Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовные христиане и другие секты, вышедшие из Русской православной церкви

 

В XVII - XVIII вв. от Русской православной церкви отделились различные секты, получившие позже собирательное название “духовные христиане”. Они объявили учение православной церкви авторитарным и выступили за одухотворение омертвевшей, как они считали, православной веры. По представлению духовных христиан, Святой Дух может воплотиться в людей. Они отказались от всех таинств, полагая, что с пришествием Иисуса Христа всякая тайна стала открытой. Духовные христиане отвергли также деление верующих на духовенство и мирян, считая, что человек должен самостоятельно общаться с Богом.

Основными группами духовных христиан являются хлысты, скопцы, духоборцы и молокане.

Секта хлыстов возникла в середине XVII в. Основателем секты обычно считают уроженца Костромы Данилу Филиппова. Библию хлысты понимают по-своему - “духовно”. Для них особенно характерна вера в возможность прямого общения людей со Святым Духом. Духовные христиане также считают, что в наиболее праведных людей могут воплотиться Христос или Богородица. Общение со Святым Духом и вселение в людей Христа и Богородицы происходит, по мнению хлыстов, во время экстатических радений, включающих в себя, помимо чтения Священного Писания, песнопения, пляски, бегание, прыжки и некоторые другие действия и доводящих их участников до исступленного состояния

Численность хлыстов в настоящее время весьма невелика. Живут они в основном в Тамбовской, Ростовской, Самарской и Оренбургской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Имеются они также в Сибири и на Украине. Подавляющее большинство их - русские.

Другая секта духовных христиан - скопцы - образовалась в 1765 г. в Орловской губернии, отделившись от наиболее фанатичной группы хлыстов. Основателями секты были А. Иванов и К. Селиванов. Скопцы считают, что для спасения необходимо физическое подавление плоти. Для этого членов своей секты они кастрируют. Молитвенные собрания скопцов проходят в форме радений, похожих на хлыстовские.

В настоящее время секта скопцов имеет небольшое число сторонников, хотя в прошлом она вела активную прозелитическую работу. Подавляющее большинство скопцов сейчас живет на Украине, в устье Дуная.

Точное время возникновения еще одной группы духовных христиан -духоборцев, или духоборов, - неизвестно. Окончательно же она сформировалась во второй половине XVIII в.

Духоборцы отвергли Ветхий и Новый Заветы. Письменно изложенного учения они не имеют, у них существует лишь устное предание, называемое “Животной книгой”. Духоборцы считают, что Бог не разделен с человеком и Святой Дух живет во всех верующих. Они отрицают существование загробной жизни, но верят в переселение душ. У духоборцев все верующие считают себя священниками.

Общая численность духоборцев составляет около 100 тыс. человек. Расселены они в России (в Тамбовской, Ростовской, Оренбургской и Тульской областях, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке), Азербайджане, Грузии, на Украине, в республиках Средней Азии, Канаде, США и некоторых других странах. В последнее десятилетие многие духоборцы переселились из Закавказья в центральные районы России. По этнической принадлежности подавляющее большинство духоборцев русские.

Во второй половине XVIII в. от духоборцев откололась секта молокан, основанная бродячим портным Семеном Уклеиным в Тамбовской губернии. В отличие от духоборцев молокане признают Библию, хотя толкуют ее аллегорически. Они верят в загробную жизнь и посмертное воздаяние, а также в скорое второе пришествие Иисуса Христа. Так же как у духоборцев, у них нет духовенства. Молоканам не разрешается посещать театр, кино, танцевать. Старики не смотрят телевизор, не слушают радио, не читают газет и журналов, не фотографируются.

Всего насчитывается приблизительно 300 тыс. молокан. Живут они в России (в основном в Тамбовской и Оренбургской областях, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе), в Азербайджане, Армении, Грузии, на Украине, в Молдавии, США, Канаде, Боливии, Аргентине и Австралии. По этнической принадлежности они преимущественно русские.

К духовному христианству близка малочисленная секта Духовное единство (так называемые толстовцы), проповедующая религиозно-этические положения из произведений Л.Н. Толстого. Секта была основана в конце XIX в. Толстовцы отвергли Евангелие, отказались от всех таинств и обрядов.

К духовным христианам примыкают также трезвенники. Самая крупная их группа была образована Иваном Чуриковым (отсюда ее название -чуриковцы). Чуриковцы верят, что в случае полного отказа от алкогольных напитков на земле может быть установлено Царство Божие. Они живут в Санкт-Петербурге и некоторых других городах России. В отличие от толстовцев трезвенники формально не порвали с православием.

Из недр Русской православной церкви вышла также секта иеговистов-ильинцев, которая сочетает в себе элементы христианства и иудаизма. Секта была основана в 1846 г. на Урале отставным штабс-капитаном Н.С. Ильиным. Главным в учении иеговистов-ильинцев является содержащееся в Откровении Иоанна Богослова положение об Армагеддоне - войне Бога с Сатаной, после которой должно наступить тысячелетнее Царство Божие. Члены секты празднуют субботу, не едят свинину и выполняют некоторые другие иудаистские предписания. У иеговистов-ильинцев нет духовенства и храмов.

Численность приверженцев секты составляет всего несколько тысяч человек, живут они в основном на Урале и Северном Кавказе. По этнической принадлежности - русские.

Еще больше приблизилась к иудаизму тоже вышедшая из недр православия секта субботников, появившаяся в конце XVII в. Своей священной книгой субботники считают только Ветхий Завет, отвергают Троицу, не признают Иисуса Христа Богом, выполняют иудейские обряды, празднуют субботу, дают детям еврейские имена. Субботники распались на две группы: одна старается сохранить свое собственное вероучение, другая (так называемые геры) фактически слилась с иудаизмом.

В настоящее время субботники расселены в небольшом числе в Тамбовской и Воронежской областях, Северной Осетии, а также в Азербайджане и Армении. По этнической принадлежности они русские.

В конце ХIХ - начале ХХ в. из православия выделились две секты -иоанниты и иннокентьевцы, сохранившие в отличие от рассматривавшихся выше сект бульшую близость к православию. Секта иоаннитов образовалась в 80-е годы ХIХ в., объявив известного православного священника Иоанна Кронштадтского чудотворцем. Секта иннокентьевцев была основана в начале ХХ в. иеромонахом Балтского монастыря Иннокентием, провозгласившим себя воплощением Святого Духа. Обе секты сейчас очень малочисленны. Иоанниты живут в Псковской области и некоторых других районах, иннокентьевцы - в областях Черноземного Центра России, в Одесской области Украины и в Молдавии.

 

Римский католицизм

 

Римский католицизм - самое многочисленное из пяти основных направлений христианства.

Считается, что первые христиане появились в Риме в 50 г. по Р. Хр., но тогда христианский мир еще не был разделен на западную и восточную ветви. Формальный раскол на католицизм и православие произошел в 1054 г., однако считают, что фактически разделение на западное и восточное христианство произошло еще в VIII в. или даже раньше.

Главным догматическим расхождением между католицизмом и православием (при довольно большой близости их вероучений) является положение об исхождении Святого Духа: католики считают, что Святой Дух может исходить не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (эта поправка была внесена католиками в Никео-Константинопольский символ веры, который в остальном они признают в той же редакции, что и православные). В отличие от православных католики верят в существование чистилища - промежуточного звена между адом и раем, где очищаются души грешников. Нововведением католической церкви является и доктрина о сверхдолжных заслугах святых, которыми духовенство может свободно распоряжаться. Католики также верят в непорочное зачатие Девы Марии ее матерью и телесное вознесение Богоматери на небо. В католицизме принят и догмат о неограниченной власти папы и его непогрешимости, когда он говорит с амвона о вопросах веры и нравственности.

Римско-католическая церковь, как и православная, признает все семь таинств, однако некоторые из них совершает и толкует несколько иначе. Крещение троекратным погружением в воду у католиков заменено крещением окроплением или обливанием. Миропомазание (конфирмация) совершается не сразу после крещения, а в возрасте 7 - 12 лет и выполнить его может только епископ. Во время причащения у католиков употребляется не квасный хлеб (как в древней церкви), а пресный (облатки). Таинство исповеди у католиков наряду с покаянием в грехах содержит и налагаемую священником епитимию. По католическому учению, таинство елеосвящения совершается над умирающим, чтобы подготовить его к переходу в иной мир (у православных оно также призвано дать человеку исцеление).

У католиков, как и у подавляющего большинства других христиан, священными считаются книги Ветхого и Нового Заветов. Однако Ветхий Завет принимается ими не в том объеме, в каком его принимают православные и протестанты. Если протестанты полностью отвергают те книги Ветхого Завета, которые имеются в Септуагинте или Вульгате, но отсутствуют в современной еврейской, так называемой масоретской, Библии, а православные, включая их в Священное Писание, считают неканоническими, то католики не просто принимают их, но и включают в канон.

Католики, так же как и православные, в отличие от протестантов, признают наряду со Священным Писанием и Священное Предание. Однако содержание Священного Предания у католиков и православных расходится: если православные признают постановления только первых семи вселенских соборов (проходивших с 325 по 787 гг.), то католики считают действительными постановления двадцати одного вселенского собора (последний из них проходил в 1962 - 1965 гг.).

Подобно православным, католики считают, что для спасения необходима помощь духовенства. В католической церкви, так же как и в православной, духовенство достаточно четко отделено от мирян. Все католические священники обязаны соблюдать целибат (в православии только черное, монашествующее духовенство).

Католики, как и православные, почитают Богородицу, ангелов, святых, у них распространено поклонение святым мощам и священным реликвия, существует монашество.

Римско-католическая церковь очень централизованна. Во главе ее стоит папа Римский, который считается преемником апостола Петра и наместником Бога на земле. Папа обладает высшей законодательной и судебной церковной властью, а также может управлять всеми церковными делами. Он назначает кардиналов (в основном из числа высших иерархов церкви), которые помогают ему в церковном управлении. Кардиналы образуют курию, которая после смерти папы большинством в две трети голосов выбирает из своей среды нового папу. В каждой стране, где численность католиков достаточно велика, имеется по нескольку (или даже по нескольку десятков) епархий во главе с епископом или архиепископом.

Католицизм - крупнейшая в мире конфессия. В 1995 г. насчитывалось 968 млн. католиков, что составляло 17 % населения земного шара и 50 % всех христиан.

Католики образуют абсолютное большинство во всех странах Латинской Америки (без Вест-Индии), кроме Уругвая. В Бразилии их живет 105 млн., в Мексике - 78 млн., Колумбии - 30 млн., Аргентине - 28 млн., Перу - 20 млн., Венесуэле - 17 млн., Эквадоре - 10 млн., Чили - 7,6 млн., Боливии - 6,8 млн. (правда, многие боливийцы фактически сочетают христианство с местными языческими культами), Гватемале - 6,5 млн., Гондурасе - 4,4 млн., Сальвадоре -3,9 млн., Парагвае - 3,9 млн., Никарагуа - 3,1 млн., Коста-Рике - 2,4 млн., Панаме - 1,8 млн. Католики составляют самую многочисленную группу населения также во Французской Гвиане и Белизе. В Уругвае католики образуют не абсолютное, а лишь относительное большинство и насчитывают 1,5 млн. человек. В Вест-Индии католики преобладают в Доминиканской Республике (6,5 млн.), Гаити (4,7 млн.), Пуэрто-Рико (2,5 млн.), а также на Мартинике, Гваделупе, Нидерландских Антиллах, Сент-Люсии, Гренаде, Доминике, Арубе. Много католиков сосредоточено в Северной Америке: в США их живет 70 млн. (28 % населения страны), в Канаде - 12 млн. (45 %), на островах Сен-Пьер и Микелон (что у берегов Канады) католицизма придерживается почти все население.

Католики составляют абсолютное большинство населения и во многих странах Южной, Западной и Восточной Европы. В Италии насчитывается 45 млн. приверженцев Римско-католической церкви, во Франции - 38 млн., Польше - 36 млн., Испании - 31 млн., Португалии - 9,7 млн., Бельгии - 8,7 млн., Венгрии - 6,5 млн., Чехии - 6,4 млн., Австрии - 6,2 млн., Хорватии - 3,4 млн., Словакии - 3,4 млн., Ирландии - 3,4 млн., Литве - 3 млн., Словении - 1,6 млн. Католики численно преобладают также на Мальте, в Люксембурге, Андорре, Монако, Лихтенштейне, Сан-Марино, в британской колонии Гибралтар и, конечно, в Ватикане. Католики образуют самые многочисленные группы, хотя и не составляют абсолютного большинства, в Нидерландах (5,3 млн.) и Швейцарии (3,1 млн.). Значительные группы католиков расселены на Украине (7,8 млн.), в Великобритании и Северной Ирландии (5,7 млн.), Белоруссии (2,2 млн.) и Румынии (1,6 млн.). Немало последователей Римско-католической церкви живет в России, Боснии и Герцеговине, Латвии, Албании.

Католики преобладают и в нескольких африканских странах: в Уганде (9,6 млн.), Анголе (5,9 млн.), Бурунди (4,1 млн.), Габоне, на Реюньоне, Кабо-Верде, в Экваториальной Гвинее, на Сан-Томе и Принсипи, Сейшеллах. Около половины населения католики составляют в Демократической Республике Конго - бывшем Заире (15 млн.), Руанде (3,6 млн.), Республике Конго (около 1 млн.). Много католиков сосредоточено в Нигерии (11 млн.), Танзании (8,5 млн.), Кении (6,5 млн.), Камеруне (4,5 млн.), Мозамбике (3,5 млн.), на Мадагаскаре (3,1 млн.), в ЮАР (2,7 млн.), Судане (3 млн.), Гане (2,8 млн.), Замбии (2,7 млн.), Кот-д’Ивуаре (2,6 млн.), Малави (2,2 млн.), есть они и в некоторых других африканских странах.

В Азии католикам принадлежит большинство населения в двух странах -на Филиппинах (41 млн. человек) и на оккупированном Индонезией Восточном Тиморе (свыше 600 тыс.). Многочисленные группы католиков имеются в Индии (15 млн.), Китае (8,7 млн., включая членов так называемой Католической патриотической ассоциации), Вьетнаме (6 млн.), Индонезии (5,6 млн.), Республике Корее (2,6 млн.), Шри-Ланке (1,1 млн.), Ливане (более 700 тыс.).

Довольно много католиков сконцентрировано в Австралии - 4,4 млн. человек (26 % населения). В Океании сторонники Римско-католической церкви преобладают на Гуаме, Новой Каледонии, Северных Марианских островах, в Кирибати, на островах Уоллис и Футуна, однако общая их численность там очень невелика. Самые же многочисленные группы католиков в Океании находятся в Папуа - Новой Гвинее (1,3 млн.) и Новой Зеландии (около 500 тыс.), хотя в обеих этих странах они находятся в меньшинстве.

Римско-католическая церковь, требуя от своих приверженцев строго единства по вопросам вероучения, в то же время разрешает им придерживаться разной обрядности. В этом отношении выделяют католиков латинского обряда (98,5 % всех сторонников католической церкви) и католиков различных восточных обрядов.

На протяжении двух тысячелетий обрядность в Риме претерпевала изменения, и в итоге латинский обряд приобрел свою специфику. Для него характерны относительная простота и некоторая сжатость. В IV в. Греческий язык был вытеснен из богослужебной практики латинским. II Ватиканский собор (1962 - 1965 гг.) разрешил использовать во время богослужения наряду с латинским и национальные языки (до этого лишь несколько церквей Хорватии и Словакии, несмотря на принятый ими латинский обряд, продолжали использовать церковно-славянский язык).

Главным богослужением у католиков латинского обряда считается месса. По сравнению с православной литургией она значительно короче и отличается от нее составом молитв и последовательностью чтения отрывков из Священного Писания. Единственной из древних литургий, полностью вошедших в католическую мессу, является литургия преждеосвященных даров.

У католиков латинского обряда богослужение сопровождается не только хоровым пением, но и инструментальной музыкой (обычно органной).

Латинский обряд подразделяется на несколько форм (своего рода “подобрядов”): римскую, амброзианскую, мозарабскую, лионскую, а также особые формы орденов кармелитов, картезианцев, цистерцианцев и доминиканцев. Большинство католиков латинского обряда придерживаются его римской формы.

Амброзианская (миланская) форма практикуется в большей части церквей Миланской архиепархии, а также в отдельных церквах архиепархий Новары, Лугано и Бергамо. От римской эта форма отличается тем, что во время мессы часто поются отрывки из Ветхого Завета, а при освящении на евхаристии хлеба и вина не звонят в колокола. Во время Великого поста священники облачаются в черные одежды. В церквах, придерживающихся амброзианской формы латинского обряда, крещение совершается не обливанием, а троекратным погружением в воду.

Мозарабская (другие названия - толедская, вестготская) форма латинского обряда сохранилась сейчас только в одной из часовен Толедского собора, в нескольких церквах Толедской епархии и в одной из часовен Саламанки. Мозарабская форма отличается некоторыми особенностями богослужения. Кроме того, имеются своеобразия в брачной церемонии: так, во время ее проведения над головами жениха и невесты держат большое покрывало, а сами они связываются “ярмом” из разноцветных лент. Интересно, что мозарабский брачный ритуал до сих пор практикуется в некоторых испаноязычных странах Южной Америки.

Лионскую форму латинского обряда попытались частично восстановить в XIX - XX вв. Для нее характерны свои особые предварительные молитвы перед мессой, а также то, что во время Великого поста священнослужители надевают серые облачения.

В подавляющем большинстве стран мира, где есть католики, они придерживаются латинского обряда. Латинский обряд полностью доминирует среди католиков, расселенных в странах Америки, Европы (кроме Украины и России), Африки к югу от Сахары, Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Преобладает он и в странах Южной Азии (в Индии, хотя и живет значительная группа католиков восточных обрядов, католики латинского обряда все же образуют большинство приверженцев этой конфессии). Католики латинского обряда уступают по численности католикам восточных обрядов в ряде стран Юго-Западной Азии и Северной Африки: Турции, Сирии, Ливане, Израиле, Иордании, Ираке, Иране, Египте.

Католики восточных обрядов - это группы восточных христиан различных направлений, заключившие унию с Римско-католической церковью. При заключении унии все эти группы приняли догматику католицизма и подчинились папе Римскому, но сохранили свою обрядность.

Основных восточных обрядов пять: александрийский (египетский), антиохийский (западносирийский), армянский, византийский (константино­польский), халдейский (восточносирийский). Большинство из них имеют по несколько разновидностей (“подобрядов”), которые иногда рассматриваются как отдельные обряды.

Александрийский обряд сложился в I - II вв. Для него характерны литургии св. Василия Великого, св. Григория Богослова (Назианзина) и св. Кирилла Александрийского. Языком богослужения был коптский. Когда христианство проникло в Эфиопию, александрийский обряд стал совершаться в двух формах: коптской (основной) и эфиопской. С арабизацией коптов языком богослужения у них стал не только коптский4, но и арабский. В Эфиопии языком богослужения стал геэз5. Копты и эфиопы в настоящее время в большинстве своем монофизиты. Однако от коптов-монофизитов в 1741 г., а от эфиопов-монофизитов в 1839 г. отделились небольшие группы, заключившие унию с Римом - копто-католики и эфиопо-католики.

В Антиохии, Эдессе и Иерусалиме у христиан сложились близкие между собой сиро-месопотамские обряды, в результате консолидации которых позже в Сирии и Палестине сформировался антиохийский (западносирийский) обряд, а в Месопотамии и Персии - халдейский (восточносирийский) обряд.

Антиохийский обряд в настоящее время существует в трех разновидностях: сириякской, маланкарской (сиро-маланкарской) и существенно отличающейся от них маронитской. Сириякский вариант распространился в Сирийской православной (яковитской) церкви. Его же унаследовали сиро -католики - группа, отделившаяся в 1783 г. от Сирийской православной (яковитской) церкви и заключившая унию с Римом. В 1653 г. христиане Малабара в Южной Индии разорвали унию с Римско-католической церковью, но вернулись не к своему прежнему исповеданию - несторианству, а к яковитскому монофизитству, приняв вместе с ним антиохийский обряд. Когда же небольшая их часть в 1930 г. вновь заключила унию с Римом, то образовалась новая группа униатов - сиро-маланкарцы - со своей собственной разновидностью антиохийского обряда - маланкарской, или сиро-маланкарской. Маронитский вариант антиохийского обряда возник у бежавших в VII- VIII вв. в Ливан так называемых маронитов6. В 1182 г. во время Крестовых походов марониты заключили унию с Римско-католической церковью, сохранив свой антиохийский обряд в его маронитской разновидности, хотя и несколько “латинизировав” его.

Для антиохийского обряда характерна литургия св. Якова, правда, у маронитов она представлена особым вариантом. Богослужебным языком в сириякском и маронитском “подобрядах” служат сирийский (почти вымерший) и арабский, в маланкарском - язык малаялам (относящийся к дравидийской языковой семье).

Халдейский обряд (в своем чистом виде) практикуется несторианами. В 1551 г. от несториан отделилась группа так называемых халдеев (халдо-католиков), вошедших в унию с Римско-католической церковью и слегка изменивших свой прежний халдейский обряд. В 1599 г. унию с католической церковью заключили жившие на Малабарском берегу индийские христиане-несториане, образовав группу так называемых сиро-малабарцев, после чего их обряд был сильно изменен, фактически превратившись в особый сиро-малабарский вариант халдейского обряда. В 1653 г. уния, как уже отмечалось, была расторгнута, однако в 1661 г. бульшая часть малабарских христиан вновь ее восстановила.

Халдеи и сиро-малабарцы обычно совершают (как и несториане) литургию св. Аддаи (Фаддея) и св. Мари (Марка), реже совершаются и другие литургии. В качестве языков богослужения у халдеев используются сирийский и арабский (у несториан богослужения проводятся только на сирийском языке), у сиро-малабарцев - малаялам.

В Армении сложился свой особый армянский обряд, уходящий своими корнями в обрядовую традицию Кесарии Каппадокийской, но и испытавший сильное влияние византийской обрядности. В армянском обряде несколько изменены литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста. Языком богослужения служит классический древнеармянский язык грабар. Алтарь отделяется от остальной части церкви не иконостасом, а занавесом. В 1741 г. от Армянской апостольской церкви отделилась сравнительно небольшая группа, вступившая в унию с Римско-католической церковью, образовав церковную организацию армяно-католиков, которые сохранили армянский обряд. Хотя для армяно-католического духовенства целибат не является обязательным, большинство священников этой конфессиональной группы не женаты.

Византийский обряд сложился в 381 г. в Константинополе, позже распространился в Каппадокии, Фракии и некоторых других землях Византийской империи. У греков в несколько измененных формах этот обряд переняли грузины, славянские народы (болгары, сербы, русские вместе с украинцами и белорусами), румыны. От византийских греков обряд также перешел к эллинам, албанцам, италоалбанцам7, арабам-мелькитам8.

По мере откола от разных православных церквей групп, заключавших унию с Римско-католической церковью, появились многочисленные “подобряды” у католиков византийского обряда. Католиков византийского обряда обычно называют греко-католиками, добавляя при этом и их этническую принадлежность. Группа греко-католиков - италоалбанцев образовалась во второй половине XV в., греко-католиков - украинцев, белорусов, венгров и словаков - в 1595 г., греко-католиков - хорватов (точнее, охорватившихся сербов) - в 1611 г., греко-католиков - албанцев - в 1628 г., греко-католиков -карпатороссов - в 1646 г., греко-католиков - румын - в 1701 г., греко-католиков - мелькитов - в XVIII в., греко-католиков - греков и болгар - в 1860 г., греко-католиков - русских - в 1905 г. Кроме перечисленных групп, имеющих униатские национальные организации, имеются еще малочисленные группы греко-католиков, у которых таких организаций нет. Это греко-католики - грузины, эстонцы, латыши, финны, японцы, китайцы.

Католики византийского обряда используют литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста. Богослужебные языки у разных групп греко-католиков различны. Греко-католики - украинцы, белорусы, словаки, хорваты, карпатороссы, болгары и русские проводят богослужения на церковнославянском языке. Частично используют церковно-славянский язык (наряду со своими национальными) венгры и румыны. Греко-католики - греки и частично (наряду с национальными языками) греко-католики - италоалбанцы, албанцы и мелькиты используют в богослужебной практике древнегреческий язык (в его византийской форме), а греко-католики - грузины - грузинский язык.

Обрядность греко-католиков подверглась некоторой латинизации.

Общая численность католиков восточных обрядов составляет около 16 млн. человек - 1,5 % всех приверженцев Римско-католической церкви. Самая большая их группа - 7 млн. человек живет на Украине (там это в основном украинцы, включая карпатороссов). 600 тыс. католиков восточных обрядов расселены в Румынии (трансильванские румыны), свыше 500 тыс. - в Польше (украинцы и белорусы), около 500 тыс. - в России (украинцы и очень небольшое число русских), более 250 тыс. - в Словакии (русины, или карпатороссы, в том числе ословакившиеся), около 300 тыс. - в Венгрии (давно ассимилированные венграми русины). Около 4 млн. католиков восточных обрядов сосредоточено в Индии (малаяли), более 700 тыс. - в Ливане (арабы, а также армяне и ассирийцы), свыше 400 тыс. - в Ираке (ассирийцы и немного арабов и армян), около 300 тыс. - в Сирии (арабы и в небольшом числе армяне и ассирийцы). Около 500 тыс. греко-католиков живут в США (в основном украинцы, включая карпатороссов, а также арабы, ассирийцы, армяне, румыны, венгры), около 500 тыс. - в Бразилии (арабы и в меньшем числе украинцы), более 200 тыс. - в Аргентине (украинцы и арабы), свыше 200 тыс. - в Канаде (украинцы), около 200 тыс. - в Египте (арабы и немного армян и ассирийцев). Меньшие по численности группы католиков восточных обрядов имеются и в других странах.

 

Неримские католики

 

Неримскими католиками обычно собирательно называют церковные группы, которые в XVII - XX вв. либо отделились от Римско-католической церкви, приобретя при этом в большинстве случаев некоторые протестантские черты, либо, наоборот, откололись от англиканства и некоторых других течений протестантизма, приблизившись к католицизму.

Некоторые группы неримских католиков, которые вышли из Римско-католической церкви, стали проводить богослужения на национальных языках, допустили мирян к управлению церковью, разрешили священникам вступать в брак, начали рукополагать женщин в священники и т. д. Что же касается неримских католиков, имеющих протестантское происхождение, то они в первую очередь постарались восстановить апостольскую преемственность в рукоположении духовенства, ввели в свое вероучение ряд католических догматов, а также несколько приблизили к католической свою культовую практику.

Общая численность всех неримских католиков составляет около 15 млн. человек.

Разные группы неримских католиков порой довольно сильно отличаются друг от друга. Наиболее известны из них старокатолики, реформированные католики, консервативные католики и либеральные католики.

Группа старокатоликов образовалась в 1870 г. из приверженцев Римско-католической церкви, недовольных принятием на I Ватиканском вселенском соборе нового догмата об универсальном и вселенском приматстве римского папы и его непогрешимости в вопросах веры и нравственности. Позже к старокатоликам присоединились порвавшая с Римом еще в 1724 г. так называемая Утрехтская церковь в Нидерландах, основанная в США в 1897 г. Польская национальная католическая церковь, а также старокатолическая группа, возникшая в 1924 г. среди хорватов.

Наряду с догматом о непогрешимости пап старокатолики отвергли принятый Римом в 1854 г. догмат о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью. Старокатолики не признают и ряд других нововведений Римско-католической церкви, принимая вероучение ранней церкви таким, каким оно было сформулировано на семи первых вселенских соборах.

Во время богослужения у старокатоликов используются только национальные языки. Старокатолическое духовенство (в том числе высшее) не обязано соблюдать целибат. Священники у них избираются общиной и лишь потом рукополагаются. Епископов же до их рукоположения выбирают синоды. Миряне принимают активное участие в церковной жизни и в равной мере с духовенством представлены в синодах, церковных советах и судах. Все национальные старокатолические церкви независимы.

Общая численность старокатоликов составляет более 400 тыс. человек. Наиболее значительные их группы имеются в США, Польше, Германии, Австрии, Швейцарии.

Реформированными католиками иногда называют членов церковных организаций, которые сравнительно недавно отделились от Римско-католической церкви из-за ее консерватизма, а в ряде случаев и из-за неприятия Римом ведшейся в некоторых католических странах национально-освободительной борьбы. Эти организации провели определенные догматические преобразования в протестантском духе. Многими из них, особенно на первых порах существования, отвергалась апостольская преемственность епископата. Обрядность у реформированных католиков существенно упрощена. Каждая их церковная организация полностью независима.

Общая численность реформированных католиков - приблизительно 8 млн. человек. Наиболее известные их организации - Филиппинская независимая церковь (4,8 млн. человек) и Чехословацкая гуситская церковь (более 500 тыс. человек).

Консервативные католики - группа неримских католиков, объединяющая церковные организации, сравнительно недавно отделившиеся от Римско-католической церкви из-за недовольства принятыми ей либеральными нововведениями и некоторым ее приспособлением к реалиям современной жизни. Богослужения у консервативных католиков проводятся только на латинском языке. Каждая их церковная организация самостоятельна, в некоторых из них нарушена апостольская преемственность рукоположения епископов.

Общая численность консервативных католиков - около 6 млн. человек. Крупнейшей их организацией является Бразильская католическая апостольская церковь, насчитывающая около 3 млн. сторонников.

Либеральные католики - одна из ветвей неримских католиков, появившаяся в 10-х годах ХХ в. в Великобритании. Позже к либеральным католикам примкнули и другие церковные группы. Для догматики либеральных католиков характерен синтез старокатолических и теософских доктрин. Она также включает масонские, гностические, магические и оккультные положения. Единства по догматическим вопросам среди либеральных католиков нет. Культ в либерально-католических церквах также сочетает старокатолические и теософские элементы.

Численность либеральных католиков составляет всего около 100 тыс. человек. Они имеются во Франции, США, Австралии, Великобритании и некоторых других странах.

Кроме перечисленных течений к неримским католикам относят и ряд более мелких групп. Это церкви, возглавляемые так называемыми независимыми епископами; маргинальные католические организации, включившие в свое вероучение некоторые догматические положения, далекие от католических, а иногда и от христианских доктрин вообще; “англо­романские церкви”, отдели-вшиеся от англиканской церкви из-за сомнений по поводу апостольской преемственности ее епископата; церкви, отколовшиеся от разных протестантских церквей и называющие себя католическими.

 

Протестантизм

 

Протестантизм - одно из пяти основных направлений христианства, возникшее гораздо позже других четырех - в первой половине ХVI в., когда во многих странах Европы в ходе развернувшегося движения Реформации был отвергнут ряд важнейших доктринальных, культовых и организационных установок католицизма и самостоятельно сложился ряд течений, которые стали собирательно называть протестантизмом. Однако, хотя большинство протестантских течений появилось именно в период Реформации, антикатолические движения протестантского типа возникали и в более ранние исторические периоды, причем некоторые конфессии, генетически связанные с этими движениями (вальденсы, моравские братья), сохранились до наших дней. Их можно назвать дореформационными протестантскими конфессиями.

Таким образом, протестантизм появился не как единая конфессия, а как совокупность течений, порой существенно отличающихся друг от друга, но имеющих ряд общих черт. Прежде всего протестантизм признает верховенство Библии как фундамента веры. Что же касается Священного Предания (постановлений вселенских соборов и учения Отцов церкви), то подавляющее большинство протестантов его не признают, а признающие отводят Священному Преданию второстепенную по сравнению со Священным Писанием роль. Одной из важнейших черт протестантизма, противопоставляющих его католицизму и православию, является то, что в нем основным условием спасения считается личная вера в Бога, а не помощь священников и добрые дела во имя церкви. Причем многие протестанты считают, что посмертная судьба человека заранее предопределена Богом, хотя некоторые протестантские конфессии смягчают веру в предопределение, а другие даже допускают наличие у человека свободной воли. Протестанты не верят в заступничество святых перед Богом, отказались они и от характерной для католиков веры в чистилище. Во многих протестантских конфессиях существует положение о всеобщем священстве верующих, согласно которому каждый христианин в принципе может рассматриваться как священник. Поэтому в большинстве протестантских конфессий нет резких различий между пастором и мирянами, и различия эти носят не духовный, а только функциональный характер. В связи с таким пониманием священства каждый верующий как бы получает право личной трактовки положений, содержащихся в Библии.

Таинства рассматриваются большинством протестантов как видимое слово Божие и ставятся в один ряд с другими формами Божьей милости: познанием Священного Писания, проповедью, беседами с пастором. Основная часть протестантских конфессий признают лишь два таинства: крещение и Вечерю Господню (причащение), так как только об этих таинствах сказано в Новом Завете, что их установил сам Иисус Христос. Различные течения протестантизма по-разному трактуют таинство причащения, но все они не признают его бескровной жертвой и не верят в пресуществление элементов причасти (хлеба и вина) в тело и кровь Христовы. Однако большинство протестантов все же верят, что Иисус Христос присутствует в церкви во время причащения.

Богослужебная практика сильно различается в различных протестантских деноминациях, но в целом, как уже отмечалось, культ в протестантизме сильно упрощен. В богослужении все протестанты ставят на первое место проповедь и чтение Библии. Некоторые протестантские конфессии (например, квакеры и Армия спасения) вообще отказались от какой либо обрядности.

Протестанты отвергли власть в церкви какого-либо первосвященника (и прежде всего римского папы, против власти которого была в частности направлена Реформация), а во многих деноминациях - и епископскую власть. Даже в тех протестантских церквах, где существует епископат, епископ в большинстве случаев не особый верховный священнический чин, а

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...