежных средств 3.1. Учет денежной наличности в кассе, денежных документов и переводов в пути Организация обращения наличных денежных средств Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах в качестве средства обращения и платежа, опосредующего обмен товаров. Деньги влияют на экономику согласно правилам, которыми руководствуются банки, проводя в жизнь соответствующую финансовую политику. Одной из базовых структур рыночной экономики, призванной опосредовать «обмен» во всей хозяйственной системе, является платежный механизм. Методы платежа делятся на налично-денежные и безналичные, представляющие в совокупности денежный оборот. Безналичный денежный оборот преобладает в странах с рыночной экономикой, это расчеты без наличных денег посредством движения денежных средств через счета в банках. Налично-денежный оборот — платежный инструмент, связанный с доходами и расходами населения, в наличных деньгах. Расчеты наличными деньгами между организациями ограничиваются суммами, регулируемыми Центральным банком Российской Федерации. В настоящее время, как правило, расчеты наличными денежными средствами между организациями не носят массового характера, как это было характерно для экономики России в начале 1990-х гг. Важнейшие функции бухгалтерского учета: контроль за движением денежных средств, рационализация их использования и оптимизация денежных потоков. Все организации обязаны хранить свои свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах (расчетных, текущих, специальных и других) на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы организации, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления их на счета этих организаций.
Денежная наличность сдается организациями—клиентами банка непосредственно в кассы учреждений банков. Наличные деньги могут сдаваться организациями в банки на договорных условиях через инкассаторские службы. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими банками каждой организации по согласованию с их руководителями, исходя из требования ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи организациями наличных денег: для организаций, расположенных в населенном пункте, где функционируют учреждения банков, — ежедневно в день поступления наличности в кассы организации; для организаций, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка, не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в кассы банков, — на следующий день; для организаций, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — один раз в несколько дней. Согласно Положению о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 № 373-П наличные денежные средства в кассах экономических субъектов могут храниться в пределах лимитов. Лимиты денежных средств устанавливаются каждым экономическим субъектом самостоятельно приказом или распоряжением его руководителя на любой по продолжительности период. Для определения лимита кассового остатка необходимо исходить из полученной ранее выручки, используя схему, отраженную на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Схема расчета лимита наличных денег в кассе Согласно рисунку 3.1 сначала выбирается объем поступивших наличных денежных средств в кассу решением руководителя за предыдущие месяцы с учетом пика продаж отчетного или прошлого периода с условием, чтобы этот период не превышал 92 рабочих дней. Взятый для расчета промежуток времени (расчетный период в днях) должен быть непрерывным. Далее необходимо определиться с периодичностью, с которой экономический субъект будет сдавать излишки выручки в учреждение банка. В общем случае это можно планировать не реже одного раза за семь рабочих дней. Но если в населенном пункте, где расположена касса, нет учреждения банка, то период можно увеличить до 14 дней. Если экономический субъект только начинает свою деятельность, и наличных поступлений у него еще нет, для расчета рекомендуется взять выручку ожидаемую. Организации могут получать наличные денежные средства в обслуживающих их банках на хозяйственные и операционные расходы, на выплату заработной платы, пособий и т. п. В этом случае сроки получения денежных средств согласовываются с банками в установленном порядке. 3.1.2 Расчеты наличными, порядок хранения денег и денежных документов в кассе «Налично-денежный оборот в Российской Федерации с 01.01.2012 г. регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на ее территории, утвержденным Центральным банком РФ 12.10.2011 № 373-П. Для ведения кассовых операций экономический субъект (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций (кассе), определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег). Кассовые операции ведутся у экономического субъекта кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа своих работников (кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись. Данное Положение допускает ведение кассовых операций руководителем.
При наличии у экономического субъекта нескольких кассиров один из них по решению руководителя выполняет функции старшего кассира. Кассовые документы экономического субъекта оформляются главным бухгалтером, бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером путем издания распорядительного документа. В кассовых документах указывается основание для их оформления, и перечисляются прилагаемые подтверждающие документы (расчетно-платежные ведомости, платежные ведомости, заявления, счета, другие документы). Кассовые документы, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение. Кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе». Поступление в кассу и оприходование наличных денежных средств оформляется в организации кассиром с использованием контрольно-кассовой техники и приходного кассового ордера (форма № КО-1). Приходный кассовый ордер выписывается работником бухгалтерии. Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении и ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ оговариваются отдельные случаи (статья 2), когда эта техника может не применяться, например, продажа газет и журналов, лотерейных билетов, торговля на рынках, ярмарках и т.д.
Контрольно-кассовая техника, применяемая организациями, должна: - быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; - быть в исправном состоянии с учетом установки соответствующих пломб; - иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Фискальная память представляет комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники для некорректируемой ежесуточной (ежесменной) регистрации и энергонезависимого долговременного хранения итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и правильного исчисления налогов. Фискальный режим должен обеспечивать функционирование контрольно-кассовой техники и регистрацию фискальных данных в фискальной памяти. При осуществлении операции с использованием контрольно-кассовой техники кассир обязан клиенту выдать кассовый чек. Бухгалтерия по истечении рабочего дня (рабочих суток) обязана для контроля кассовых операций принимать к учету контрольную ленту. В соответствии с действующим законодательством временно свободные денежные средства организации должны храниться в учреждении банка, и лишь незначительная их часть (в пределах лимита, утвержденного руководителем экономического субъекта) может находиться в кассе организации. Помещение кассы должно быть оборудовано в соответствии с требованиями безопасности и сохранности денежных средств и документов. Выдача денежных средств из кассы осуществляется расходными кассовыми ордерами, которые должны быть в обязательном порядке подписаны руководителем организации. Выдают заработную плату из кассы, как правило, в течение 3-х рабочих дней согласно платежной (расчетно-платежной) ведомости. На первом листе ведомости делается разрешительная надпись на выплату заработной платы за подписями руководителя организации и главного бухгалтера. Деньги из кассы выдаются тому лицу, которому они предназначены. Если работник не может получить заработную плату в трехдневный срок, он может поручить получение ее (по доверенности) другому лицу. Против невыплаченных сумм кассир делает запись «депонировано» или ставит штамп. На депонированные суммы составляется реестр, и денежные средства сдаются в учреждение банка. При этом на депонированные суммы делаются следующие записи в системе учета: дебет счета 70 и кредит счета 76, субсчет «Расчеты по депонированным суммам»;
дебет счета 51 и кредит счета 50. При выплате этих сумм получателю делается запись: дебет счета 76, субсчет «Расчеты по депонированным суммам», кредит счета 50. Все приходные и расходные ордера после их выписки должны быть зарегистрированы в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов в хронологическом порядке. Прием и выдача наличных денежных средств регистрируются кассиром в кассовой книге, а контроль осуществляет бухгалтерия. 3.1.3 Порядок ведения и документальное оформление кассовых операций Все кассовые операции на основе первичных документов регистрируются кассиром в кассовой книге — учетном регистре строгой отчетности. Все листы кассовой книги нумеруются и прошнуровываются, а на последней странице фиксируются концы шнура, заверяются печатью, подписью руководителя и главного бухгалтера с указанием количества листов. В кассовой книге указывается остаток на начало дня, который переписывается с предыдущей страницы «остаток на конец дня». Записи по приходу сумм денежных средств выполняются с указанием номера документа, на основании которого делается запись, фамилии лица и (или) название организации. В подобном порядке отражаются все расходные документы. В конце рабочего дня исчисляются итоги по приходу и расходу, а также выявляется остаток на конец дня: Ок = Он + П - Р, где Ок — остаток денежных средств на конец дня; Он — остаток денежных средств на начало дня; П — итоговая сумма по приходу денежных средств; Р — итоговая сумма по расходу денежных средств. Отчет кассира принимается работником бухгалтерии. Контролирует ведение кассовой книги в организации главный бухгалтер, который не реже одного раза в месяц обязан организовывать инвентаризацию кассы. Инвентаризационная комиссия в присутствии кассира просчитывает остатки в кассе денежной наличности и денежных документов по каждому наименованию, сверяет с данными кассовой книги и остатками по ведомости № 1. Результаты инвентаризации оформляются актом, который составляется в двух экземплярах, подписывается председателем, членами инвентаризационной комиссии и кассиром. Один экземпляр акта передается главному бухгалтеру, а второй остается у кассира. Инвентаризационная комиссия обязана доложить о результатах инвентаризации руководителю организации для принятия соответствующего управленческого решения. Если обнаружены излишки денежной наличности, то в бухгалтерском учете производятся записи на сумму излишек (согласно акту): дебет счета 50 и кредит счета 91. При недостаче денежных средств устанавливается виновное лицо и осуществляются записи на сумму недостачи: дебет счета 94 и кредит счета 50, дебет счета 73 и кредит счета 94. Внесение в кассу денег виновным лицом отражается в дебете счета 50 и кредите счета 73. Удержания из заработной платы виновного лица осуществляют по дебету счета 70 и кредиту счета 73. В конце рабочего дня кассир сдает излишки денежной наличности в вечернюю кассу учреждения банка, а приходные и расходные документы вместе со второй частью листа кассовой книги передает в бухгалтерию. 3.1.4 Синтетический и аналитический учет кассовых операций Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств, документов в кассах организации используется счет 50 «Касса». К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета: 50-1 «Касса организации в рублях, где учитываются денежные средства в кассе организации. 50-2 «Операционная касса», где учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней), эксплуатационных участков, речных переправ, судов, вокзалов и т. п. 50-3 «Денежные документы», который используется для учета марок государственной пошлины, проездных документов (билетов) на транспорт и других денежных документов. При наличии операций с иностранной валютой организации могут открыть отдельный субсчет «Касса организации в иностранной валюте». Для учета кассовых операций, отражаемых на счете 50 «Касса», используется журнал-ордер № 1 и ведомость № 1. Записи в журнале-ордере и ведомости осуществляются в хронологическом порядке путем отражения итогов за каждый рабочий день на основании отчетов кассира, подтвержденных приложенными приходными и расходными документами. При небольшом количестве кассовых документов допускают записи в указанные регистры за несколько дней, например, за 3 — 5 рабочих дней, в целом по нескольким отчетам кассира. В этом случае в графе «Дата» указываются начальные и конечные числа, за которые производились записи, например: 6-9 или 21-25 и т.д. Итоги за рабочий день (несколько дней) по корреспондирующим счетам устанавливаются подсчетом сумм однородных операций, отраженных в кассовом отчете кассира или на приложенных документах. Рассмотрим пример (табл. 3.1, 3.2) учета сумм в журнале-ордере № 1 и ведомости № 1 (пятидневная рабочая неделя; сведения отражаются за каждые пять рабочих дней в течение отчетного месяца), в выходные дни кассовые операции не выполняются. Остаток средств в кассе фиксируется в ведомости № 1 только на начало и конец месяца. В течение отчетного месяца для оперативного контроля используются данные об остатках, отраженных в отчете кассира. Таблица 3.1- Журнал-ордер № 1 по кредиту счета 50 касса в дебет счетов
Таблица 3.2 – Ведомость № 1 по дебету счета 50 «Касса» с кредита счетов
Общая сумма за отчетный месяц журнала-ордера № 1 390 ООО р. переносится в главную книгу в графу «Оборот по кредиту» счета 50 «Касса». К денежным документам, учитываемым в кассе, можно отнести: • марки (акцизные, почтовые, госпошлины и т.п.); • оплаченные, но не выданные билеты на отдельные виды транспорта; • путевки в санатории, дома отдыха; • собственные акции, выкупленные у акционеров; • бланки векселей и других ценных бумаг. Денежные документы хранятся в кассе и учитываются по номинальной стоимости. Аналитический учет ведется по видам денежных документов. Для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в рублях и инвалюте в пути используется счет 57 «Переводы в пути». На данном счете учитываются суммы, внесенные в кассы учреждений банков, сданные инкассаторам для последующей сдачи в банк с целью зачисления на расчетный счет организации, но еще не зачисленные по прямому назначению. Основанием для принятия сумм на учет по счету 57 «Переводы в пути» являются квитанции учреждения банка, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и другие документы. Для учета денежных документов и переводов в пути используется журнал-ордер № 3. В этом журнале-ордере осуществляется также и аналитический учет по счету 55 «Специальные счета в банках». 3.2 Учет денежных средств на расчетных и специальных счетах в банках 3.2.1Основные функции расчетного счета организации и порядок его открытия в учреждении банка Все организации независимо от формы собственности обязаны хранить свои денежные средства на счетах в коммерческих банках, которые выполняют расчетные операции денежными средствами, как в наличной, так и в безналичной формах. По поручению организации (клиентов) учреждения банков могут открывать разные счета, с которых выполняются платежи при покупке или продаже товарно-материальных ценностей, выплате заработной платы, перечислении налогов и сборов и другие платежи с целью выполнения уставных положений организации. Первая функция счета организации в банке — аккумулирование денежных средств. Вторая функция — безусловное осуществление банком денежных расчетов по распоряжению организации (клиента) при наличии денежных средств на расчетном счете. Третья функция расчетного счета фискальная (перечисление в бюджеты всех уровней налогов и сборов). Четвертая функция регулирует порядок расчетов при недостатке денежных средств на счете (согласно ГК РФ, ст. 855 «Очередность списания денежных средств со счета»). При отсутствии денежных средств на счете организации для удовлетворения всех предъявленных требований на списание денежных средств банк должен вести учет, например, в следующей последовательности: • в первую очередь — списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета организации для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; • во вторую очередь — списание по исполнительным документам, которые предусматривают выплату выходных пособий, заработной платы и других сумм лицам, работающим по трудовому договору; • в третью очередь — выплата денежных средств по платежным документам на заработную плату, перечисления в государственные внебюджетные фонды; • в четвертую очередь с расчетного счета списываются суммы, подлежащие перечислению в бюджет и т.д. Все расчетные документы в этом случае служащими банка помещаются в картотеку № 2 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» в хронологическом порядке с учетом очередности выплаты денежных средств. Внутри каждой очереди погашение обязательств осуществляются в порядке календарной очередности поступления платежных документов. Для открытия расчетного счета в учреждении банка организация должна представить необходимые документы (заявление на открытие счета, заверенные в установленном порядке копии учредительных документов, карточки с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и печатью организации, заверенные нотариально, соответствующие документы о регистрации организации в налоговой инспекции, органах статистики и т.п.). Для удобства расчетов и получения разнообразных банковских услуг организации могут открывать расчетные счета в разных банках. В этом случае в системе аналитического учета записи по каждому счету ведутся обособленно. Получив необходимые документы, подтверждающие право организации на ведение расчетного счета, банк заключает с организацией (клиентом) договор банковского счета, где банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать денежные средства, находящиеся на расчетном счете клиента, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Если иное не предусмотрено договором банковского счета, за пользование денежными ресурсами организации, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет. 3.2.2 Документальное оформление операций по расчетному счету организации Документальное оформление наличного и безналичного денежного оборота по счету организации имеет свои особенности. В качестве основного приходного кассового документа, на основании которого банк принимает наличные деньги от клиентов, выступает «объявление», которое состоит из трех частей: объявления на взнос наличными; квитанции; ордера. Кассир организации, сдавая деньги на расчетный счет, вначале должен передать операционному работнику учреждения банка заполненное надлежащим образом «объявление». Операционный работник проверяет и оформляет документы, подписывает их и затем передает в приходную кассу банка. Кассир приходной кассы проверяет наличие и тождественность подписей операциониста банка по имеющимся у него образцам, сличает соответствие указанных в объявлении сумм цифрами и прописью, вызывает кассира организации (вносителя денег), пересчитывает полученные от него деньги и принимает их в кассу банка. При этом на квитанции, которую он выдает клиенту (вносителю денег), ставит печать. На следующий рабочий день банк выдает клиенту выписку со счета организации, где указывается полученная сумма в кредите счета, что свидетельствует о зачислении на счет денежных средств. Расчетные банковские счета организации представляют в системе банковского учета пассивные счета, поэтому остаток по счету, а также суммы, поступающие (зачисляемые) на счет, отражаются по кредиту, а расход (списание денежных средств) отражается по дебету счета клиента. Наличные деньги выдаются организациям на основании денежного чека. Эти чеки брошюруют, как правило, в чековые книжки по 25 или 50. Денежный чек — документ строгой отчетности — составляется по стандартной форме и содержит ряд обязательных реквизитов (серию и номер чека, номер расчетного счета клиента, печать клиента, подписи руководителя, главного бухгалтера и лица, получающего деньги по чеку, денежную сумму цифрами и прописью, наименование банка, цели, на которые получаются наличные деньги, подписи контролера, кассира и бухгалтера учреждения банка). Указанный денежный чек является именным документом, поэтому в нем отражаются сведения о документе, удостоверяющем личность получателя денег. Как и при приеме наличных денег, клиенты банка предъявляют денежные чеки операционному работнику банка, обслуживающему счет организации (клиента). Служащий банка (операционист) после проверки денежного чека и наличия денежных средств на расчетном счете выдает клиенту, получающему деньги, контрольную марку от полученного денежного чека, подписывает чек и передает его контролеру. Контролер учреждения банка проверяет правильность оформления расходной операции, ее отражения по лицевому счету организации (клиента) и в кассовом журнале, затем передает чек кассиру расходной кассы. Кассир расходной кассы после соответствующей проверки чека (подписи ответственных лиц, суммы прописью и цифрами, расписки в получении денег) вызывает получателя денег, сверяет номер чека с номером контрольной марки, проверяет паспорт или удостоверение личности, подписывает чек и выдает деньги клиенту. Основными документами при безналичных расчетах являются платежные поручения и платежные требования, инкассовые поручения. Требования к оформлению банковских документов, как правило, те же, что и к кассовым документам, в которых исправления и помарки не допускаются. Документом, подтверждающим движение денежных средств на расчетном счете организации, является банковская выписка, к которой прилагаются расчетные документы, подтверждающие те или иные операции по счету клиента. При налично-денежных операциях, связанных с расчетным счетом, бухгалтер организации наряду с банковскими расчетными документами выписывает приходный кассовый ордер (если суммы снимаются с расчетного счета и оприходуются в кассу организации), расходный кассовый ордер на соответствующую сумму (если деньги из кассы организации сдаются в банк на расчетный счет). 3.2.3 Синтетический учет операций по расчетному счету Наличие и движение денежных средств в валюте Российской Федерации по расчетному счету организации обобщается в системе бухгалтерского учета на счете 51 «Расчетные счета». По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на счета организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, которые ошибочно отнесены в кредит или дебет данного счета при проверке банковской выписки и документов, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчете «Расчеты по претензиям». Например, согласно платежному поручению организации (клиента) банк должен был перечислить 450 тыс. р. другой организации за поставку сырья. Фактически по вине работника банка была перечислена сумма 430 тыс. р. В этом случае бухгалтер организации согласно выписке банка делает следующую проводку на сумму 430 тыс. р.: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; кредит счета 51 «Расчетные счета». На разницу 450 - 430 = 20 тыс. р. составляется проводка: Дебет счета 60 и кредит счета 76, субсчет «Расчеты по претензиям». Сумма 20 тыс. р. в данном случае отражена по дебету счета 60 (дебиторская задолженность перед поставщиком) и по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, субсчет «Расчеты по претензиям». После того, как банк исправит свою ошибку, и в банковской выписке со счета организации будет отражена по дебету сумма 20 тыс. р., бухгалтер организации имеет право сделать следующие записи: 20 тыс. р. дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям», кредит счета 51 «Расчетные счета». Для учета операций, отраженных на счете 51 «Расчетные счета» используется журнал-ордер № 2 и ведомость № 2, записи в которых осуществляются на основании банковских выписок по расчетному счету и приложенных к ним документов (табл. 2.3, 2.4). В журнале-ордере № 2 и ведомости № 2 записи делаются по корреспондирующим счетам итоговыми записями по каждой банковской выписке. Группировка сумм (для отражения в регистрах учета необходимых итогов) производится путем подсчета соответствующих данных в выписках или приложенных к ним документах. При этом корреспонденция счетов указывается как в банковских выписках, так и на документах. Остаток средств на расчетном счете указывается в ведомости на начало и конец отчетного месяца. В течение месяца для оперативного руководства денежными средствами бухгалтерия пользуется данными, отраженными в банковской выписке. Остатки на счете сверяют по окончании месяца по первой банковской выписке за начало нового месяца. Если организация имеет несколько расчетных счетов в разных банках, то в этом случае целесообразно вести аналитический учет обособленно по каждому счету. 3.3 Учет операций в иностранной валюте 3.3.1 Организация операций в иностранной валюте: правовые и финансовые аспекты Правила осуществления операций с иностранной валютой на территории Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЭ (в ред. от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ). Данный закон предусматривает единые для российского рынка правила поведения валютных операций, права и обязанности юридических и физических лиц — резидентов и нерезидентов в отношении владения, использования и распоряжения валютными ценностями. К резидентам относятся: физические лица, имеющие постоянное местожительство в России; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством страны, с местонахождением в Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в Российской Федерации; дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами; находящиеся за пределами России филиалы и представительства резидентов. К нерезидентам относятся: физические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящимся в России; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; находящиеся в России иностранные дипломатические и иные представительства; международные организации, их филиалы и представительства; филиалы и представительства президентов. Объектом валютного регулирования являются операции, осуществляемые с валютными ценностями. К валютным ценностям относят: а) иностранную валюту; б) ценные бумаги в иностранной валюте; в) драгоценные металлы; г) природные, драгоценные камни в сыром или обработанном виде, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. В законе содержатся положения, в соответствии с которыми валютные операции осуществляются только через уполномоченные банки и кредитные учреждения, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации на право совершения операций в иностранной валюте. Валютные, денежные средства, заработанные российскими организациями в результате внешнеторговых операций, обязательно перечисляются на счет в российских уполномоченных банках. Организации-резиденты, а также организации с участием иностранного капитала должны осуществлять обязательную продажу 10 % валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг на внутреннем валютном рынке Российской Федерации по рыночному курсу рубля. Расчеты между российскими организациями на территории страны производятся, как правило, в рублях, за исключением случаев, предусмотренных инструкциями Банка России. Операции с валютными ценностями подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала. К текущим валютным операциям, например, можно отнести: • переводы в Россию и из России иностранной валюты для расчетов без отсрочки платежа по экспорту товаров, работ и услуг, а также для расчетов, связанных с кредитованием экспортных и импортных операций; • переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и других доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям; • переводы неторгового характера и другие операции, согласно законодательству. Валютные операции, связанные с движением капитала, — это прямые инвестиции, портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг), денежные переводы с целью приобретения недвижимости и другие операции, регламентируемые Банком России. При осуществлении валютных операций организации используют в расчетах как российские рубли, так и иностранную валюту, как правило, свободно конвертируемую. Свободно конвертируемыми являются иностранные валюты тех стран, где не действуют ограничения на обращение валюты, как для резидентов, так и для нерезидентов. Это, как правило, валюты стран с развитой и стабильной рыночной экономикой. В России среди резидентов и нерезидентов наибольшие обороты по валютным операциям приходятся на доллары США и евро.
3.3.2 Порядок открытия текущих валютных счетов в банке и особенности их ведения Организации с целью хранения и использования иностранной валюты могут открывать текущие валютные счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых регламентируется Банком России. Для открытия валютного счета организации-резиденты представляют в уполномоченный банк пакет документов, который включает: • нотариально заверенные копии учредительных документов; • заявление на открытие счета установленной формы; • свидетельство о регистрации в налоговом органе, органах статистики и др.; • карточки с оттиском печати и образцами подписей лиц, уполномоченных совершать операцию по валютному счету; • другие документы. На текущий валютный счет организации могут быть зачислены суммы в иностранной валюте: а) перечисленные с транзитных валютных счетов самого владельца, а также других транзитных валютных счетов, других владельцев по операциям, связанным с расходами по транспортировке и страхованию грузов; б) перечисленные с аналогичных счетов других владельцев в соответствии с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|