Представление об энергетическом обмене между техносферой и биосферой.
Шалимов Д.И.
Проверила: Кандидат биологических наук, доцент, преподаватель кафедры экологии и географии. Туркина Е.П.
Шуя 2016 Содержание: Введение……………………………………………………………………………...3 1. Представление о сложности системы внутренних взаимосвязей в природе……………………………………………………………………………..4 2. Представление об энергетическом обмене между техносферой и биосферой………………………………………………………………………….5 3. Представление о мире природы как о духовной ценности…………………….....8 4. Представление о взаимосвязи природных условий и развития общества………9 Заключение…………………………………………………………………………11 Список литературы………………………………………………………………...12 Введение. Первая задача экологического образования - формирование у личности системы адекватных экологических представлений. Важнейшей характеристикой экологичной личности является психологическая включенность в мир природы, которая с позиций экологической психопедагогики в наибольшей степени обусловлена существующей у нее системой экологических представлений.
В соответствии с этим главным ориентиром при решении задачи экологического образования выступает формирование у личности понимания единства человека и природы, которое базируется на следующих основных положениях.
Представление о сложности системы внутренних взаимосвязей в природе. Природа - не просто совокупность различных природных объектов, а сложная система, каждый элемент которой взаимосвязан с другими: любое воздействие на один из элементов этой системы неизбежно оказывает влияние на множество других. Представление о природе как о едином целом, обладающем сложной системой внутренних взаимосвязей (иными словами, представление об экосистемном холизме), - это ключевое естественно-научное положение, глубокое понимание которого оказывает сильнейшее влияние на формирование психологической включенности личности в мир природы.
Важнейшим с точки зрения экологического образования является представление о том, что каждый вид, включая и человека, - это звено многих цепей питания. И лось, и корова - звенья по меньшей мере'сотен таких цепей: лося кормят не только осина, но и другие растения, а корову - не только клевер. Смерть организмов и их разложение возвращают энергию в почву, откуда начинается новый цикл. Изменение одной части системы неизбежно приводит к изменениям других ее частей и цепей, вынуждает входящие в них организмы приспосабливаться к новым условиям. После каких-либо разрушительных воздействий система экологических связей впоследствии так или иначе восстанавливается, но, как правило, на более низком уровне организации. Благодаря своей технологической мощи человек способен оказывать такое воздействие на биотическую пирамиду, которое не оказывал на нее многие тысячелетия ни один другой биологический вид: она не имеет "опыта" приспособления к изменениям такого масштаба. При этом, как оказалось, наука на сегодняшний день не способна дать полный системный прогноз последствий таких изменений, вследствие чего они становятся не только неожиданными, но зачастую и трагическими. Простейший пример. Садовод обрабатывает ядохимикатами овощную рассаду, избавляясь, таким образом, от своего прямого пищевого конкурента - гусениц. При этом он своими действиями пытается трансформировать существующую в его представлении пищевую цепь: овощи-гусеницы-садовод в более простую, которая энергетически для него выгоднее: овощи-садовод. Однако он вскоре замечает, что певчие птицы, которые радовали его своими трелями погожими летними вечерами (названия их он не знал и даже не задумывался о них), вдруг исчезли. Садовод может так никогда и не догадаться, что на самом деле его действия затронули значительно более сложную, чем ему представлялось, пищевую цепь: например, овощи-гусеницы-певчие птицы-мелкие хищники-крупные хищники. Отравленными оказались не только гусеницы, но и певчие птицы (а также их потомство!), для которых умирающие гусеницы были особенно легкой, но в то же время смертоносной добычей.
Если бы садовод имел представление о целостности мира природы, о пирамидальной модели его энергетических связей, возможно, он бы даже из чисто эгоистических соображений предпочел поделиться урожаем овощей с гусеницами, чтобы иметь удовольствие слушать на своем участке птичье пение.
Представление об энергетическом обмене между техносферой и биосферой. Вся история человечества, технического прогресса - это история углубления противоречия между всеобщим экологическим законом, в соответствии с которым все природные существа приспосабливаются к эволюционно сложившейся среде их обитания, и поведенческими стратегиями человека, который сам активно преобразует среду своего обитания. Человек окружил себя антропогенной искусственной средой, "второй природой", создал техносферу, ставшую мощным энергетическим фактором планетарного масштаба. Технологическая мощь человечества породила широко распространенную иллюзию, которая заключается в представлении о разделенности и независимости развития антропогенной среды: техносферы, с одной стороны, и эволюции мира природы, биосферы - с другой. Следствием такого представления является господствующая стратегия развития общества, которая призвана улучшить условия жизни человека, повысить комфортность его быта, количество пищи и т.д. Логика самодостаточности техносферы, доведенная до гротеска в произведениях писателей-фантастов, выглядит примерно так: не хватит естественных продуктов - будем производить синтетическую пищу (в тюбиках); не будет чистого воздуха - будем ходить в специальных скафандрах (скафандр для занятий спортом, скафандр для купания, скафандр для грудных детей); да и вообще, если что - построим подземные города с люминесцентными "солнцами", и ничто нам не страшно!
К сожалению, реальная жизнь постепенно догоняет фантастику, и такая логика уже многим не кажется абсурдной. Между тем представление о возможности самоизоляции человечества под защитой техносферы не только нелепо, но и просто ошибочно с точки зрения экологии. Энергетический обмен между техносферой и биосферой экологически неизбежен. Каждый человек объективно включен в этот энергообмен, о чем он должен иметь адекватное представление. Любой технологический процесс начинается с изъятия вещества и энергии из природы, затем сопровождается их транспортировкой, переработкой и заканчивается выделением ненужных отходов - выбросом их обратно в биосферу. Следовательно, существует не два взаимонезависимых энергетических цикла - один в биосфере, а другой в техносфере, а один общий энергетический обмен. Изъятые из природы ресурсы усваиваются на 2-10%, а 90 - 98 % (!) составляют выбросы в биосферу отходов их переработки (см. главу 18). Причем эти отходы уже, как правило, не разлагаются на исходные вещества, а представляют комплексы, не подлежащие усвоению в биосфере, т.е. загрязняют ее, заваливают отходами в прямом смысле. Природа превращается в свалку энергетического и физического мусора. В результате экспансии антропогенных выбросов в биосфере происходят неизбежные изменения, вызывающие деформацию. качества элементов и свойств среды, которые, в свою очередь, являются экологическими факторами для каждого человека как биологического существа: чистоты воды и воздуха, уровня радиации и шума, спектра солнечного света и т.д. Во многих случаях параметры этих факторов превосходят критические уровни и становятся смертоносными для человека. Концентрированные и масштабные нарушения жизненно важных экологических факторов называют экологическими катастрофами. В настоящее время каждый человек использует необходимые ресурсы в "загрязненном" виде. Просто пока дозы загрязнения еще не таковы, чтобы убить человека сразу - это происходит постепенно и ежедневно. В результате люди меньше живут, чаще болеют, рождаются дети-инвалиды и т.д. Такая ситуация называется экологическим кризисом. Уже сегодня за дополнительную плату можно купить "экологически чистые" продукты, произведенные в особых условиях. Значит, все другие, "обыкновенные" продукты - "экологически грязные". В чем же тогда смысл дальнейшего усиления техносферы? Таким образом, представление об энергетическом обмене между техносферой и биосферой позволяет каждому человеку понять единство людей и природы на уровне человека как биологического организма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|