Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации,
Межрегиональная конференция «Совершенствование системы постинтернатного сопровождения. Повышение роли СО НКО» при поддержке Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям И качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации 9 февраля 2016 г. г. Москва
РЕЗОЛЮЦИЯ (ПРОЕКТ) Уважаемые участники конференции! Предлагаем в ходе работы секций дополнить новыми или скорректировать предлагаемые положения резолюции и представить их на завершающем конференцию пленарном заседании. Работа над резолюцией будет продолжена после окончания конференции. Свои предложения и коррективы вы можете направлять до 25 февраля 2016 года по электронному адресу: Natalja.zaitseva@dd-sos.org, zaitseva71@mail.ru
9 февраля 2016 года в Общественной палате Российской Федерации состоялась к онференция «Совершенствование системы постинтернатного сопровождения. Повышение роли СО НКО, организованная НОУ «Центр Развития Семейных Форм Устройства Детей» (г.Мурманск, учредитель Межрегиональная благотворительная общественная организация Российский Комитет - «Детские Деревни - SOS») при поддержке Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации, в рамках реализации Программы «Повышение роли СО НКО в обеспечении постинтернатного сопровождения выпускников разных форм опеки» (субсидия Министерства экономического развития Российской Федерации). В работе конференции приняли участие более 120 представителей государственных и негосударственных организаций, представители государственных федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, члены Общественной палаты Российской Федерации, независимые эксперты и представители научного сообщества из 21 региона Российской Федерации и Республики Беларусь.
На конференции обсуждались вопросы развития системы постинтернатного сопровождения в условиях реформирования социальной сферы, возможности передачи функций постинтернатного сопровождения негосударственным некоммерческим организациям, вопросы организации качественной подготовки кадров (специалистов и граждан), привлекаемых к сопровождению выпускников, представлен эффективный опыт работы по социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей.
С 2010 года, когда Президент РФ Д.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил особую важность вопросов социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, произошли существенные организационные и качественные изменения: - завершается процесс реформирования детских домов, которые с 2015 года функционируют в принципиально новом формате и выполняют значительно расширенный перечень функций, в том числе и функцию сопровождения выпускников, осуществляют мониторинг успешности их социализации; - в ряде регионов приняты законы «О патронате», предусматривающие индивидуальное сопровождение выпускников интернатных учреждений; - в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 марта 2011 года; - благодаря реализации федеральных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций десятки СО НКО смогли реализовать программы и проекты в сфере поддержки детей-сирот и лиц из их числа.
Тем не менее, остаются вопросы и проблемы, требующие обсуждения и принятия дальнейших решений: - в условиях реформирования социальной сферы, смены исполнителей полномочий по обеспечению сопровождения выпускников разных форм опеки повышаются риски утраты наработанных эффективных моделей и технологий сопровождения, прежде всего в связи с неподготовленностью кадров в ведомствах, принимающих полномочия; - специалисты, осуществляющие постинтернатный патронат, и граждане, привлекаемые для этих целей в качестве кураторов (наставников) часто не имеют достаточного уровня знаний и навыков работы с детьми-сиротами подросткового возраста, молодыми мамами, лицами с инвалидностью из числа детей-сирот, лицами из числа детей-сирот, вернувшимися из мест лишения свободы. Существует острый дефицит программ повышения квалификации и развития компетенций специалистов в этой сфере; - не в полной мере используется опыт СО НКО по применению технологий наставничества, кураторства государственными учреждениями и службами сопровождения, которые обеспечивают сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к условиям самостоятельного проживания значимым для него взрослым; - полномочия по организации постинтернатного сопровождения относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации и на сегодняшний день уровень организации такой работы в разных субъектах очень различен, что не позволяет обеспечить равные возможности для выпускников в разных регионах, а также вызывает проблемы при переезде молодого человека из одного региона в другой; - сопровождение в период адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа является по своей сути социальным сопровождением, определенным в Федеральном Законе «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации». Неопределенность механизмов и порядка расчета нормативных затрат на организацию деятельности по социальному сопровождению ограничивает возможности компенсации затрат СО НКО -поставщиков социальных услуг, осуществляющих социальное сопровождение;
- выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше 18 лет в соответствии с требованиями Федерального Закона «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» утрачивают право на получение бесплатной социальной помощи и социального сопровождения, в случае, если их доход превышает установленный в регионе минимум; - уровень готовности к самостоятельной жизни выпускников замещающих семей часто недостаточен для успешной социализации и многие из них также нуждаются в персональном сопровождении. В Мурманской области, например, с 2012 года положения закона «О патронате» распространяются и на выпускников замещающих семей; - существующие механизмы поддержки детей-сирот и лиц из их числа недостаточны для обеспечения права детей-сирот с инвалидностью на семейные условия проживания (п.5 ст.23 Международной Конвенции о правах инвалидов) и права на самостоятельную жизнь в местном сообществе (п.b ст.19 Конвенции). Тем не менее, существует уникальный опыт Владимирской, Псковской областей и ряда других регионов по организации сопровождаемого проживания молодых людей с инвалидностью, созданию приемных семей для одиноких людей с инвалидностью, персонального ассистирования лиц с инвалидностью; - существующая система дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа требует пересмотра. Так, например, установленное право получения лицом из числа детей-сирот, впервые ищущим работу, в течение 6 месяцев пособия по безработице в размере средней заработной платы, сложившейся в субъекте Российской Федерации, с одной стороны, является серьезной материальной поддержкой, но, с другой стороны, провоцирует формирование потребительской позиции у выпускников, избегание получения трудового опыта в период до выпуска из учреждения профессионального образования. Существующие дополнительные гарантии права на образование не дают ожидаемого эффекта в части осознанного выбора профессии выпускниками интернатных учреждений и их профессионального становления (право на получение второго среднего профессионального образования, п. 2 ст.6 159-ФЗ).
Общественная палата Российской Федерации и участники конференции рекомендуют: Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: 1) Ускорить принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения эффективности социальных выплат и конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы)», разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и предусматривающего возможность получения в течение 6 месяцев пособия по безработице в размере средней заработной платы в регионе впервые ищущим (ранее не работавшим) и впервые признанным в установленном порядке безработными детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в возрасте от 14 до 18 лет по направлению органов службы занятости населения принимали участие во временном трудоустройстве в свободное от учебы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными организациями. 2) Внести следующие дополнения (изменения) в Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Добавить статью: «Статья. Дополнительные гарантии лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на социальное сопровождение в период адаптации к условиям самостоятельного проживания. 1. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте старше 18 лет, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 16 лет и признанные полностью дееспособными (эмансипированными), завершившие пребывание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и завершившие воспитание в семьях после прекращения семейного устройства по достижении совершеннолетия, имеют право на социальное сопровождение, осуществляемое в период адаптации к условиям самостоятельного проживания. 2. Социальное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в течение адаптационного периода в сроки, необходимые для успешной социальной адаптации к условиям самостоятельного проживания, но не более чем по достижении возраста 23 лет. В отдельных случаях адаптационный период может быть продлен лицам старше 23-х лет.
3. Порядок организации работы по социальному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, виды и формы социального сопровождения определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Работы по социальному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходным обязательством субъектов Российской Федерации.». 3). В Федеральных Законах и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативно правовых актах скорректировать понятие: понятия «постинтернатное сопровождение», «постинтернатный патронат» заменить на «социальное сопровождение в период адаптации к условиям самостоятельного проживания».
Правительству Российской Федерации: 1. Проанализировать исполнение регионами федерального законодательства, методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам поддержки и социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. 2. Предусмотреть предоставление организациям, учреждениям, предприятиям налоговых льгот (или иных преференций) в случае реализации ими долгосрочного профессионального наставничества над трудоустроенными в них лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общественной палате Российской Федерации: 1. Сформировать при Комиссии Общественной Палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан и Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства межведомственную рабочую группу (координационный совет) по выработке законодательных и административно-правовых мер, направленных на создание условий для успешной социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Вынести на обсуждение рабочей группы следующие вопросы: - целесообразность введения индивидуального ваучера на социальное сопровождение в период адаптации к условиям самостоятельного проживания (целевой потребительской субсидии); - целесообразность внесения изменений в п. 4 ст. 155 Семейного Кодекса Российской Федерации по определению опекуна несовершеннолетних выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших город (населенный пункт) проживания в связи с поступлением в учреждение профессионального образования. 2. Содействовать принятию решений, способствующих расширению возможностей включения региональных НКО в процесс предоставления услуг по постинтернатному сопровождению, по подготовке специалистов и кураторов-наставников.
Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному по правам ребенка в Российской Федерации: Взять под особый контроль вопросы реализации прав на самостоятельное поддерживаемое проживание молодых людей с инвалидностью из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерству образования и науки Российской Федерации: 1. Закрепить законодательно обязательность профессиональной подготовки лиц, сопровождающих выпускников различных форм опеки, и разработку критериев отбора таких лиц (по аналогии с подготовкой замещающих родителей); 2. Создать механизм формирования государственного заказа на обучение специалистов, осуществляющих социальное сопровождение в период адаптации к условиям самостоятельного проживания; обеспечить участие СО НКО в подготовке этих специалистов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|